Как спать зимой в чуме

Зимой в чумах ставят высокие металлические кровати специально для того, чтобы спать можно было. Вверху очень жарко, на уровне пола замерзает вода. Спят в относительно комфортной зоне.
Небольшой чум на 1-2 человек для костра вполне реален, саамы на Кольском на летних рыболовных стоянках делают его из рубероида и мешков из под сахара.

В принципе, если бы кто-то из производителей освоил выпуск таких конических палаток с центральным дымоудалительным клапаном под костёр, из легкой негорючей (ключевые слова!) ткани, то в наших условиях они бы стали хитом сезона и заняли свою железобетонную нишу рынка.

Бамбамбула

Какие именно колья у вас используются для фиксации краёв ? Есть ли сложности с их забиванием в мёрзлый грунт ?

Вообще - то из - за отсутствия соответствующих "конических" традиций чум "Экспедиция" покупают плоховато . Я выше по теме специально написал длиннющий аналитический пост про организацию внутреннего пространства внутри конического шатра, но в России всё решает не логика, а именно традиции. Это непреодолимо . Но раз "Экспедицию" продолжают выпускать, значит, процесс потихоньку пошёл .

По чуму "Экспедиция" - если это то, что я видел, то я бы такое изделие даже рассматривать бы к покупке не стал, не то что покупать. Во-первых, там смесовая ткань с полиэстером и есть вероятность смесовку прожечь. Под печку пойдет (а это лишние килограммы), а под костёр стремно. Во вторых - это была почти что 15-кг укладка ок. 4м в диаметре, на 10, кажется, человек. Ну и зачем мне такая?
Поэтому, ЕМНИП, чум "Экспедиция" не пользуется популярностью именно из-за безграмотного воплощения хорошей идеи.

С радостью взял бы лёгкий чумик из лёгкой же негорючки на 1-2 или 3-4 человек под открытый огонь в цетральном очаге и без всяких центральных шестов и прочей отсебятины - только под классическую треногу или четырехногую опору. И многие мои знакомые с экспедиционным опытом от такого бы не отказались.

Бамбамбула

Прошу очень чётко и очень ясно подтвердить, что вы согласны с пяти вечера до 9 утра обогреваться в чуме именно костром. Лично меня удастся заставить сделать это, только приставив пистолет к башке.

Во время последней установки своего большого чума я не смог победить першение в горле даже протянув к кострищу здоровенную пластиковую трубу с улицы. Так ещё нужно иметь в виду, что в этом году дымовой выход вообще не накрывали никакими полотнищами, и он был открыт всем ветрам. Т. е. у верхнего отверстия, по идее, должно было мощно происходить то самое высасывание, которое происходит в районе верхнего конца трубочки пульверизатора. возможно, оно там и происходило. Да только этого всё равно не хватало.

Короче, видал я в гробу открытый огонь в чуме. Правда летом можно приподнимать края полотнища и превращать чум в навес. Тогда да. В холодное время это не проканает ! Поэтому я говорю открытому огню в чуме своё решительное НЕТ .

Судя по многочисленным роликам на йутубе, северные люди тоже в массе своей перешли на печки.

По поводу дыма от костра и печек.
На Северах на печки перешли ещё лет 50 назад. Это и правда полезно, печка экономит дрова и не требует постоянного наблюдения за процессом горения.
Костер используется до сих пор, но во временных постройках, на всяких там рыболовных стоянках. Там ставятся маленькие чумики - метра полтора-два в диаметре. Костерок в них - тоже маленький, не дымный. Впрочем, и там применяются печки типа щепотниц - самодельные, из куска трубы или свёрнутой в трубку жести.
Для того, чтобы всё работало, нужно регулировать дымовой клапан - это самый главный элемент чума. Если он работает правильно - дым не опускается ниже головы сидящего на земле человека, дым просто выносит наружу, как мощной вытяжкой. Вот так.

Бамбамбула

Бубафоню вам таскать никто не запрещает, вещь неплохая, но чум должен быть работоспособным и без неё.

Бамбамбула
Бамбамбула

Что угодно, только не это. Маленькую Бубафоню делают из бидонов 60 л для лакокрасочных изделий и эпоксидных смол. Это бидоны довольно лёгкие.

Я уж лучше так, чем бидон со всякими грузами на себе таскать.

Бамбамбула

Выше по теме мы подробно и неоднократно останавливались на принципах организации жилого пространства в коническом жилище. Так например, в посте 13-12-2015 19:36 было чётко и ясно обозначено, что порогом серьёзности для конического шатра является диаметр 4, 5 м по полу. Поскольку чум "Экспедиция" имеет диаметр по полу 3, 5 м (т. е. он на метр меньше порога серьёзности) я лично ваще не рассматриваю его в качестве хорошего укрытия для продолжительной и комфортной охотничьей тусовки.

Ещё раз пишу о принципе проектирования конического шатра. Сперва вы определяетесь с тем, какой именно юртообразный шатёр вас устраивает для посиделок за столом, а потом просто спускаете нахрен коническую крышу до землм, чтобы накрыть вещи, которые там выложены кольцом. О том, что за пределами этого кольца вертикальная стенка не нужна, уже было писано - переписано.

Итак, ЧУМ - ЭТО ПРОСТО ЮРТА С ПОЛЕЗНЫМ РАСШИРИТЕЛЬНЫМ БОНУСОМ.

Костёр в чуме - это прикольно, но на самом деле нифига не рационально. Что касается "пожирания места центральной палкой". Как она пожирает место, если она на стол опирается . На практике это означает, что вы поставите на стол на одну рюмку меньше. Если стол не предусмотрен, и ваще всё по - другому, то вместо одной центральной стойки нужна двойная Л - образная опора, элементы которой прислонены к стенкам.

Виртуальную внутреннюю юрту на чертежах типитентов рисовать не стал. Будем считать, что её стенка проходит по спине сидящих людей на чертежах.

Бамбамбула

- одна сраная тряпка
- один сраный шов
- одна сраная палка

Бамбамбула

Короче, чум от Экспедиции с заявленными параметрами - это мертворожденный проект, большого спроса на него не будет, сколько не пиарь и сколько бубафонь туда не засовывай, и совершенно закономерно.

Избушки, кстати, бывают разные. Бывают и 2х2, на Севере их называют "станки". Там только лежать. А эквивалент избушки - это отапливаемое жилище.

Увезу тебя я в тундру

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Это универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством, — ненцев, хантов, коми и энцев.


Фото: daypic.ru

По сути, это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Есть летний и зимний варианты чумов. Летом он накрывается корой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой же используют шкуры оленей, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры.


Фото: daypic.ru

Как правило, чум оленеводов состоит из 20−40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.


Фото: daypic.ru

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Где чукча ждет рассвета?


Фото: республика-саха-якутия.рф

Яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Яранга состоит из двух половин: полога и чоттагина.

Чоттагин — это хозяйственная часть яранги. Это холодное помещение яранги, зимой там температура такая же, как и на улице, разве что без ветра.

На противоположной от входа стенке при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами шерстью внутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду, а в зимнее время и едят. Отапливается полог от жирника или керосинки.


Внутри полога. Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду справляют тут же, в пологе, в специальную емкость.

В яранге может быть как один полог, так и два, и даже три. В пологе живет одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время ставится второй полог. Но со временем молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию, в этой части жилища почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Где же взять дрова для костра, если в тундре не растут деревья? Деревьев (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные, их нарубают на маленькие полешки 10−15 см длины.


Фото: basov-chukotka.livejournal.com

Экономия и рациональность — главные критерии жизни оленевода.

Ледяной теплый дом эскимоса


Фото: reference.com

Иглу представляют собой куполообразные постройки из снежных блоков. Обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3−4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.


Фото: turist.ee

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.


Фото: turist.ee

Внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают. Чем сильнее на улице мороз, тем более высокий нагрев может выдержать иглу изнутри. Ведь намокший снег теряет свои теплозащитные свойства и легче пропускает холод. Пробравшись сквозь толщу блока, мороз подмораживает начавшую таять внутреннюю поверхность стен, и температурное давление снаружи и изнутри уравновешивается.

А как под снегом дышится? Нормально. Ведь если вход в иглу устроен ниже уровня пола, то отток из нее тяжелого углекислого газа и приток взамен более легкого кислорода обеспечены. К тому же такое расположение входного отверстия не позволяет уходить из жилища теплому воздуху — он, как известно, легче холодного. Впрочем, для легкости дыхания в своде иглу пробивают вентиляционное отверстие.


Фото: busega.jimdo.com

Вообще, теплопроводность снежного купола мала, и плюсовую температуру в хижине поддержать легко, часто для этого достаточно тепла, выделяемого спящими людьми. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, поэтому в иглу достаточно сухо.


