Святые места в чуме


Выбор места для зимнего стойбища производится так, тюбы поблизости имелись в наличии:

- богатые ягелем пастбища;
- сухие дрова;
- источник воды или льда;
- ровное чистое место для отдыха и ловли оленей;
- тонкий молодой лес для строительства изгороди (кораля), палаток, лабазов.

При устройстве палаток снег расчищают до земли. Готовят жерди: 2 — для основных стоек, 1 — длинную продольную, 8— 10 — для боковых удерживающих стоек, 2 — внутренние длинные (сзади и спереди) и несколько коротких, внутренних жердинок. Для тепла нижние края палаток изнутри придавливают толстыми жердями или строят сруб из 3-х венцов. Снаружи края палаток заваливают снегом. Устанавливают печку на толстых чурках или специальных подставках. Ветками деревьев устилают землю, расчищенную под палатку. Готовят дрова, приносят воду или лед.

Устройство летнего пастбища. Вблизи летнего стойбища должны находиться:

  • Хорошие пастбища с богатым набором кормовых растений.
  • Дрова и источник воды.
  • Ровное сухое, чистое место для отдыха оленей и устройства дымокуров, где имеется тень от крон деревьев.
  • Тонкий молодой лес для строительства изгороди (кораля), дымокуров, лабазов.

Также, как и зимой, выбирают место для установки палатки, готовят в таком же количестве жерди, землю в палатке устилают ветками. При установке печки в палатке, под ней обязательно убирают дерн до глины или устилают поверхность камнями или песком. Все жерди, предназначенные для устройства палаток, изгородей, дымокуров, лабазов, связывают с 4-х сторон, при этом удаляются часть коры жердей и все сучья.

Дымокуры, предназначенные для защиты оленей от нападения гнуса и овода, устраивают по краям места отдыха животных. Их количество зависит от размера стада и колеблется от 3 до 6. Каждый дымокур огораживают жердями. Жерди втыкают в землю вокруг костра, верхние части жердей связывают наверху вместе крученым тальником или проволокой. Топливом для дымокуров служат сухие и сырые лиственницы, валежники, коряги, Сверху костра для медленного горения и густого дыма, отгоняющего гнусов, накладывают пластами болотные мхи.

Лабазы, предназначенные для хранения продуктов, вещей, снаряжения, бывают временные и постоянные. Для устройства временного лабаза выбирают 3—4 рядом стоящих дерева. На высоте 3-4 метров их срубают таким образом, чтобы на них положить две поперечные перекладины, на которые плотно друг к другу стелят жерди. Укладывают на них продукты, вещи, предназначенные для временного хранения.Постоянный лабаз строится также на деревянных ошкуренных столбах высотой до 5 метров, с жердевым полом. Из жердей связывается двухскатный каркас, который покрывается корой из лиственниц. Обычно такой лабаз строится в начале лета, когда можно легко отделить кору лиственниц. Кору лиственниц плотно прикладывают к каркасу, а сверху придавливают другими жердями, прицепляя их к каркасу, веревками или крученым тальником. Плотно пригнанные куски коры не пропускают дождь, снег и внутри лабаза всегда сухо, прохладно. Вход внутрь лабаза обычно делают через жердевой пол, куда приставляют лестницу, которую потом обычно убирают..


Желательно столбы обить листовым железом или жестью с целью защиты от медведей, росомах, мышей-Кочевые поселения в летнее и зимнее время имеют свои особенности. Урикит

летнее стойбище эвенков, располагалось на большой ровной шющади в сухом бору около ручьи или речки. Вокруг стойбища ставили чумы с дымокуром салтин. Дымокур делали из трех жердей, соединяли их. Внутри разводили костери покрывали мхом. В жаркие дни олени собирались на стойбище около дымокура. Для оленей сооружали специальные навесы кал-тсшни из лиственницы. Размер навеса зависел от количества оленей. Зимнее снаряжение при перекочевке на летнее стойбище оставляли лабазе на зиминике.

Жилище эвенков дю имело вид конуса. Центральной опорой чума являются три-четыре больших крепких шеста, которые связаны на концах верхней части так, что могут прочие сшить на земле и образуют треножник (онган, туру). Наверху имеется открытое дымовое отверстие сона. Внутри чума устанавливаются жерди посередине и на задней части против входа, к которым привязывали поперечную жердь для сушки одежды.

