Актуальные вопросы эпидемиологии инфекционных болезней и вич-инфекции


Сотрудники кафедры


Мартынов Юрий Васильевич

Доктор медицинских наук
Ученое звание: профессор
Должность: профессор
Преподаваемые дисциплины:

Круг научных интересов - изучение проявлений эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции.

Общий стаж работы: 41 год
Стаж работы по специальности: 41 год


Кухтевич Евгения Вячеславовна

Кандидат медицинских наук
Ученое звание: доцент
Должность: доцент
Преподаваемые дисциплины:

Научные интересы – изучение проявлений эпидемического процесса инфекций дыхательных путей и лабораторная диагностика инфекционных болезней.
Общий стаж работы: 25 лет
Стаж работы по специальности: 25 лет


Гришина Юлия Юрьевна

Должность: старший преподаватель
Преподаваемые дисциплины:

Научные интересы – эпидемиология ВИЧ-инфекции

Общий стаж работы: 17 лет
Стаж работы по специальности: 4 года

Шухов Владимир Семенович - профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии, доктор медицинских наук

Информация для студентов различных факультетов:

Для студентов 5 курса дневного лечебного факультета:

Тематический план лекций на цикле эпидемиология

1. Эпидемический процесс и противоэпидемические мероприятия - 2 часа

2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней – 2 часа

3. Эпидемиология инфекций дыхательных путей – 2 часа

4. Эпидемиология кишечных инфекций- 2 часа

5. Природно–очаговые инфекционные болезни. Сапронозы – 2 часа

6. Эпидемиология внутрибольничных инфекций (ВБИ) – 2 часа

7. Эпидемиологический надзор. Эпидемиологический диагноз. Эпидемиологические исследования. – 2 часа

8. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военное время. Санитарная охрана территории страны- 2 часа

9. Эпидемиология заболеваний, передаваемых половым путем. ВИЧ-инфекция – 2 часа

Тематический план практических занятий на цикле эпидемиология

4. Эпидемиология инфекций дыхательных путей- 4 часа Решение ситуационных задач. Работа с документацией. Решение тестов закрытого типа с последующим самоконтролем.

5. Эпидемиология кишечных инфекций и вирусных гепатитов-8 часов Решение ситуационных задач. Самоконтроль по тестам закрытого типа.

9. Итоговое тестирование: письменное и компьютерное.

Контролируемые виды учебной работы:

    • Посещение лекций
    • Работа на практическом занятии
    • Самостоятельная работа
    • Выполнение практикумов
    • Итоговое тестирование

Дополнительные баллы к итоговой оценке студент может заработать с учетом:

  • творческой активности на занятиях;
  • владения дополнительным материалом, не входящим в учебную программу;
  • подготовки доклада по эпидемиологии и выступления на студенческой конференции;
  • выполнения научно-исследовательской работы по эпидемиологии.

Пропущенные лекции студент прорабатывает самостоятельно, контроль на практических занятиях и экзамене по инфекционным болезням. Отработки пропущенных занятий по субботам с 9.00 до 14.00 по предварительной записи.

а) основная литература

    1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология (учебное пособие) М., 2003, 448 с.
    2.Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Жогова М.А., Бушуева В.В., Колесова В.Н. Эпидемиология: тесты, задачи и упражнения. М., 1997, 272 с.
    3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). Учебное пособие. М., 2005, 196 с.
    4. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Военная эпидемиология. Противоэпидемическое обеспечение в военное время и при чрезвычайных ситуациях (учебное пособие). М., 2007, 150 с.
    5. Работа лечебного учреждения в экстремальных условиях. Ю.М. Шефер, А.А. Шапошников., М., 2000, 203 с.
    6. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995, 439 с.

б) дополнительная литература:

    1. Биологическая безопасность. Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2006, 304 с.
    2. Обеспечение биологической, химической и радиационной безопасности при террористических актах. Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2005, 430 с.
    3. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. М.-ГЭОТАР-МЕД., 2003, 144 с.
    4. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. М.-ТЭОТАР-МЕД, 2000, 496 с.
    5. Справочник госпитального эпидемиолога. М., 1999, 335 с.
    6. Справочник практического врача. Бактерийные, сывороточные и вирусные лечебно-профилактические препараты. Аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник. Под ред. Н.А.Озерецковского и Г.И. Останина. С-Петербург, 1998, 411 с.
    7. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакцинологии. Руководство для врачей. М.-ГЭОТАР-МЕД, 2006, 592 с.
    8. Шкарин В.В. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2006, 580 с.

