Чума в ханты-мансийском округе



Некоторые интересные факты из истории культуры Югры (по документам Государственного архива Югры)

1930-е годы

Остяко-Вогульский национальный округ был образован постановлением президиума ВЦИК РСФСР 10 декабря 1930 года. В 1932 году на первом съезде Советов Остяко-Вогульского национального округа был выбран окружной исполнительный комитет. До окончания Великой Отечественной войны, то есть до 1945 года, в составе окрисполкома не было создано отдельного комитета по культуре. В 1938 году был создан отдел кинофикации, который позже вошел в состав созданного в 1945 году отдела культуры окрисполкома. Отсутствие самостоятельного органа управления культурой не говорило о том, что органы власти Остяко-Вогульского, а затем и Ханты-Мансийского национального округа не заботились о развитии культуры. Одним из первых решений окружной власти было открытие в 1932 году Окружного Дома Туземца, который позднее стал называться ДНС – Дом народов Севера. Политика органов власти в отношении культуры была направлена, прежде всего, на коренные малочисленные народы Севера, так как округ был образован как национальный. Культуру народам ханты и манси должны были нести: Красные чумы, культбазы, избы-читальни. В 1932 году был создан окружной краеведческий музей.

Красные Чумы

Казымская и Сосьвинская культбазы

Первые культбазы в Остяко-Вогульском округе были созданы в начале 1930-х годов. Они представляли собой комплекс учреждений, объединявших больницу, школу, кооператив, Дом туземца, баню, зооветпункт, электростанцию. Занимались организацией хозяйственной и культурно-просветительной деятельности среди коренного населения. Культбазы действовали до конца 1950-х – начала 1960-х годов, когда они были реорганизованы в социально-культурные учреждения обычного типа с подчинением их соответствующим ведомствам: управлению культуры, отделу народного образования, облздравотделу.


Культбазы проводили большую работу среди туземного населения. В отчете о работе Казымской культбазы Березовского района за 1955 год указано, что культбаза проделала значительную работу по вовлечению детей в школу, организации рыболовецких артелей, по борьбе с отсталым прошлым в быту коренного населения, в борьбе с религиозными предрассудками (закрыванием лиц, медвежьими плясками), в развитии оленеводства, пушного и рыбного промысла, по сселению и оседанию коренного населения, по вовлечению населения в больницу, по росту воспитания кадров из коренного населения. «До организации культбазы не было ни одного грамотного человека на реке Казым, ни одной газеты, ни одной лавки, не проплывал ни один катер. Сейчас 6 рыболовецких артелей, 1 сельхозартель, 8 магазинов, рыбкооп, государственный ондатровый промхоз, врачебный участок с рентген кабинетом, 6 медпунктов, киностационар, кинопередвижка, 5 изб-читален, Дом народов Севера, почта, 3 радиостанции"[2]. В Доме народов Севера проводятся смотры художественной самодеятельности, концерты, киносеансы, выставки национального творчества. При ДНС создан женсовет в составе 11 человек. Выпускаются стенгазеты, работает лекторская группа. Лекции читаются на русском и хантыйском языках на естественно-научные, политические, литературные, сельскохозяйственные и медицинские темы.


Лоскутов Аркадий Николаевич

Большинство фотографий Казымской и Сосьвинской культбаз сохранилось в Государственном архиве Югры благодаря выдающемуся человеку – Лоскутову Аркадию Николаевичу. Лоскутов Аркадий Николаевич родился 23 февраля 1906 года в селе Куженере Куженерского района Марийской АССР. Получил образование учителя начальных классов. В июле 1928 года по направлению Наркома Просвещения РСФСР и Центрального комитета Севера, Аркадий Николаевич Лоскутов прибыл на Север в Березовский район в поселок Сартынья для организации мансийской школы – интернета. В 1931 году был переведен в Казым для организации хантыйской школы – интерната. В 1936 году вернулся в Сартыньинскую школу. В 1940 году выдвинут заведующим Березовским РайОНО. В годы Великой Отечественной войны работал председателем Кондинского райисполкома и первым секретарем райкома партии. В 1947 году избран секретарем Ханты-Мансийского окружкома партии, с августа 1948 года выдвинут председателем Ханты-Мансийского окрисполкома. Окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1954 по 1961 год работал председателем Ханты-Мансийского окрисполкома. С 1961 по 1964 год работал директором средней школы № 1 города Ханты-Мансийска. В связи с выходом на пенсию, с 1964 года направлен на должность директора окружного краеведческого музея, где проработал до 1981 года. В 1981 году умер. В 1950 году был награжден Орденом Ленина.


