Где находится почетное место в чуме

Проведение Диктанта не только позволит провести своеобразный мониторинг компетентности, но и привлечет внимание к этнографии как науке и еще раз поможет продемонстрировать, что многонациональность и поликультурность нашей страны — это источник нашей силы и конкурентоспособности.

Ответы на вопросы Этнографический диктант 2019

Вопрос №16

Сопоставьте современные и старинные названия народов Дальнего Востока, наделенных статусом коренных малочисленных в России. Некоторые старинные названия используются в быту и сегодня.

нанайцы — гольды, нивхи — гиляки, эвенки — тунгусы, эвены — ламуты.

Вопрос №17

Вопрос №18

Некоторые группы русского народа связаны с историей старообрядчества. В Поволжье – это кержаки и кулугуры, в Ставрополье – некрасовцы. Как именуют потомков старообрядцев в Забайкалье?

  • Духоборы
  • Семейские
  • Молокане
  • Субботники

Вопрос №19

Пироги и лепешки – излюбленное традиционное блюдо многих народов России. Сопоставьте кулинарное блюдо и этническую кухню.

  • Кулебяка – пирог со сложной начинкой
  • Губадия – сладкий многослойный пирог с сухим творогом, рисом, сухофруктами и яйцами
  • Хуплу – круглый пирог с начинкой из мяса или рыбы
  • Чепалгаш – лепешка с творогом
  • Янтык – пирог с молотым мясом и зеленью

Кулебяка — русская кухня, Губадия — Татарской кухне, Хуплу — чувашская кухня, Чепалгаш — Чеченской кухни, Янтык — крымско-татарская кухня

Вопрос №20

На Руси до XVIII века была основой питания, но затем ее заменил картофель. Её приготовляли в традиционной русской печи в собственном соку, а благодаря лекарственным средствам, применяли и в лечении. Что это за овощ?

Вопрос №21

Вопрос №22

Наименование какого тюркского народа России совпадает с историческим названием крупного ханства, возникшего в междуречье Волги и Урала после распада Золотой Орды и существовавшего в XV- XVII веках?

  • Карачаевцы
  • Кумыки
  • Ногайцы
  • Якуты

Вопрос №23

Слово “шаман” стало интернациональным. Из какого языка был заимствован этот термин?

  • Алтайского
  • Бурятского
  • Мансийского
  • Эвенкийского

Вопрос №24

У какого народа после сватовства проводили обряд “tabakad” — табаки, на котором родственники жениха и невесты в знак согласия должны были вместе курить табак?

  • Белорусы
  • Водь
  • Ингуши
  • Лезгины

Вопрос №25

Какой из народов России традиционно отмечает наступление нового года 1 апреля?

  • Армяне
  • Ассирийцы
  • Даргинцы
  • Теленгиты

Вопрос №26

Сушено-вяленое мясо рыб, один из основных традиционных продуктов питания народов Дальнего Востока, называется:

  • Балы́к
  • Строгани́на
  • Тала́
  • Ю́кола

Вопрос №27

Какие народы традиционно использовали следующие виды переносного жилища?

  • Балок — Долганы
  • Чум — Ханты
  • Юрта — Тувинцы
  • Яранга — Коряки

Вопрос №28

Где находится самое почетное место в традиционном переносном жилище – юрте или чуме?

  • Напротив входа
  • Слева от входа
  • Справа от входа
  • У входа

Вопрос №29

Какой из видов меховой обуви носили саамы Кольского полуострова, отправляясь в тундру?

  • Валенки – тёплые войлочные сапоги из овечьей шерсти
  • Торбаса — мягкие сапоги из оленьих шкур шерстью наружу
  • Унты — мех внутрь или наружу, чаще всего собачий или олений
  • Яры — зимние сапоги из оленьей кожи с загнутыми вверх носками

Вопрос №30

  • Особый вид подмосковного растения
  • Историко-культурный район Подмосковья с традиционными русскими промыслами
  • Особый рисунок на керамических игрушках

По этнографическим данным в конце XIX – начале ХХ вв. у эвенов наблюдаются три типа населенных пунктов: стойбища оленеводов и охотников, поселки оседлых жителей и заимки.