Другими жердями ееран обкладывали треножник-остов. Их количество может достигать до двадцати и более. Величина чума зависит от количества членов семьи. Вход в чум находится как правило на южной стороне. Летом чум покрывали вываренной берестой тиски-тыски. Для изготовления покрытия летом снимали берестяную кору. Сворачивали в рулоны и кипятили в воде. Затем полоски бересты сшивали между собой. На остов чума тиски накладывали друг на друга в виде спирали. Для прочности полоски привязывали к жердям ровдужными ремнями. Зимой дю покрывали ровдугой, сделанной Из лосиных шкур. Выделанные шкуры сшивали между собой. Летний чум был прохладнее палатки, а зимний — теплее.

Внутренняя планировка чума оставалась неизменной. Почетное место против входа за костром называется молу, где располагались гости. Члены семьи находились справа и слева от костра бе, посередине — место для огня того, место для хозяйственных вещей находилось около входа чонал, дверное отверстие называется уркэ. Землю в чуме летом покрывали ветками лиственницы. Корьевой чум утэн представлял собой усеченный конус. Сооружали его из плах, проконопаченных мхом. Конический чум в таежных местах соответствовал высоким конусам темных елей и черным зубцам горных хребтов. При перекочевке остов оставляли, покрытие умещалось на двух грузовых нартах. Бересту для чума и утвари снимали большими полосами ранней весной. Очищали снаружи. Оставив только бархатистую желтоватую поверхность, затем парили в котлах, сушили. Получался легкий, мягкий, прочный и водонепронецаемый материал. Тиски делали из нескольких полос, обшитых по краям берестяным кантом. При перекочевке их скручивали в рулоны и перевозили, привязав поверх вьюков.

Зимние стойбища состояли из одного-двух чумов, а весной собиралось до десяти хозяйств, в праздники еще больше. Чумы располагались по кругу, в середине которого раскладывали дымокур для оленей. Чум состоял из трех соединенных и связанных сверху жердей, на которые опирались жерди в количестве 21-35 штук. Конический остов покрывали нюком- полотнищами из ровдуги или из вываренной бересты (тикса). Нюксверху придавливали жердями. При кочевке нюк складывали и возили на вьюке, атик-сы сворачивали в трубки-рулоны и подсовывали под подпругу над вьюком. В середине чума находился очаг. На горизонтальных жердях подвешивали чайники и котлы, на других сушили обувь и одежду. Слева от входа располагалось место хозяйки (чонга), дальше - места для членов семьи (бе), против входа за очагом - место для гостей-мужчин (малу). Безоленные эвенки, или имеющие только двух-трех оленей, строили жилье голомо-утэн из плах конической формы, крытое корой лиственницы. Для тепла жилище обкладывали дерном или землей, зимой еще и снегом.

Обработкой бересты для покрытия чума занимались женщины. Из бересты с трех берез получалось одно большое полотнище тикса, а всего такихтиксей было от 4 до 7 штук. Для покрытия одного чума требовалась береста примерно с двадцати берез. Заготавливали бересту весной, тщательно выбирая дерево без сучков и затесов. Очищали бересту от мягкого слоя коры и мха ножом с внутренней и наружной стороны, затем смачивали ее водой и еще раз повторяли обработку ножом. Очищенную и туго свернутую в рулоны бересту ставили вертикально в большой медный котел, до половины заполненный водой. Котел подвешивали над костром на крюке, а рулон и верхнее его отверстие обкладывали мхом, чтобы замедлить выпаривание воды. Через 5-7 часов рулон вынимали из котла, раскатывали на доске и разминали руками. Затем бересту

вновь сворачивали в рулон и помещали в котел другим концом. Через некоторое время операцию повторяли, только бересту раскатывали на доске другой стороной. Варили бересту долго, иногда до трех дней, пока береста не станет мягкой и эластичной. Вываренную бересту еще раз разминали и чистили ножом, затем сворачивали в рулон и помещали под пресс - тяжелую доску с камнями. После этого отмеряли необходимую длину и выравнивали ножом края. Влажные полосы складывали продольными рядами и сшивали сухожильными нитками, прокалывая отверстия шилом. Для прочности покрышки простегивали, а вдоль краев прошивали узкие берестяные полоски.


