Ефремов аризонский о чуме с востока

Сегодня, 16 января, исполняется 40 дней по отшествии ко Господу старца Ефрема Филофейского и Аризонского. Публикуем одно из его писем чадам, в котором он описывает опыт пришествия на Суд Божий, и наставления старца из архива Свято-Никольского Черноостровского монастыря Малоярославца.


Мои возлюбленные и благословенные маленькие детки!

Молюсь непрестанно, чтобы Святое Христово Рождество даровало вам возрождение ваших душ. Пусть оно премного обогатит вас душевной чистотой. Зажжет в ваших душах пламень усердной работы над послушанием, которое так прекрасно вмещает все небесные милости.

Быть хорошим тружеником послушания – это значит быть хорошим воином Христовым: быть стремительным, бесстрашным героем, который несет свой крест и приносит жертвы ради любви нашего Распятого Бога, Господа Иисуса.

Труженик послушания, добрый и прекрасный душой, не будет задержан страшными мытарями (бесами) при разлучении его души с телом и восхождении ее к Божьему престолу. Господь Иисус примет такого труженика с радостью, с венцом в руке, чтобы увенчать его как победителя и Своего подражателя в крестной страсти.

Когда примерный труженик послушания молится, Господь слышит его просьбы и исполняет их, потому что этот человек и сам всегда внемлет Иисусу, великому Послушнику.

Как много мы читаем в житиях пустынников об этих удивительных тружениках послушания! Они были доблестными солдатами нашего Верховного Главнокомандующего – Иисуса!

Когда я читаю об их подвигах, я смущен и пристыжен своими поражениями в борьбе с бесами и страстями. Я стал посмешищем пред ангелами и людьми (ср. 1Кор. 4, 9).

Мой святой старец (и ваш дедушка – преподобный Иосиф Исихаст – прим. Ред.) постоянно советовал и приучал меня к совершенному отсечению своей воли. Он учил меня на деле переносить бесчестия и святые уничижения. Я был у него в послушании 20 лет, и только однажды услышал свое имя; а так всё, что я слышал, были лишь оскорбления и укоризны. Они-то и спасли меня.

Боже мой, как благодарен я ему за это божественно мудрое воспитание, которое он дал мне! Но я был тупоголовым детиной, не делающим прогресса, поэтому я ничего не приобрел.

Я желал умереть, когда мой старец был жив, потому что я знал, что буду спасен задаром. Видя, каким он был великим святым, я был уверен, что легко бы прошел по молитвам такого наставника страшные мытарства.

О! Что это были за годы! Как хорошо они подготовили меня к последующей многотрудной жизни! Как же они помогли мне перенести страшные искушения и труды в многообразных сражениях и битвах.

Так пусть его святые кости источают миро. Пусть миро истечет из его святых уст, что смиряли мое диавольское самомнение.

И как только Господь Славы счел меня достойным иметь его моим старцем и отцом, и генералом в сражениях моей монашеской жизни! Благодарю Тебя! Благодарю Тебя, мой Иисусе, за всё!

Простите, мои маленькие детки, позвольте рассказать вам кое-что еще.

Однажды, примерно через год после блаженного успения моего святого старца, во сне я увидел и почувствовал, что восхищаюсь на Небеса. Когда я был еще между Небом и землей, меня пронзило чувство, что я приведен и представлен пред Страшным Судом Божьим.

Вдруг с ужасом я понял, что прямо сейчас, через несколько мгновений, услышу приговор Христа, и если Господь не простит меня, буду ввержен навечно в кромешный ад. И в тот момент невообразимый смертельный ужас объял меня.

Я был так чрезвычайно исполнен ясного сознания и трезвенности, полон трепета… Моя благодарность Богу была безгранична, беспредельна за то, что мне дарована возможность вернуться к жизни и борьбе за спасение моей несчастной души.

К несчастью, однако, я все еще не начал каяться и исправлять свои злые дела.

Я молюсь непрестанно, чтобы наш Христос сподобил меня не угодить в ад моих собственных упреков совести. Ибо, прежде чем мы предстанем пред Великим Судией живых и мертвых, мы будем судимы нашей собственной совестью.