Кочевые стойбища характерны для эвенов–кочевников, основной отраслью которых является оленеводство, дополнительной – сухопутная охота в тайге, горах и рыболовство.

Стойбища, представляющие собой небольшие временные поселения, обычно располагались на маршрутах кочевий оленьих стад. В нем обитало, несколько семей (2 –3 семьи), чаще всего родственных. Стоянки становились многолюдными лишь весной (тогда собиралось до 19 чумов), еще больше людей собиралось на праздники, общие собрания и встречи родственников.

В зависимости от сезона, местных условий, характера оленьих пастбищ и хозяйственных занятий на одном стойбище жили несколько дней или недель и даже месяцев. Так, эвенки и эвены чаще всего жили на одном месте 4 – 5 дней, у эвенов самые длительные стоянки (от 1 до 2-х месяцев) были приурочены к гону, отелу оленей или особенно сильным морозам.

Что касается других типов поселений, то посёлки осёдлых эвенов и заимки возникали в местах, удобных для промысла рыбы или морского зверя, а также по соседству с уже существующими населёнными пунктами. Некоторые из них со временем превращались в крупные посёлки. На заимках селилось обычно от 1-3-х хозяйств. Появлению заимок нередко предшествовал достаточно долгий период полуосёдлой жизни.


Кочевой образ жизни эвенов обусловил распространение у эвенов традиционных жилищ – илуму (чум) и чорама-дю (юрта). По конструкции чум – илуму представляет собой коническое сооружение из жердей (с определенным креплением опорных жердей); чорама-дю – эвенское цилиндро-коническое жилище.

Эвенский чум относится к тунгусскому типу, для которого характерно четыре способа соединения основных опорных шестов чума: 2-3-4 основных шеста упираются вершинами друг в друга, соединены с помощью оставленных сучьев или веревкой из ровдуги, которые связывают или перекрещивают; очажный круг крепится к одной горизонтальной жерди, скрепленный с жердями чума и особому шесту внутри чума.

С конца XIX в. мы наблюдаем распространение у эвенов цилиндро-конического типа жилища эвенского чорама-дю. Считается, что юрта впервые появилась у эвенов на Охотском побережье (в его северной части) в XVIII- начале XIX вв. в связи с бурным развитием оленеводства и ростом численности отдельных семей. Конструкция эвенского чорама-дю несколько аналогична конструкции чукотской и корякской яранг. У данных типов жилищ мы отмечаем наличие цилиндрического нижнего каркаса высотой 1,5 м. с крепящимися на нем жердями, образующих конусообразную крышу, резко увеличивающую внутренний объем жилища.

Внутри жилища находилось лишь самое необходимое для жизни, предметы, которыми пользовалась в повседневной жизни эвенская семья: посуда и утварь, детские колыбели, подстилки, спальные мешки из оленьих шкур, а также снаряжение для оленевода-охотника, хранившееся в строго определенном месте (справа и слева от входа в чум), передвижной столик и мешки для одежды. Размещение предметов домашнего обихода было закреплено по традиции за определенными местами. Каждый член семьи придерживался установленного традицией порядка перемещения и нахождения в чуме, что было крайне важно при постоянных перекочевках, тем самым в жилище эвена царила гармония, не было хаоса и беспорядка.

Слева от входной двери – уркэпэн – располагался чоонал – место для хранения посуды и еды. Изголовьем к нему стелилась постель хозяйки жилища. Муж отдельной постели не имел, а располагался в противоположном краю семейной постели. Справа от уркэпэн располагались дети. Почетное место в эвено-эвенкийском чуме или юрте считается "мал" или "малу" – сторона против входа за очагом.