После войны

После Великой Отечественной войны в 1945 году был образован отдел культуры исполнительного комитета Ханты-Мансийского окружного Совета депутатов трудящихся и отдел культурно-просветительской работы при Самаровском райисполкоме. В 1953 году окружной Дом народов Севера, бывший Дом туземца, был преобразован в Ханты-Мансийский городской Дом культуры. В 1957 году при отделе культуры окрисполкома был создан Ханты-Мансийский окружной Дом народного творчества, фонды которого отражают историю развития национальной культуры. В селах и деревнях Ханты-Мансийского национального округа активно стали организовываться сельские клубы, на предприятиях и в организациях – профсоюзные клубы, развивалась сеть массовых библиотек. Основной проблемой учреждений культуры в то время было отсутствие помещений и профессиональных кадров.


Окружной Дом народного творчества

Главными задачами Дома народного творчества были: научно-методическое руководство учреждениями культуры округа, а также сбор и изучение народного фольклора. Благодаря работникам Окружного Дома народного творчества, в Государственном архиве Югры сохранились первые песни и стихи коренных малочисленных народов Севера.



Песня о Сосьвинской культбазе

Недалеко от Уральских гор
Там, где Сосьва стала тихой,
На холме дремал суровый бор
Кажется еще совсем недавно.

А теперь на том холме крутом,
Где шумели сосны вековые,
Новые дома стоят рядком,
Светлые, просторные, большие.

Дети из мансийских дальних юрт
Едут в школу светлую учиться.
Заболел охотник, можно тут
У врачей заботливых лечиться.

В клубе после трудового дня
Смотрит новое кино колхозник
Все здесь есть, что нужно для тебя
Строящий большую жизнь, таежник.

Может быть поэтому народ
О культбазе распевает песни,
Что становится из года в год,
Жизнь богаче, краше и чудесней.

Первые окружные смотры и фестивали


Окружная выставка изобразительного и прикладного искусства выявила имена художников и мастеров: Шешкина, Мотошина, Щепкина, Тебетева, Бронникова. В Государственном архиве Югры хранятся документы первой окружной выставки: творческие паспорта, сведения об участниках и представленных экспонатах [4] . В 1959 году при Окружном Доме народного творчества была организована двухгодичная студия изобразительного искусства. В ней занималось 14 самодеятельных художников. Руководил студией преподаватель педагогического училища Бронников Михаил Ефимович. В студии учащиеся изучали рисунок, живопись, композицию, основы декоративного оформления. Стоило обучение 40 рублей в месяц.

Открытие нефти и газа

В связи с открытием газа и нефти в Ханты-Мансийском национальном округе произошел поворот и по отношению к культуре. Округ уже не рассматривался центральной властью, как только национальный, главной целью стало промышленное освоение. На строительство новых нефтяных городов и поселков съехались люди со всего СССР, и нужно было удовлетворять и их культурные потребности. Строились и открывались Дома культуры, проводились различные смотры художественной самодеятельности, создавались разнообразные кружки, народные театры. Вахтовые поселки и нефтегазоразведочные экспедиции обслуживали выездные агитбригады. Населению стали активно прививаться новые обрядовые праздники - Новый год, Русская зима.


В 1972 году в Ханты-Мансийском национальном округе был проведен первый фестиваль народного творчества и фольклора, который был приурочен к 50-летию образования СССР. Основной темой фестиваля стала Ленинская дружба народов. Внимание стало уделяться произведениям современного периода: устным рассказам, частушкам, современным песенным вариантам традиционного фольклора, современной сказке, пословице и поговорке. Предписывалось обращать внимание на изучение лучших традиций народного творчества народов ханты, манси, коми, ненцев, русского населения; на фольклор народов, приехавших осваивать новые нефтедобывающие районы: чувашей, башкир, татар, азербайджанцев.

Окружная столица


Нялинский народный университет культуры

Интересный факт из истории культуры Югры сохранили архивные документы. В поселке Нялино Ханты-Мансийского района в конце 1970-х – начале 1980-х годов действовал Народный университет культуры, ректором которого был директор Нялинского детского дома Б.В. Докукин. Университет был образован 1 октября 1978 года при сельском Доме культуры. В нем было организовано три факультета: литературы, музыки и театра. Занятия проводились 1 раз в месяц, всего занималось 100 человек. Темы занятий были разнообразны: творчество Чехова, Маяковского, Блока, Ахматовой, музыка Бетховена, Шостаковича, русские романсы, тяжелый рок и другие[8].