Она будет бичевать нас неумолимо. Будет вещать нам о наших злых делах. Она представит их нам точно такими, какими мы их сотворили. Хорошо, если мы исповедовали их. Но если диавол соблазнил нас и мы не омылись в божественной бане чистосердечной Исповеди, горе нам!

Мы выпьем тогда горечь раскаяния до последней капли. Потому что торг окончен и закрыт. От сего времени каждый будет зависеть от своих дел. Какая ужасающая, страшная правда!

Боже мой! Боже мой, пока мы еще в этой жизни, я умоляю Тебя: помоги нам прийти в чувство, – исправиться, раскаяться, изменить направление, чтобы наша совесть успокоилась и не обличала нас жестоко и безжалостно. Дай нам покаяться и положить спасительное начало покаянию.

Дети, дети мои, просите Бога послать Свой Божественный страх в наши души, в нашу жизнь. Это великий дар для нашего исправления и вхождения во златые врата Горнего Иерусалима.

Аминь. Да будет так.

Ваш неразумный отец

Наставления старца Ефрема

Мир есть страсти: а) похоть богатства; б) наслаждение тела и секс; в) похоть чести и зависть; г) сребролюбие; д) украшение и тщеславие; е) человеческая слава и злопамятность. Когда освободишься от этого, тогда изыдешь от мира страстей и станешь действительно свободным, вдыхая воздух Святаго Духа, будешь уже духовным!

Когда мы рабы страстей, душа наша мертва!

Грех – это язва на совести и рана в душе, причиняющие боль. Язва на теле Христовом, Церкви, которой мы члены, гвоздь в Тело Христово, Его повторное распинание – вот что такое грех.

Грехом мы теряем самое дорогое сокровище – нашу собственную бессмертную душу.

Если мы больны раком, и станет известно, что где-то на Северном Полюсе есть врач, который может нас исцелить, то мы бросим все, преодолеем все препятствия – только бы добраться до целителя и избавиться от телесного недуга. Нас не испугают ни трудности, ни финансовые затраты: оставляем все и идем… А когда рак греха угрожает смертью нашей душе – тем более нужно бросить все и бежать, невзирая на все препятствия. Придем в храм, к таинству Исповеди, встанем на колени, обнажим свою язву, получим лекарство и исцелимся – и так избежим страшной смерти души!

Покаяние творит удивительное чудо: оно заставляет Бога забывать наши грехи.

Всегда помышляй о том, что ты самый великий грешник в мире, и что если благодать Божия оставит тебя, то ты падешь во все мирские грехи! Всегда осуждай себя.

В государственных учреждениях во всех официальных книгах записей данные принято вычеркивать красным карандашом. Вот таким же карандашом каждый, кто хочет называться православным христианином, пусть сегодня же перечеркнет все памятные ему прегрешения брата. А брат – это всякий человек: знакомый и незнакомый, православный и не православный.

Нет предела добродетели покаяния: ведь человек может согрешить мыслью и в последний момент. Это очень опасно. Нужно иметь большой опыт, чтобы праведно пережить то, что ожидает нас в последний час.

Когда примешь дар, попроси от Бога а) смирение; б) ангела хранителя; и в) чтобы у тебя отнял дарование, дабы не впасть тебе в гордость! Физические наши грехи делаются хранителями добродетелей, которые дает нам Бог.

Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, – всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье.

Не уставай и сам подрубать корни своих страстей.

Что такое поклон? Это поклонение Богу. Мы поклоняемся Богу, а наш враг диавол этого не делает, не преклоняет ни главы, ни колен. Он Богу не поклоняется. Те, кто поклоняются Богу, – враги диаволу, а, значит, люди Божии. Поэтому поклоны имеют большое значение.

В доме твоем принимай только подобных тебе по образу жизни, убеждениям, нраву и добродетели.

Будем всеми силами души в небесном свете Евангелия сражаться за Царствие Небесное.

Добродетелен тот, кто вместе с радостью принимает злая, которые сопровождают добродетель!

Мы не знаем на своём опыте, что такое смерть; тот, кто знает, может подтвердить, насколько всё это серьёзно.

Не проморгай, – время не в наших руках.

Бойся нерадения, как самого опасного врага.

Как мы понимаем, что страдаем от эгоизма? А так, что когда брат скажет нам обидное слово, или когда духовный отец сделает тебе замечание и ты почувствуешь смущение, возмущение, негодование, горечь, скорбь, тяжесть, смятение, раздражение, – то вот и познай из всего этого масштабы живущего в тебе эгоизма.