На всей этнической территории эвенов наиболее распространенной формой жилья был конический чум ввиду его большей компактности по сравнению с юртой. Берестяные чумы стали большей редкостью уже в 30-е годы из-за сложности изготовления берестяных покрышек. Дольше сохранялись ровдужные чумы (преимущественно у аллайиховских и некоторых других групп эвенов севера Якутии).

Юрты также долгое время были непременным элементом эвенских поселений, особенно в северных безлесных районах Якутии. Так, уже в начале 1930-х гг. у эвенов Томпонского района Якутии юрта перестала употребляться, но она долго сохранялась у эвенов Охотского побережья. До конца 1960-х гг. юртой пользовались только эвены березовско-рассохинской группировки. До сих пор юрта сохраняется у тундренных оленеводов северо-восточной Якутии.

Традиционные жилища-чумы вышли из употребления еще в 60-х годах прошлого столетия. В настоящее время ими пользуются как приспособление для копчения мяса, шкур (например, в оленестадах Кобяйского улуса), для их прикрытия используют брезентовый материал. Юрта до сих пор сохраняется у тундренных оленеводов северо-восточной Якутии. Причина сохранения ее там – сильные пронизывающие ветры, господствующие на побережье Ледовитого океана в зимнее время. Основным видом временного жилища кроме срубных избушек у эвенов-оленеводов является двускатная палатка, отличающаяся легкостью и удобством при транспортировке.

к.и.н. Алексеева Е.К.

Хозяйственные постройки

У эвенов хозяйственными постройками служили срубные амбары и лабазы, изгороди и загоны для оленей, вешала под мясо, рыбу и одежду, применяемые и в настоящее время в оленеводческих стадах. Их отличительная особенность - коническое покрытие, характерное для тунгусской традиции. Амбары и лабазы (в разных районах их называли по-разному: нэку, пури, биркэн, окин) сооружались из бревен на столбах или спиленных деревьях. Они предназначались для долговременного хранения вещей, которыми пользовались в определенные сезоны года, а также непортящихся продуктов.

Возле чума эвены ставили временный лабаз - на двух бревнах поперечно ложили шесты. На нём хранились вещи и продукты, которые брали с собой во время перекочевки. В тундре, где строительного леса нет, хранение ненужных по сезону вещей практиковалось чаще всего на грузовых нартах, укрытых ровдужными покрышками чумов. Широко распространенными были вешала для мяса, рыбы и одежды.

1 ноября прошел четвертый по счету Большой этнографический диктант. Международную просветительскую акцию на этот раз проводят перед празднованием Дня народного единства, сообщается в Федеральном агентстве по делам национальностей России, которое также участвовало в организации мероприятия. Акция призвана популяризировать знания о культуре и традициях российских народов.


Участникам предстояло дать правильные ответы на 30 вопросов, из которых 20 вопросов общие, а 10 — уникальные для разных регионов. На все это дается всего 45 минут. Максимальную сумму баллов за все правильные ответы – 100. Общие вопросы относятся к темам о Конституции России, целях государственной политики, административно-территориальном устройстве страны, основных этнографических понятиях, знаменитых отечественных ученых-этнографах, культурном наследии России и др.

Проверка знаний предлагает жителям России и ее зарубежья, которые владеют русским языком. Нет ограничений по возрасту, уровню образования, соц. принадлежности, вероисповеданиям и гражданству. В Москве участникам Диктанта доступны площадки:

Можно также принять участие в диктанте в режиме онлайн, который будет доступен 1-4 ноября.

В 2017 году участниками диктанта стали 392 тыс. человек. На территории России и за ее пределами было открыто свыше 4,5 тыс. площадок. В Москве диктант писало примерно 60 тыс. человек, на 1,2 тысяч площадках. Средняя сумма баллов составляла 64 балла. А в прошлом году количество участников было 411 тыс. человек, а площадок – 4567. В этом году для проведения акции зарегистрировано 5,4 тысяч площадок.