ЭВЕНКИЙСКИЕ СЛОВА, ОТРАЖАЮЩИЕ НАЗВАНИЯ ЖИЛИЩА. ПОСТРОЕК

  • Инэн — место для длительного стояния
  • Дюкча - чум, каркас чума
  • Самнихан — место отдыха оленей
  • Чирва - главные две стойки для палаток
  • Сие — длинная продольная жердь
  • Серан- - жердь
  • Тэлбэ — наружные и внутренние боковые жерди
  • Голобко - жердь для придавливания
  • Малу - задняя часть палатки, чума
  • Чонал — передний угол палатки, чума, где хранится различная утварь
  • Уркэ - дверь
  • Дэлкэн — временный открытый лабаз
  • Колбо - закрытый лабаз
  • Гулик — лабаз для сбора костей
  • Огу - костер
  • Самнин - дымокур
  • Санян - дым
  • Мо - дерево
  • Такан — поваленное дерево
  • Нэлгэ - коряга.


Урикитту эннэкэл тэпкэрэ, дуннэ олоденон, тэлк этэшш кэтэе бултарэ.

Прикочевав на старое стойбище — не кричи, дух земли испугается.

Напугаешь духов этой земли — тебе на охоте не будет удачи.

Утэлэпты авдулди нэкумилди, голомомилди эннэкэл лотара, тар амакави удяван сокорденос — нэлэмо.

Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы - это следы твоих предков.

Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь - грех.

Во время кочевки сделай маленький лабаз и сложи туда кости зверя, чтобы не отвернулся от охотника и дал убить себя.

Не проходи вдоль малу (священное место в чуме).

Если пройдешь, заболеет дух - хозяин лома.

Не плюй в огонь. Если плюнешь — будет рана или заболит язык.

Дым стелется по земле — будет плохая погода.

Ветер южный гонит облака - к дождевой погоде.















Жилище человека как материальный объект - особое явление в традиционной культуре. Оно, прежде всего, имеет утилитарное значение: служит защитой от сил природы и олицетворяет его вещной мир. Но вместе с тем жилище является объектом для изучения духовной культуры, поскольку человек связывает с ним все важнейшие категории мироздания. Целесообразность конструкции жилища, каждого его элемента определялась многими поколениями в соответствии с потребностями в труде, отдыхе, семейными отношениями, развивающимися в определенной социальной и географической среде. Внутреннее обустройство жилища также представляло собой предметное воплощение опыта поколений и охраняемой общественным мнением традиции.

Утилитарные и знаковые функции жилища лесных ненцев

В структуре внутреннего пространства жилища, наряду со священным шестом, определяющим является очаг, а точнее, огонь очага. Связано это, прежде всего, с его практической значимостью в суровых условиях Севера. Наряду с рациональным предназначением огня как источника тепла, он открывает человеку новые возможности иррационального значения. В представлении лесных ненцев, огонь дает жизнь и обладает очистительной и охранительной силой. С этим представлением связана традиция класть в изголовье новорожденного спички, символизирующие огонь, который оберегает от злых духов, наделяет добрым и горячим сердцем, как пламя очага. Очищающие свойства огня заложены в традиции окуривания при свершении ритуальных действий и проведения обряда очищения жилища, людей, средств передвижения, предметов быта.

«Хомани, когда была маленькая, хотела поиграть с этими куклами. Особенно с бабушкиной, потому что на ней много красивых платков, ягушек и украшений. Но бабушка сказала, что её кукла – не кукла и те, что лежат в священной нарте, тоже.

- Это – Мят-Пуша! – сказала она. – Хозяйка чума. Пока Мят-Пуша с нами, ничего плохого не случится. Она нас защищает.