Любите, терпите, не замечайте немощей ближних, не гневайтесь, не горячитесь, прощайте друг друга, дабы уподобиться Христу и удостоиться быть рядом с Ним в Его Царстве.

Святой Бог попускает любящим Его искушения, дабы научить их борьбе.

Бог любит того, кто, будучи борим, противоборствует.

Гордость и эгоизм – это тяжелые хронические заболевания. Два великих недуга, которыми сковано сердце каждого человека; от них все ежедневно страдают.

Хотя эгоизм производит искушения, а искушения приводят эгоизм в негодность.

Искушения и скорби нас спасут. Избегающий скорбей пусть не ожидает и радостей.

Искушение – это шторм, и море выбросит весь мусор, который скопился на дне во время штиля!

Господь доводит нас до отчаяния, дабы мы были вынуждены призывать Его скорбно и горестно, чтобы во время вопля к Нему освящались наши уста и сердце.

Никто не взошел на небо без искушений.

Вместо того чтобы терять время зря, проговаривай молитву. И, когда приходят к тебе лень и нерадение, бойся угрозы Господа для лукавого и ленивого раба (ср. Мф. 25, 26).

Невнимательному в мелочах обязательно будет попущено впасть в великое. Внемли себе.

Без истинного смирения соблазны остаются и возрастают, так что исчезает всякая надежда на исправление.

Чтобы преобразить сердце из плотского, страстного и эгоистичного в бесстрастное, необходима молитва.

Не изнемогай на молитве, сколько бы раз ты ни возвращал свой убежавший ум. Бог увидит твое расположение и труд и пошлет Свою благодать, которая соберет ум.

Затемняется ум, когда не имеет духовной работы и молитвы, так как лишается Божией помощи и демонизируется.

Не позволяйте своему уму принимать представление лиц и греховных образов, соблазняющих вас к плотским грехам или ведущих к гневу и ярости.

Ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо скотоподобным, либо звероподобным.

Взирай лишь на себя и на свои грехи – и обретешь то, что превзойдет все твои чаяния.

Архимандрит Ефрем Филофейский
К публикации подготовила Ольга Орлова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Как эпидемия чумы проникла в Россию в 1770 году


Какие меры предпринимала власть, чтобы локализировать распространение чумы


Московский губернатор Пётр Салтыков распорядился проводить все известные на то время дезинфекционные мероприятия: окуривать помещения можжевеловым дымом, сжигать вещи умерших, обрабатывать уксусом деньги и предметы обихода. Однако действенных результатов это не принесло, и в марте 1771 года распоряжением императрицы все полномочия по борьбе с чумой были переданы генерал-поручику Петру Еропкину.

Но самый значимый вклад в ликвидацию эпидемии внёс опальный к тому моменту фаворит Екатерины II граф Григорий Орлов, получивший от императрицы неограниченные полномочия.

Кроме осуществления традиционных обеззараживающих мер, по его инициативе в столице начали действовать санитарные отряды, обеспечивающие эвакуацию больных и захоронение умерших в специально отведённых местах. Гвардейцы Орлова пресекали мародёрство и торговлю пожитками умерших, не допускали значительных скоплений людей. Улицы очищались от умерших людей, их имущество и дома сжигались. Осиротевших детей направляли в особый приют.


На окраинах и за чертой города были основаны специальные карантинные больницы. Врачам положили двойное жалованье. Добровольно обратившимся за помощью при выписке выдавалось солидное денежное и вещевое пособие. Гражданам, скрывавшим больных, грозила вечная каторга, а вот донёсшие на таковых материально поощрялись. Закрылись все фабрики, гостиные дворы и торговые ряды регулярно окуривались можжевельником. Особое внимание уделялось состоянию богаделен и их обитателей. Всего на мероприятия по локализации чумы из казны было выделено 400 тысяч рублей.

Почему москвичи взбунтовались и убили архиепископа Амвросия


В сентябре начали проводиться стихийные молебны перед иконой Боголюбской Божией Матери, которая была установлена на стене у Варварских ворот Китай-города. Это случилось после того, как кто-то распустил слух о якобы вещем сне, в котором Богородица посетовала на то, что возле её образа не возжигаются свечи и не служатся молебны. Господь за это решил покарать вероотступников, обрушив на них каменный дождь, но по молитвам Заступницы смягчил наказание, наслав моровую язву.

