Сподвижник умерший от чумы


Чёрная смерть 'Амвас

Один из признаков, отличающих истинного пророка от лжепророка – правдивость в словах. Если пророк предсказывает свершение какого-либо явления, в настоящем или в будущем, то оно неизбежно произойдёт.

В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.

С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.

Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.

Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.

К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.

Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.

В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:

كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ

Чума, которую предсказывал Пророк, дала о себе знать в 18-м году по хиджре во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах. Эпицентром заражения стала палестинская деревня 'Амвас. В последующем в зоне заражения окажется весь Шам и Ирак.

Мусульмане оказались не готовы к такой смертоносной и заразной болезни, поэтому пребывали в полном смятении и замешательстве. Конкретного плана по ликвидации чумы, естественно, не было. Некоторые из них предлагали отправиться в соседние регионы, а другие видели в этом бегство от судьбы.

Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.

Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.

С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…

Подготовил Хаджимурад Алиев


Многие люди задаются вопросом, почему все так опасаются коронавируса? Все дело в том, что этот тип вируса — новый, и современная медицина, равно как и иммунная система современного человека не готовы были встретить его стремительное распространение во всеоружии. С теми же проблемами сталкивались и наши предки, однако за свое существование человечество страдало и от других, не менее опасных эпидемий. Вспоминаем историю мировых пандемий от II века до наших дней.

Чума Антонина, 160 — 180 годы

В записках врача значились такие симптомы как сыпь на коже, волдыри, повышенная температура, рвота, сильный кашель. Современные исследователи считают, что на самом деле чума Антонина была либо оспой, либо корью, однако однозначного вердикта в отношении возбудителя эпидемии так и не было вынесено.

Конечно, медицина того времени не могла купировать столь массовое и стремительное развитие заболевания, а потому чума Антонина, распространившаяся во время римско-парфянских войн, стала одной из самых губительных пандемий прошлого и причиной серьезнейшего кризиса Римской империи.

Юстинианова чума, 541 — 750 годы

Пандемия Юстиниановой чумы, названной в честь императора Юстиниана I, началась в 541 году на территории Египта. Переносчиками инфекции были крысы, которые жили буквально на каждом судне, в том числе и на тех, что перевозили зерно в Константинополь и другие точки земли. Именно так началось массовое заражение — уже через месяц пандемия накрыла Италию, Испанию, Германию, Галлию, Британию, Сирию, Месопотамию. По оценкам историков, в 543 году в столице Римской империи от Юстиниановой чумы ежедневно умирало около пяти тысяч человек.

Из сохранившихся записей исследователи узнали о симптомах болезни, и описания их выглядят действительно пугающе.

Пандемия терроризировала весь мир на протяжении двух столетий, а ее жертвами стали около 35 миллионов человек — эта эпидемия оказалась губительной для античной цивилизации и стала причиной ее стремительного упадка.

Черная смерть, 1338 — 1353 годы

Черная смерть стала второй пандемией чумы после эпидемии Юстинановой, и на этот раз число жертв, по оценкам исследователей, превышало 200 миллионов человек. Первые вспышки заболевания были зарегистрированы у берегов Каспийского моря, после чего очень быстро заболевание распространилось по всему миру.

Переносчиками этого заболевания, как и в случае с Юстиниановой чумой, стали грызуны — мыши и крысы, которые вынужденно покинули привычные места обитания и мигрировали ближе к людям из-за множественных природных катаклизмов, предшествовавших эпидемии, наводнили крупные города и оккупировали многолюдные морские порты, что и явилось причиной возникновения пандемии.

Современные исследователи выделяют несколько типов заболевания, терроризировавшего мир в XIV веке — бубонная чума, кожная и кожно-нарывная чума, первично и вторично-септическая, а также кишечная и легочная чума. Тип чумы зависел от способа заражения — укусы инфицированных грызунов и блох становились причиной развития бубонной чумы, а воздушно-капельный путь заражения вызывал легочный тип заболевания. Впрочем, попав в организм человека, инфекция мутировала и могла дать осложнения, а потому нередким явлением было наличие сразу нескольких типов заболевания у пациента.