Традиции обустройства стойбища и чума

Выбор места для устройства постоянных и сезонных стойбищ зависит от типа хозяйственных занятий семьи - оленеводческо-промысловых или рыболовецко-охотничьих. Для ведения рыболовецко-охотничьего хозяйства рядом должен быть водоем – озеро или река. Как правило, выбираются высокие и сухие берега рек. Ведение оленеводческо-промыслового хозяйства требует наличия ягельных пастбищ. На рассматриваемой территории компактного проживания лесных ненцев, в верхнем и среднем течении р. Пур, ягель обильно произрастает лишь на небольших участках. Поэтому обычно территория перекочёвок лесных ненцев не выходит за пределы лесной зоны. Немаловажное значение при выборе места стоянки имеет время года. Летом место должно быть открытым, продуваемым ветром, чтобы меньше досаждали мошки и комары. Зимой местом для стойбища служат лесные поляны, окруженные высоким лесом, который защищает от зимних ветров.

Места стойбищ лесных ненцев довольно часто совпадают с местами расположения поселений и промысловых сооружений древних жителей, населявших современную территорию проживания лесных ненцев. Эта закономерность подтверждена в ходе археологических раскопок, которые проведены на территории Пуровского района в 1997 – 1998 гг. по заказу Музея освоения Севера г. Губкинского проблемной научно-исследовательской археологической лабораторией Уральского государственного университета.

Выбрав место для стойбища, все члены семьи приступают к его обустройству. Взрослые расчищают место для чума и распрягают легковые оленьи упряжки. Причем зимой снег на месте будущего чума не расчищается, а утрамбовывается ногами или лыжами. Подростки распрягают грузовые упряжки и распаковывают нарты с предметами домашнего обихода. Женщины – нарты с шестами и покрышками для чума Строительством чума и обустройством внутреннего жилого пространства, как правило, занимаются женщины и девочки подростки. Мужчины в это время заготавливают дрова, хотя в другие дни заготовкой дров занимаются женщины. Мужчины до недавнего времени практически не принимали участия в установке чума. Но эта традиция постепенно уходит, во многих семьях лесных ненцев мужчины принимают участие в наиболее трудоемких процессах строительства жилья - установке шестов, подъеме покрышек чума.

Конусообразный каркас чума сооружается из 40-45 шестов. Сверху каркас покрывается меховыми или брезентовыми покрышками - нюками. Шесты (н,у) заготавливают обычно в зимний период, из молодых и прямых стволов сосны длиной от 5 до 8 м, имеющих круглое сечение. Шесты, изготовленные из сосны легкие и прочные. Ель и лиственница более тяжелый материал и практически не используется. Концы шестов заостряются с двух сторон, кора со стволов снимается. Подготовка шестов для строительства каркаса летнего чума имеет свои особенности. В отличие от шестов для зимнего чума, при заготовке летних шестов кору со стволов деревьев не снимают, чтобы во время дождя вода, проникающая через дымовое отверстие, не скатывалась по стволу до его основания, создавая сырость, а стекала в центр жилища и там высыхала.

В недавнем прошлом самым последним устанавливался священный шест, который олицетворял собой дух очага или, по свидетельству собирательницы фольклора лесных ненцев П.Г. Турутиной являлся древом жизни рода. Он располагался между очажным листом и местом для хранения священных предметов. Также священный шест использовался в качестве составной части приспособления для подвешивания котла и чайника над костром.

В центре чума над местом очага, выше человеческого роста помещались две поперечные жерди. Один конец жердей крепился к священному шесту, два других – к шестам, образующим вход в чум. На них укладывались ещё две короткие перекладины, образующие раму. На раме закреплялся крюк - регулятор для подвешивания котлов или чайника (па, патшан,). Нередко, крюк для котла прицепляли к верхней перекладине П-образной рамы, обрамляющей очаг. Как правило, надочажный крюк изготавливался из дерева. Железный крюк в недавнем прошлом был большой редкостью, и передавался в качестве приданого невесты или переходил по наследству, становясь семейной реликвией. С появлением печей-буржуек отпала необходимость в надочажном устройстве, и священный шест перестали устанавливать почти во всех семьях. Хотя запрет для женщин - не перешагивать и не стоять в заочажном пространстве, сохранился.

Вход (нёйши, нен,ши) в жилище направлен на юго-восток. В зимнем чуме он образуется свободно свисающим краем одной из внешних покрышек. В верхней части чума остается незакрытое полотнищами отверстие для выхода дыма (хал,ван ши). Зимой отверстие прикрывают небольшим куском оленей шкуры, летом – куском бересты, для того чтобы дым не задувало ветром внутрь. Сверху готовый чум обвязывается веревками (дедян, кан, виддя) или старыми арканами для ловли оленей (тыншан,).