Из истории развития библиотек в Ханты-Мансийском автономном округе можно поделиться таким интересным фактом. В 1969 году в стране проходил общественный смотр работы библиотек, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. По итогам этого смотра библиотекам Ханты-Мансийского национального округа было дважды присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени, диплома первой степени и денежной премии. Внутри округа первое место в юбилейном соревновании заняли Октябрьская районная, Урайская городская и Мегионская поселковая библиотеки[9].



В 1989 году в составе окружного исполнительного комитета Ханты-Мансийского автономного округа был образован единый орган управления учреждениями культуры, искусства и кинофикации в округе – управление культуры, с 1992 года – управление культуры Администрации автономного округа. С этого времени начинается современный этап развития культуры Югры.

В Государственном архиве Югры хранится много интересных документов по истории культуры Югры: управленческая документация, фотографии, газетные вырезки, афиши. Архивы автономного округа продолжают пополняться документами личного происхождения заслуженных деятелей культуры Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Архивная служба Югры призывает работников культуры сдавать свои документы в архивы округа, где им будут обеспечены условия сохранности, документы будут использоваться на выставках, в документальных сборниках, в периодической печати.





1930-е годы

Остяко-Вогульский национальный округ был образован постановлением президиума ВЦИК РСФСР 10 декабря 1930 года. В 1932 году на первом съезде Советов Остяко-Вогульского национального округа был выбран окружной исполнительный комитет. До окончания Великой Отечественной войны, то есть до 1945 года, в составе окрисполкома не было создано отдельного комитета по культуре. В 1938 году был создан отдел кинофикации, который позже вошел в состав созданного в 1945 году отдела культуры окрисполкома. Отсутствие самостоятельного органа управления культурой не говорило о том, что органы власти Остяко-Вогульского, а затем и Ханты-Мансийского национального округа не заботились о развитии культуры. Одним из первых решений окружной власти было открытие в 1932 году Окружного Дома Туземца, который позднее стал называться ДНС – Дом народов Севера.


Участники совещания по выбору диалекта хантыйского языка у здания Дома культуры.

п. Остяко-Вогульск. Июль 1940 года.

Политика органов власти в отношении культуры была направлена, прежде всего, на коренные малочисленные народы Севера, так как округ был образован как национальный. Культуру народам ханты и манси должны были нести: Красные Чумы, кульбазы, избы-читальни. В 1932 году был создан окружной краеведческий музей.

Красные Чумы


Временное положение о Красном Чуме. [1930 год.]

Культбазы

Первые культбазы в Остяко-Вогульском округе созданы в начале 1930-х годов. Представляли собой комплекс учреждений, объединявших больницу, школу, кооператив, Дом туземца, баню, зооветпункт, электростанцию. Занимались организацией хозяйственной и культурно-просветительной деятельности среди коренного населения. Действовали до конца 1950-х – начала 1960-х годов.


Здания – новостройки Казымской культурной базы. с. Казым Березовского района. 1931 год.


Коллектив Казымской культурной базы у здания конторы культбазы.

В третьем ряду четвертый справа А.Н. Лоскутов – заведующий Казымской школы-интерната.

с. Казым. 1935 год.



Отчет о работе Казымской культбазы Березовского района Тюменской области. 1955 год.


Участники празднования Дня 8 марта в Сосьвинской культбазе около Дома народов Севера.

с. Сосьва. 8 марта 1937 года.

Избы-читальни


Информационный отчет о работе избы-читальни села Елизарово. 1944 год.

Фонд 264. Опись 1. Дело 1. Лист 2.


Список Самаровского района, имеющих книги. Сведения на 20 марта 1953 года.

Фонд 247. Опись 2. Дело 5. Лист 22.

Больше всего книг в д. Скрипуново и д. Бала: 200 и 120.

После Великой Отечественной войны в 1945 году был образован отдел культуры исполнительного комитета Ханты-Мансийского окружного Совета депутатов трудящихся и отдел культурно-просветительской работы при Самаровском райисполкоме. В 1953 году окружной Дом народов Севера был преобразован в Ханты-Мансийский городской Дом культуры. В 1957 году при отделе культуры окрисполкома был создан Ханты-Мансийский окружной Дом народного творчества, фонды которого отражают историю развития национальной культуры. В селах и деревнях Ханты-Мансийского национального округа активно стали организовываться сельские клубы, на предприятиях и в организациях – профсоюзные клубы.