Правящий архиерей Амвросий (Зертис-Каменский) категорически воспротивился этому. Служение молебнов в не предназначенном для этого месте простыми мирянами, то есть людьми, не облачёнными в священнический сан, он назвал богопротивным позорищем. Кроме того, Владыка Амвросий опасался, что стечение к иконе толп народа может способствовать дальнейшему распространению эпидемии. Поэтому он принял решение перенести святой образ в расположенную неподалёку церковь Кира и Иоанна, а ящики для пожертвований опечатать и передать в сиротский дом.

Узнав об этом, Еропкин распорядился изменить целевое назначение денег, направив их на борьбу с чумой. Появившийся у ящиков с деньгами военный караул спровоцировал народ на бунт. В толпе зазвучали возгласы о том, что грабят Богородицу. Вооружённый дрекольем и камнями люд напал на военных. Кричали, что во всем виноват Амвросий. Желая выместить на нем злобу и отчаяние, народ ринулся к жилищу архиепископа в Чудовом монастыре. Предупреждённый Амвросий бежал в Донской монастырь, однако спастись ему не удалось: разъярённые бунтовщики вытащили его из церковного алтаря, где архиепископ пытался скрыться, и до смерти забили кольями.



Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


Во время последней вспышки чумы в столице под угрозой заражения оказались постояльцы "Националя" и всё руководство Наркомздрава.

В апреле 1885 года родился Симон Горелик. Внимательность и дотошность этого столичного врача позволили быстро остановить последнюю в истории вспышку чумы в Москве в 1939 году. Со времён екатерининской эпохи эта смертельная болезнь никогда не была настолько близко к стенам Кремля, как в тот декабрьский день, когда из Саратова на конференцию Наркомата здравоохранения приехал микробиолог, заражённый самой опасной и трудно диагностируемой формой чумы — лёгочной.

В 1926 году штамм чумы, названный EV (инициалы умершего человека), был получен от скончавшегося больного в Мадагаскаре. На основе этого штамма в 30-е годы во многих странах мира началось создание противочумной вакцины. Тогда же штамм попал в СССР, где также начались работы над созданием вакцины от болезни, веками наводившей ужас на человечество.

Исследования вакцины велись в Государственном институте микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока СССР в Саратове (ныне НИИ "Микроб"). Ведущую роль в этих исследованиях играли авторитетные в СССР специалисты по чуме Евгения Коробкова и Виктор Туманский. В состав комиссии, курировавшей испытания, вошёл также микробиолог Абрам Берлин.


Опыты, проведённые на морских свинках, подтвердили, что разработанная вакцина весьма эффективна. На следующем этапе исследований добровольцы из числа научных сотрудников сами привились полученной вакциной. И вновь испытание было признано успешным. Однако возникла проблема.

Созданная вакцина защищала организм от возбудителей бубонной чумы, но было совершенно не ясно, может ли она противостоять лёгочной форме чумы. По ряду параметров она была даже страшнее бубонной. Во-первых, она была ещё более заразной. Во-вторых, её было значительно труднее диагностировать.

В 1939 году испытания в Саратове продолжились, но на этот раз уже по лёгочной чуме. Правда, возникла проблема. Морских свинок оказалось весьма непросто заразить этим заболеванием. Закапывание бактериальной культуры в нос оказалось неэффективным. Тогда решено было использовать особые пульверизаторы. Работы проводились в специальном боксе, призванном защитить экспериментаторов от случайного заражения. Однако уберечься не удалось.

Чума у стен Кремля

В декабре 1939 года Абрам Берлин был отправлен в Москву. Он должен был выступить перед коллегией Наркомздрава с докладом об эффективности их исследований в Саратове. Уважаемому специалисту выделили номер в престижной гостинице "Националь". Отель в сотне-другой метров от Кремля и в те времена предназначался не для простых смертных. Там жили особо привилегированные иностранцы и разного рода заслуженные деятели Советского Союза во время поездок в Москву. Соответственно, и обслуживание там было статусным, как в лучших "капиталистических" гостиницах.

