Яранга и чум презентация


Презентация красочно показывает значение, необходимость северного жзилища (чум).

Скачать:

Вложение Размер
chum_-zhilishche_nashikh_predkov_ezangi_ulyana1.pptx 1.62 МБ

Подписи к слайдам:

Актуальность : мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению быта. Чум стал меньше использоваться. Цели исследования : выявление значения чума для ненцев; изучение его строения; сравнение зимнего и летнего чума.

Гипотеза исследования: если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что чум был идеально приспособлен к открытым пространствам тундры, что древний человек, не зная законов физики и астрономии, смог создать уникальное жилище, форма которого придает ему устойчивость, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала. Задачи: изучить научно-популярную литературу по данной проблеме; описать построение чума; дать сравнительную характеристику летнего и зимнего чума.

Традиционное жилище – конический чум от 3 до 9 метров в поперечнике. Остов чума состоит из жердей и покрыт нюками (покрытие чума).

Устанавливают чум у ненцев женщины. Им помогают девочки-подростки. Делают они это быстро, по строго установленным правилам. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Каркас современного чума составляют из шестиметровых шестов от 25 до 40 штук. Установка чума

На равном расстоянии от очага устанавливают два основных шеста (макода). Их нижние концы втыкают в землю примерно под углом 45 градусов, а верхние связывают гибкой петлей. Определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг . По обе стороны от него укладывали доски пола и плетеные циновки.

Перпендикулярно центральному внутреннему шесту ( симзы ) располагались две горизонтальные жерди ( ти ), на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. По окружности размещали остальные шесты.

В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум.

Когда остов чума поставлен, начинают натягивать покрытие ` нюк `. Два человека специальными шестами поднимают ` нюки ` за кармашки вверх.

Две других женщины держат за боковые края и одновременно по команде покрытие поднимается на чум. А потом расправляются, натягиваются края, которые завязываются веревками к шестам.

В старину летний чум покрывали берестяными покрышками. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке.

Зимний чум - сырей мя. Он покрывается нюками из оленьих шкур. Летний чум – тангы мя. Покрытием для него служит брезент. Раньше покрывали вываренной берестой . Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.

После установки чума, женщины застилают постели внутри . Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины.

Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, родным языком, происхождением своего народа, историей своего края, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.

Суров мой С евер лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!


  • Скачать презентацию (2.21 Мб) 57 загрузок 0.0 оценка













  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Содержание


Выполнил: Костерин М. 01-21

Яранга Чум Деревянный дом Юрта Балаган и ураса

Яра́нга (чукот. яран’ы) — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров[1]. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) северо-востока Сибири. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.

Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум имеет коническую форму и (в плане) круглый или слегка овальный (диаметр по полу 3-8 м). Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища. Летом – вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом – грубой тканью. В центре чума находился очаг, по обе стороны от входа – места для спанья: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху – оленьи шкуры.

У рыболовов-охотников западносибирской тайги — хантов и манси — основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой или дерном.У амурских народов — рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни (нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи), — в качестве зимнего жилища использовались четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обычно жили две-три семьи, поэтому очагов в нем было несколько. Летние жилища были разнообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой.

Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.

Жилище якутов было сезонным. Зимнее — "балаган" — бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX века традиционным летним жилищем якутов являлась ураса — коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой — куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары — "орон". Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек — примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали — почетный (юго-западный) угол.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.


Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки


Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

















Описание презентации по отдельным слайдам:

Вигвам, юрта, чум, яранга

Жилища Вигвам, Чум, Яранга,Юрта вигвам, чум, яранга, юрта являются передвижным домом, в котором народ, ведущий кочевой образ жизни, спасается от летнего зноя и согревается в зимнюю стужу.

Вигвам В нем живет народ - лесные индейцы. вигвамы отличаются, прежде всего, формой в виде купола. Вигвам строится из гибких стволов деревьев, которые укрепляются в земле по кругу или овалу так, чтобы они образовали свод. Сверху вигвам покрывается ветками или корой. Часто используется кора березы. Ее укрепляют на остове внахлест так, чтобы внешняя, "белая" сторона коры оказывалась снаружи. Иногда вигвам сооружается наподобие типи. Усеченный конус из жердей обертывается сшитыми полосами березовой коры. Такой вигвам лучше защищает от дождя и его проще перевезти на другое место.

Чум Якутский и эвенкийский народ живет в чумах. Чум собирается из 40-50 жердей и имеет коническую форму. Летом чум покрывают парусиной или корой бересты. Зимой – шкурами оленя или лося. Вход завешивается шкурой или грубой материей.

Изнутри, у входа - место хозяйственной утвари, рядом место хозяйки. В центре чума расположен очаг. Слева и справа от очага спальные места домочадцев. В чуме народ спит на шкурах, настеленных поверх циновки, сухой травы или подстилки из березовой коры. За очагом - место главы семьи. Высота чума 3-4 метра, диаметр 5-6 метров.

Юрта В них живет кочевой народ Средней Азии. Внешне это круглый походный дом. Строится юрта из жердей. Из них же делают потолок. Снаружи юрта укрывается войлоком. Изнутри развешиваются ковры с ярким национальным орнаментом. Когда верх юрты делают полукруглым, юрту называют тюркской. У монгольской юрты верх конусообразный, чтобы легче стекала вода и снег. Силами одной семьи юрта собирается и разбирается в течение часа. Что требует кочевой образ жизни.

Яранга Яра́нга — переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов,) Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат.

Выберите книгу со скидкой:


3D-рисование. Гиперреализм Рисунки, которые оживают

350 руб. 553.00 руб.


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON

350 руб. 541.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Краткий справочник по биологии

350 руб. 162.00 руб.


Прописи. Комплект из 3-х частей

350 руб. 195.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Овсянникова Евгения АндреевнаНаписать 0 04.04.2019

Номер материала: ДБ-538396

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    04.04.2019 117
    04.04.2019 114
    03.04.2019 122
    30.03.2019 150
    30.03.2019 164
    30.03.2019 189
    20.03.2019 71
    20.03.2019 128

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…







Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.



Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.


Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.


Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.



Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.



Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.



После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).


Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.


Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга



Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.



В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.



Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.


Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.



Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.


Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.


В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.



Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.


Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?


Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.


Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.



Освещаются иглу сквозь ледяные стены.



Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.


Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.


При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.



Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…




Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.