Эпидемия черной смерти завершилась лишь в 1353 году, оставив глубокий и болезненный след в истории человечества и забрав жизни многих жителей нашей планеты.

Черная оспа, IV — XX век

Черная или натуральная оспа считается не только одним из самых опасных, но и одним из самых пугающих заболеваний — все тело заразившегося покрывалось болезненными язвами, а если пациенту удавалось выжить, шрамы, напоминающие о перенесенном заболевании, оставались с ним навсегда.

Первые упоминания оспы датируются IV веком — тогда эпидемия началась в Китае. Позже заболевание распространилось в Корее, Японии, а еще спустя время уже поразило весь мир. Некоторые люди связывали заболевание с гневом богов, другие считали, что от черной оспы можно защититься амулетами и жертвоприношениями, однако все эти теории и методы борьбы с пандемией, конечно же, были бессмысленны.

Многие исследователи отмечают, что черная оспа была гораздо опаснее чумы — несмотря на то, что чума более заразна и чаще приводит к смерти, ее эпидемии случались лишь несколько раз и рано или поздно заканчивались, в то время как оспа терроризировала мир на протяжении многих веков, непрерывно перемещаясь с одного континента на другой.

Последний зарегистрированный случай заражения черной оспой произошел в 1978 году. Медицинский фотограф из Британии Джанет Паркер, которая контактировала с учеными из лаборатории по изучению оспы, летом 1978 года обнаружила на своем теле волдыри и ощутила сильное недомогание. Сначала врачи посчитали, что Паркер болеет обычной ветрянкой, но спустя несколько дней ей поставили страшный диагноз — черная оспа. Тот факт, что Джанет заразилась заболеванием, которое было официально признано побежденным годом ранее, привел весь мир в ужас. Однако новой пандемии не случилось — история черной оспы окончательно завершилась в сентябре 1978 года со смертью Джанет Паркер, которая умерла от инфекции спустя несколько месяцев после обнаружения первых симптомов.

На сегодняшний день вирус черной оспы считается полностью побежденным, и вероятность его возвращения в мир равна нулю.

Холера, II — XX век

Первые упоминания холеры датируются II веком нашей эры— еще римский врач Гален, который также первым описал симптомы чумы Антонины, в своих дневниках писал о локальных эпидемиях холеры, терроризировавших юг Азии. Широкое распространение заболевание получило в 1817 году — как предполагают современные исследователи, вирус холеры мутировал из-за аномальных погодных условий, и стал более адаптивным к вызовам внешней среды.

Первая массовая вспышка холеры охватила всю Азию и унесла жизни более 100 000 человек. Лишь экстремально низкая температура в зимний период не позволила заболеванию достичь Европы, но уже в 1829 году заболевание начало распространяться с новой силой, и на этот раз пандемия приобрела общемировой масштаб.

Холера, как и черная оспа, терроризировала планету на протяжении многих столетий, а всего ученые выделяют семь основных этапов развития пандемии, последняя из которых завершилась в 1975 году. Общее число жертв установить практически невозможно, но стоит сказать, что количество погибших во время пиковых активностей заболевания достигало нескольких миллионов в год.

На сегодняшний день холера не считается полностью побежденным заболеванием, но, благодаря современной медицине и многим проведенным исследованиям, оно уже не является столь опасным, как раньше. Тем не менее, отдельные случаи заражения все еще встречаются в нашем мире — так, в 2010 году локальная эпидемия холеры унесла жизни 10 000 человек на Гаити.

Третья пандемия чумы, 1855 — 1930 годы

Третья пандемия чумы, последовавшая за Юстинановой чумой и эпидемией черной смерти, началась в южно-китайской провинции Юньнань в 1855 году и продлилась несколько десятилетий — официальной датой завершения пандемии считается 1930 год, но отдельные случаи заражения, а также небольшие локальные эпидемии встречаются и по сей день.