Для строительства зимнего чума лесные ненцы используют четыре покрышки - две нижние (мю`ша), которые покрывают остов мехом внутрь, две верхние (дедя) покрывают мехом наружу. Меховые покрышки сшиваются из крупных шкур взрослых оленей, снятых в зимнее время. Покрышки имеют трапециевидную форму. Обычно для пошива одной покрышки используют около 60 шкур. Как правило, они служат много лет и заменяются по мере износа.

Меховые покрышки хорошо сохраняют тепло. Это обусловлено теплопроводными свойствами оленьего меха. Его ворс имеет трубчатую форму, что создает дополнительную теплоизоляцию. Меховая покрышка требует тщательного ухода и своевременного ремонта. В летний период зимние покрышки хорошо просушивают, для этого их привязывают к нескольким шестам, установленным наподобие чума. После просушки их укладывают, как и другие зимние вещи, на нарты или в лабаз.

Современная цивилизация внесла свои коррективы в принципы строительства чума. В связи с сокращение поголовья оленей, оленья шкура стала дорогим и практически недоступным материалом для безоленных семей лесных ненцев. Для изготовления внутренней покрышки чума вместо шкур они используют дарнит или брезент.

В недавнем прошлом при строительстве летнего чума лесные ненцы использовали берестяные покрышки (чет). Жарким летом берестяная покрышка не пропускала с улицы тепло, не нагревалась на солнце, и в чуме всегда было прохладно. С появлением современных прочных материалов для покрытия летнего чума, как правило, стали использовать брезент (прашин) и практически утратили технологию изготовления берестяных покрышек. Но в дальних стойбищах, где современная цивилизация оказала меньшее влияние, и сегодня берестяные покрышки шьют по традиционной технологии.

Свободное от постели место – нежилая половина. Она служит для хранения дров (тун, пя), здесь обычно живут маленькие щенки или заболевший олененок. Заготовкой и сушкой дров для очага (тун, мю) занимаются женщины. Дрова, предназначенные для ежедневного использования, складывают с правой и левой стороны от входа в чум. Здесь же зимой современные лесные ненцы вешают умывальник.

- Зачем ты ребенка мучаешь, дразнишь, заставляешь кричать и плакать? Ты знаешь про кивы – запрет? Старики говорят, нельзя нарушать кивы. Нельзя шуметь в чуме, громко смеяться и крик поднимать. В старых стойбищах под землёй живут чудища, нельзя нарушать их покой. От шума у них может голова заболеть, и они тебя накажут.

Жена младшего брата отвечает:

- Ерунду ты городишь. Откуда здесь чудищу взяться?

Освещение чума до появления керосиновых ламп осуществлялось при помощи свечи, сделанной из оленьего пищевода. В качестве фитиля использовали полоску сукна и заливали олений жир. Современные лесные ненцы пользуются керосиновыми лампами, приобретают керосин у нефтяников в обмен на мясную и рыбную продукцию В качестве разовых полотенец используется березовая стружка (вал,л,ам). Заготовкой стружки женщины занимаются в феврале-марте. Для этого острым ножом соскабливается тонкий слой с замороженного березового полена. В зависимости от предназначения стружка снимается разной толщины. Заготавливают её обычно в больших количествах. Высушенную стружку хранят в специальных мешках. На зиму ее требуется примерно три-четыре мешка. Стружка используется как полотенца, а также для мытья посуды, в нее заворачивают фарфоровые чашки и блюдца при перекочевках. В качестве влажных полотенец после приема рыбной пищи пользуются сырым мхом. Его также заготавливают впрок, сушат и затем складывают в мешки. По мере необходимости замачивают и используют по назначению.