Вопрос №1. Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов – республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Нужно подставить верные значения из вариантов 1 3 46 9 4 22

  • Автономный округ — 4
  • Автономная область — 1
  • Край — 9
  • Область — 46
  • Республика — 22
  • Город федерального значения — 3

Вопрос №2. Одним из крупнейших этнографических музеев мира является Российский этнографический музей (РЭМ), посвященный народам России и стран бывшего СССР. Его коллекция насчитывает около полумиллиона экспонатов. В каком городе находится этот музей.


  • Владивосток
  • Москва
  • Новосибирск
  • Санкт-Петербург — Адрес: Инженерная ул., 4/1

Вопрос №3. Какой народный праздник в прошлом завершал весенние полевые работы, а ныне является символом дружбы и широко распространен в регионах России, его отмечают также на федеральном уровне и за рубежом?


  • Калмыцкий Зул
  • Тюркский Нардуган
  • Сабантуй поволжских и других народов
  • Бурятский Сагаалган

Вопрос №4. Для поддержки этнических культур и обеспечения конституционных прав на национально-культурное развитие принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. На какой территории реализуется Стратегия?

  • В российских республиках
  • В тех регионах России, где много этнических групп и языков
  • На всей территории России

Вопрос №5. Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель, первый исследователь Тянь-Шаня, организатор Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года


  • Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)
  • Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935)
  • Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)
  • Петр Петрович Семенов (1827-1914)

Вопрос №6. Государственная перепись населения – важное историческое событие, она проходила в современной России в 2002 и 2010 годах. Когда состоится следующая Всероссийская перепись населения?


Вопрос №7. Россия многокультурная и многоязычная страна. Как государство подсчитывает это многообразие? Детальнее


  • В России нет официальной статистики о национальностях и языках
  • Кроме государственной переписи, в России имеются и другие источники официальных сведений о национальностях и языках
  • Государственная перепись – единственный источник официальных сведений о национальностях и языках в России

Вопрос №8. Какие возможности есть у каждого жителя страны для самоопределения национальной принадлежности во время Всероссийской переписи населения?


  • Указывать свою национальность запрещено
  • Указывать свою национальность можно, выбирая из официального списка
  • Можно указывать свою национальность совершенно свободно


  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Дагестан
  • Кабардино-Балкарская Республика

Вопрос №10. Какой из перечисленных языков — рекордсмен России по количеству букв (66)? (подробнее)


Вопрос №11. Какие из перечисленных языков России являются финно-угорскими языками?


  • Карачаево-балкарский, крымскотатарский, чулымский
  • Нанайский, негидальский, эвенский
  • Вепсский, хантыйский, марийский
  • Агульский, рутульский, табасаранский

Вопрос №12. В России, при большом количестве языков, широко распространен русский язык. Какая часть населения владеет русским языком в Российской Федерации?


  • Половина населения
  • Две трети населения
  • 75% населения
  • Более 90% населения

Вопрос №13. Котляры, ловари, сэрвы, влахи, крымы – каким группам населения России принадлежат эти названия?

  • Грекам
  • Караимам
  • Татарам
  • Цыганам

Вопрос №14. Самоназвание какого из этих народов (“ня”) в переводе на русский язык означает “товарищ”?



  • Ижора в Ленинградской области
  • Кумыки в Дагестане
  • Марийцы в Республике Марий Эл
  • Ногайцы в Ставропольском крае

Вопрос №16. Сопоставьте современные и старинные названия народов Дальнего Востока, наделенных статусом коренных малочисленных в России. Некоторые старинные названия используются в быту и сегодня. Варанты: Тунгусы Гиляки Ламуты Гольды

  • Нанайцы — Гольды
  • Нивхи — Гиляки
  • Эвенки — Тунгусы
  • Эвены — Ламуты


Вопрос №18. Некоторые группы русского народа связаны с историей старообрядчества. В Поволжье – это кержаки и кулугуры, в Ставрополье – некрасовцы. Как именуют потомков старообрядцев в Забайкалье?