Эта пандемия чумы, в сравнении с предыдущими случаями распространения заболевания, считается самой малочисленной по количеству жертв — за время третьего периода погибло около 10 миллионов человек.

Третья волна заболевания характеризуется локальным распространением — дело в том, что в тот период чума активно развивалась именно в портовых городах и не достигала крупных населенных пунктов в глубине материков. Также этот период стал революционным в плане изучения заболевания — ученые Александр Йерсен и Сибасабуро Китасато провели массу исследований, которые помогли в дальнейшем купировать вспышки распространения чумы, а японский профессор Огата установил, что переносчиками чумы являлись не только крысы, но и блохи, жившие на коже животных.

Благодаря проведенным исследованиям в 1930-х годах заболевание пошло на спад, но окончательно не исчезло — на сегодняшний день в мире ежегодно регистрируются неоднократные случаи заболевания чумой. Правда, летальность заболевания значительно снизилась, и если раньше показатели смертности были около 70%, то сегодня эти цифры заметно ниже — примерно 5-7%.

Испанский грипп, 1918 — 1919 годы

Испанский грипп или испанка, как ее прозвали жители Испании в то время, считается одной из самых массовых и опасных пандемий гриппа за всю историю человечества. За восемнадцать месяцев распространения заболевания, им заразилось около 30% всего населения планеты, что равняется 550 миллионам человек.

Пандемия испанского гриппа пришлась на конец Первой мировой войны и мгновенно превзошла вооруженное противостояние стран по числу жертв. Первые вспышки заболевания зафиксированы во Франции, но очень быстро испанка распространилась по странам Европы, а вскоре и по всему миру. Считается, что столь стремительное распространение заболевание обусловлено антисанитарией, низким качеством жизни в послевоенное время, а также массовой миграцией участников войны.

Симптомами заболевания были цианоз, кашель с примесью крови, лихорадка и пневмония — иногда заболевшие буквально захлебывались собственной кровью в результате открывшегося внутрилегочного кровотечения. В общей сложности от испанского гриппа погибло около 50 миллионов человек — примерно 3% всего населения нашей планеты.

ВИЧ/СПИД, 1980 — настоящее время

ВИЧ-инфекция, в результате которой может развиться синдром приобретенного иммунного дефицита, появилась в конце 1980-х годов, а официальное название она получила в 1983 году, когда французские и американские ученые открыли вирус иммунодефицита человека. Сегодня вирус называют чумой XXI века, вот только, в отличие от чумы, это заболевание все еще представляет серьезную опасность для человечества.

На протяжении всего времени существования вируса, ученые строили различные теории относительно его возникновения. Согласно мнению некоторых исследователей, ВИЧ передался от обезьяны человеку в западной Африке в 1925-х годах. Это связано с тем, что ученые, анализировавшие смерть мужчины в Конго в 1959 году, обнаружили в его истории болезни симптомы, схожие с симптомами вируса иммунодефицита человека, и эту смерть стали считать первым официальным случаем летального исхода от СПИДа.

Тем не менее, наука все еще не сошлась в едином мнении относительно причин возникновения инфекции, и споры ведутся и по сей день.

Всего ученые выделяют три стадии заболевания: острую, латентный период и терминальную стадию, когда ВИЧ уже трансформируется в СПИД. После проведенных исследований ученые установили и способы инфицирования — половой, вертикальный (от матери к ребенку) и парентеральный (через кровь). В самом начале ВИЧ-инфекция распространялась из-за повторного использования наркозависимыми медицинских игл, а также незащищенных половых контактов между гомосексуалистами, но позже заболевание переросло в пандемию, поражающую абсолютно все слои населения.