Каждая новая перекочевка сопровождается разборкой чума. В день перекочевки обитатели чума встают раньше, чем в обычные дни. Мужчины проверяют исправность упряжи, нарт. Женщины развязывают и снимают покрышки чума. Затем в обратном порядке разбираются шесты чума и укладываются на 1-2 грузовые нарты без настила (н,уттус), сверху - покрытия чума, стол, чайники, котлы. Но в связи с тем, что территория перекочевок не выходит за границы лесной зоны, лесные ненцы не всегда разбирают каркас чума, так как в любое время могут заготовить новые шесты. Постельные принадлежности грузят на специальную нарту для перевозки постели (пан,айшан,), одежду, мужскую и детскую обувь размещают на отдельную нарту (паннъйдю канн). Продукты перевозятся на продуктовой нарте (пяй канн). Печь, очажный лист, половые доски и женскую обувь укладывают на отдельную нарту (шипу). Если в чуме жили две семьи, каждая хозяйка складывает в таком же порядке части своей половины чума. Женщины и дети собирают и сжигают мусор. Место стоянки всегда должно оставаться чистым. Этот обычай лесных ненцев связан с представлением о том, что сразу после откочевки людей на месте стойбища могут появиться злые духи и через оставленные предметы, мусор нанести вред людям. Мужчины готовят стадо оленей для перекочевки и запрягают оленьи упряжки.















Жилище человека как материальный объект - особое явление в традиционной культуре. Оно, прежде всего, имеет утилитарное значение: служит защитой от сил природы и олицетворяет его вещной мир. Но вместе с тем жилище является объектом для изучения духовной культуры, поскольку человек связывает с ним все важнейшие категории мироздания. Целесообразность конструкции жилища, каждого его элемента определялась многими поколениями в соответствии с потребностями в труде, отдыхе, семейными отношениями, развивающимися в определенной социальной и географической среде. Внутреннее обустройство жилища также представляло собой предметное воплощение опыта поколений и охраняемой общественным мнением традиции.

Утилитарные и знаковые функции жилища лесных ненцев

В структуре внутреннего пространства жилища, наряду со священным шестом, определяющим является очаг, а точнее, огонь очага. Связано это, прежде всего, с его практической значимостью в суровых условиях Севера. Наряду с рациональным предназначением огня как источника тепла, он открывает человеку новые возможности иррационального значения. В представлении лесных ненцев, огонь дает жизнь и обладает очистительной и охранительной силой. С этим представлением связана традиция класть в изголовье новорожденного спички, символизирующие огонь, который оберегает от злых духов, наделяет добрым и горячим сердцем, как пламя очага. Очищающие свойства огня заложены в традиции окуривания при свершении ритуальных действий и проведения обряда очищения жилища, людей, средств передвижения, предметов быта.

«Хомани, когда была маленькая, хотела поиграть с этими куклами. Особенно с бабушкиной, потому что на ней много красивых платков, ягушек и украшений. Но бабушка сказала, что её кукла – не кукла и те, что лежат в священной нарте, тоже.

- Это – Мят-Пуша! – сказала она. – Хозяйка чума. Пока Мят-Пуша с нами, ничего плохого не случится. Она нас защищает.

Традиции обустройства стойбища и чума

Выбор места для устройства постоянных и сезонных стойбищ зависит от типа хозяйственных занятий семьи - оленеводческо-промысловых или рыболовецко-охотничьих. Для ведения рыболовецко-охотничьего хозяйства рядом должен быть водоем – озеро или река. Как правило, выбираются высокие и сухие берега рек. Ведение оленеводческо-промыслового хозяйства требует наличия ягельных пастбищ. На рассматриваемой территории компактного проживания лесных ненцев, в верхнем и среднем течении р. Пур, ягель обильно произрастает лишь на небольших участках. Поэтому обычно территория перекочёвок лесных ненцев не выходит за пределы лесной зоны. Немаловажное значение при выборе места стоянки имеет время года. Летом место должно быть открытым, продуваемым ветром, чтобы меньше досаждали мошки и комары. Зимой местом для стойбища служат лесные поляны, окруженные высоким лесом, который защищает от зимних ветров.

Места стойбищ лесных ненцев довольно часто совпадают с местами расположения поселений и промысловых сооружений древних жителей, населявших современную территорию проживания лесных ненцев. Эта закономерность подтверждена в ходе археологических раскопок, которые проведены на территории Пуровского района в 1997 – 1998 гг. по заказу Музея освоения Севера г. Губкинского проблемной научно-исследовательской археологической лабораторией Уральского государственного университета.