В "Национале" Берлин вызвал парикмахера, был побрит, а затем отправился на заседание коллегии Наркомздрава. Коллегия — это не просто какая-то комиссия, а руководящий орган наркомата, в который входили и нарком, и его заместители, и всё остальное высшее руководство ведомства.


Вернувшись после выступления в гостиницу, Берлин почувствовал себя плохо. Началась лихорадка, сильная боль в груди, состояние ухудшалось с каждым часом. К постояльцу вызвали врача. Однако лёгочную форму чумы, как уже говорилось, не так просто распознать без специальных бактериологических исследований. Прибывший на вызов врач поставил самый логичный диагноз из всех, какие только могли быть при подобных симптомах, — "крупозное воспаление лёгких". Больного отправили в Ново-Екатерининскую больницу на Страстном бульваре.

Прибывшего пациента осмотрел врач Симон Горелик, человек с весьма интересной судьбой. Сын богатого купца-лесопромышленника, который сочувствовал революции и щедро одаривал подпольщиков средствами. Все дети Горелика-старшего, включая Симона, получили образование в престижных европейских университетах. Симон учился медицине во Франции и Швейцарии. Земляком и мужем его родной сестры был старый большевик Григорий Шкловский, в дореволюционные годы входивший в число самых близких Ленину людей.

Горелик был опытным доктором, но пациент его немало озадачил. С одной стороны, симптомы больного действительно напоминали крупозное воспаление лёгких. С другой — в наличии не было одного из важных признаков болезни.


Крупозная пневмония и лёгочная чума обладают схожими симптомами. И в том и в другом случае заболевание характеризуется стремительным началом и таким же стремительным прогрессированием. У больного резко повышается температура, появляются боли в груди, одышка и кашель, сопровождаемый характерной мокротой. Отличие заключается в том, что у больного чумой выраженных изменений в лёгких практически не происходит, тогда как при крупозном воспалении они являются характерным признаком. И у больного Берлина отсутствовал именно этот последний характерный симптом.

Тогда Горелик догадался сделать то, что не пришло в голову первому врачу, — выяснить конкретную специфику деятельности пациента. Берлин, периодически впадавший в забытьё, успел сообщить, что работает в закрытом институте над вакциной от чумы. Пазл сложился, и, ставя пациенту диагноз, Горелик одновременно подписывал смертный приговор самому себе. Осматривая пациента и прослушивая его лёгкие, он просто не мог не заразиться.

Стоит отдать должное мужеству врача. Он не запаниковал, а сразу же отдал ряд грамотных распоряжений. Прежде всего — изолировать его вместе с больным в помещении, куда не будет доступа посторонним. Проследить, чтобы никто не покидал больницу, и сообщить о диагнозе в Наркомздрав.


Ситуация по всем параметрам была из ряда вон выходящей. В нескольких метрах от Кремля несколько дней находился человек с чрезвычайно заразной болезнью. Лёгочная чума передаётся воздушно-капельным путём при простом общении. При этом болезнь отличается 100-процентной смертностью (стрептомицин, который эффективно лечит чуму, был открыт только в 1943 году) и крайне быстрым течением — больной умирает за один-три дня.

Всем оказавшимся в больнице тут же было приказано оставаться на местах и не покидать её стен. Вскоре она была оцеплена внутренними войсками, посты расставили возле всех входов и выходов. Аналогичные меры были приняты и в гостинице "Националь". Начались поиски всех, с кем за несколько дней мог контактировать больной. На всякий случай на карантин отправили всю бригаду поезда, которым Берлин ехал из Саратова в Москву, а также всех его попутчиков, кого удалось разыскать, и врача, который первым осматривал больного в гостинице.

Поскольку перед ухудшением самочувствия Берлин выступал перед коллегией Наркомздрава, под угрозой заражения страшной болезнью оказалось всё медицинское руководство Советского Союза: сам нарком Георгий Митерёв (всего три месяца назад возглавивший ведомство), руководители отделов и так далее. Все они также были отправлены на карантин, единственным из руководителей наркомата, оставшимся на свободе, оказался заместитель Митерёва, пропустивший заседание.


Берлин скончался в тот период, когда противочумные мероприятия только начинали разворачиваться. Чтобы исключить вероятность ошибки, необходимо было провести вскрытие. Ответственную миссию возложили на одного из самых авторитетных патологоанатомов Советского Союза — Якова Рапопорта. Одетый в костюм химзащиты патологоанатом проводил вскрытие прямо в комнате, где умер больной. Бактериологические исследования подтвердили, что больной умер от чумы. Рапопорт вспоминал, что слухи среди врачей распространились очень быстро, и в первое время после смерти Берлина по Москве прокатилась волна панических настроений среди медиков. Едва он вернулся после вскрытия тела Берлина, как его опять отправили на вскрытие в другую больницу. Там врач, увидевший у скончавшегося пациента сыпь на теле, перепугался и поднял панику, будучи уверенным, что тот тоже умер от чумы. Однако второй случай не подтвердился, и вскоре волна паники пошла на спад.

Жертвами последней вспышки чумы в Москве стали три человека. Вслед за Берлиным умер Горелик, который поставил страшный диагноз и своему пациенту, и самому себе. Третьим скончался тот самый парикмахер, который брил Берлина после приезда в столицу. Через несколько дней, по истечении характерного для чумы инкубационного периода, карантин сняли, все "подозреваемые" вернулись к привычному образу жизни.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, дотошности Горелика и быстро принятым противоэпидемическим мерам последняя вспышка чумы в Москве была пресечена в зародыше.

Интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии, о том — как следует относиться к пророчеству старца Ефрема Аризонского (Мораитиса) о начале Третьей мировой войны.

В последние месяцы на интернет-сайтах появилось предсказание старца Ефрема Аризонского (Мораитиса), что через два месяца после его смерти начнется Третья мировая война, после которой останется мало людей на земле. Почил о Бозе отец Ефрем 7 декабря 2019 года… У многих это сообщение вызвало чувство паники. Поэтому о пророчестве старца, Промысле Божием и о том, как влияют на нас такого рода известия, — интервью с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской Духовной семинарии.

— Ваше Высокопреосвященство, пророчество столь высокой духовной жизни старца, как отец Ефрем Аризонский, наверное, не может подлежать сомнению?

— Если таковое пророчество действительно было. Я, например, о нем узнал из информационных сайтов, а в интернете, как известно, можно прочитать все, что угодно. Интересно, что сообщение появилось сразу после смерти отца Ефрема. Я, к сожалению, с этим святой жизни старцем лично не встречался, пророчества из его уст не слышал, а потому не могу принять за истинное.

Не все пророчества, например, что приписываются сегодня преподобному Серафиму Саровскому, действительно изрекал старец. Это же касается и известных лжепророчеств от имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Поэтому, что касается предсказаний, приписываемых различным святым, то к ним следует относиться с предельной осторожностью. Прежде чем доверять, стоит выяснить: не допущено ли при пересказах ошибок или даже прямых подлогов? Увы, такое нередко случается.

К сожалению, культура насилия сегодня становится господствующей в мире. И слова, будто бы сказанные старцем Ефремом, убедительно звучат на фоне нового витка кипения на Ближнем Востоке, когда события вокруг Ирана вполне могут стать поводом для Третьей мировой войны.

Однако не будем забывать, что пророчества даже великих столпов Церкви могут оказаться неосуществившимися, потому что все во власти Божией. И только Бог знает состояние душ человеческих, степень покаяния людей, и Он один принимает Свои решения.

— Поэтому, Ваше Высокопреосвященство, нам всем нужно надеяться только на милость Божию?

— И не только надеяться, а повернуться к Господу с покаянием, каждому исследовать свою жизнь, очистить душу, бывать в церкви на Богослужениях и, достойно подготовившись, приступать к Церковным Таинствам, творить дела добра. То есть вести жизнь богоугодную.

У Творца вселенной — много имен. Одно из них — Волитель милости. Так величает Создателя ветхозаветный пророк Михей (Мих. 7:18).

Но ведь милости этой нужно еще сподобиться! Пророк Михей выходит к людям сказать, что жизнь их зашла в тупик, и ждет их гнев Божий и погибель. Однако если они вернутся на путь Божий, то спасутся из гибельного тупика. Господь зовет на простор, к свету и настоящей жизни. Об этом мы читаем в краткой книге пророка, который обличает греховность, но не погружает людей в беспросветное уныние, он указывает выход — уповать на Бога: именно Божия сила спасает.