В 2011 году были опубликованы данные о количестве погибших людей в результате инфицирования ВИЧ-инфекцией — 25 миллионов человек. При этом всего заболевших было около 60 миллионов.

На сегодняшний день ВИЧ-инфекция все еще неизлечима, однако, благодаря ряду поведенных исследований, современная медицина может обеспечить заразившемуся пациенту антиретровирусную терапию, способную полностью подавлять развитие заболевания — это значит, что ВИЧ-положительный пациент может прожить многие годы без симптомов и, главное, без возможности передачи вируса другим, а также вести привычный образ жизни при условии приема лекарственных препаратов. В ином случае, инфекция активно развивается, и человек умирает примерно через 5-10 лет, в зависимости от состояния иммунной системы, возраста и образа жизни.

2532. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Пояснение: Известно, что чума, эпидемия всегда в любом обществе вызывала тревогу. Всех постоянно беспокоила мысль о мерах противостояния ей. Неоспоримым фактом является и то, что в местах распространения эпидемии погибает много людей. К тому же чума — очень быстро передаваемая болезнь, и самый эффективный метод упреждения ее распространения — это изоляция больных от здоровых.

Человек, находящийся в очаге распространения эпидемии, подвергается опасности заболеть смертоносной болезнью, испытывает неудобства от необходимости не покидать свое место даже под угрозой заражения болезнью. Следование человеком таким требованиям служит целям предотвращения распространения смертельного недуга. Именно поэтому люди, находившиеся в очаге и умершие от эпидемической болезни, приравнивались к шахидам (мученикам). То есть человек, проявивший терпение ко всем страданиям от болезни и не ушедший в другие места из своего места пребывания, подчинившись религиозному повелению, получит статус мученика. В этом поучении, наряду с призывом больных к терпению, есть большое утешение для его родных и близких, оставшихся в живых. Они пребудут во мнении, что их близкий человек, заразившись чумой, соблюдал хадис и умер, проявляя терпение, а посему обрел статус мученика.

Эти значения и присущие им понятия прояснятся еще больше в процессе изучения последующих хадисов.

2533. Передается от Аиши радияллаху анха,

«Она спросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о чуме (эпидемии), и он известил ее об этом так:

Оба хадиса передал Бухари.

Пояснение: В этом хадисе вновь становится очевидным, насколько Всевышний Аллах милосерден к мусульманам. Эта истина явственно исходит из возвещения в хадисе о том, с какой целью насылалась эпидемическая болезнь на других и с какой иной целью она насылается на правоверных.

В самом деле, известно, что многие народы в истории были уничтожены различными болезнями, в том числе и тотальной чумой (пандемией). Всевышний Аллах сделал чуму милосердием для мусульман, тогда как для других она насылалась как мучение. Если мусульмане будут делать то, что повелевает Всевышний Аллах, то в случае смерти они покинут этот мир мучениками.

Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

Ислам, заботясь об интересах масс, именно так награждает тех людей, которые жертвуют собой ради упреждения распространения эпидемии за пределы ее очага. Этот смысл еще больше проясняется в последующем ривайате.

2534. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.

Мы сначала узнали, что эпидемия является для иных мучением, а для мусульман — милосердием. Теперь излагается, как мусульманская община должна относиться к этой болезни при ее появлении.

Ибо если отправитесь туда, есть вероятность заразиться этой болезнью. И если, упаси Аллах, все же что-то случится с вами, тогда будете сожалеть, что напрасно вы туда пошли.

Потому что если вы покинете пределы этого места, эпидемия может распространиться и на другие края.

Это и есть санитарные меры предотвращения распространения заболевания (то есть меры карантина), установленные религией Ислам еще тысячу пятьсот лет назад. Здесь ясно просматривается, как эта защитная мера устанавливалась не посредством административного бюрократизма, а повышением медицинской культуры среди населения.

2535. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:

«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам (Левант). Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада: Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи. Они сообщили о том, что в Шаме возникла чума (эпидемия). Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:

— Позови ко мне первых мухаджиров.

Я позвал их. Он посоветовался с ними. Они впали в разногласия. Некоторые из них сказали:

— Ты вышел (в путь) ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него.

Другие же сказали:

— Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме (эпидемии).

— Уйдите прочь от меня! — сказал (им) Умар. Затем он попросил:

— Позови ко мне ансаров.

Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути мухаджиров, впадая в разногласия.

Им он также сказал:

— Уйдите прочь от меня!

А потом он сказал:

— Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша.

Я позвал их. Никто из них не стал разногласить в этом вопросе. Они сказали:

— Советуем тебе не вести их к чуме (эпидемии) и возвратиться обратно.

Умар через глашатая объявил среди людей:

— Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное!

Тогда Абу Убайда сказал:

— Неужто убегая от предустановления Аллаха?!

Умар сказал:

— Разве не мог сказать это кто-то другой, кроме тебя?!

Умар не любил перечить ему. Умар сказал:

— Да, убежим от предустановления Аллаха к предустановлению Аллаха. Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Если станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предустановлению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предустановлению Аллаха. Не так ли?!

В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам. Он сказал:

— Я обладаю знанием по этому вопросу. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Когда вы услышите о том, что она (чума-эпидемия) существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где находитесь вы, не выходите (оттуда), убегая от нее”.

Передали Бухари и Муслим.

Пояснение: Из этого ривайата можно извлечь множество полезных сведений. Поэтому будет лучше рассмотреть и проанализировать содержание этого хадиса обстоятельно, детально.

Эта поездка была осуществлена во время халифства почтенного Умара. Он вышел в путь, взяв с собой нескольких сахабийев, чтобы ознакомиться с положением мусульман в Шаме. Известие о том, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в путь в сторону Шама, разошлось повсюду. В том числе это известие достигло и до Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху, который был в то время наместником Шама. Он вышел в путь со своими людьми, чтобы встретить халифа.

Сарг — название первого из расположенных на пути из Хиджаза селений Шама.

Аджнад — так именовались пять знаменитых городов Шама того времени. Это — Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кунсурайн.

Тогда правители данных пяти городов вместе с Абу Убайдой ибн Джаррахом радияллаху анху вышли встречать почтенного Умара.

Обычно вышедшие встречать главу государства после приветствий заводят речь о самых важных и актуальных вопросах. Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху и его товарищи поступили таким же образом. Они сообщили почтенному Умару о самой актуальной проблеме своей страны — о распространении эпидемии.

«Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:

— Позови ко мне первых мухаджиров.

Почтенный Умар стал советоваться с людьми по поводу чумы, так как был в неведении насчет благородного хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам об этом. Если бы почтенный Умар знал хадис, он ни с кем не стал бы советоваться, а сразу последовал бы ему. Как нарочно, и призванные для совета тоже не знали о таком хадисе.

Тогда среди первых мухаджиров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, возникли разногласия по этому вопросу.

«Некоторые из них сказали:

То есть, о Умар, ты вышел, чтобы справиться о положении мусульман в Шаме. Об этом стало известно всем. Друзья и недруги пристально наблюдают за тобой. Если, прознав о чуме, ты повернешь отсюда вспять, это станет неприглядным поступком. Друзья опечалятся, а недруги возрадуются.

«Другие же сказали:

Они тоже выставили доводы в пользу своего мнения. Они не хотели вести здоровых и почитаемых людей в опасные места.

Эти их разногласия не понравились халифу.

— Уйдите прочь от меня! — сказал (им) Умар. Затем он попросил:

Следовательно, сначала — мухаджиры, то есть они стоят на первом месте, а потом следуют ансары — жители Медины. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху продолжает рассказывать.

Как видно, среди ансаров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, тоже не было человека, кто слышал хадис о чуме. Поэтому и они разошлись во мнении касательно этого вопроса.