Вопрос №19. Пироги и лепешки – излюбленное традиционное блюдо многих народов России. Сопоставьте кулинарное блюдо и этническую кухню.
Кулебяка – пирог со сложной начинкой. Варианты из: (Татарская кухня — Чеченская кухня — Русская кухня — Крымскотатарская и Чувашская )

  • Губадия – сладкий многослойный пирог с сухим творогом, рисом, сухофруктами и яйцами
  • Хуплу – круглый пирог с начинкой из мяса или рыбы
  • Чепалгаш – лепешка с творогом
  • Янтык – пирог с молотым мясом и зеленью

Вопрос №20. На Руси до XVIII века была основой питания, но затем ее заменил картофель. Её приготовляли в традиционной русской печи в собственном соку, а благодаря лекарственным средствам, применяли и в лечении. Что это за овощ?


  • Айран
  • Арака
  • Кумыс
  • Кумышка

Вопрос №22. Наименование какого тюркского народа России совпадает с историческим названием крупного ханства, возникшего в междуречье Волги и Урала после распада Золотой Орды и существовавшего в XV- XVII веках?



  • Алтайского
  • Бурятского
  • Мансийского
  • Эвенкийского

Вопрос №24. У какого народа после сватовства проводили обряд “tabakad” — табаки, на котором родственники жениха и невесты в знак согласия должны были вместе курить табак?

  • Белорусы
  • Водь
  • Ингуши
  • Лезгины

Вопрос №25. Какой из народов России традиционно отмечает наступление нового года 1 апреля?


Вопрос №26. Сушено-вяленое мясо рыб, один из основных традиционных продуктов питания народов Дальнего Востока, называется:


Вопрос №27. Какие народы традиционно использовали следующие виды переносного жилища? Варианты подобрать из: Тувинцы Коряки Ханты Долганы

  • Балок
  • Чум
  • Юрта
  • Яранга

Вопрос №28. Где находится самое почетное место в традиционном переносном жилище – юрте или чуме?

  • Напротив входа
  • Слева от входа
  • Справа от входа
  • У входа

Вопрос №29. Какой из видов меховой обуви носили саамы Кольского полуострова, отправляясь в тундру?


  • Валенки – тёплые войлочные сапоги из овечьей шерсти
  • Торбаса — мягкие сапоги из оленьих шкур шерстью наружу
  • Унты — мех внутрь или наружу, чаще всего собачий или олений
  • Яры — зимние сапоги из оленьей кожи с загнутыми вверх носками

ЮРТА — передвижное каркасное жилище с войлочным покрытием у сибирских, азиатских кочевников и монгольских народов. Слово ЮРТА происходит от тюркского слово ЮРТ (ЖУРТ). Это слово означало не само жилище, а место стоянки.
Также словом ЮРТ обозначался род или семья, а также страна или родина.
Европейские исследователи применили это название к самому жилищу, и оно приросло ко всем тюркским кочевым домам.
Настоящее же название юрты в тюркских языках: КИИЗ УЙ (войлочный дом) - у казахов; БОЗ УЙ - у кыргызов; ТИРМ - у башкиров, ИБ - у хакасов. Монгольская юрта называется ГЭР.

Юрта — одно из великих достижений человечества. Удобство сборки и разборки этого жилища делают ее незаменимым атрибутом кочевого образа жизни. Она легко перевозится на верблюдах или лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности.

Основные составные части юрты:

ТУНДУК (ШАНЫРАК)- конструктивный элемент, увенчивающий купол юрты в виде решетчатой крестовины, вписанной в круг. Является центральным элементом в юрте. Предназначен для удерживания боковых элементов купола - ууков и создания проёма для попадания солнечного света и выхода дыма от очага.
Тундук является символом родины и очага.

УУКИ(УЫКИ) - структурный элемент создающий купол юрты. Ууки (жерди) крепятся к тундуку. Их количество определяет размер юрты.

КЕРЕГЕ - раздвижная решетчатая основа юрты. Это каркас юрты. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась. Отдельная секция таких решеток называется КАНАТ. Канаты соединяются друг с другом и образуют круговую стенку юрты.

БОСОГО - дверная рама юрты

ЧИЙ – это циновка, которой покрывают кереге – стены юрты. Исходный материал - кусты ЧИЯ.