Для студентов 6 курса вечернего лечебного факультета:

Тематический план лекций на цикле эпидемиология

    1. Эпидемический процесс и противоэпидемические мероприятия – 2 часа
    2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней – 2 часа
    3. Эпидемиология инфекций дыхательных путей – 2 часа
    4. Эпидемиология кишечных инфекций- 2 часа
    5. Природно–очаговые инфекционные болезни. Сапронозы – 2 часа
    6. Эпидемиологические исследования. Эпидемиологический надзор- 2 часа
    7. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военное время. Санитарная охрана территории страны- 2 часа

Тематический план практических занятий на цикле эпидемиология :

Контролируемые виды учебной работы:

    • Посещение лекций
    • Работа на практическом занятии
    • Самостоятельная работа
    • Выполнение практикумов
    • Итоговое тестирование

Дополнительные баллы к итоговой оценке студент может заработать с учетом:

     творческой активности на занятиях;
     владения дополнительным материалом, не входящим в учебную программу;
     подготовки доклада по эпидемиологии и выступления на студенческой конференции;
     выполнения научно-исследовательской работы по эпидемиологии.

Пропущенные лекции студент прорабатывает самостоятельно, контроль на практических занятиях и экзамене по инфекционным болезням. Отработки пропущенных занятий по четвергам с 14.00 до 17.00 по предварительной записи.

а) основная литература:

    1. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология (учебное пособие) М., 2003, 448 с.
    2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Жогова М.А., Бушуева В.В., Колесова В.Н. Эпидемиология: тесты, задачи и упражнения. М., 1997, 272с.
    3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы). Учебное пособие. М., 2005, 196 с.
    4. Работа лечебного учреждения в экстремальных условиях. Ю.М. Шефер, А.А. Шапошников., М., 2000, 203 с.
    5. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995, 439 с.

б) дополнительная литература:

    1. Биологическая безопасность. Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2006, 304 с.
    2. Обеспечение биологической, химической и радиационной безопасности при террористических актах. Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2005, 430 с.
    3. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. М.-ГЭОТАР-МЕД., 2003, 144 с.
    4. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. М.-ТЭОТАР-МЕД, 2000, 496 с.
    5. Справочник госпитального эпидемиолога. М., 1999, 335 с.
    6. Справочник практического врача. Бактерийные, сывороточные и вирусные лечебно-профилактические препараты. Аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник. Под ред. Н.А.Озерецковского и Г.И. Останина. С-Петербург, 1998, 411 с.
    7. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакцинологии. Руководство для врачей. М.-ГЭОТАР-МЕД, 2006, 592 с.
    8. Шкарин В.В. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2006, 580 с.

Для студентов 4 курса дневного стоматологического факультета:

Тематический план лекций на цикле эпидемиология

    1. Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий – 1 час
    2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней- 1 час
    3. Внутрибольничные инфекции (ВБИ) – 1 час
    4. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военное время - 1 час

Тематический план практических занятий на цикле эпидемиология

    1. Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий - 3 часа Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений. Выходящий тестовый контроль.
    2. Специфическая профилактика инфекционных болезней- 3 часа Проверка исходного уровня знаний студентов с использованием тестов открытого типа. Решение ситуационных задач.
    3. Внутрибольничные инфекции (ВБИ)-3 часа Определение исходного уровня знаний с помощью тестов открытого типа. Решение ситуационных задач.
    4. Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях и военное время. Итоговое тестирование.

Контролируемые виды учебной работы:

    • Посещение лекций
    • Работа на практическом занятии
    • Самостоятельная работа
    • Итоговое тестирование

Дополнительные баллы к итоговой оценке студент может заработать с учетом:

     творческой активности на занятиях;
     владения дополнительным материалом, не входящим в учебную программу.

Пропущенные лекции и занятия отрабатываются по четвергам с 14.00 до 17.00 по предварительной записи.