Эти слова пророка Михея применимы во все времена и для всех народов. Господа нужно умилостивить, а уж это зависит от каждого из нас. Будем просить всех святых заступников Божиих помочь нам, зачерствевшим сердцем, утратившим понятие об истинной вере Христовой, верности Православию, прийти к покаянию и изменить свою жизнь.

— А это пламя, Владыко, — живая традиция монашества, которую отец Ефрем впитал от своего духовного наставника — великого старца Иосифа Исихаста?

— Впитал и принес ее в Северную Америку в виде основанных им по всей Америке и Канаде 19 монастырей, включая также главную обитель в честь преподобного Антония Великого в местечке Флоренс штата Аризона.

Обитель была основана в 1995 году в безводной и засушливой пустыне Сонора, кишащей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Сейчас это один из главных центров Православия в США. Здесь архимандрит Ефрем подвизался и служил, окормляя всех приходивших к нему и жаждущих духовного наставления. Не перечесть тех людей, которые через покаяние возродились здесь к духовной жизни.

Столько монастырей, представьте, за одно десятилетие! Несомненный подвиг, достойный восхищения, совершенный при помощи Божией и Божием покровительстве.

Вся дальнейшая жизнь великого миссионера и подвижника была спланирована в ту ночь в часовенке Святого Иоанна Крестителя, где он сделал покаянный поклон в знак послушания старцу Иосифу Исихасту, у которого учился последующие 12 лет, до кончины преподобного старца в 1959 году. Через девять месяцев Иоанниса постригли в монахи с именем Ефрем; вскоре его рукоположили во иеродиакона, а впоследствии — во иеромонаха.

Популярность Ефрема Аризонского как высокодуховного старца велика. Он был очень известен в Афинах, даже когда был жив его наставник старец Иосиф Исихаст. После преставления старца Иосифа отец Ефрем стал во главе общины из восьми молодых монахов, которая менее чем за десять лет выросла до сорока. В 1973 году он со своим братством переходит в монастырь Филофей, где, став игуменом, быстро возродил духовную жизнь.

А через шесть лет, побывав в Америке, старец встретил многих православных христиан, сильно жаждущих духовного наставления. Воля Божия была в том, чтобы он переехал в США, став отцом тысячам православных. Великий подвижник изменил сознание многих американцев, смыслом жизни которых был финансовый успех и светское образование, указав им путь к Богу.

— Но почему при таком, казалось бы, богоугодном служении сам отец Ефрем претерпел так много поношений и даже преследований? Его даже некоторые называли организатором секты…

Пророки и люди высокой духовной жизни видят порой события, которые должны свершиться. Но в наших силах отсрочить или даже отменить их, если у нас будет дерзновенная и пламенная молитва к Богу.

— Но когда человек грешит, он уже не замечает, что грешит, грех им овладевает. Как нам очнуться, сбросить с себя его бремя, Владыко?

Даже ученые сегодня свидетельствуют, что вода обладает своего рода памятью, которая фиксирует и грехи человеческие, и добрые дела. Но все больше грехов страшных, смертных грехов совершается на земле. А какими могут быть добрые дела, если многим порой за суетой земной некогда открыть Евангелие и узнать, чему учит нас Иисус Христос, какие духовные законы нужно исполнять, чтобы быть счастливыми. Потому-то и становится вода смертоносной, подобно яду змий, не выдерживает этого потока зла и восстает на человека.

Посмотрите, что мы наблюдаем сегодня? Разные водные стихии — ливни, штормы, наводнения, цунами — уничтожают грешное человечество на земле. Тысячи объяснений находят исследователи страшным этим явлениям. Но ведь это не что иное, как следствие греха. Мы лишь приближаем гигантскими темпами свою погибель. И если хотим, чтобы у наших детей было будущее, то всем нам необходимо покаяние, без которого не выжить на земле. Только исповедуя свои грехи, причащаясь Святых Христовых Таин, сможем мы принимать правильные решения в условиях грядущих испытаний и избежим паники и отчаяния.

Доверимся Промыслу Божию. Господь, Отец наш, не оставит своих чад и позаботится о тех, кто старается жить богоугодно. А для этого нужно потрудиться.

— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.