Карнавал во время чумы


Площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое — все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры.

Михаил Бахтин, философ, культуролог

Главным героем становится шут; его проделки, фокусы и выдумки могут быть непристойными и дерзкими, лишь бы веселили толпу. Замысловатая брань превращается в отдельный речевой жанр. Маски создают атмосферу вседозволенности. Раблезианский кутеж, противостоящий трагической стороне жизни, выносит на поверхность грехи общества, превращая их в фарс.

Древнейшие предвестники европейского карнавала — Дионисии и Антестерии в Греции, Сатурналии и Вакханалии в Риме. В дни этих празднеств рядились, пировали, а безудержность оргий доходила порой до насилия. Дионисии были еще и своего рода театральными фестивалями: в это время ставили комедии и трагедии, соревновались в искусстве поэзии. Став частью средневековой крестьянской культуры, в каждом регионе празднества приобретали собственное обличье, обрастали атрибутами и церемониями. В крупных городах Италии оформлялась традиция организованных гуляний, а в VII веке на карте появилась Светлейшая Республика Венеция — и начался карнавал.

Момарии


Венецианец волей-неволей должен был стать человеком совсем новой породы, ибо и Венецию можно сравнивать только с Венецией же.

И так всегда в Венецы увеселяются и никогда не хотят быть без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много.


Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Каналетто. 1727–1729 годы

Буффоне


Маски


Все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. […] Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца.

Марк Монье. 1884 год

Множество людей в машкарах, по-словенски в харях… также и приезжие иноземцы ходят з девицами; и для того надевают мущины и женщины машкары и платья странное, чтоб друг друга не познавали. Так и все время каранавала ходят все в машкарах: мущины, и жены, и девицы; и гуляют все невозбранно, кто где хочет; и никто никого не знает.

Маски эти для нас нечто вроде мумий, безжизненные и ничего не значащие, здесь же они отлично вписываются в общую картину жизни.

Иоганн Вольфганг фон Гете


Сцена из комедии дель арте. Конец XVIII — начало XIX века

Спектакли

Священники, до этого сами охотно принимавшие участие в праздничных постановках (и даже выступавшие в качестве буффоне), пытаются запретить непотребные развлечения, но уличный театр уже не остановить. Актеры вовлекают в профессию жен и детей, и в площадных представлениях участвуют уже целые семьи.

Импровизация, маски, постепенно превращающиеся в типажи, и сюжеты о том, как народная смекалка побеждает чванство богачей, — из всего этого в середине XVI века в Венеции возникла комедия дель арте, театр масок. Оформившись в самостоятельных персонажей — венецианцев Панталоне, Коломбину, Арлекина, Бригеллу, неаполитанцев Тарталью, Пульчинеллу, Скарамуччу, — маски обрели социальные и психологические приметы, характерный облик и манеру говорить. Актер не заучивал роль, он знал лишь канву спектакля и последовательность выходов, а в остальном сочинял на ходу, отыгрывая нрав и повадки своей маски с помощью прибауток, поговорок и каламбуров.


Празднование Жирного четверга на площади. Габриэль Белла. 1779–1792 годы

Акробаты


Охота на быка на Кампо Сан-Поло. Йозеф Хайнц младший. Между 1632 и 1678 годами

Яркое угасание


Сабаки ученые пляшут, также обезьяны пляшут; а иные люди бандерами, то есть знаменами, играют; иные блюдами медными играют на одной палке зело изрядно и штучно… и иные люди огонь едят; иные люди каменья немалые глотают и иные всякие многие щтуки делают для забавы народу… тонцуют люди по веревках, мужеска полу и женска, преудивително, также и девицы, между которыми я видел одну жену беременную, уже близ рождения, и та там танцовала по веревке зело удивително. В других анбарех делают камеди куклами власно, как живыми людми. В ыных анбарех показывают удивителные вещи, между которыми видел я человека, имеющаго две головы… […] Там же видел я быка о пяти ногах; там же видел черепаху безмерно велику; там же видел барана о двух головах, имеющаго 6 ног и два хвоста, и иные многие натуралные удивителные вещи.


Праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, веселые женщины, танцовщицы, актрисы, сводники и банкометы, — все, что живет удовольствиями или создает их. Благословенный час театров и концертов — это час их праздника. И все, окружающее их в этот час, — это убранство праздника. Жизнь покинула огромные давящие дворцы, она стала общей и уличной и весело разлилась ярмаркой по всему городу. […] Ночей нет — или, по крайней мере, есть только бессонные ночи.