а) основная литература:

б) дополнительная литература:

    1. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. М.-ТЭОТАР-МЕД, 2000, 496 с.
    2. Шкарин В.В. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2006, 580 с.
    3. Справочник госпитального эпидемиолога. М., 1999, 335 с.
    4. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакцинологии. Руководство для врачей. М.-ГЭОТАР-МЕД, 2006, 592 с.
    5. Биологическая безопасность. Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2006, 304 с.

Для студентов ФСМО зубные техники и гигиенисты

Тематический план лекций на цикле эпидемиология

    1. Эпидемический процесс и его закономерности – 1 час
    2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней – 1 час
    3. Эпидемиология внутрибольничной инфекции (ВБИ) Эпидемиология ВИЧ-инфекции – 1 час

Тематический план практических занятий на цикле эпидемиология

    1. Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий – 3 часа Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений. Выходящий тестовый контроль.
    2. Специфическая профилактика инфекционных болезней. Экстренная профилактика – 3 часа Проверка исходного уровня знаний студентов с использованием тестов открытого типа. Решение ситуационных задач с разбором ошибок.
    3. Эпидемиология и профилактика внутрибольничной инфекции (ВБИ). Эпидемиология ВИЧ-инфекции. Дезинфекция и стерилизация- 3 часа.Проверка исходного уровня знаний студентов с использованием тестов открытого типа.Решение ситуационных задач с разбором ошибок.
    4. Итоговое тестирование.

Контролируемые виды учебной работы:

    • Посещение лекций
    • Работа на практическом занятии
    • Самостоятельная работа
    • Итоговое тестирование

Дополнительные баллы к итоговой оценке студент может заработать с учетом:

     творческой активности на занятиях;
     владения дополнительным материалом, не входящим в учебную программу.

Пропущенные лекции и занятия отрабатываются по четвергам с 14.00 до 17.00 по предварительной записи.

а) основная литература

б) дополнительная литература:

    1. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. М.-ТЭОТАР-МЕД, 2000, 496 с.
    2. Шкарин В.В. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2006, 580 с.
    3. Справочник госпитального эпидемиолога. М., 1999, 335 с.
    4. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Руководство по клинической вакцинологии. Руководство для врачей. М.-ГЭОТАР-МЕД, 2006, 592 с.
    5. Обеспечение биологической, химической и радиационной безопасности при террористических актах. Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2005, 430 с.

Тематический план лекций на цикле эпидемиология

    1. Эпидемический процесс, математические модели эпидемий – 2 часа
    2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней – 1 час
    3. Эпидемиологические исследования – 1 час
    4. Эпидемиологический надзор – 2 часа
    5. Внутрибольничные инфекции – 2 часа
    6. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военное время. Санитарная охрана территории страны от завоза и распространения инфекционных болезней – 2 часа.

Тематический план практических занятий на цикле эпидемиология

    1. Вводное занятие. Устройство и режим инфекционного стационара. – 2 часа
    2. Эпидемический процесс. Математические модели эпидемий. – 4 часа
    3. Расчет внутригодовой и многолетней динамики заболеваемости. Летальности, смертности – 6 часов
    4. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Расчет экономической эффективности вакцинопрофилактики – 8 часов
    5. Эпидемиологический надзор, эпидемиологические исследования (анализ вспышек на примере острых кишечных инфекций и вирусных гепатитов с расчетом относительных рисков).
    6. Внутрибольничные инфекции. Основные направления профилактики ВБИ. Экономическая выгода от профилактики ВБИ – 4 часа
    7. Итоговое занятие. Тестовый контроль знаний - 2 часа

Самостоятельная работа студентов

    1. Иммунопрофилактика инфекционных болезней - 4 часа. Расчет экономической эффективности вакцинопрофилактики.
    2. Эпидемиологические исследования – 2 часа. Подготовка реферата. Собеседование, тест- контроль.
    3. Эпидемиологический надзор – 2 часа. Составление конспекта по организации и проведению эпидемиологического надзора при антропонозах. Собеседование.
    4. Содержание и организация противо-эпидемических меро-приятий в чрезвычай-ных ситуациях и военное время – 1 час. Составление конспекта по расчету санитарных потерь в эпидемических очагах

Пропущенные лекции студент прорабатывает самостоятельно, контроль на итоговом занятии. Отработки пропущенных занятий по четвергам с 14.00 до 17.00 по предварительной записи.

