Любовь благословение божье любовь во время чумы

Епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус

Епископ Калачинский и Муромцевский Петр


Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.

Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.

Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.

Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.


Житийная икона праведного Федора Ушакова Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!

Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.

И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.

Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.

А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.

У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.

Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.

Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.

От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.

Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!

Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.


Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0

Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.

Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.

Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.

По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.

По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.


Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе

Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.

Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.

Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.

Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.

А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.

Габриэль Гарсиа Маркес
Любовь во время чумы

Посвящается, конечно же, Мерседес

Эти селенья уже обрели свою коронованную богиню.

Так было всегда: запах горького миндаля наводил на мысль о несчастной любви. Доктор Урбино почувствовал его сразу, едва вошел в дом, еще тонувший во мраке, куда его срочно вызвали по неотложному делу, которое для него уже много лет назад перестало быть неотложным. Беженец с Антильских островов Херемия де Сент-Амур, инвалид войны, детский фотограф и самый покладистый партнер доктора по шахматам, покончил с бурею жизненных воспоминаний при помощи паров цианида золота.

Труп, прикрытый одеялом, лежал на походной раскладной кровати, где Херемия де Сент-Амур всегда спал, а рядом, на табурете, стояла кювета, в которой он выпарил яд. На полу, привязанное к ножке кровати, распростерлось тело огромного дога, черного, с белой грудью; рядом валялись костыли. В открытое окно душной, заставленной комнаты, служившей одновременно спальней и лабораторией, начинал сочиться слабый свет, однако и его было довольно, чтобы признать полномочия смерти. Остальные окна, как и все щели в комнате, были заткнуты тряпками или закрыты черным картоном, отчего присутствие смерти ощущалось еще тягостнее. Столик, заставленный флаконами и пузырьками без этикеток, две кюветы из оловянного сплава под обычным фонарем, прикрытым красной бумагой. Третья кювета, с фиксажем, стояла около трупа. Куда ни глянь – старые газеты и журналы, стопки стеклянных негативов, поломанная мебель, однако чья-то прилежная рука охраняла все это от пыли. И хотя свежий воздух уже вошел в окно, знающий человек еще мог уловить еле различимую тревожную тень несчастной любви – запах горького миндаля. Доктору Хувеналю Урбино не раз случалось подумать, вовсе не желая пророчествовать, что это место не из тех, где умирают в мире с Господом. Правда, со временем он пришел к мысли, что этот беспорядок, возможно, имел свой смысл и подчинялся Божьему промыслу.

Полицейский комиссар опередил его, он уже был тут, вместе с молоденьким студентом-медиком, который проходил практику судебного эксперта в муниципальном морге; это они до прихода доктора Урбино успели проветрить комнату и накрыть тело одеялом. Они приветствовали доктора с церемонной торжественностью, на этот раз более означавшей соболезнование, чем почтение, поскольку все прекрасно знали, как дружен он был с Херемией де Сент-Амуром. Знаменитый доктор поздоровался с обоими за руку, как всегда здоровался с каждым из своих учеников перед началом ежедневных занятий по общей клинике, и только потом кончиками указательного и большого пальцев поднял край одеяла, точно стебель цветка, и, будто священнодействуя, осторожно открыл труп. Тот был совсем нагой, напряженный и скрюченный, посиневший, и казался на пятьдесят лет старше. Прозрачные зрачки, сизо-желтые волосы и борода, живот, пересеченный давним швом, зашитым через край. Плечи и руки, натруженные костылями, широкие, как у галерника, а неработавшие ноги – слабые, сирые. Доктор Хувеналь Урбино поглядел на лежащего, и сердце у него сжалось так, как редко сжималось за все долгие годы его бесплодного сражения со смертью.

– Что же ты струсил? – сказал он ему. – Ведь самое страшное давно позади.

– Когда вам попадется такой, – сказал он практиканту, – обратите внимание: обычно у них в сердце песок.

– Если не найдете, не беда, – сказал он. – Я возьму все расходы на себя.

– Я так понял, что человек этот был святой, – сказал он.

– Случай еще более редкий, – сказал доктор Урбино. – Святой безбожник. Но это – дела Божьи.

Вдалеке, на другом конце города, зазвонили колокола собора, созывая на торжественную службу. Доктор Урбино надел очки – стекла-половинки в золотой оправе – и поглядел на маленькие квадратные часы, висевшие на цепочке; крышка часов открывалась пружиной: он опаздывал на праздничную службу по случаю Святой Троицы.

Огромный фотографический аппарат на подставке с колесиками, как в парке, аляповато разрисованный мрачно-синий занавес, стены, сплошь покрытые фотографиями детей, сделанными в торжественные даты: первое причастие, день рождения. Стены покрывались фотографиями постепенно, год за годом, и у доктора Урбино, обдумывавшего тут по вечерам шахматные ходы, не раз тоскливо екало сердце при мысли о том, что случай собрал в этой портретной галерее семя и зародыш будущего города, ибо именно этим еще не оформившимся детишкам суждено когда-нибудь взять в свои руки бразды правления и до основания перевернуть этот город, не оставив ему и следа былой славы.

– Ничего особенного, – сказал он. – Последние распоряжения.

Это была полуправда, но они приняли ее за полную, потому что он велел им поднять одну из плиток кафельного пола и там они обнаружили затрепанную тетрадь расходов и ключи от сейфа. Денег оказалось не так много, как они думали, но более чем достаточно для оплаты похорон и разных мелких счетов. Теперь доктору Урбино стало окончательно ясно, что в церковь он опоздал.

– Третий раз в жизни, с тех пор как помню себя, пропускаю воскресную службу, – сказал он. – Но Бог поймет меня.

И он остался еще на несколько минут, чтобы решить все вопросы, хотя с трудом сдерживал желание поделиться с женой откровениями, содержавшимися в письме. Он взялся известить всех живших в городе Карибских беженцев, на случай если они захотят воздать последние почести тому, кто считался самым уважаемым из них, самым деятельным и самым радикальным, даже после того, как стало очевидным, что он поддался гибельному разочарованию. Он известит и его сотоварищей по шахматам, среди которых были и знаменитости-профессионалы, и безвестные любители, сообщит и другим, не столь близким друзьям, возможно, они пожелают прийти на похороны. До предсмертного письма он бы мог счесть себя самым близким его другом, но, прочтя письмо, уже ни в чем не был уверен. Как бы то ни было, он пошлет венок из гардений – может быть, Херемия де Сент-Амур в последний миг испытал раскаяние. Погребение, по-видимому, состоится в пять часов, самое подходящее время для этой жаркой поры. Если он понадобится, то после двенадцати будет находиться в загородном доме доктора Ласидеса Оливельи, своего любимого ученика, который в этот день дает торжественный обед по случаю своего серебряного юбилея на ниве врачебной деятельности.

Доктору Хувеналю Урбино легко было следовать привычному распорядку теперь, когда позади остались бурные годы первых житейских сражений, когда он уже добился уважения и авторитета, равного которому не было ни у кого во всей провинции. Он вставал с первыми петухами и тотчас же начинал принимать свои тайные лекарства: бромистый калий для поднятия духа, салицилаты – чтобы не ныли кости к дождю, капли из спорыньи – от головокружений, белладонну – для крепкого сна. Он принимал что-нибудь каждый час и всегда тайком, потому что на протяжении всей докторской практики он, выдающийся мастер своего дела, неуклонно выступал против паллиативных средств от старости: чужие недуги он переносил легче, чем собственные. В кармане он всегда носил пропитанную камфарой марлевую подушечку и глубоко вдыхал камфару, когда его никто не видел, чтобы снять страх от стольких перемешавшихся в нем лекарств.