Марк Монье, 1884 год

Литература

Andrea Perrucci. Dell“arte rappresentativa premeditata, ed all”improvviso. 1699

Giambattista Gallicciolli. Delle memorie venete antiche profane ed ecclesiastiche raccolte da Giambattista Gallicciolli. 1795

Marin Sanudo. I Diarii. 1516–1533

Paola Ancillotto. Un buffone a Venezia nella prima meta’ del Cinquecento. 2014

Pier Maria Vescovo. Cine veneziano e teatro dei campi. Doppiaggi zanzottiani in Quaderni Veneti. 2017

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса

Гете И.В. Итальянское путешествие

Муратов П. Образы Италии

Толстой П. Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе (1697–1699)

Желание защититься от витающей в воздухе заразы у человечества возникло относительно недавно. Прежде, чем создать знакомую нам модель, изобретатели успели испугаться смрада и потерять пациента по совершенно непонятной причине.


Еще несколько десятков лет назад марлевая повязка, защищающая рот и нос, была элементом униформы медика. Сегодня ее можно увидеть на каждом прохожем в городах, где разразилась эпидемия или случилась экологическая беда. Познакомили нас с этим аксессуаром врачи. Они же подарили народу еще несколько интересных вещиц.

Представления о микроорганизмах, которые могут нанести вред здоровью человека, появились только после изобретения микроскопа. В древности люди считали, что заболевания возникают внутри изолированного от окружающей среды организма сами по себе или по воле злых духов. По воздуху из того, что может быть опасным, прилететь может только вражеская стрела.

Пересмотреть свое отношение к миру и бояться чего-то невидимого глазу, людей заставила чума.

Карнавал во время чумы

Во время эпидемии, которую позже назовут Черной смертью, доктора заметили, что больше всего больных в неблагополучных кварталах городов. Догадаться, что причиной их недуга стали вши, ученые мужи не смогли, однако отметили, что над трущобами стоит ужасный смрад, похожий на трупное зловоние. Неприятный запах был объявлен причиной недуга.

Маска чумного доктора
Фото: Источник

Защищаться от отравленного воздуха медики стали, надевая длинные плащи и маски из кожи. Чтобы наверняка убить заразу, последние были снабжены длинным клювом, в который закладывали целебные душистые травы или кусок ткани, смоченной в ароматическом масле.

Список профилактических мер против чумы был обширен. Были в нем и дельные советы. Врачи отметили, что ношение маски к последним не относится, потому отказались от нее. Зато народу она приглянулась и до сих пор популярна на Венецианском карнавале.

Спасение незаурядного хирурга

Талантливый немецкий доктор Ян Микулич-Радецкий в 1896 г. был обескуражен смертью пациента, которого успешно прооперировал. Несчастный врач был последователем идей Луи Пастера, у него в операционной все сияло чистотой, и вдруг — гибель человека от заражения крови! Это конец карьеры.

Йоханн Микулич-Радецкий
Фото: ru.wikipedia.org

У хирурга был друг и коллега Карл Флюгге. Он провел ряд опытов с плесенью и доказал, что ее споры человек может переносить в собственной носоглотке, распространяя их вокруг себя.

Теперь обстоятельства смерти пациента выглядели так: врач занес инфекцию, которая стала причиной сепсиса, кашляя или отдавая команды своим ассистентам.

  • Чтобы предотвратить распространение бацилл по операционным, было решено работать там, только прикрыв рот и нос марлевой повязкой.

Вирусная атака

Во время Первой мировой войны мокрой марлевой повязкой пробовали отражать атаки боевых газов. Заимствовали этот дешевый аналог противогаза не у врачей, а у шахтеров, которые на протяжении нескольких столетий так защищали легкие от пыли. Летучие вещества отравляющих газов преодолевали барьер из марли и ваты, обжигали незащищенные глаза, кожу лица. Примитивный респиратор не работал.

В руки простых граждан маска попала по тем же причинам, по которым шахтерам был необходим респиратор. В перегруженных транспортом мегаполисах так защищаются от пыльной взвеси. Инновации позволили производить повязки, которые не пропускают мелкие частицы, и несчастным горожанам не приходится прижимать к лицу мокрую марлю — достаточно носить медицинскую маску.

Современная медицинская маска

Сегодня медицинские маски изготавливают из синтетического нетканого материала. Микроскопических зазоров между нитями больше нет, однако для надежности ткань складывают в несколько слоев. В зависимости от их количества медицинские маски разделяют на процедурные, они же повседневные, и специализированные — хирургические. Существуют стерильный и нестерильный варианты масок.

Фото: Depositphotos

Пополните свою домашнюю аптечку медицинской маской. Она может выручить не только при походе в поликлинику во время эпидемии ОРВИ. В экстремальной ситуации эта малышка способна превратиться в перевязочный материал или фильтр для воды.


Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В Венеции началось одно из самых таинственных и изысканных шоу планеты — Венецианский карнавал. Первое упоминание этого события относится аж к 1094 году. Правда, после того, как Наполеон завоевал Венецию, он запретил этот праздник, и почти на 200 лет карнавал был забыт. Эту традицию возродили только в 1979 году, и большую роль в этом сыграл знаменитый режиссер Федерико Феллини, а автором нового гимна карнавала стал модельер Пьер Карден, который родился в области Венеция.



Многие венецианцы стали злоупотреблять правом закрывать лицо и, пользуясь анонимностью и безнаказанностью, совершали неблаговидные поступки. Кто-то посещал притоны, кто-то промышлял воровством и мошенничеством, а некоторые организовывали государственные перевороты. В итоге власти приняли закон, который запрещал надевать маски вне праздничных дней.


В XIII веке венецианцы использовали карнавальные маски для того, чтобы общаться и веселиться вместе с людьми более низкого происхождения. Ведь раньше во время карнавала не действовали привычные правила повседневности и приличия: и зажиточный горожанин, и бедняк мог делать все, что ему захочется. Говорят, что Казанова познакомился со своей возлюбленной монахиней М. именно на бале-маскараде в честь карнавала. И тут же закрутил с ней роман.

Также во время торжеств было не принято работать. Если какого-то человека ловили за работой, его могли связать и потащить к церкви, где он вынужден был пить вино до упаду.


Во-первых — это маски итальянской комедии дель арте, уличного театрального представления.

  • Коломбина. Полумаска, обычно украшается золотом, стразами и перьями. Маска была непременным атрибутом актрисы в комедии дель арте. По легенде, одна из актрис театра была настолько красива, что не захотела полностью скрывать свое лицо. Так что специально для нее придумали полумаску.


  • Арлекин. Костюм Арлекина предполагает яркий костюм из пестрой ткани, часто выполненный из ромбовидных и треугольных лоскутов, а также наличие шутовского колпака с бубенцами.


Во-вторых, это классические маски, которые появились по ходу развития карнавальной традиции.



  • Дама. Изображает знатную венецианку Средневековья — нарядную, с красивой прической и множеством драгоценностей. Одна из самых вычурных масок.





Сегодня во время карнавальных гуляний можно встретить довольно необычную и пугающую маску, которая не является ни театральной, ни классической. Это маска чумного доктора. Дело в том, что раньше одним из самых страшных бедствий Венеции была эпидемия чумы, которая уносила огромное количество жизней.

В старину такую маску с клювообразным носом носили только доктора, посещающие зачумленных. Такой длинный нос нужен был для того, чтобы в него можно было положить различные ароматические масла и чеснок: считалось, что они защитят от заражения. Кроме того, чумные доктора носили длинные черные плащи из гладкой ткани, а в руке у них были специальные палочки, чтобы не прикасаться к пациентам руками.


Многие туристы не решаются посетить Венецию во время карнавала, полагая, что цены в этот период взлетают до небес. На самом деле праздничные дни в Венеции не относятся к пиковому сезону, цены в это время ниже, чем летом. Даже за несколько дней до начала празднества можно спокойно найти приемлемые по здешним меркам номера или апартаменты недалеко от центра. Скажем, место в хостеле обойдется в € 15, а номер в отеле можно найти за € 50–60.

Это же касается и цен в кафе — они держатся на вполне стандартном уровне. Пожалуй, дорого могут обойтись разве что билеты на различные концерты и балы, которые проходят в старинных дворцах. Стоимость их посещения доходит до € 2 800 с человека, но на них ходить вовсе не обязательно, ведь во время карнавала можно получить заряд эмоций, просто гуляя по городу и посещая бесплатные мероприятия.


Многие туристы думают, что для посещания карнавала им придется потратить кучу денег на шикарный костюм. В действительности, чтобы приобщиться к празднику, достаточно просто купить маску или плащ прямо на улицах Венеции, благо, они продаются на каждом шагу и стоят не больше € 5–10. К тому же у вас останется отличный сувенир на память. Также можно сделать маску своими руками: многие мастерские проводят такие мастер-классы. Час стоит от € 50.

Сегодня карнавал — это праздник самовыражения, так что совершенно неважно, в каком костюме будет участник шествия. В последнее время все чаще можно встретить не классические средневековые образы, а костюмы супергероев, Гарри Поттера и Джека Воробья. Конечно, настоящие фанаты этого события до сих пор шьют себе умопомрачительные костюмы, чтобы получить свою минуту славы: чтобы сфотографироваться с ними, гости праздника выстраиваются в очереди, но все-таки это скорее исключение, чем правило. Кстати, все чаще карнавал стал привлекать пожилых людей, для которых это повод лишний раз выйти в свет во всей красе.


Для тех, кого не устроит покупная маска за €5, городские ателье готовы предложить услуги по индивидуальному пошиву карнавальных костюмов. Правда, такой наряд будет стоит от € 800 до € 4 000, ведь на его изготовление потребуются месяцы работы. Однако в Венеции широко распространен прокат костюмов ручной работы. Стоимость аренды варьируется от € 110 до € 500 в сутки. Правда, бронировать понравившийся вариант лучше заранее, отправив в ателье свои параметры и внеся залог € 50. По приезде в Венецию вам смогут доставить наряд прямо в отель.

Также недалеко от площади Святого Марка находится старинная мастерская по пошиву костюмов и изготовлению масок, куда можно прийти с экскурсией и узнать все тонкости изготовления этих непременных атрибутов карнавала.



Карнавал не имеет четких дат: период маскарада привязан к Пасхе и меняется каждый год. А вот длительность праздника остается неизменной: 18 дней. Кроме того, карнавал всегда начинается в субботу, а заканчивается в последний вторник перед постом — это день называется Жирным вторником.

Конечно, сегодня карнавал — это больше мероприятие для туристов: ради этого события в Венецию приезжает более 500 тысяч человек со всего мира.

Программа развлечений не меняется из года в год.


Мечтали ли вы когда-нибудь побывать на Венецианском карнавале? А может быть, вам уже посчастливилось испытать эти яркие эмоции? Делитесь в комментариях.

Новости о ежедневном росте числа инфицированных коронавирусом не радуют. Если бросить взгляд в историю, станет ясно, что и люди более ранних эпох сталкивались со вспышками эпидемий и стремительного распространения заразных болезней.

Вы в недавнее время не посещали регионы повышенного риска, такие как китайская провинция Хубэй, Венеция или Ломбардия? Не важно! По телевизору показывают людей в масках в общественных местах, перекрытые улицы, закрытые здания и офисы, изолированные боксы для зараженных и круизные лайнеры на карантине. Мир явно охватил страх, что из поначалу локальной эпидемии может развиться неконтролируемая пандемия.

Закрытие города и обязательное извещение

Разновидность чумы, эпидемия которой началась в Монголии в 1325 году, в 1347 году через китайский Шелковый путь проникла из Восточной Азии в регион Черного моря — на Крымский полуостров, в лагерь татар, которые осаждали генуэзскую Кафу (сегодня — Феодосия). Трупы скончавшихся от чумы татары катапультировали в осажденный город, и таким образом быстро распространяющаяся зараза с моряками попала на генуэзские торговые суда, а с ними — в Константинополь, Мессину на Сицилии, Венецию и Пизу, а также во французский портовый город Марсель. Чума неустанно продвигалась дальше — в Неаполь, Флоренцию и Рим, она была завезена в ряд областей Франции и остальной Европы.


Чтобы совладать со вспышкой эпидемии чумы, закрывались городские ворота, а жители с признаками болезни должны были являться в магистрат. Больных либо изолировали в их собственных домах, либо помещали в чумные госпитали.

Уксус как средство для дезинфекции и отпугивания насекомых

Узнать, как мыслили снова и снова сталкивавшихся с эпидемиями чумы медики Средневековья, можно из труда Consilium de Peste, написанного в первой половине XV века итальянским врачом Саладином Ферро фон Асколи (Saladin Ferro von Ascoli). Розмари Дилг-Франк (Rosemarie Dilg-Frank) перевела его в рамках диссертации по истории фармацевтики.

Кроме этого, необходимо было протирать уксусом лицо и нос, еду тоже рекомендовалось готовить с уксусом, а напитки — с кислыми соками лимона или граната.

В многочисленных врачебных книгах раннего Нового времени Acetum prophylacticum, Acetum Antisepticum или Acetum aromaticum фигурируют как средство для профилактики чумы и других заразных болезней. Смешанный с эфирными маслами уксус использовался для предотвращения заражения. С одной стороны, ароматические уксусные растворы рассматривались как репелленты, а с другой, из-за уксусной кислоты, — как предшественник дезинфицирующих средств.

Изоляция и карантин

В Венеции в 1486 году был основан первый государственный орган здравоохранения — Магистрат для здоровья (Magistrato alla Sanità), который во время вспышки чумы имел право вводить жесткие меры. Здесь принимались правила организации лазаретов, ограничения торговли, размещения иноземцев, общения с бродягами, издавались предписания для врачей и аптекарей.

Показательный пример работы этого венецианского органа дает медик и гигиенист Эрнст Роденвальдт (Ernst Rodenwaldt, 1878-1965) в своей работе об истории искоренения чумы в Венеции в XVI веке. Ключевым моментом в защите от чумы была изоляция больных в лазарете, а также обеззараживание в течение 40 дней товаров, к которым, как считалось, могли пристать возбудители заболевания. Прибывающие иноземцы, а также животные с длинной шерстью должны были помещаться на 40-дневный карантин, прежде чем им разрешалось въезжать в Венецию.


Рулоны тканей, ковры, одежда, шкуры, шерсть, кожа, перья и перины должны были проветриваться на протяжении нескольких недель, причем каждый день их переворачивали. Товары на продажу вынимали и тюков и мешков и проветривали, животных с короткой шерстью окунали в воду на отмели у берега, птицу опрыскивали уксусом.

Особенно строгие меры касались обращения с личными вещами скончавшихся от чумы, если они не уничтожались, как матрасы, покрывала или одежда. В домах жертв чумы жгли сильно пахнущие смеси из мирры, смолы и серы, прежде чем помещение снова отдавалось под жилье.

Во время вспышек других инфекционных заболеваний, например, холеры, в более поздние века принимались схожие меры.

Обязательные извещение и регистрация, обязательные изоляция и карантин, обеззараживающие мероприятия, а также ношение масок и защитной одежды — и сегодня это неотъемлемые меры защиты от инфекционных заболеваний, против которых не существует ни профилактической вакцины, ни действенного лекарства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


История карнавала масок



Венецианский карнавал масок – это самый известный и самый оригинальный праздник: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала. Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие - каждый из них отличается определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. В одно мгновение хмурая зима расцвечивается золотом костюмов, серебром кружев, яркими перьями масок. Только венецианскому карнавалу присуща таинственность и магия, мистика и колдовство.

В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда (еще со времен Венецианской республики) был высокий уровень жизни. Благодаря этому жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка была очень удобна в повседневной жизни: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль — они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта. Нравственность людей подкреплялась ношением масок — у них не было лиц, но были голоса.

Маски использовались даже в профилактических и медицинских целях. Говорят, что эпидемия чумы была первопричиной их массового использования. Одна из самых известных масок – Доктор Чума. Маска напоминает клюв, в который во время эпидемии клали ароматные целебные травы, чтобы отпугнуть болезнь. До сих пор на карнавале маска Доктора – одна из самых популярных. Еще один элемент костюма Доктора – длинный плащ.

Оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду. Огромное количество путешественников, посещающих город, отмечали, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. А азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины одевались более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их невоцерковленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну.

Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. Со временем Церковь разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом. Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всем известные венецианские маски продолжают поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски теперь используются при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Маски комедии Дель Арте


Эти маски уходят своими корнями во вторую половину 16-го века и представляют персонажей, этнические традиции, профессии и ремесла, которыми славились различные города Италии, а играют их профессиональные актеры Театра масок.

Комедия дель арте, представляла собой некую разновидность театра импровизации, который зародился в 16-м веке и, несмотря на пик своей популярности в 18-м веке, существующий и по сей день. Группа бродячих артистов строила уличную сцену и развлекала жителей города жонглированием, акробатическими трюками и юмористическими этюдами на основе узнаваемых персонажей и грубой сюжетной линии под названием Кановаччо.

Арлекин, пожалуй, самый популярный из комических персонажей-слуг Комедии дель арте. Традиционно костюм Арлекина состоял из лоскутов и заплаток, который в наши дни превратился в костюм с ромбовидным узором. Он носил маску черного цвета с огромным красным прыщом на лбу, похожим на чирей.

Происхождение имени персонажа доподлинно неизвестно. Кто-то говорит, что оно происходит от имени одного из бесов Дантевской Комедии — Аликино. Другие утверждают, что прообразом персонажа стал Эрлкёниг, скандинавский витязь. По третьей гипотезе персонаж назван в честь английского джентльмена Арле, придворного короля Генриха III, чьим протеже был итальянский актер, исполнявший роль Арлекина.

Арлекина также называют следующими именами: Труффальдино, Тракканьино, Багаттино, Табаррино, Тортеллино, Наккерино, Граделино, Меццеттино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино, Фаджуолино, Трапполино, Цакканьино, Тривеллино, Пассерино, Баголино, Темеллино, Фаготтино, Педролино, Фрителлино, Табаккино.

Еще один персонаж масок – Бригелла. Это сребролюбивый злодей и подельник Арлекина. Его свободный костюм белого цвета обшит зелеными галунами, а сам персонаж часто держит в руках палку. Лицо его закрыто зеленой полумаской, изображающей противоестественную похоть и алчность. Обычно он характеризуется как один из персонажей-слуг, однако частенько выступает в роли представителя среднего класса, например владельца таверны. Другие имена этого персонажа: Фигаро, Скапин.



Иль Дотторе — местный аристократ и доктор медицинских или юридических наук. Традиционно представляется болонским юристом. Невероятно помпезен, обожает звук своего голоса и постоянно сыплет набором греческих и латинских терминов. Его роль в пьесе обычно ограничивается взаимодействием с Панталоне в качестве друга, наставника или конкурента. Персонаж описывается как пожилой человек, который говорит только вздор. Любит жестоко пошутить на тему противоположного пола и думает, что знает все обо всем. Имеет лишний вес и внешне выглядит как человек, не знающий меры ни в еде, ни в питье. Его маска уникальна тем, что это единственная маска Комедии дель арте, закрывающая только лоб и нос. Цвет маски либо черный, либо телесный, нос — всегда красный. Другие имена: Дотторе Баланцоне, Дотторе Балоардо, Дотторе Грациано.


Панталоне — скупой и похотливый возрастной персонаж Комедии дель арте. Обычно предстает лавочником из Вены, несколько глуповатым поклонником гастрономических изысков и привлекательных женщин. Персонаж разговорчив, легковерен, вспыльчив, постоянно становится объектом насмешек, часто непристойных. Традиционно носит огромный гульфик, чтобы подчеркнуть свою мужскую силу, которая, как всем вокруг известно, давным-давно утеряна. Часто выступает в роли отца одного из инамората и состоит в деловых или личных отношениях с Дотторе или Капитано. Попытки Панталоне обогатиться за счет своих родственников или друзей стабильно пресекаются его слугой. Персонаж также одет в маску с длинным крючковатым носом, короткий жилет-куртку красного цвета, узкие красные штаны и чулки того же цвета, длинный черный плащ, туфли и колпак без полей. Другие имена: Маньифико.

Пьеро — один из наиболее популярных персонажей Комедии дель арте. Обычно Пьеро описывается как представительный, обаятельный и добрый молодой человек, без меры винящий себя за проступки, которых никогда не совершал, и вследствие своей доброты и доверчивости часто оказывающийся обманутым. Над ним насмехаются все, кому не лень. Также Пьеро называют лунатиком, человеком не от мира сего, который не понимает, что происходит вокруг, для которого каждая мелочь имеет значение, и который только и делает, что веселится и играет. Пьеро носит белую рубаху, часто не по размеру, время от времени украшенную аксессуарами черного цвета. На голове у него либо высокий колпак, либо остроконечная шапочка. В очень редких случаях на лице Пьеро появляется слезинка. Его лицо часто выбелено пудрой или мукой. Другие имена: Педролино.


Приглашаем Вас на карнавал в Венецию. На этой страничке Вы сможете найти очень полезные вещи: аудиогид, путеводитель, билеты в музеи и на транспортные прогулки. А мы ждем от Вас отзывов об использовании сервиса.

Дата публикации: 09.12.2014, обновлена 03.04.2019
Tags: карнавал, Италия, Венеция

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.