а) основная литература:

б) дополнительная литература:

  • Главная
  • Эпидемиология
  • Эпидемиология

ВИЧ-инфекция — болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека — антропонозное инфекционное хроническое заболевание, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы, приводящим к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), сопровождающегося развитием оппортунистических инфекций и вторичных злокачественных новообразований.

Возбудитель ВИЧ-инфекции — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — относится к подсемейству лентивирусов семейства ретровирусов.

Существует два типа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. ВИЧ-1 является наиболее распространенным типом возбудителя с пандемическим потенциалом распространения, ВИЧ-2 встречается преимущественно в странах Западной Африки. ВИЧ-1 и ВИЧ-2 некогда приобретены человеком у двух разных видов обезьян, однако современные случаи заражения человека от обезьян не зафиксированы. Единственным источником ВИЧ считаются инфицированные люди. Передача вируса от человека возможна на любой стадии заболевания, в том числе в инкубационном периоде.

ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфекция может передаваться при реализации как естественного, так и искусственного механизма передачи.

К естественным механизмам передачи ВИЧ относятся:

  • контактный, реализуемый преимущественно при половых контактах (как при гомо-, так и гетеросексуальных) и при контакте слизистой или раневой поверхности с кровью;
  • вертикальный (инфицирование ребенка от ВИЧ-инфицированной матери: во время беременности, в родах и при грудном вскармливании).

К искусственному механизму передачи относится:

  • артифициальный при немедицинских инвазивных процедурах, в том числе при внутривенном введении наркотиков (использовании шприцев, игл, другого инъекционного оборудования и материалов), нанесении татуировок, проведении косметических, маникюрных и педикюрных процедур нестерильным инструментарием;
  • артифициальный при инвазивных вмешательствах в МО. Инфицирование ВИЧ может осуществляться при переливании крови, ее компонентов, пересадке органов и тканей, использовании донорской спермы, донорского грудного молока от ВИЧ-инфицированного донора, а также через медицинский инструментарий для парентеральных вмешательств, изделия медицинского назначения, контаминированные ВИЧ и не подвергшиеся обработке в соответствии с требованиями нормативных документов.

Основными факторами передачи возбудителя являются биологические жидкости человека (кровь, компоненты крови, сперма, вагинальное отделяемое, грудное молоко).

Передача ВИЧ при половых контактах. ВИЧ передается преимущественно при вагинальных и анальных половых контактах, передача при других видах половых сношений встречается редко. Факторами передачи ВИЧ являются: сперма (при этом ВИЧ находится не в сперматозоидах, а в семенной жидкости и клетках), выделения женских половых путей, а также кровь и другие патологические отделяемые половых путей (при наличии заболеваний). Травматизация органов при половых контактах также увеличивает риск передачи ВИЧ. Основными ко-факторами передачи ВИЧ-инфекции являются наличие на слизистых половых путей как инфицированного, так и незараженного партнера признаков воспалительных заболеваний (часто связанных с ИППП) или дисплозивных процессов, служащих воротами для проникновения инфекции. Вероятность передачи ВИЧ определяет высокий уровень вирусной нагрузки у источника инфекции, который наблюдается в ранней стадии заболевания (инкубационный период, период первичной клинической манифестации), снижается в период латентной инфекции и имеет тенденцию к повышению в поздних стадиях болезни.

Вертикальная передача ВИЧ. Ребенок ВИЧ-инфицированной женщины может получить ВИЧ во время беременности и в родах, а также в послеродовом периоде — при грудном вскармливании. Факторами передачи служит кровь, патологическое отделяемое и грудное молоко. Без проведения профилактических мероприятий суммарный риск инфицирования ребенка составляет от 25 до 50%, он возрастает в острой стадии ВИЧ-инфекции у матери (высокая вирусная нагрузка) и при наличии у нее сопутствующих заболеваний.

Передача ВИЧ при переливании компонентов крови и пересадке органов и тканей обусловлена прямым попаданием инфицированного материала в неинфицированный организм. Фактором передачи ВИЧ могут быть практически все ткани и органы инфицированного ВИЧ донора.