В течение часа у себя в кабинете он готовился к занятиям по общей клинике, которые вел в Медицинской школе с восьми утра ежедневно – с понедельника по субботу, до самого последнего дня. Он внимательно следил за всеми новостями в медицине и читал специальную литературу на испанском языке, которую ему присылали из Барселоны, но еще внимательнее прочитывал ту, которая выходила на французском языке и которую ему присылал книготорговец из Парижа. По утрам книг он не читал, он читал их в течение часа после сиесты и вечером, перед сном. Подготовившись к занятиям, он пятнадцать минут делал в ванной дыхательную гимнастику перед открытым окном, всегда повернувшись в ту сторону, где пели петухи, ибо именно оттуда дул свежий ветер. Потом он мылся, приводил в порядок бороду, напомаживал усы, окутавшись душистыми парами одеколона, и облачался в белый льняной костюм, жилет, мягкую шляпу и сафьяновые туфли. В свои восемьдесят один год он сохранил живые манеры, праздничное состояние духа, какие ему были свойственны в юности, когда он вернулся из Парижа, вскоре после смертоносной эпидемии чумы; и волосы он причесывал точно так же, как в ту пору, с ровным пробором посередине, разве что теперь они отливали металлом. Завтракал он в кругу семьи, но завтрак у него был особый: отвар из цветов полыни для пищеварения и головка чесноку – он очищал дольки и, тщательно пережевывая, ел одну за другой с хлебом, чтобы предотвратить перебои в сердце. В редких случаях после занятий у него не бывало какого-нибудь дела, связанного с его гражданской деятельностью, участием в церковных заботах, его художественными или общественными затеями.

Обедал он почти всегда дома, затем следовала десятиминутная сиеста: сидя на террасе, выходившей во двор, он сквозь сон слушал пение служанок в тени манговых деревьев, крики торговцев на улице, шипение масла на сковородах и треск моторов в бухте, шумы и запахи которой бились и трепетали в доме жаркими послеполуденными часами, точно ангел, обреченный гнить взаперти. Потом он целый час читал свежие книги, по преимуществу романы и исторические исследования, обучал французскому языку и пению домашнего попугая, уже много лет служившего местной забавой. В четыре часа, выпив графин лимонада со льдом, начинал обход больных. Несмотря на возраст, он не сдавался и принимал больных не у себя в кабинете, а ходил по домам, как делал это всю жизнь, поскольку город оставался таким уютно-домашним, что можно было пешком добраться до любого закоулка.

День у него был расписан по минутам, так что его жена во время врачебного обхода больных всегда знала, куда в экстренном случае послать к нему человека с поручением. В молодости он, случалось, после обхода больных задерживался в приходском кафе, где совершенствовал свое шахматное мастерство с приятелями тестя и карибскими беженцами, но с начала этого столетия он перестал посещать приходское кафе, а попробовал под эгидой общественного клуба организовать турниры шахматистов всей страны. Как раз в это время и приехал Херемия де Сент-Амур: он уже был калекой с мертвыми ногами, но еще не стал детским фотографом, и через три месяца его уже знали все, кто умел передвигать по шахматной доске слона, потому что никому не удавалось выиграть у него ни одной партии. Для доктора Хувеналя Урбино это была чудесная встреча, ибо к тому времени шахматы превратились у него в неодолимую страсть, а партнеров для удовлетворения этой страсти почти не было.

Благодаря доктору Херемия де Сент-Амур мог стать здесь тем, чем он стал. Доктор Урбино был его безоговорочным заступником, поручителем на все случаи жизни и не давал себе даже труда полюбопытствовать, кто он такой, чем занимается и с каких бесславных войн вернулся таким жалким инвалидом. И наконец, он одолжил ему денег для устройства фотографического ателье, и Херемия де Сент-Амур выплатил ему все до последнего гроша, начав отдавать долг аккуратно с того самого момента, когда впервые щелкнул фотоаппаратом под магниевую вспышку первого насмерть перепуганного малыша.

А все – из-за шахмат. Сначала они играли в семь вечера, после ужина, и партнер, ввиду своего явного преимущества, давал доктору фору, но с каждым разом фора становилась все меньше, пока они не сравнялись в умении. Позже, когда дон Галилео Даконте открыл у себя во дворе первый кинотеатр под открытым небом, Херемия де Сент-Амур превратился в заядлого кинозрителя, и шахматам оставались только те вечера, когда не показывали новых фильмов. К тому времени они уже так подружились с доктором, что тот стал ходить с ним и в кино, и всегда без жены, отчасти потому, что у той не хватало терпения следить за путаными перипетиями сюжета, а отчасти потому, что нутром он чуял: общество Херемии де Сент-Амура мало кому подойдет.









  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 259 290
  • КНИГИ 596 199
  • СЕРИИ 22 331
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 558 260

Так было всегда: запах горького миндаля наводил на мысль о несчастной любви. Доктор Урбино почувствовал его сразу, едва вошел в дом, еще тонувший во мраке, куда его срочно вызвали по неотложному делу, которое для него уже много лет назад перестало быть неотложным. Беженец с Антильских островов Херемия де Сент-Амур, инвалид войны, детский фотограф и самый покладистый партнер доктора по шахматам, покончил с бурею жизненных воспоминаний при помощи паров цианида золота.

Труп, прикрытый одеялом, лежал на походной раскладной кровати, где Херемия де Сент-Амур всегда спал, а рядом, на табурете, стояла кювета, в которой он выпарил яд. На полу, привязанное к ножке кровати, распростерлось тело огромного дога, черного, с белой грудью; рядом валялись костыли. В открытое окно душной, заставленной комнаты, служившей одновременно спальней и лабораторией, начинал сочиться слабый свет, однако и его было довольно, чтобы признать полномочия смерти. Остальные окна, как и все щели в комнате, были заткнуты тряпками или закрыты черным картоном, отчего присутствие смерти ощущалось еще тягостнее. Столик, заставленный флаконами и пузырьками без этикеток, две кюветы из оловянного сплава под обычным фонарем, прикрытым красной бумагой. Третья кювета, с фиксажем, стояла около трупа. Куда ни глянь – старые газеты и журналы, стопки стеклянных негативов, поломанная мебель, однако чья-то прилежная рука охраняла все это от пыли. И хотя свежий воздух уже вошел в окно, знающий человек еще мог уловить еле различимую тревожную тень несчастной любви – запах горького миндаля. Доктору Хувеналю Урбино не раз случалось подумать, вовсе не желая пророчествовать, что это место не из тех, где умирают в мире с Господом. Правда, со временем он пришел к мысли, что этот беспорядок, возможно, имел свой смысл и подчинялся Божьему промыслу.

Полицейский комиссар опередил его, он уже был тут, вместе с молоденьким студентом-медиком, который проходил практику судебного эксперта в муниципальном морге; это они до прихода доктора Урбино успели проветрить комнату и накрыть тело одеялом. Они приветствовали доктора с церемонной торжественностью, на этот раз более означавшей соболезнование, чем почтение, поскольку все прекрасно знали, как дружен он был с Херемией де Сент-Амуром. Знаменитый доктор поздоровался с обоими за руку, как всегда здоровался с каждым из своих учеников перед началом ежедневных занятий по общей клинике, и только потом кончиками указательного и большого пальца поднял край одеяла, точно стебель цветка, и, будто священнодействуя, осторожно открыл труп. Тот был совсем нагой, напряженный и скрюченный, посиневший, и казался на пятьдесят лет старше. Прозрачные зрачки, сизо-желтые волосы и борода, живот, пересеченный давним швом, зашитым через край. Плечи и руки, натруженные костылями, широкие, как у галерника, а неработавшие ноги – слабые, сирые. Доктор Хувеналь Урбино поглядел на лежащего, и сердце у него сжалось так, как редко сжималось за все долгие годы его бесплодного сражения со смертью.

– Что же ты струсил, – сказал он ему. – Ведь самое страшное давно позади.

– Когда вам попадется такой – сказал он практиканту, – обратите внимание: обычно у них в сердце песок.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

Пс. 1 . Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

Пс. 2 . Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

Пс. 3 . Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

Пс. 4 . Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

Пс. 5 . Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

Пс. 6 . Да освободит Господь находящегося под заклятием.

Пс. 7 . Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

Пс. 8 . Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

Пс. 9 . Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

Пс. 10 . Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

Пс. 11 . Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

Пс. 12 . Страдающим болезнями печени.

Пс. 13 . От беса читать трижды в день три дня.

Пс. 14 . Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

Пс. 15 . Да найдется потерянный ключ.

Пс. 16 . При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

Пс. 17 . При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

Пс. 18 . Да разродится роженица.

Пс. 19 . Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

Пс. 20 . Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

Пс. 21 . Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

Пс. 22 . Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

Пс. 23 . Да откроется дверь, когда ключ потерян.