«Им он также сказал:

— Уйдите прочь от меня!

А потом он сказал:

Это были уважаемые старейшины племени Курайш, ставшие мусульманами только в день фатха Благородной Мекки. Поэтому с ними стали советоваться в последнюю, третью очередь.

«Я позвал их. Никто из них не стал разногласить в этом вопросе. Они сказали:

Как оказалось, они тоже не знали о хадисе. Вероятно, они извлекли поучительный пример из действий предыдущих советчиков и не стали расходиться во мнении перед халифом, а высказали единое мнение. Они посоветовали не входить в земли, где свирепствует чума, и возвратиться назад. Этот совет понравился почтенному Умару. Он решил вернуться.

«Умар через глашатая объявил среди людей:

Под этим подразумевалось, что Умар намеревается вернуться в Медину. Безусловно, хотя это решение и понравилось многим, но сирийцам (жителям Шама), ожидающим уважаемых гостей, оно пришлось не по душе.

«Тогда Абу Убайда сказал:

Подобные тяжкие слова наместника в Шаме, великого сподвижника, Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху свидетельствуют о его негодовании. Он был великим человеком, который смел говорить с почтенным Умаром в таком тоне.

«Умар сказал:

Для того, чтобы объяснить, зачем почтенный Умар сказал так, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху добавляет в повествование свои поясняющие слова:

Почтенный Умар из уважения к Абу Убайде ибн Джарраху радияллаху анху сдерживался от высказываний, которые могли противоречить его словам. Теперь же он вынужден был вступить с ним в спор на виду у многих. В продолжение своего ответа Абу Убайде радияллаху анху он сказал еще следующее:

Или если, по-твоему, пасти на одной стороне — это по предустановлению Аллаха, а пастьба на другой — вне предустановления Аллаха, тогда скажи так. Ведь все происходит по предустановлению Аллаха. То, что мы делаем сейчас, тоже походит на это. На это ты не обижайся.

Поэтому он не знал о том, что произошло до этого. Узнав же о сущности проблемы,

«Он сказал:

Все, вопрос решен. Не осталось места ни для излишних советов, ни для споров.

Эта история весьма знаменита. Она приводится во многих книгах в связи с рассмотрением в них разных тем. Среди них имеются такие, как вопросы совета и совещания, акийды (вероубеждения) и предустановления, взаимоотношений между главой общества и наместниками, а также эмирами и другие подобные им вопросы.

Здесь нам необходимо напомнить о том, что следует знать при изучении благородного хадиса:

1. Необязательно, чтобы все сахабийи слышали все хадисы Пророка саллаллаху алайхи всаллам.

2. Допустимо, что некоторые хадисы слышали считанные люди. Например, хадис с повелением не входить туда, где есть вспышка эпидемии, и не выходить оттуда. Оказывается, даже выдающиеся авторитетные сподвижники не слышали о нем. Из стольких людей слышал об этом только один человек — Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху.

3. В случае надобности, можно найти хадисы, подобные этому, касающиеся случаев, которые происходят время от времени. Безусловно, вспышка эпидемической болезни случается не каждый год. Это происходит несколько реже. Поэтому когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил хадис, касающийся этого вопроса, его слышали только присутствовавшие на той беседе, и поскольку не было необходимости, к этому никто больше не возвращался. Чумы не было и во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и в период халифства Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, а также и в начале халифства Умара радияллаху анху.

И вот, во время путешествия почтенного Умара радияллаху анху в Шам люди столкнулись с этой проблемой. С этого момента начинается применение хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам по этому вопросу. Теперь был установлен порядок: если в каком-то регионе исламского государства появлялась заразная инфекционная болезнь, никто туда не входил и никто не выходил оттуда.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф


Пандемия коронавируса COVID-19, охватившая планету в 2020 году, стала серьезным испытанием для жителей стран, привыкших к спокойной и размеренной жизни. В то же время история человечества знает эпизоды и значительно страшнее.