Передача ВИЧ при искусственном оплодотворении аналогична половой передаче ВИЧ. Факторами передачи являются сперма и другие донорские материалы.

В России отмечены случаи заражения женщин ВИЧ-инфекцией при проведении процедуры иммунизации донорскими лимфоцитами.

Передача ВИЧ при медицинских инвазивных процедурах возможна при использовании инструментария, контаминированного ВИЧ, не прошедшего регламентированную дезинфекционную и стерилизационную обработку.

Передача ВИЧ при немедицинских парентеральных вмешательствах характерна для потребителей психотропных веществ при внутривенном введении (использование несколькими потребителями наркотиков общих загрязненных кровью игл и шприцев, попадание крови зараженного ВИЧ в растворы наркотика, в жидкости, которыми промывают шприцы, на другие предметы, используемые при приготовлении и употреблении раствора наркотика).

Аналогичный путь передачи может наблюдаться при парентеральном введении анаболиков, иглоукалывании, нанесении татуировок, пирсинге и т.п. Зафиксированы единичные случаи передачи ВИЧ при попадании крови зараженного ВИЧ на поврежденную кожу и слизистые неинфицированного человека, например при оказании первой помощи и обработке раневой поверхности без использования перчаток, других барьерных средств.

Передача при тесном бытовом контакте с источником ВИЧ не выявлена.

Инкубационный период при ВИЧ-инфекции — это период от момента заражения до ответа организма на внедрение вируса (появление клинической симптоматики или выработки антител), обычно составляет 3 месяца, однако при наличии иммунодефицитных состояний у пациента на фоне лечения цитостастатиками или антиретровирусными препаратами может увеличиваться до 12 месяцев. В данном периоде у инфицированного антитела к ВИЧ не обнаруживаются, в связи с чем возрастает риск передачи от него инфекции, в том числе при оказании медицинской помощи.

У 30-50% инфицированных появляются симптомы острой ВИЧ-инфекции, которая сопровождается различными проявлениями: лихорадка, лимфаденопатия, неспецифические (пятнисто-папулезные, уртикарные, петехиальные) высыпания на коже и слизистых, миалгии или артралгии, диарея, головная боль, тошнота и рвота, увеличение печени и селезенки, менингиальный синдром. Эти симптомы проявляются на фоне высокой вирусной нагрузки и снижения количества CD4 лимфоцитов в разных сочетаниях, имеют разную степень выраженности и продолжительность. В редких случаях уже на этой стадии при отсутствии антиретровирусной терапии могут развиваться тяжелые вторичные заболевания, приводящие к гибели пациентов. В данном периоде возрастает частота обращаемости инфицированных в медицинские организации; риск передачи инфекции — высокий в связи с высокой вирусной нагрузкой, большим количеством вируса в крови.

Продолжительность субклинической стадии в среднем составляет 5-7 лет (от 1 до 8 лет, иногда более), клинические проявления, кроме лимфоаденопатии, отсутствуют. В этой стадии в отсутствие проявлений инфицированный длительно является источником инфекции. Во время субклинического периода продолжается размножение ВИЧ и снижение количества CD4 лимфоцитов в крови.

Стадия вторичных заболеваний.

На фоне нарастающего иммунодефицита появляются вторичные заболевания (инфекционные и онкологические). Заболевания инфекциями вирусной, бактериальной, грибковой природы сначала протекают довольно благоприятно и купируются обычными терапевтическими средствами. Первоначально это преимущественно поражения кожи и слизистых, затем органные и генерализованные поражения, приводящие к смерти пациента при отсутствии АРТ..

При ВИЧ-инфекции профилактика является наиболее эффективной мерой защиты человека.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения проводит общие профилактические мероприятия по снижению заболеваемости ВИЧ-инфекцией по четырем основным направлениям:

  • просвещение в вопросах безопасности половых отношений, распространение презервативов, лечение заболеваний, передающихся половым путем, пропагандирование культуры половых взаимоотношений;
  • контроль над изготовлением препаратов из донорской крови;
  • ведение беременности ВИЧ-инфицированных женщин, обеспечение их медицинской помощи и предоставление им средств химиопрофилактики (в последнем триместре беременности и в родах женщины получают антиретровирусные препараты, которые также на первые три месяца жизни назначаются новорожденным детям);
  • организация психологической и социальной помощи и поддержки ВИЧ-инфицированных граждан, консультирование.

В мировой практике особое внимание уделяют таким эпидемиологически важным в отношении заболеваемости ВИЧ-инфекцией факторам, как наркомания, беспорядочная половая жизнь. В качестве профилактической меры во многих странах производится бесплатная раздача одноразовых шприцов, метадоновая заместительная терапия. В качестве меры, способствующей снижению половой неграмотности, в учебные программы вводятся обучающие половой гигиене курсы.

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Зам. директора по учебной работе

По теме: « Введение. Общие вопросы эпидемиологии и

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

для специальности 31.02.01 Лечебное дело Курс II

Ф.И.О. автора Павленко Надежда Ивановна

2015-2016 уч. год

- ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения необходимых для изучения данной темы.

Презентация Power Point

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

- сущность категорий: инфекция, инфекционный процесс, эпидемический процесс;

- систему организации медицинской помощи инфекционным больным; основные свойства возбудителя,

- эпидемиологическую ситуацию, основные свойства возбудителя, пути

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала;

Ф ормируемые профессиональные компетенции:

- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

V. Схема интеграционных связей УД и ПМ:

1. Междисциплинарные связи:

Основы микробиологии и иммунологии

Введение. Общие вопросы эпидемиологии и инфекционной патологии

ПМ.01 Диагностическая деятельность

Гигиена и экология человека

ПМ.04 Профилактическая деятельность

Здоровый человек и его окружение

Инфекционные болезни. Особенности инфекционных болезней. Принципы профилактики инфекционных болезней. Использовать полученные знания при профилактике инфекционных заболеваний.

Учебная практика по профилю специальности

V I. Оснащение занятия:

Методическое: методическая разработка теоретического занятия

Техническое: мультимедийная презентация

VII .Методы и приемы

Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.

VIII . Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы (по форме):

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)

Наличие электронной версии

МДК.01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Р.01.01.2 Диагностика заболеваний

Р.2.1 Диагностика внутренних болезней

Р.2.1.2 Диагностика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ- инфекции

Диагностика инфекционных заболеваний МДК 01.01.Пропедевтика клинических дисциплин

А.К. Белоусова Ростов н/Д : Феникс

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

Сестринское дело при

инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии

Хронокарта теоретическ ого занятия:

Структурные элементы урока

Организационная часть занятия

Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, их внешнего вида, наличие тетради для конспекта лекции. Отмечает отсутствующих, выясняет причины.

Студенты готовят тетради, ручки.

Сообщает тему занятия,

Записывают тему и план занятия.

Дает рекомендации по выполнению домашнего задания

Слушают, записывают задания, задают вопросы.

Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы)

Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом

Слушают, записывают , задают вопросы.

Раскрывает содержание темы.

Излагает теоретический материал на основе взаимопонимания, задает вопросы студентам, отвечает на вопросы студентов

Слушают изложение материала, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя

Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся)

Задает вопросы студентам, выслушивает ответы, корректирует ответы студентов, контролирует конспекты лекции у студентов

Систематизируют полученную информацию.

Отвечают на вопросы преподавателя, используют конспекты

Дает методические рекомендации к самостоятельной работе.

II. Информационный блок

1. Теоретическое занятие:

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему. Решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в , которым предшествовало открытие микробов (А Левенгук, 1632—1723).

Луи Пастер (1822-1895, Франция). доказал, что вакцина, изготовленная из возбудителей той или другой болезни, способна уберечь человека от соответствующего заболевания или существенно ослабить его течение

Р.Кох (1843 г. – 1910 г., Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1905 г

Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) определили не только торжество контагионистской теории эпидемий, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д )

Первая мировая война, последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до сих пор распространению различных эпидемий. Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организатор —Д. К. Заболотный (1866-1929), Заболотному принадлежит открытие наличия природных очагов чумы и первый учебник по эпидемиологии. Д. К. Заболотный создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский, М. Н. Соловьев и другие, внесшие в последующем огромный вклад в развитие эпидемиологии. Д. К. Заболотный считается основоположником отечественной эпидемиологии.

Л. В. Громашевский (1887-1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи.

Эпидемический процесс – это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения. На принципе разделения возбудителей инфекций по месту локализации основана классификация инфекционных болезней по Громашевскому :

Кишечные инфекции (локализация в ЖКТ).

Инфекции дыхательных путей (локализация в дыхательных путях).

Кровяные инфекции трансмиссивные (локализация в крови.).

Инфекции наружных покровов (локализация в коже и слизистых).

Вторая классификация по путям передачи по Черкасскому (1994 год):

1Кишечные инфекции ( пищевой путь, заражение через рот).

2Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный - аэрозольный путь, заражение через дыхательные пути).

3Кровяные инфекции трансмиссивные (передача возбудителя через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.).

4Кровяные инфекции не трансмиссивные (заражение при инъекциях, переливании крови, плазмы и т.п.).

5Инфекции наружных покровов (контактный путь распространения, заражение через кожу или слизистые оболочки).

Помимо такого деления, все инфекции, которыми заражается и болеет человек, принято разделять еще на три группы:

Антропонозы - заболевания, свойственные только человеку и передающиеся от человека человеку (от греческих слов: anthropos - человек, nosos - болезнь).

Зоонозы ( от греческого слова zoon - животные) - болезни, свойственные животным и человеку и передающиеся от животного человеку, от человека человеку не передаются.

Сапронозы – заболевания, возбудители которых находятся в окружающей среде.

Инфекционные болезни известны человечеству еще с глубокой древности. Эпидемиями охватывались огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные болезни получили название "моровых болезней". Профилактика инфекционных заболеваний, борьба с ними во все времена и у всех народов представляли собой самую серьезную общественную проблему.

Следует подчеркнуть, что инфекционный процесс — один из самых сложных в природе биологических процессов, а инфекционные болезни являются грозными разрушительными факторами для человеческого общества, наносящими ему колоссальный экономический ущерб. Эйфория 50-70-х годов нашего столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь — натуральную оспу — можно считать условно ликвидированной на планете. Однако вирус заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка не иммунных людей весьма значительна и постоянно возрастает. С другой стороны, увеличивается число новых, ранее неизвестных науке инфекций. Особое значение приобретает медицинская безграмотность населения. Отсюда позднее обращение к врачу и несвоевременная госпитализация инфекционных больных (дифтерия, боррелиоз — болезнь Лайма и др.). Во всех странах мира, независимо от экономического развития, отмечается и рост инфекционных заболеваний , регистрируются эпидемии.

К особо опасным инфекционным болезням относятся карантинные болезни (ООКИ) - холера, чума, натуральная оспа, желтая лихорадка. Натуральная оспа ликвидирована в октябре 1977 г., что было сертифицировано Генеральной Ассамблеей ВОЗ в мае 1980 г. С1994 г. резко ухудшилась эпидемическая обстановка по чуме в мире. На территории России угроза заболевания людей остается высокой в связи с напряженной эпизоотической обстановкой среди диких животных в природных очагах этой опасной болезни (Республика Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Горный Алтай). Периодически осложняется эпидемическая обстановка по холере. В результате завоза инфекции паломниками в Республике Дагестан возникла крупная вспышка холеры в 1994 г. Было зарегистрировано 1119 больных и 1249 вибриононосителей. Единичные случаи заболевания холерой были зарегистрированы и на других территориях России. Заболевания преимущественно регистрировались у лиц, занимающиеся коммерческой деятельностью и туризмом. Наиболее вероятными в отношении завоза и распространения чумы и холеры остаются краевые, областные и республиканские центры, имеющие интенсивные связи с эндемичными по этим инфекциям странами. Возможен занос чумы в приграничные населения, расположенные в непосредственной близости к эндемичным территориям Монголии и Северо-Восточного Китая, в которых условия для ранней диагностики ограничены.

3.Понятие об эпидемиологическом процессе и его звеньях.

Эпидемический процесс – это распространение инфекции в человеческом обществе или сообществе животных. Состоит из трёх звеньев: источника, механизмов и путей передачи и восприимчивого населения.

Как известно, для развития эпидемического процесса необходимо наличие трех основных звеньев: источника инфекции, механизма передачи инфекции и восприимчивого населения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.