Пс. 24 . Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

Пс. 25 . Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

Пс. 26 . Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

Пс. 27 . Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

Пс. 28 . Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

Пс. 29 . В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

Пс. 30 . Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

Пс. 31 . Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

Пс. 32 . Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

Пс. 33 . Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

Пс. 34 . Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

Пс. 35 . Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

Пс. 37 . При зубной боли.

Пс. 38 . Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

Пс. 39 . Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

Пс. 40 . Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

Пс. 41 . Молодым, когда страдают от несчастной любви.

Пс. 42 . Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

Пс. 43 . Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

Пс. 44 . Страдающим болезнями сердца или почек.

Пс. 45 . Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

Пс. 46 . Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

Пс. 47 . Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

Пс. 48 . Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

Пс. 49 . Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

Пс. 50 . Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

Пс. 51 . Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

Пс. 52 . Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

Пс. 53 . Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

Пс. 54 . Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

Пс. 55 . Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

Пс. 56 . Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

Пс. 57 . Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

Пс. 58 . Немым, да даст им Господь дар речи.

Пс. 59 . Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

Пс. 60 . Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

Пс. 61 . Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

Пс. 62 . Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

Пс. 63 . Когда укусит кого бешеная собака или волк.

Пс. 64 . Да процветают купцы.

Пс. 65 . Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

Пс. 66 . Благословение да будет на домашнем скоте.

Пс. 67 . Да излечится страдающая выкидышами.

Пс. 68 . Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

Пс. 69 . Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

Пс. 70 . Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

Пс. 71 . Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

Пс. 72 . Да покаются разбойники.

Пс. 73 . Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

Пс. 74 . Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

Пс. 75 . Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

Пс. 76 . Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

Пс. 77 . Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

Пс. 78 . Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

Пс. 79 . Да исцелит Господь больного водянкой.

Пс. 80 . Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

Пс. 81 . Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

Пс. 82 . Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

Пс. 83 . Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

Пс. 84 . Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

Пс. 85 . Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

Пс. 86 . Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

Пс. 87 . Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

Пс. 88 . Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

Пс. 89 . Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

Пс. 90 . Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

Пс. 91 . Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

Пс. 92 . Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

Пс. 93 . Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

Пс. 94 . Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

Пс. 95 . Да исцелит Господь глухих.

Пс. 96 . Да рассеются чары.

Пс. 97 . Да утешит Господь удрученных горем.

Пс. 98 . Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

Пс. 99 . Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

Пс. 100 . Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

Пс. 101 . Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

Пс. 102 . Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

Пс. 103 . Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

Пс. 104 . Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

Пс. 105 . Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

Пс. 106 . Да исцелит Господь бесплодную.

Пс. 107 . Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

Пс. 108 . Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

Пс. 109 . Дабы младшие уважали старших.

Пс. 110 . Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

Пс. 111 . Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

Пс. 112 . Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

Пс. 113 . Да исцелит Господь слабоумных детей.

Пс. 114 . Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

Пс. 115 . Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

Пс. 116 . Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

Пс. 117 . Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

Пс. 118 . Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

Пс. 119 . Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

Пс. 120 . Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

Пс. 121 . Да исцелит Господь страдающих суеверием.

Пс. 122 . Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

Пс. 123 . Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

Пс. 124 . Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

Пс. 125 . Да исцелит Господь страдающих головными болями.

Пс. 126 . Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

Пс. 127 . Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

Пс. 128 . Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

Пс. 129 . Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

Пс. 130 . Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

Пс. 131 . Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

Пс. 132 . Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

Пс. 133 . Да защитит Господь людей от всякой напасти.

Пс. 134 . Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

Пс. 135 . Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

Пс. 136 . Да умирит Господь вспыльчивого.

Пс. 137 . Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

Пс. 138 . Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

Пс. 139 . Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

Пс. 140 . Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

Пс. 141 . Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

Пс. 142 . Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

Пс. 143 . Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

Пс. 144 . Да благословит Бог труды людей и примет их.

Пс. 145 . Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

Пс. 146 . Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

Пс. 147 . Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

Пс. 148 . Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)

Пс. 149 . В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

Пс. 150 . Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Источник: Православная жизнь (Приложение к "Православной Руси"). - 1997. - №12.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – профессор Александр Павлович Лопухин

2. Объяснение священной книги псалмов – протоиерей Григорий Разумовский

4. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий

8. Толковая Псалтирь – Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

9. Псалтирь Божией Матери – святитель Димитрий Ростовский

10. Беседы на Псалмы – святитель Иоанн Златоуст

Поделиться ссылкой на выделенное

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.