Выбрав место для стойбища, все члены семьи приступают к его обустройству. Взрослые расчищают место для чума и распрягают легковые оленьи упряжки. Причем зимой снег на месте будущего чума не расчищается, а утрамбовывается ногами или лыжами. Подростки распрягают грузовые упряжки и распаковывают нарты с предметами домашнего обихода. Женщины – нарты с шестами и покрышками для чума Строительством чума и обустройством внутреннего жилого пространства, как правило, занимаются женщины и девочки подростки. Мужчины в это время заготавливают дрова, хотя в другие дни заготовкой дров занимаются женщины. Мужчины до недавнего времени практически не принимали участия в установке чума. Но эта традиция постепенно уходит, во многих семьях лесных ненцев мужчины принимают участие в наиболее трудоемких процессах строительства жилья - установке шестов, подъеме покрышек чума.

Конусообразный каркас чума сооружается из 40-45 шестов. Сверху каркас покрывается меховыми или брезентовыми покрышками - нюками. Шесты (н,у) заготавливают обычно в зимний период, из молодых и прямых стволов сосны длиной от 5 до 8 м, имеющих круглое сечение. Шесты, изготовленные из сосны легкие и прочные. Ель и лиственница более тяжелый материал и практически не используется. Концы шестов заостряются с двух сторон, кора со стволов снимается. Подготовка шестов для строительства каркаса летнего чума имеет свои особенности. В отличие от шестов для зимнего чума, при заготовке летних шестов кору со стволов деревьев не снимают, чтобы во время дождя вода, проникающая через дымовое отверстие, не скатывалась по стволу до его основания, создавая сырость, а стекала в центр жилища и там высыхала.

В недавнем прошлом самым последним устанавливался священный шест, который олицетворял собой дух очага или, по свидетельству собирательницы фольклора лесных ненцев П.Г. Турутиной являлся древом жизни рода. Он располагался между очажным листом и местом для хранения священных предметов. Также священный шест использовался в качестве составной части приспособления для подвешивания котла и чайника над костром.

В центре чума над местом очага, выше человеческого роста помещались две поперечные жерди. Один конец жердей крепился к священному шесту, два других – к шестам, образующим вход в чум. На них укладывались ещё две короткие перекладины, образующие раму. На раме закреплялся крюк - регулятор для подвешивания котлов или чайника (па, патшан,). Нередко, крюк для котла прицепляли к верхней перекладине П-образной рамы, обрамляющей очаг. Как правило, надочажный крюк изготавливался из дерева. Железный крюк в недавнем прошлом был большой редкостью, и передавался в качестве приданого невесты или переходил по наследству, становясь семейной реликвией. С появлением печей-буржуек отпала необходимость в надочажном устройстве, и священный шест перестали устанавливать почти во всех семьях. Хотя запрет для женщин - не перешагивать и не стоять в заочажном пространстве, сохранился.

Вход (нёйши, нен,ши) в жилище направлен на юго-восток. В зимнем чуме он образуется свободно свисающим краем одной из внешних покрышек. В верхней части чума остается незакрытое полотнищами отверстие для выхода дыма (хал,ван ши). Зимой отверстие прикрывают небольшим куском оленей шкуры, летом – куском бересты, для того чтобы дым не задувало ветром внутрь. Сверху готовый чум обвязывается веревками (дедян, кан, виддя) или старыми арканами для ловли оленей (тыншан,).

Для строительства зимнего чума лесные ненцы используют четыре покрышки - две нижние (мю`ша), которые покрывают остов мехом внутрь, две верхние (дедя) покрывают мехом наружу. Меховые покрышки сшиваются из крупных шкур взрослых оленей, снятых в зимнее время. Покрышки имеют трапециевидную форму. Обычно для пошива одной покрышки используют около 60 шкур. Как правило, они служат много лет и заменяются по мере износа.

Меховые покрышки хорошо сохраняют тепло. Это обусловлено теплопроводными свойствами оленьего меха. Его ворс имеет трубчатую форму, что создает дополнительную теплоизоляцию. Меховая покрышка требует тщательного ухода и своевременного ремонта. В летний период зимние покрышки хорошо просушивают, для этого их привязывают к нескольким шестам, установленным наподобие чума. После просушки их укладывают, как и другие зимние вещи, на нарты или в лабаз.