Решение № 143 от 20 июня 1945 года об организации отдела культурно-просветительной работы при исполкоме Самаровского райсовета.

Фонд 264. Опись 1. Дело 2. Лист 5.

Заведующей отделом райсовета была назначена Макарова Александра Степановна, ранее была заведующей общим отделом.


Участники окружного совещания культпросветработников. г. Ханты-Мансийск. 1951 год.

Окружной Дом народного творчества

Дом народного творчества был создан в 1957 году при отделе культуры окружного исполнительного комитета.

В фондах Государственного архива Югры хранятся интересные документы фонда Дома народного творчества. Его сотрудники бережно собирали и сохраняли творчество коренных малочисленных народов Севера. Эти документы конца 1950-х годов.


Произведения (частушки, песни местных авторов на русском и национальном языках), представленных в Дом народного творчества. 1959 год.

КУ "Государственный архив Югры".

Фонд № 308. Опись 1. Дело 27.


Произведения (пьесы) местных авторов на русском и национальном языках), представленных в Дом народного творчества. 1959 год.

КУ "Государственный архив Югры".

Фонд 308.Опись 1. Дело 28.


Пьесы, переведенные на языки ханты и манси.

1960 год.

КУ "Государственный архив Югры".

Фонд 308. Опись 1. Дело 38.


Произведения (стихотворения местных авторов на русском и национальном языках), представленных в Дом народного творчества. Том 1. 1959 год.

КУ "Государственный архив Югры".

Фонд 308. Опись 1. Дело 25.


Национальный вокальный ансамбль Ханты-Мансийского педагогического училища перед выступлением.

г. Ханты-Мансийск. [1950 год].

Окружной краеведческий музей


Здание окружного краеведческого музея в г. Ханты-Мансийске. 21 мая 1976 года.

Окружной музей был создан постановлением президиума Уральского областного исполкома в 1932 году, а для посетителей открылся в 1936 году. Музей находился по адресу: Комсомольская, д.9.


Экспонаты выставки окружного краеведческого музея. г. Ханты-Мансийск. 1976 год.


Почти 20 лет Окружным краеведческим музеем руководил Лоскутов Аркадий Николаевич.

Лоскутов Аркадий Николаевич родился 23 февраля 1906 года в селе Куженере Куженерского района Марийской АССР. Получил образование учителя начальных классов. В июле 1928 года по направлению Наркома Просвещения РСФСР и Центрального комитета Севера, Аркадий Николаевич Лоскутов прибыл на Север в Березовский район в поселок Сартынья для организации мансийской школы – интернета. В 1931 году был переведен в Казым для организации хантыйской школы – интерната. В 1936 году вернулся в Сартыньинскую школу. В 1940 году выдвинут заведующим Березовским РайОНО. В годы Великой Отечественной войны работал председателем Кондинского райисполкома и первым секретарем райкома партии. В 1947 году избран секретарем Ханты-Мансийского окружкома партии, с августа 1948 года выдвинут председателем Ханты-Мансийского окрисполкома. Окончил высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1954 по 1961 годы работал председателем Ханты-Мансийского окрисполкома. С 1961 по 1964 года работал директором средней школы № 1. В связи с выходом на пенсию с 1964 года направлен на должность директора окружного краеведческого музея, где проработал до 1981 года. В 1981 году умер. В 1950 году награжден Орденом Ленина

Первые Окружные смотры и фестивали


Документы о подготовке и проведении первого окружного смотра национальных коллективов (решение, протокол, информация).

1958 год.

КУ "Государственный архив Югры".

Фонд № 308. Опись 1. Дело 13.


Ансамбль Березовского авиапредприятия на открытии в г. Ханты-Мансийске VI фестиваля самодеятельного искусства коллективов авиаторов Тюменского управления гражданской авиации, посвященного 60-летию СССР и 60-летию Аэрофлота. г. Ханты-Мансийск. 16 ноября 1982 года.

Фонд Фотодокументов. Опись 1. Дело 235.



г. Ханты-Мансийск. 1950-е годы.



В связи с открытием газа и нефти в Ханты-Мансийском национальном округе произошел и поворот по отношению к культуре. Округ уже не рассматривался центральной властью как только национальный, главной целью стало промышленное освоение. На строительство новых нефтяных городов и поселков съехались люди со всего СССР и нужно было удовлетворять и их культурные потребности. Строились и открывались Дома культуры, проводились различные смотры художественной самодеятельности, создавались разнообразные кружки, народные театры. Вахтовые поселки и нефтегазоразведочные экспедиции обслуживали выездные агитбригады. Населению стали активно прививаться новые обрядовые праздники - Новый год, Русская зима.


Сказочные русские богатыри на конях во время праздничного торжества проводов Русской зимы

в г. Ханты-Мансийске. 1975 год.


Руководитель Лысоконь Александр Петрович.

Ханты-Мансийский район. 27 июля 1976 года.


Участники слета писателей у памятника погибшим землякам-ханты-мансийцам в Парке Победы.

В первом ряду мансийские сказительницы Т.С. Чучелина, А.М. Конькова,

во втором ряду четвертый справа поэт А.С. Тарханов.

г. Ханты-Мансийск. 1979 год.


Архивный отдел администрации города Нижневартовска. Фонд Фотодокументов. Опись 3. Дело 44. Лист 8.


Студенты Харьковского студенческого стройотряда – строители железной дороги Сургут – Уренгой во время прощального концерта. г. Сургут. 23 июля 1976 года.

Библиотеки


В читальном зале Кондинской районной библиотеки. п. Кондинское. 1980 год.

В 1969 году в стране проходил общественный смотр работы библиотек, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. По итогам смотра библиотекам Ханты-Мансийского национального округа дважды присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени, диплома первой степени и денежной премии. Внутри округа первое место в юбилейном соревновании заняли Октябрьская районная, Урайская городская и Мегионская поселковая библиотеки.

Библиотеки округа включились в смотр-конкурс на лучшее учреждение культуры в честь 50-летия Ханты-Мансийского автономного округа. Был составлен план массовых мероприятий по пропаганде краеведческой литературы на 1980 год. Прочно вошли в практику работы библиотек краеведческие чтения, дни краеведения, часы информации, устные журналы, встречи со знатными людьми.


В зале центральной библиотеки г. Урая, победителя в окружном соцсоревновании по постановке библиотечного обслуживания населения. г. Урай. 26 февраля 1983 года.

Театры


Артисты Народного театра "Резонанс" после спектакля "Пролетарская мельница счастья" по пьесе Виктора Мережко. Режиссер-постановщик - Любовь Корнеева. Руководитель театра - Анатолий Корнеев
г. Ханты-Мансийск. 1987 год.

Управление культуры

В 1989 году в составе окружного исполнительного комитета Ханты-Мансийского автономного округа был образован единый орган управления учреждениями культуры, искусства и кинофикации в округе – Управление культуры, с 1992 года – управление культуры Администрации автономного округа.


Строящееся здание картинной галереи. г. Ханты-Мансийск. 2002 год.


г. Ханты-Мансийск. 2003 год.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации

"Об архивном деле в Российской Федерации"

№ 125-ФЗ от 22 октября 2004 года

копирование и использование архивных документов

возможно только с указанием их места хранения

ССЫЛКА НА РЕСУРС ОБЯЗАТЕЛЬНА

Ханты — коренное население сибирского севера. Относятся к угорским народам, наряду с манси. Этот малочисленный народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Отдельные группы хантов и сейчас живут согласно древним традициям и обычаям.


Численность

По разным данным, количество хантов исчисляется 31 000-35 000 человек. В составе этноса выделяют 3 группы:

Население из южной группы перемешалось с татарским и русским вследствие близости проживания.

Где живут

Ханты проживают преимущественно на территории Тюменской области, в ХМАО, ЯНАО (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Незначительная часть находится в Томской области, Казахстане, Украине. Расселение по Тюменской области примерно таково 60% — ХМАО, 30% — ЯНАО.

Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке, который принадлежит к угорской ветви уральской языковой семьи. Туда же относятся мансийский и венгерский. Его особенностью является наличие множества диалектов.

Религия

Как и у многих других народов, христианизация хантов была насильственной. До нее религиозные верования определялись анимизмом, шаманизмом. В особенности сильно христианизация коснулась южной этногруппы, так как они подверглись влиянию русских переселенцев. Северные и восточные ханты до сих пор придерживаются изначальной системы верований.


Название

История

Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.

После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Внешность

Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:

  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.

У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.


Жизнь

Основными занятиями хантов являются рыболовство, охота, скотоводство. Промыслы немного различаются в зависимости от локализации определенной группы. Для северных групп характерно упряжное собаководство, оленеводство, широко развит рыбный промысел. В южных районах распространено разведение крупного рогатого скота, овощеводство, земледелие. Олени в основном служат транспортом. На них удобно кочевать с места на место, перевозить чумы, тюки с вещами. В пищу используется оленье молоко и продукты из него. Шкуры идут на изготовление одежды, обуви. Для еды применяется мясо диких зверей, птиц. Охотятся на лосей, косуль, медведей. Большое значение имеет рыба. Ее заготавливают разными способами. Кроме того, летом занимаются собирательством. В пищу употребляются ягоды, орехи, съедобные растения.

Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса. Первого убитого животного отдавали им в дар. Для рыболовства использовались лодки, выдолбленные из дерева, для передвижения на дальние расстояния делали лодку большого размера с надстройкой из бересты.
Традиционными ремеслами для хантов являются:

  1. Резьба по кости, дереву.
  2. Изготовление берестяных изделий.
  3. Плетение из травы, камыша, прутьев.
  4. Кузнечное дело.

Береста имеет большое значение в быту хантов. Из нее делают разнообразную посуду, покрытие для летних чумов, поделки. Бересту вручную отдирают от дерева, затем длительное время варят в котлах. Для придания особой прочности ее пропитывают рыбьим жиром. Части изделий сшивают оленьими жилами или конскими волосами. На готовых листах вырезают узоры, делают аппликации, тиснения, раскрашивают. Посуду, различные предметы быта часто делали способом плетения. Для этого использовали тонкие прутья, корни кедра, камыш, ивовое лыко. Широко использовались в быту плетеные циновки. Ими застилали полы, украшали стены.


В производстве посуды, предметов интерьера использовали древесину кедра, лиственницы, березы. Из заготовки выдалбливали мякоть, оставляя тонкие стенки. Из дерева делали чашки, пиалы, ложки, корыта, поддоны. Такая утварь прочная и легкая, удобна для применения. Ханты знали литейное и кузнечное дело. Из металла ковали холодное оружие, инструменты, предметы религиозного культа. Женщины изготавливали ювелирные изделия. В формочку наливали жидкий металл, накладывали бересту, распределяли его по всей площади. Так делали ожерелья, подвески, браслеты.

Южные ханты знали ткачество. Из волокон крапивы ткали полотно для пошива нательной одежды. На рубашках вышивали шерстяными нитками геометрический орнамент. Некоторые мастерицы расшивали свои платья снизу доверху. Праздничную одежду, головные уборы декорировали бисером. В настоящее время распространено также плетение из бисера. Национальные костюмы принято украшать аппликацией. Она выполняется в виде полосок, образуя широкую цветную кайму. В одежде хантов используются синий, белый, красный цвета. Зеленый, желтый почти не применяют.

Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Муж — добытчик, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Жену выбирают в первую очередь по физическим данным. Если она крепкого телосложения, проворная, работящая, такая женщина подходит для семейной жизни. Также обращали внимание на ее одежду. У мастериц были красивые костюмы, расшитые орнаментом, отделанные цветным мехом. Если одежда аккуратная, хорошо сшита, значит, женщина умеет работать, будет хорошей женой. Физическая красота достоинством не считалась. Жена должна помогать мужчине во всех делах, иначе в трудные годы семья может не выжить. Также была важной способность рожать детей. Это необходимо для продления рода. Жених также оценивался по его умению охотиться, добывать пищу. На его внешность никто не обращал внимания. Мужчина должен быть сильным, выносливым, чтобы прокормить семью.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.


Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Одежда

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.


Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.


Традиции

Календарный год у хантов состоял из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же, как у славян, зимний — с октября. Отсчет месяцев велся по лунам. Каждый месяц имеет свое название, в котором отражены явления природы. Вот некоторые из них:

  1. Февраль — месяц ленивого орла. Орел то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.
  2. Май — месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.
  3. Июнь — месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.
  4. Сентябрь — месяц опадания листвы. Завершается летний полугодовой цикл. Начинается сезон охоты.
  5. Ноябрь — месяц застывания Оби. Начинаются морозы, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.
  6. Декабрь — месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.

В мае отмечался праздник Водяного царя. Его устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход. Просыпается Вит-куль — покровитель водоемов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озерами. Вит-куль распределяет рыбу по водоемам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, сейчас в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. Летом проводится еще один водный праздник — день Обласа. Облас — это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Мужчины устраивают гонки на лодках, состязания по борьбе.


Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания