Избави нас от господи от чумы голода и войны

Повседневная жизнь крестьян и горожан в эпоху средних веков характеризовалась:

  • аграрным характером экономики,
  • натуральным хозяйством,
  • малонаселенностью,
  • преобладанием религиозного сознания,
  • следованием обычаям и традициям.

Вопросы к параграфу

Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие.

Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным.

Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. В XVIII в. оспа поражала 95 человек из 100, а умирал каждый седьмой больной.

Это выражение означает, что европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.

В XVII в. люди болели часто, т.к. тяжелого труда, низкого уровня медицины, отсутствия личной гигиены

Это выражение означает, что по тем продуктам, которые может позволить себе человек, можно определить его социальный статус. Например, дворяне мало ели овощей, считая их едой простолюдинов, и наоборот крестьяне мало ели мяса.

Задания к параграфу

В раннее Новое время люди не были уверены в завтрашнем дне из-за частых войн, регулярных неурожаев, за которым следовал голод, а также частых эпидемий чумы, тифа и других болезней, которые были неизлечимы для того времени. Эти события вызвали страх и неуверенность у средневекового человека, т.к. он не знал когда они могут повториться и сможет ли он их пережить.

Медленный рост населения связан с частым недоеданием, что вело к ослаблению здоровья, частыми эпидемиями, низким уровнем развития медицины и личной гигиены, высокой смертностью, особенно детской, короткой продолжительностью жизни.

В повседневной жизни в XVI-XVII вв. произошли изменения по сравнению с XIV-XV вв. Гигиена и медицина оставались на низком уровне. Хотя рост благосостояния отдельных горожан заставлял их следить за собой, подчеркивая свой статус. Повседневная пища оставалась грубой, состоявшей в основном из зерновых культуры (ячменя, овса и просо). Мясо и хлеб из пшеницы оставались роскошью для большей части населения. В городах лишь постепенно появлялась канализация. Более радикальные перемены в повседневной жизни произошли в XVIII в.

Самым красивым городом Европы в 1700 г. был Лондон. Особое своеобразие и очарование ему придавали силуэты храмов, воздвигнутых архитектором Кристофером Реном. Среди церковных зданий выделялся собор Святого Павла, строительство которого в то время еще не было завершено. Оставалось возвести купол. Окончание работ затягивалось, и в народе в шутку стали говорить о медлительных людях: “Спешит, как строитель с ведром раствора на купол собора Святого Павла”.

Главной водной артерией Великобритании, ее самой оживленной магистралью была река Темза, усеянная тысячами точек прогулочных, пассажирских и торговых судов.

Единственный Лондонский мост связывал северный и южный берега Темзы. Ниже по реке находился порт, в котором постоянно разгружались корабли, прибывшие со всех уголков земли с заморскими товарами.

Милые маленькие деревушки, расположенные в нескольких милях от центра города, Хампстед и Хайгет, были ярким контрастом с процветающей столицей. В эпоху, о которой идет речь, Лондон играл такую значительную роль в жизни королевства, как никогда ни ранее, ни позже. Здесь проживало не менее 530 тыс. человек, что составляло девятую часть населения всего государства, в то время как во втором по величине городе, Норидже, – лишь 30 тыс. жителей.

Лондон как магнит притягивал людей разных сословий. Сюда стекались представители аристократии и дворянства, стремясь, чтобы их заметили при дворе. Они заседали в парламенте, улаживали свои дела в суде, развлекались, искали выгодные партии для своих детей, делали покупки… Лондон был настоящим раем для покупателей, он представлял собой огромный торговый центр, который мог удовлетворить любые запросы.

Для издателей газет рынком сбыта стали кофейни города, где посетители часы напролет проводили в дискуссиях и обсуждениях опубликованных материалов. Лондон был центром издательской деятельности, театральной и музыкальной жизни страны. Гости столицы знакомились здесь с новомодными течениями в искусстве и распространяли мнение о них по всему королевству.

Но этот огромный город не мог обеспечить себя людскими ресурсами. Смертность здесь возросла по сравнению с предыдущим столетием. В Лондоне теперь чаще хоронили, чем крестили. Каждый третий младенец умирал, не дожив до двух лет. И лишь только половина остальных детей доживала до пятнадцати лет. Взрослые же люди, становившиеся уже кормильцами больших семейств, очень часто уходили из жизни в 30-40 лет.

Вдоль улиц столицы тянулись сточные канавы; питьевая вода была загрязнена; зловоние помоек распространялось по всей округе; захоронения на переполненных кладбищах проходили бесконтрольно; жилища горожан не имели ни водопровода, ни канализации. Одним словом, в то время в Лондоне не существовало ни малейшего понятия об общественной гигиене. Дышать было нечем: атмосферу загрязнял дым тысячи мелких пожаров, вредивших как людям, так и природе.

Широко распространен был туберкулез, и эпидемии оспы жестоко косили жителей густонаселенного города. Лекарства в то время были малоэффективны, и поэтому даже незначительное телесное повреждение человека могло повлечь за собой опасное заболевание, чреватое смертельным исходом. И это неудивительно, так как коренные лондонцы отличались слабым здоровьем и страдали, как правило, целым рядом хронических заболеваний. Поэтому столица нуждалась в постоянном притоке мигрантов. Ежегодно в Лондон прибывало на жительство примерно 8 тыс. молодых людей из всех частей королевства, их привлекали заработки, которые были на 30 процентов выше средних по стране.

Великий пожар 1666 г., вернее, необходимость восстанавливать город дала толчок к развитию Лондона, его территориальному росту. Город значительно расширил свои границы. Расположенный на южном берегу Темзы Саутуорк, известный своей металлообрабатывающей промышленностью и пивоваренными заводами, вплотную подходил к сельскохозяйственным угодьям столицы.

На севере, вне черты района Лондона Сити, остались незастроенная территория Моорфилда и кладбище Банхилл. К северо-западу от Сити район Кларкенуэлл населяли ремесленники, занимавшиеся производством часов, а на востоке от Спитлфилдз до Уайтчепел располагались деревеньки ткачей, которые очень быстро застраивались кирпичными домами и сливались с городом.

На запад вели две дороги, связывавшие Сити с Вестминстером. Открытые поля простирались к северу от Оксфордской дороги и подходили к Новой дороге, которая соединяла деревню Мэрилибоун на западе с Сент- Панкрасом на. востоке. К югу от Оксфордской дороги располагался Сохо с его людными улицами и благоустроенной площадью; этот район населяли в основном ремесленники и торговцы предметами роскоши.

Самая южная дорога вела из Сити по Флит-стрит до Странда и далее мимо статуи Карла I на Чаринг-кросс до Уайт-Холла. Дворец Уайт-Холл сгорел в 1698 г., и от него остался лишь Банкетинг-Хаус. После реставрации, когда королевские приближенные вновь заняли дворцы Уайт-Холл и Сент-Джеймс, на площади возле последнего были возведены дома знати. С северо-восточной части района Сент-Джеймс шла Пиккадилли, она пересекалась с Португальской улицей (названной так в честь королевы, супруги Карла II, дочери короля Португалии), которая вела к Гайд-парку.

Домов в районах Сент-Джеймс и Гайд-парк было немного, и здесь свободно разгуливали олени.Мейфэр еще только формировался, здесь проходили ярмарки, которые пользовались столь дурной славой, что городские власти собирались отменить их. Посетители нового дворца королевской четы Вильгельма и Марии, расположенного в деревне Кенсингтон, добирались туда через Гайд-парк по Королевской дороге, которую в народе окрестили Гнилой дорогой. От Уайт-Холла она шла в западном направлении к Вестминстерскому аббатству и к Хорс-Ферри, где кареты и верховые лошади переправлялись через реку. За рекой простирались поля. Западнее находилась деревня Челси с ее садом и пансионами для молодых леди

Развитие Лондона стимулировало рост других городов. Суда доставляли по рекам королевства уголь из Ньюкасла, а средства от сбора налога на уголь пошли на восстановление Лондона после Великого пожара.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

СРЕДНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 14

Открытый урок истории в 7 классе

Учитель: Пустоплеснова Ольга Олеговна

4. О чем может рассказать мода.

Возможная личностно значимая проблема: ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, одежду и т.д.).

Цель: помочь учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой познавательного задания. Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI - XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV - XV вв. Чем эти изменения были вызваны?

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).

Межкурсовые связи: история средних веков.

Межпредметные связи: курс литературы.

Развитие умений учащихся: уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; предъявлять результаты своей работы.

Основные понятия и термины: повседневность, канон.

Источники информации (школьные и внешкольные): учебник, & 6; задания 20, 22 из рабочей тетради, исторические документы.

график расходов семьи каменщика,

раздаточный материал: тексты исторических документов, тесты;

изображения фасонов одежды XVI-XVIII вв.;

М. Твен. Принц и нищий,

М. Сервантес. Дон Кихот;

1. Оргмомент: приветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи

2. Актуализация опорных знаний

а) словарная работа (по выбору): тестирование или фронтальный опрос – 3-5 мин

Термины : революция, абсолютизм, этикет, меркантилизм, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, индульгенция, откупщик, батрак, реформация.

б) беседа по вопросам:

- Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?

(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)

- Как изменились состав и занятия европейского населения?

- Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества?

( Дух предпринимательства, стремление к обогащению, частная собственность, потребность в наемном труде)

в) Подведение итогов знаний учащихся:

- В начале нового времени зарождается капитализм – общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Изменяются положение и занятия различных слоев населения: растет и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, постепенно освобождается от личной зависимости крестьянство, растет число наемных работников.

Главная ценность – деньги, все продается, все покупается.

3. Знакомство учащихся с темой урока, целью, планом урока и познавательным заданием.

- Какие ассоциации возникают в связи с названием темы? Выполнить индивидуально, обменяться мнениями в группе, выбрать спикера группы, вынести свои ассоциации на обсуждение классу. (Учитель записывает ассоциации на доске. Спикеры групп делятся с классом своими ассоциациями. Каждый последующий спикер называет только не совпавшие ассоциации). В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием, целью урока и тоже помещает их на доску.

5. Формирование новых знаний (краткие записи в тетрадях по ходу).

- По окончании рассказа вы должны сформулировать его основную мысльи сделать вывод.

Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

Повседневными же врагами человека в это время были чума, голод и война.

Чувство неуверенности и страха рождали у населения постоянные войны.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза.

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно. Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.

Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война.

а) В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. Как вы думаете – почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.

- Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века.

( Отводится 3 минуты на сам. чтение, затем - беседа по позициям режима).

Вывод (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в.

как вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?

а) От чего зависело питание европейцев? (от времени года и от климата, от региона). Какие события внесли изменения в питание европейцев?

В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 79 % дохода, из них 49 % - на хлеб; 11 % - на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее – 10 % .

б) лабораторная работа с документами: чтение, обмен впечатлениями, ответ на вопрос: какие еще факторы влияли на питание европейцев?

Вывод (в тетрадь) : Питание европейцев зависело от времени года, климата, региона, имущественного и социального положения личности.

5) Домашнее задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье для XVIII в.

* два варианта меню: первый – для XVI-XVII вв., второй – для XVIII в.

6) О чем может рассказать мода .

- А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).

Изменения происходили и в моде. Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв.

Сообщения и показ картин одежды королей и придворных Испании и Италии.

- Ваши впечатления (ответы детей).

Вывод: Одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.

6) Ответ на познавательное задание.

7) Итог урока (личная заинтересованность), оценки за работу на уроке

8) Дополнительный материал о Лондоне (в учебнике) – с.57-59

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но представляете ли вы, в каких условиях изо дня в день жили тогда люди? Какой была продолжительность жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чём просили Бога?

Из истории Средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные сеньориальные повинности крестьяне воспринимали как должное — ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

Повседневными же врагами человека в то время были чума, голод и война.

Постоянные войны рождали у населения чувство неуверенности и страха. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила себя сама: солдаты жили за счёт беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишённых права носить оружие.

Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза. Голод был частым гостем в основном из-за крайне низких урожаев. В Германии, например, между 1660 и 1807 гг. в среднем каждый четвёртый год был неурожайным.

И наконец, страх вызывали эпидемии, в первую очередь чумы и оспы. Чума, бывшая бичом в эпоху Средневековья, не оставляла людей и в начале Нового времени. В Париже она свирепствовала в 1612, 1619, 1631, 1638, 1662 и 1688 гг. Шесть эпидемий только за одно столетие! С XVIII в. наступает некоторое облегчение, и всё же ещё в 1720 г. в Тулоне и Марселе случилась страшная эпидемия чумы. По словам историка, в результате погибла половина марсельских жителей. Улицы были полны трупов, которые некому было убирать.

Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно.

В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорождённых. Немногие дети успевали стать взрослыми. В те времена 40-летние считались стариками и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни составляла 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между 20 и 40 годами. Вы спросите — почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто, как не женщина, при недостатке еды отдаёт свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть — женщины.

Размах эпидемий можно объяснить прежде всего низким уровнем личной гигиены и почти полным отсутствием медицинской помощи.


Рис. Стадо быков и овец в Сохо в конце XVIII в.

  • Предположите, кому могло принадлежать стадо.

Ванные комнаты в те времена были большой редкостью даже в богатых домах.

Распространению эпидемий способствовало и отсутствие канализации. Это было особым бедствием европейских городов. Проблемой очистки Парижа занималась даже Королевская академия наук.

В XVI—XVIII вв. основу питания составляли растительные продукты, да и то в силу низких урожаев их недоставало. Пшеница, рис, кукуруза (появившиеся после открытия Нового Света) были малодоступны, белый хлеб до XVIII в. являлся редкостью и считался предметом роскоши. Европейцы питались грубыми похлёбками и кашами, в деревне ели в основном овёс, просо, ячмень.

Труден был и путь картофеля на стол европейца — к этой культуре, привезённой из Нового Света, долго относились с недоверием. Окончательно картофель вошёл в рацион на рубеже XVIII—XIX вв., но в Европе он считался пищей бедняков.

Мясо население европейских стран ело не часто, обычно раз в неделю, да и то солонину. Так было и в Германии, и в Англии, и в других странах.

Очень важным дополнением к такой скудной пище являлась рыба. В прибрежных городах и деревнях люди выживали благодаря тому, что ею питались сами и кормили детей. Потребление рыбы предписывалось и религией, так как в христианском календаре насчитывается более 150 постных дней.


Рис. Дом знатного дворянина

В домах богатых людей и в те времена пища была разнообразной и обильной.

Вкусная еда имела много почитателей, и уже в XVI в. существовали кулинарные книги и умелые повара (эта профессия высоко ценилась). Судя по рецептам приготовления пищи, в те времена готовили изысканные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей. В пищу добавляли много пряностей.

Развито было и домашнее консервирование фруктов и овощей.

В домах богатых горожан имелись кладовые и погреба для хранения припасов. Семьи вели специальные книги, где планировали все необходимые закупки продуктов и других предметов первой необходимости. Ведение домашнего хозяйства считалось делом сложным, каждый член семьи имел свои обязанности.

Менялись эпохи — менялась мода

Все знают, что мода не стоит на месте, что причёски, фасоны одежды бесконечно меняются. Но что стоит за этим движением моды? Что влияло на её изменения в раннее Новое время?

Когда в Италии в эпоху Возрождения пробудился интерес к личности человека, мода установила новые каноны красоты лица и тела. Идеалом стал считаться высокий рост, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и над лбом их сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими причёсками становятся толстые и длинные косы. Причёски дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощён на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе общества принадлежит тот или иной человек. Фасон рукава свидетельствовал о положении человека. Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых — короткие, для пожилых — длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Возвышение в XVI в. Испании привело к тому, что моде и правам испанского двора начали подражать во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчёркивающая стройную талию, напоминала рыцарские латы, а жёсткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила высокая жёсткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства — испанская мода славилась на всю Европу.


Рис. Костюмы состоятельных англичан. Начало XVII в.

Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные причёски, поддерживавшиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шёлка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого её нещадно затягивали в корсет.

Лондон Тюдоров и Стюартов

Черты, присущие европейским городам Нового времени, молшо увидеть на примере Лондона. Даже в конце XVII в., когда по численности население Англии стало меньше, чем Франции, Германии, Италии и Испании, Лондой оставался самым большим городом Европы. К 1700 г. здесь проживала десятая часть населения страны, примерно 550 тыс. человек, а к середине XVIII в. число лондонцев возросло до 675 тыс. Город рос, несмотря на высокую смертность населения от чумы и других эпидемий. Остальные же города Англии были невелики, немногие из них могли похвастаться численностью в 10—20 тыс. человек.

Столица Англии состояла из нескольких частей: Сити, деловой центр города; Вестминстер, район, где обитали король, парламент и богачи; вдоль Темзы тянулись кварталы, заселённые простолюдинами; на левом берегу реки располагалось предместье Саутуорк с узкими улицами, где находились и некоторые театры (к 1630 г. их в Лондоне было шестнадцать, в то время как в Париже один).

Из чего строился Лондон? С начала XV в. в застройке города широко применялся кирпич, особенно после великого пожара 1666 г., уничтожившего три четверти города, почти 13 тыс. домов. Крыши стали покрывать черепицей. При новой застройке улицы делали шире, появлялись новые площади. Но в целом город оставался грязным, уборка улиц производилась властями крайне редко — чаще всего после эпидемий. В ночное время город освещался лунным светом, и только в конце XVII в. впервые одному горожанину был выдан патент на исключительное право освещения улиц масляными фонарями.

Лондон развивался как крупный торговый центр и славился своими рынками. Их было много, но особенно большими размерами отличался Лондонский крытый рынок, заново отстроенный после пожара 1666 г.


Рис. Лондон в XVII в.

Лондон того времени нельзя себе представить без снующих по улицам разносчиков, проникающих в самые отдалённые места города.

Строительство жилья зависело от кошелька заказчика. Дома богатых людей становились с каждым десятилетием всё роскошнее, украшались нарядной лепкой, обставлялись стильной мебелью из дорогих пород дерева. Для отделки комнат применялись деревянные панели, матерчатые и бумажные обои. Уже в XVII в. в жилых помещениях стали устанавливать камины. Полы обычно покрывались каменными или керамическими плитками, однако очень богатые люди могли позволить себе деревянный паркет.

Богатые дома делились на парадную и жилую части. В первой принимали гостей, вторая служила для жизни семьи. Коридоров не было, все комнаты, даже спальни, были проходными. Увеличивались размеры окон, в комнатах стало светлее. В богатых домах в окна вставляли стёкла, в бедных — промасленную бумагу.

Жильё бедняков находилось в трущобах, о канализации там и не слышали, зато голод и болезни повседневно находились рядом с обитателями этих районов.

Самые бедные семьи ютились в одной комнате, семьи чуть побогаче — в двух. Бедняки почти совсем не имели мебели. Часто всё их имущество состояло из стола и скамеек, деревянной кровати с тюфяком и подушками, сундука, в котором хранилась одежда, да кухонной утвари (квашня для теста, котелок, сковорода). А самые бедные спали на соломе, брошенной на пол.

Одним из любимых развлечений лондонцев было посещение публичных казней. Современники отмечали, что Лондон стал городом виселиц. Преступников чаще всего вешали на перекрёстках или на том месте, где они совершили преступление. Приговорённых везли в открытой повозке, и их сопровождала огромная толпа народа. После казни толпа набрасывалась на тела казнённых, поскольку считалось, что прикосновение к ним может исцелить от болезни.

Так строился и развивался Лондон, так жили лондонцы.

Цели и задачи:

  • познакомить с условиями повседневной жизни, что ели, чем болели, что одевали люди в период нового времени;
  • обратить внимание на изменения, произошедшие в жизни европейцев;
  • умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративными материалами как источником содержания; работать с документами; решать проблемные задания; подготовить доклад, сообщение;
  • воспитывать интерес к прошлому, культуре; подготовить доклад, сообщение.

Оборудование:

  • раздаточный материал,
  • иллюстрации художников нового времени

Ход урока

- Подумайте, как рост предпринимательской деятельности повлиял на состав общества в городе и деревне.

- Сравните положение европейских крестьян в начале нового времени с положением крестьян в эпоху средневековья.

- За счет каких социальных групп шло формирование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.

- Существует ли связь между Великими географическими открытиями и рождением капитализма?

- Объясните термины: откупщик, капиталист, батрак, новое дворянство.

Изучение новой темы

  1. “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны”
  2. “Столетия редкого человека”
  3. “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты”
  4. “О чем может рассказать мода”

Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени, с жизнью монархов и дворян, купцов, ремесленников, крестьян. Но знаете ли вы, в каких условиях они жили, какова была в то время продолжительность жизни, что ели эти люди, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога? То, что происходит изо дня в день, называется повседневностью. Об этом сегодня мы и поговорим на уроке.

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

1) “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны” – этим и словами начиналась молитва французских крестьян в XVII веке. Постоянные войны, как внешние, так и междоусобные, рождали в XVI-XVII веках чувство неуверенности и страха у широких масс населения Европы. Войны грозили разорением, грабежом, насилием, убийствами. В те времена война кормила сама себя и солдаты жили за счет беззащитных горожан и прежде всего крестьян, лишенных права ношения оружия.

Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров. В таких условиях население росло медленно.

2) Особенно высока смертность была среди новорожденных: только половина из них достигала 10-ти летнего возраста. Средняя продолжительность жизни была 30 лет. Редко кто доживал до 70 лет.

Мужчины, несмотря на бесконечные войны, жили дольше. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали еще в цветущем возрасте – между 20 и 40 годами. Как вы думаете, почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле, дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто как не женщина при недостатке еды отдает свой кусочек детям и мужу, кто больше заботится о том, чтобы было чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI веке 2/3 населения европейских стран составляли мужчины и 1/3 –женщины.

Распространению эпидемий способствовали низкий уровень личной гигиены и почти полное отсутствие медицинской помощи.

Если в XIV-XV веках в городах было очень много бань и население их охотно посещало, то в XVI-XVIII веках бани почти исчезают. С ростом эпидемий бани превратились в рассадники заразы, их стали бояться. В Лондоне в 1800 не было ни одного банного заведения. Правда, в зажиточных домах были “мыльни”. Они располагались в полуподвалах, в них находились парильня и деревянные кадки, здесь можно было вымыться горячей водой. Ванные комнаты были большой редкостью даже в очень богатых домах.

Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.

Только к концу XVII века в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения давайте обратимся к таблице “Численность европейского населения” (работа с таблицей).

3) В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. В те времена питание европейцев, естественно, зависело и от времени года, и от климата. Но главное – от имущественного положения семьи. Недаром говорили: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!”

- Ребята, давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени (работа с документом)

Таким образом, чем выше была ступенька иерархической лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.

- Итак, чем питались в новое время европейцы?

В XVI-XVIII веках питались в основном растительными продуктами, да и тех было мало. Урожай еще долго оставался низким. Пшеница, рис, кукуруза (после открытия Америки) были малодоступны. Белый хлеб до XVIII века считался редкостью, приметой роскоши. Только в 1850 году произошла “революция” белого хлеба, к этому времени пшеница вытеснила прочие зерновые.

Мясо население европейских стран ело не часто. Раз в неделю, да и то солонину. Очень важной деталью к такой скудной пище была рыба. Потребление рыбы предписывалось и религией. В христианском календаре насчитывалось более 150 постных дней. В эти дни есть мясо не могли даже очень богатые люди, а вот рыбу – пожалуйста. Даже на рынках в эти дни мясо и масло продавать было нельзя.

В XVIII веке в Европе начинают пить новые напитки – чай, кофе, шоколад. Современник писал в 1782 году: “Нет ни одного буржуазного дома, где бы вам не предложили кофе. Нет ни одной продавщицы, кухарки, горничной, которая бы не пила за завтраком кофе с молоком”.

4) Менялась жизнь – менялась и мода. Новый идеал красоты появился в начале нового времени в Италии, где пробудился интерес к личности человека. Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот , белые зубы.

В сравнении с эпохой готики одежда стала более объемной.

Платья шились в основном из тяжелых и дорогих тканей, насыщенных и теплых цветов, богато украшались кружевами. Необходимой принадлежностью каждой дамы были перчатки, веер, ювелирные украшения, зонтик, муфта. Главным нововведением стала обувь. С появлением обуви на высоком каблуке ее стали делать на правую и левую ногу, а не на одну, как было раньше.

Особые требования были к корсетам. На один корсет уходило до килограмма китового уса. В это жесткое “обмундирование” затягивали талию, которая, по предписанию моды, должна была быть не толще, чем у осы.

Мужская мода была более практичной и основывалась на подражании военной одежде. Под действием солдатского стиля одежда постепенно утрачивала свой тяжеловесный характер. Камзол, безрукавка, широкая войлочная шляпа со страусиными перьями, высокие ботфорты, широкий кушак- вот основные детали мужского костюма. Чтобы как-то смягчить военный стиль, в изобилии используются кружева, которыми отделывают детали одежды, вплоть до отворотов ботфортов.

Одежда духовенства была более консервативной. Единственное, что изменилось, то, что служители церкви стали использовать более тонкие и дорогие ткани.

Крестьянская же одежда должна была отвечать следующим качествам: быть удобной, не мешать работать и не дорого стоить. Поэтому гардероб крестьянина состоял из льняной рубахи штанов, грубого шерстяного или суконного камзола, плаща с капюшоном, голову прикрывала шляпа.

Костюм в то время показывал принадлежность человека к определенному слою населения. И даже если у крестьянина или горожанина водились денежки, он не имел права одеваться как представитель высшего общества.

Имеющие деньги люди простого звания и хотели бы одеться богато, но власти принимали “запретительные” постановления, касающиеся костюмов.

В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать “князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина”. Так что одежда- это не только средство защиты от холода, дождя или солнца и не только стремление человека проявить свой личный вкус (работа по иллюстрациям).

Закрепление. Ответы на познавательное задание.

Планируемый результат: Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Домашнее задание: §6 пересказ; ответить на вопросы. В конце параграфа творческое задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в аристократической семье (по выбору).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.