Подобного рода бедствия не делают различий между простыми ремесленниками и великими художниками, артистами, писателями, философами.


Современные историки до сих пор спорят о том, что именно за болезнь поразила Афины. Есть версия, что речь шла не о чуме, а о брюшном тифе.


В 1988 году Рублев был канонизирован Русской Православной церковью в лике преподобных святых.

Умер Андрей Рублев 17 октября 1428 года от бушевавшего в Москве морового поветрия — эпидемии чумы. Подобный мор случался на Руси регулярно, так что гибель иконописца никак не считалась по меркам того времени чем-то из ряда вон выходящим.


Александр Меншиков (диагноз — оспа)

Ближайший сподвижник Петра I сыграл в русской истории огромную роль. Смышленный подросток, торговавший пирожками, понравился юному царю и возрасте 14 лет был принят к нему в денщики. Из слуги Меншиков превратился в главного сподвижника и друга монарха.

Светлейший князь, генералиссимус, кавалер высших орденов империи, Меншиков после смерти Петра I превратился в фактического правителя страны сначала при Екатерине I, а затем при Петре II.

Однако в сентябре 1727 года политическая борьба закончилась тем, что Меншиков попал в опалу.

Но в этот период в Сибири вспыхнула эпидемия оспы. Ее жертвой стал и сам 56-летний Меншиков, и его старшая дочь Мария.


Вера Комиссаржевская (диагноз — оспа)

Те, кто интересовался историей русского театра, не могут не знать этого имени. Вера Комиссаржевская считается одной из лучших русских драматических актрис начала XX века.

В 1904 году Комиссаржевская основала свой собственный Драматический театр, режиссером-постановщиком в котором одно время был великий Всеволод Мейерхольд.

В 1909 году актриса решила основать свою собственную театральную школу. Перед началом ее работы Комиссаржевская решила отправиться на гастроли. Это решение оказалось роковым — в Ташкенте, куда она приехала со спектаклями, бушевала эпидемия оспы. Подхватив опасную болезнь, Комиссаржевская не смогла выкарабкаться. Актриса умерла в феврале 1910 года в возрасте 45 лет.


Петр Чайковский (диагноз — холера)

Самым смертоносным заболеванием XIX века в мире стала холера. Россия впервые познакомилась с этим недугом в 1830-1831 годах, когда из 466 457 заболевших в стране умерло 197 069 человек.

Холера продолжала посещать крупнейшие российские города, в том числе и столицу. В 1893 году очередная эпидемия этой болезни в Петербурге шла на спад, когда она подкараулила свою самую звездную жертву.

Автор десяти опер, трех балетов, семи симфоний, 104 романсов и много другого Петр Ильич Чайковский был к тому времени мировой звездой, не обремененной финансовыми трудностями.

В конце октября 1893 года композитор посетил элитный петербургский ресторан Лейнера и во время трапезы попросил принести ему стакан холодной воды. Как уже говорилось, в городе продолжалась эпидемия холеры, однако Чайковскому принесли сырую воду, которую он и выпил. Уже на следующий день он почувствовал себя плохо. Вызванный медик точно установил диагноз и назначил лечение. Но болезнь у Чайковского протекала тяжело, и 25 октября он скончался.

Смерть стала настолько внезапной для окружающих, что даже поползли слухи о самоубийстве Петра Ильича, ничем, впрочем, не подтвержденные.


Ближайший сподвижник Владимира Ленина Яков Свердов, занимая пост Председателя ВЦИК, являлся формальным главой РСФСР. А после покушения на Ленина, в результате которого он был ранен, Свердов стал главой страны не только формально, но и фактически — пусть и не на самый продолжительный срок.

В советские годы Свердлов, пожалуй, был самой известной в стране жертвой эпидемии.

Впоследствии выдвигались предположения о других причинах смерти государственного деятеля, но никаких реальных подтверждений им нет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.