Фото: busega.jimdo.com

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Наверное не найти охотника, который не знает, что такое чум. Но мало кто знает, что из всех лесных жилищ, самым малопригодным для жилья был именно чум, до тех пор, пока уже в 19 веке вместо костра не стали ставить железную печку. А если в чуме обогрев идет от костра, то самая худая избушка с печкой покажется отелем.


Чум после зимы. Фото автора.

Но у чума есть одно и главное преимущество – минимум затрат времени и материалов на постройку. А если знать и применить небольшие хитрости, то и с костром жить в нем станет вполне комфортно. В любом случае, не сравнить с ночёвкой просто у костра – это не сон и не отдых, а перекантовка до утра, какой бы костер вы не соорудили.

В моём случае – это лесные гусиные болота, вокруг куропачьи места и ягодная горка, на которой всегда есть ягоды и медведи. Несколько лет я ходил туда весной, летом, осенью с возвратом в тот же день (что не очень легко) или с ночевкой у костра. Но когда мне одной весной пришлось ночевать там в снежной яме, тут я о чуме и вспомнил.

Как устроен настоящий чум, любой может посмотреть в интернете. Но я пошел своим, более простым путем.

Итак: берется всего четыре основных шеста, связываются на конце и устанавливаются. Диметр основания чума 3,5 метра, высота до перекрестия тоже 3,5 м.(это минимум). В верхней части укрепляете на 4-х гвоздях металлическое кольцо, диаметром примерно 75 см, - можно скрутить из проволоки, я нашел на старой лесной дороге стопор от колеса трёхоски (фото 1).

Позже, ниже я укрепил ещё одно кольцо, его видно на фото 3. И вот остальные шесты , которые короче основных, ставятся по кругу и вверху кладутся на это кольцо. Благодаря этому поверхность чума получается ровной и брезент ляжет ровно.

Чтобы они не двигались в стороны, всё скрепляется шпагатом (с перехлёстом). Я применил одножильную телефонную полёвку. Это также видно на фото 1. Всего получается 16 шестов. Для покрышки чума я взял старую армейскую палатку, приготовленную на выброс. Там, где это надо, брезент крепится гвоздиками с прокладкой из резины. Ничего я не кроил, крыл как само ляжет, но всеполучилось нормально.

Дыры в брезенте заклеил 88-м клеем. Как сделать вход – тут каждый сообразит и на фото это видно. Внутри сразу укрепил поперечный шест, на нём 2-3 веревочных петли и палки с сучком для котелков – двигаются вверх-вниз и вправо и лево (видно на фото 3 и 4).

Справа от входа оборудовал лежанку из чурок и досок – благо везде побывали геологи и на их старых стоянках много чего можно найти (фото 5).

Дымоход я первоначально сделал по размеру кольца, как видно на фото 3, но это работало довольно плохо и я дымоход переделал – опустил вниз сверху брезент, увеличил отверстие и сделал два перекидных клапана на коротких шестах (фото 8).

В зависимости от направления ветра, с наветренной стороны один клапан закрываешь. Чтобы (когда уходишь или на зиму) внутрь не попадал дождь, снег, сделал накидку на двух шестах из прорезиненного брезента (фото 6, 9).

Но всё дело в том, что когда вход в чум закрыт, от дыма спасения нет, только у самой земли. Если приоткрыть немного вход, то холодом тянет по всему чуму (в настоящих чумах ночью костер не жгли, а спали, зарывшись в оленьи шкуры или спальники). Для костра нужна тяга и я приспособил для этого раздвижную трубу диаметром 25см из прокладочного картона, перемотанного обыкновенным скотчем.

Сгореть эта труба не может, т.к. до костра она не доходит сантиметров 40, а необходимую тягу создает. Кладётся или от входа или через клапан с противоположной стороны, в зависимости от направления ветра. Трубу эту видно на фото 4. Вот после этого в чуме стало можно жить.

Из чего жечь костёр – ну сухарник понятно, но для ночи нужна сырая сосна или берёза и не так много, как кажется. Правда, тут вы нарушаете Лесной кодекс, но и чум строите не в Химкинском лесу. А по этому кодексу и сухостой и валежник трогать нельзя. Из инвентаря вам надо иметь в чуме топор и нормальную ножовку, простую, практически бросовую посуду, и то вы можете, уходя, все это спрятать.

Поездка в северный город Нарьян-Мар превратилась для меня в невероятное приключение. Ибо мне предложили посетить оленье стойбище в тундре. Не образцово-показательное и не парадно-выходное, а самое что ни есть обычное. Я конечно же согласился. Великий Доктор тундровых наук в означенный час посадил меня пассажиром на снегоход и мы отправились в путь. С нами для безопасности ехал ещё один.

Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацей иллюзий. Итак я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей пасутся олени. Мои представления усилили разговоры о кочевых школах в администрации округа, которые имели место незадолго до моего выезда в тундру. Школ этих конечно нет, но теория их существования была и разговоры о них есть сейчас.
Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. Людей в тундре остаётся всё меньше, почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума. Хотя и сейчас, говорят, есть частные хозяйства, кочующие нескольким семьями, у каждой из которых есть свой чум.

Никто из членов бригады никогда не был дальше Нарьян-Мара. Телевизора в чуме нет, хотя есть электрический генератор и можно соорудить антенну и поймать сигнал. Слушают радиоприёмник, от него получают все новости.

В хозяйстве кроме оленей и чума, есть электрический генератор, снегоход "Буран" с волокушами, более десятка саней для кочёвки. Сани изготавливают самостоятельно, дерево берут в небольших лесочках.

Хотя для обучения детей оленеводов функционирует система интернатов при школах, обычно детей долго не учат, 4 класса и обратно в тундру. Дима, член бригады юных лет, окончил 7 классов и больше не учится. Хотя конечно некоторые юные ненцы заканчивают среднюю школу и продолжают учиться дальше.
09

Первая ночёвка в чуме прошла в целом нормально, хотя я и несколько подмёрз. Как только перестают топить печку, температура внутри довольно быстро падает. А за бортом — минус 30 с хвостиком. Утро я встретил с радостью :-)
10

Ездовые олени содержатся отдельно от основного поголовья. Оба стада находятся на некотором удалении от чума, в 2-3 километрах, но в разные стороны от чума. Утром меня отвезли к основному стаду на съёмку и через пару часов забрали.
13

Олени сначала шарахались от меня, но довольно быстро привыкли. Одна молодая важенка вообще увязалась за мной, кусала меня за куртку и строила глазки. Как потом выяснилось - хотела получить от меня хлеба-соли, в прямом смысле.
17

Хлеба-соли по неопытности у меня не оказалось и она вернулась к своему ягелю.
18

Вернувшись к чуму, обнаружил, что кипит работа по разным направлениям.
Дима, самый молодой оленевод, занимается предпродажной подготовкой рогов.
27

Максим кормит собак.
29

Хоть ещё и очень холодно, но календарная весна уже началась :-)
32

Петрович делает запас дров в чуме.
Хорошо, если стойбище стоит рядом с небольшим, но лесом. Если леса нет, то автоматически возникает проблема с дровами. На некоторых стойбищах зимой приходится топить печь в чуме только для приготовления еды. А температуры здесь зимой либо низкие, либо очень низкие.
33

- За печкой не ходи.
- Почему?
- Нельзя, обычай такой, не знаешь разве?
- Теперь знаю.

Чум быстро остывает после того, как прогорают дрова в печке, поэтому в мороз холодно становится в течении часа после отхода ко сну. Спят все на оленьих шкурах, но укрываются обычными одеялами из магазина и подушки такие же. Я так понял, что днём почти всегда устраивается "тихий час", видимо для того, чтобы поспать в тепле.

На перекус - порубленное-попиленное мороженное оленье мясо. Отрезал себе несколько кусочков, сунул в соль и отправил в рот, всё. В принципе не возбраняется поджарить несколько кусочков оленины, бросив их прямо на печку. На обед мясо варят или делают суп, при мне добавляли в него рис, но это не всегда. Колбасу-сыр привозят городские. Это деликатес-угощение.
36

Воду берут из озера, а не топят снег, как я предполагал.
37

В целом ненцы оказались людьми тихими, интеллигентными и гостеприимными. Несмотря на ту суровую жизнь, которой они живут.
40

Так и закончился мой первый полный день на стойбище. Но самое интересное впереди. Мне повезло, я приехал на стойбище за день до откочёвывания на новое место. Переезд состоится завтра. И напишу о нём я тоже завтра. Оставайтесь на связи.

Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.

Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.



Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория"


Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом (береста, шкуры и т.п.). Устройство яранги значительно сложнее.

Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги


Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.


"Усиление" яранги, чтобы не сдуло покрышку


Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Яранга в амгуэмской тундре




Третья бригада МУСХП "Чаунское"




Яранга в Янракыннотской тундре


Внешне яранга готова. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.


Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.


Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой


Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.


Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.





Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка (генератор), которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?




В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.