Современная цивилизация внесла свои коррективы в принципы строительства чума. В связи с сокращение поголовья оленей, оленья шкура стала дорогим и практически недоступным материалом для безоленных семей лесных ненцев. Для изготовления внутренней покрышки чума вместо шкур они используют дарнит или брезент.

В недавнем прошлом при строительстве летнего чума лесные ненцы использовали берестяные покрышки (чет). Жарким летом берестяная покрышка не пропускала с улицы тепло, не нагревалась на солнце, и в чуме всегда было прохладно. С появлением современных прочных материалов для покрытия летнего чума, как правило, стали использовать брезент (прашин) и практически утратили технологию изготовления берестяных покрышек. Но в дальних стойбищах, где современная цивилизация оказала меньшее влияние, и сегодня берестяные покрышки шьют по традиционной технологии.

Свободное от постели место – нежилая половина. Она служит для хранения дров (тун, пя), здесь обычно живут маленькие щенки или заболевший олененок. Заготовкой и сушкой дров для очага (тун, мю) занимаются женщины. Дрова, предназначенные для ежедневного использования, складывают с правой и левой стороны от входа в чум. Здесь же зимой современные лесные ненцы вешают умывальник.

- Зачем ты ребенка мучаешь, дразнишь, заставляешь кричать и плакать? Ты знаешь про кивы – запрет? Старики говорят, нельзя нарушать кивы. Нельзя шуметь в чуме, громко смеяться и крик поднимать. В старых стойбищах под землёй живут чудища, нельзя нарушать их покой. От шума у них может голова заболеть, и они тебя накажут.

Жена младшего брата отвечает:

- Ерунду ты городишь. Откуда здесь чудищу взяться?

Освещение чума до появления керосиновых ламп осуществлялось при помощи свечи, сделанной из оленьего пищевода. В качестве фитиля использовали полоску сукна и заливали олений жир. Современные лесные ненцы пользуются керосиновыми лампами, приобретают керосин у нефтяников в обмен на мясную и рыбную продукцию В качестве разовых полотенец используется березовая стружка (вал,л,ам). Заготовкой стружки женщины занимаются в феврале-марте. Для этого острым ножом соскабливается тонкий слой с замороженного березового полена. В зависимости от предназначения стружка снимается разной толщины. Заготавливают её обычно в больших количествах. Высушенную стружку хранят в специальных мешках. На зиму ее требуется примерно три-четыре мешка. Стружка используется как полотенца, а также для мытья посуды, в нее заворачивают фарфоровые чашки и блюдца при перекочевках. В качестве влажных полотенец после приема рыбной пищи пользуются сырым мхом. Его также заготавливают впрок, сушат и затем складывают в мешки. По мере необходимости замачивают и используют по назначению.

Каждая новая перекочевка сопровождается разборкой чума. В день перекочевки обитатели чума встают раньше, чем в обычные дни. Мужчины проверяют исправность упряжи, нарт. Женщины развязывают и снимают покрышки чума. Затем в обратном порядке разбираются шесты чума и укладываются на 1-2 грузовые нарты без настила (н,уттус), сверху - покрытия чума, стол, чайники, котлы. Но в связи с тем, что территория перекочевок не выходит за границы лесной зоны, лесные ненцы не всегда разбирают каркас чума, так как в любое время могут заготовить новые шесты. Постельные принадлежности грузят на специальную нарту для перевозки постели (пан,айшан,), одежду, мужскую и детскую обувь размещают на отдельную нарту (паннъйдю канн). Продукты перевозятся на продуктовой нарте (пяй канн). Печь, очажный лист, половые доски и женскую обувь укладывают на отдельную нарту (шипу). Если в чуме жили две семьи, каждая хозяйка складывает в таком же порядке части своей половины чума. Женщины и дети собирают и сжигают мусор. Место стоянки всегда должно оставаться чистым. Этот обычай лесных ненцев связан с представлением о том, что сразу после откочевки людей на месте стойбища могут появиться злые духи и через оставленные предметы, мусор нанести вред людям. Мужчины готовят стадо оленей для перекочевки и запрягают оленьи упряжки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.