ТЕРМЕ(ТАНГЫЧ) - плетенные пояса, которыми опоясывают КЕРЕГЕ и удерживают всю конструкцию. Терме обычно богато украшены орнаментом. При разрыве этих поясов юрта рассыпается.
ТЕР (кырг) - собирать; ТЕРМЕ (кырг) - сборный

ТУУРДУК(ТУЫРЛЫК) - войлочное боковое покрытие юрты.

УЗУК(УЗИК) - кошма, покрывающая купол юрты.

ШИРДАК - традиционный войлочный ковер с красивым разноцветным орнаментом. ШИРДАК стелился на пол юрты.

АКБОСОГА - священный порог юрты. Порог олицетворяет границу между миром внешним и и миром человеческим. Входить в юрту надо было, начиная с правой ноги. Таким образом гость показывал уважение к хозяину дома.

Чрезвычайно интересна организация жилого пространства в юрте.
Слева от входа в юрту расположена мужская половина - ЭР ЖАК. Справа находится женская половина - ЭПЧИ ЖАК. В центре юрты размещается очаг - КОЛОМТО. Самое почетное место в юрте - ТОР, находится напротив входа. Обычно здесь располагался хозяин или старейшина рода, здесь же принимали гостей.

Монгольская юрта ориентирована по оси север — юг. Вход — с южной стороны. Почетная сторона юрты - ТОР, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере.
Следовательно, женская половина - восточная часть юрты, а мужская - западная.

Тюркская юрта ориентирована по оси запад - восток. Вход - с восточной стороны, следовательно ТОР - почетное место, расположено к западу. Таким образом женская половина - северная часть, а мужская - южная.

Женская половина юрты олицетворяла собой постоянство мира, жизнеутверждение.
Мужская половина юрты олицетворяла Путь-Дорогу, вечную смену дня и ночи, суетность мира. Эта сторона мира непредсказуемая, полная тревог и испытаний.

У кыргызов юрта является олицетворением семьи.
КЕРЕГЕ символизирует снох – келин, кыздар. Над КЕРЕГЕ крепятся УУКИ, которые символизируют сыновей. Над УУКАМИ поднимается купол юрты - ТУНДУК, символизирующий отца, главу семьи. Внутри юрты, в центре находится место, на котором разводился огонь - КОЛОМТО, где стоит тренога для казана – ТУУЛГА (очаг). ТУУЛГА - символизирует мать, хранительницу домашнего очага.

Тюрки сравнивают юрту также с моделью Мироздания. Квадратные переплетения решеток символизируют связь с родной землей, слегка изогнутые ууки означают восхождение человеческого духа, а шанырак является символом Солнца и Вечно Синего Неба — Тенгри. Считается, что через шанырак (тундук) проходит мистическая нить, которая связывает воедино все уровни Мироздания, и шаманы могут перемещаться по ней в иные миры.

А теперь давайте посмотрим на юрту в другой пространственной плоскости. Представьте, что юрта - это половина земного шара. Если зайти вовнутрь, то в центре Вы увидите горящее ЯДРО - ОЧАГ, вокруг - куполообразный свод шара, где даже видны МЕРИДИАНЫ - УУКИ и ПАРАЛЛЕЛИ - ТЕРМЕ. УУКИ - можно также сравнить с магнитными силовыми линиями Земли, а раздвижную решетку КЕРЕГЕ - с энергетической диагональной сеткой КУРРИ. А в самом верху под куполом - СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС - ТУНДУК.

В кыргызском языке слово ТУНДУК одновременно имеет несколько значений:

ТУНДУК - верхний деревянный круг остова юрты.
ТУНДУК - ночной
ТУНДУК - север, северный

Какое совпадение!
Но если есть упоминание про СЕВЕР, где-то должен быть и ЮГ.

ТУШТУК - юг, южный
ТУШТУК - полуденный
ТУШ - противолежащее место
ТУШ - нижняя, примыкающая к земле часть юрты
ТУУШ - энергия, сила, мощь

И вот он нашелся - нижняя, примыкающая к земле часть юрты.

ВОСТОК по-кыргызски - ЧЫГЫШ, это слово имеет еще значение ВЫХОД
ЗАПАД по-кыргызски - БАТЫШ, это же слово имеет значение ПОГРУЖЕНИЕ

(И вот еще одно интересное дополнение!
В кыргызском языке одним словом переводится НОЧНОЙ и СЕВЕРНЫЙ (ТУНДУК),
и также одним словом ПОЛУДЕННЫЙ и ЮЖНЫЙ (ТУШТУК).
Недавно узнала, что оказывается раньше на Руси СЕВЕР называли ПОЛНОЧЬ, а ЮГ - ПОЛДЕНЬ).

А знаете, как в европейских языках звучит наша планета ЗЕМЛЯ?

ERDE - немецкий
EARTH - английский
JORD - норвежский
AARDE - нидерландский

В татарском языке ЯРТО - половина

А сейчас отдельно хотелось бы поговорить о ТУНДУКЕ (ШАНЫРАКЕ).

ТУНДУК(ШАНЫРАК) - деревянный обод, скреплённый внутри скрещенными жердями — кульдреушами, которых, традиционно, по ТРИ по каждой оси, образующей КРЕСТ.

Символ тундука(шанырака) - крест в круге - знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни. Шанырак с одной стороны является границей между верхом и низом, с другой - между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связывались с сакральными небесными светилами: Солнцем, Луной и звездами, а также общались с духами предков.

Кыргызы называют этот деревянный обод ТУНДУК.

Некоторые переводы этого слова я уже приводила.

ТУНДУК - север, северный
ТУНДУК - ночной
ТУНДУК - верхний деревянный круг остова юрты.

ТУН - ночь
ТУН - первенец; настоящий, истинный, искренний
ТУН - стать чистым, прозрачным
ТУН - получить, удовольствие, насладиться, получить что-либо в изобилии
ТУН - меркнуть, темнеть

По поверьям кыргызов КУТ - кусочек студенистого вещества тёмно-красного цвета мог упасть через ТУНДУК в КОЛОМТО. Он мог принести счастье тому, кто сможет его взять, а сделать это удавалось только хорошему и честному человеку.

У якутов КУТ – сверхъестественная жизненная сила, зародыш. Кут — в древней якутской мифологии сверхъестественная жизненная сила, которая внедряется в темя мужчин. Похищение кута у любого человека, согласно старым представлениям, приводит к его болезни или смерти.

И вот интересные совпадения. У кыргызов эта жизненная сила могла упасть через ТУНДУК - верхнее окно юрты. А у якутов - внедрялась в темя мужчины.

И в этом плане, можно сравнить темя человека с верхним отверстием юрты. А заодно вспомним, что левая половина юрты являлась мужской частью юрты, а правая - женской. Давайте вспомним функции головного мозга человека.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ головного мозга отвечает за рациональное, аналитическое, вербальное (словесное) логическое мышление, которое оперирует цифрами, словами, нотами. Ритм музыки воспринимается именно левым полушарием. Такое восприятие мира опирается на разум и логику с рациональным выделением последовательности причин и следствий какого-либо события. Приоритет отдаётся сухому расчёту, а не чувствам. Левое полушарие мозга является мужским компонентом, поскольку такое видение мира свойственно Сознанию мужчины

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ головного мозга в большей степени имеет отношение к переживаниям (чувствам), чем к разумному пониманию чего-то. Этот компонент отвечает за интуитивную ориентацию в пространстве и, вообще, за интуицию. Таким образом, правое полушарие ответственно за чувственное восприятие мира. Мелодичность и красоту музыки мы воспринимаем именно правым полушарием. Оно отвечает за - мгновенное постижение какого-либо образа или истины путем непосредственного её усмотрения. Правое полушарие - женский компонент, отвечающий за правополушарное женское ИНЬ сознание.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания