Что такое чум эвенкийский


Рис. 1. Таблица классификации жилищ


Рис. 2, 3. Крепление верхних концов несущих жердей (эвенки)


Рис. 4. Крепление верхних концов несущих жердей (тофалары) (сборы автора, фото И.В. Кайкова, 1989)


Рис. 5. Жерди для просушки одежды


Рис. 6. Крой кожаной покрышки чума (эвенки)


Рис. 7. Берестяные покрышки (эвенки)


Рис. 8. Зимняя фиксация покрышки чума внешним рядом жердей (эвенки)


Рис. 9. Вход в чум (отворот мягкой покрышки, эвенки)


Рис. 10. Вход в чум (жесткая рама с поворачивающейся дверью, эвенки)


Рис. 11. Остов бурятской юрты


Рис. 12. Остов жилища эвенов


Человечество занимается строительством с глубокой древности. Среди известных строений первое место, вероятно, принадлежит жилищу. Данное предположение основано на той главной цели, которую люди преследовали во все времена, – защитить свое тело от холода и влаги. Второе место занимают разнообразные хозяйственные постройки, принцип установки которых практически не отличается от выработанных приемов при создании жилищ.

Наиболее яркое представление о приемах строительства различных сооружений дает сибирский этнографический материал рубежа XIX–XX веков. Информация по различным традиционным сооружениям имеется в научной литературе, посвященной истории этносов. Наш экскурс построен на тофаларских [Мельникова, 1994], эвенкийских [Василевич, 1969], эвенкских [Кочешков, Самар, Туголоуков, 1997] и бурятских [Попов, 1961] материалах.

На степных (тундровых) просторах, при дефиците дерева, родилось жилище, которое по форме относят к круглым сооружениям с прямыми стенками, круглым основанием и усеченно-конической крышей, – юрта. Толщина жердей, из которых собирают остов юрт, составляет 4–5 см. Очаг также занимает центральное место. В отличие от чумов, пространство, через которое выходит дым костра (дымник), на ночь закрывается кошмой или деревянной крышкой. Таким жилищем пользовались буряты. Подобное жилище у эвенов не имеет специального устройства для перекрытия дымника.

Общим для всех названных конструкций является сборно-разборный характер и ременный крепеж деталей. Рассмотрим подробнее каждую конструкцию.

Для сооружения остова чума необходимо от 30 (летний) до 60 (зимний) жердей 5–6-метровой длины. Каждая жердь тщательно ошкуривается, то есть снимается кора, ветки, срезаются все сучки, и заглаживается. Снятие коры необходимо для долгого служения остова (под корой процесс гниения древесины ускоряется). Обрезание сучков (особенно сухих мелких) обеспечивает гладкую поверхность, необходимою для сохранения целостности набрасываемого на остов покрытия (покрышки) – из ровдуги (дымленой кожи) зимой и берестяной летом. Комлевая (прикорневая) часть каждой жерди слегка приостряется. В каждом остове имеются 2–3 несущие жерди, являющиеся его основой.

Зафиксировано несколько вариантов постановки остова чума – каждый этнос обладал своим способом. Тофалары, тувинцы и якуты ставят чум следующим образом. Одна жердь (центральная) загодя выбирается с развилкой (желательно неширокой) на тонком конце. Такую развилку создает крупная ветка, которую в процессе ошкуривания не удаляют, а тщательно обрабатывают, срезая все лишнее вокруг. Вторая (и третья) жердь более длинная относительно остальных. Тонкими концами они вкладываются в развилку центральной вершины, при этом комлевые концы раздвигаются до нужного диаметра. Так создается основа замка для закрепления тонких концов остальных жердей. Диаметры оснований чумов составляют 3–4 метра, в зависимости от сезона года. Остальные жерди укладываются по кругу (рис. 4), причем в начале с обязательным вводом верхнего тонкого конца в основу замка, затем с толчком приостренного комлевого – в землю. В собранном остове центральная жердь (с развилкой) занимает несколько иное положение относительно других: она располагается внутри круглого основания. В случае отсутствия жерди с естественной развилкой в комлевой части одной из жердей вырезают сквозной прямоугольный паз.

Эвенки, эвены, а также якуты используют ряд других способов. Так, вместо развилки на комлевом конце прожигают отверстие, в которое вдергивают ровдужный ремешок, его концы связывают (рис. 2). В образовавшуюся петлю вставляют тонкий конец второй (третьей) несущей жерди. Другим распространенным способом является уплощение комлевого конца жерди (языковидная форма). Затем по одной (продольной) линии прожигаются несколько отверстий (1–3). Острый тонкий конец второй несущей жерди вставляется в одно из них, при этом он имеет несколько (2–3) диаметров, ступенчато увеличивающихся по направлению к комлю (рис. 3). Третий способ самый простой. Тонкие концы 3–4-х жердей связывают ремешком, комлевые раздвигают до нужного диаметра. В образовавшийся замок укладывают остальные жерди.

Над костром (параллельно основанию) располагается жердь (таган), на которую подвешиваются костровые (таганные) крюки необходимые для размещения котлов. Жердь (таган) крепится при помощи двух колец из ивовых (черемуховых, березовых) прутьев следующим образом. Тонкий длинный прут скручивается в несколько оборотов вокруг четырех соединенных пальцев руки (начало с толстого конца). Тонкий конец прута закручивается поперек основных витков, фиксируя их, превращая в единое овальной формы кольцо. В начале петля набрасывается на одну из жердей остова через ее комлевый конец и поднимается по ней на необходимый уровень. Затем в нее вводится конец таганной жерди. Вторая петля набрасывается на другую жердь остова, расположенную диаметрально противоположно относительно первой, в которую вводится другой конец таганной жерди. Закрепленная таким образом параллельно земле жердь придает дополнительную жесткость остову. В качестве заменителя растительного материала для изготовления петли используется ровдужный ремешок. Над таганной жердью (или под углом к ней на одном уровне) располагается дополнительно вторая (рис. 5), для просушки одежды, обуви, других вещей. Способ крепления подобен вышеописанному.

Как уже сказано, в зимний период остов закрывался покрышкой, сшитой из кожи, предварительно, для приобретения водоупорных свойств, продымленной. Для одной покрышки необходимо было забить 6–7 оленей. Ее крой представляет трапецию. К углам пришиваются ремешки, при помощи которых она крепится к жердям остова (рис. 6). В случае отсутствия шкур остов покрывали широкими пластинами лиственничной коры. В летний период чумы закрывали берестяными полотнищами (6 и более штук). Одно полотнище прямоугольной формы шьется сухожильными нитками из кусков бересты, предварительно вываренной в щелочной воде (с добавлением золы). На жерди остова они укладываются ярусно, первоначально нижние, затем верхние. Такой прием не позволяет попадать дождевой воде внутрь помещения. Поверх любой покрышки укладывается второй ряд жердей, которые фиксируют ее (рис. 7). В зимний период внешний ряд укладывается плотнее из большего числа жердей (рис. 8).

В чуме нет окон. Свет проникает через дымник – пространство в верхней части сооружения, не закрытое покрышкой. Дымник многофункционален. Помимо его основного предназначения – выводить дым и пропускать дневной свет, он также выполняет роль солнечных часов, работающих, естественно, исключительно в солнечные дни. По двигающемуся лучу солнца и освещающему в разные периоды дня конкретные жерди остова люди условно определяли время суток.

Вход в жилище-чум имеет несколько вариантов. Наиболее простой представлен отворачивающимся углом мягкой покрышки (рис. 9). Другим вариантом является деревянная рама трапециевидной формы, которая вставляется между жердями остова (рис. 10). К ее продольной стороне крепится дверь – такая же рама, но меньших размеров, обтянутая шкурой, либо просто шкура. Дверная рама закрепляется при помощи двух шипов, верхнего и нижнего. Шипы помещаются в углубления, вырезанные на поперечных планках внешней рамы.

В таежной полосе, где дерева всегда в достатке, коренное население не разбирало остовы чумов. Отдельной горкой на стоянке складывались верхние жерди, фиксирующие покрышку. В любой момент прибывшая на место стоянки семья могла, накинув покрышку, быстро обустроиться. Такие остовы до сих пор стоят на бескрайних просторах горной тайги Восточного Саяна и Средне-Сибирского плоскогорья. А в степных и тундровых условиях жилища при перекочевках разбирались и перевозились на новое место. Если позволяли условия и рядом имелись необходимые деревья, семья выбирала из всего комплекта только несущие жерди (вместе с таганной).

Покрышкой для бурятской юрты служат кошмы, выполненные из сбитой овечьей шерсти. Существуют определенные правила в последовательности покрытия остова, заключающиеся в том, чтобы края кошм накладывались друг на друга. Сначала закрывают подветренную сторону, затем наветренную. Кошмы удерживаются на вертикальных решетчатых стенках при помощи волосяных конских веревок, которыми в два-три горизонтальных ряда опоясывают жилище с внешней стороны. В последнюю очередь укладываются кошмы на перекрытие свода, с соблюдением того же правила. При этом их края должны свисать на стенки. Кошмы крепятся волосяными веревками, которые прижимают их к перекрытию. Одна из веревок фиксирует свисающие на стенки их края. В завершении поверх дымника набрасывается отдельная кошма, которая ремешком или веревкой соединена с шестом, находящимся внутри помещения. При его помощи хозяйка открывает (закрывает) дымник. Очаг, в отличие от описанного в чуме, не имеет таганной жерди, посуда ставится на три камня-валуна, между которыми разводится костер.

Очень похожее сооружение имеют эвены. Оно сочетает в себе две описанные конструкции – чума и юрты. Несущими являются две пары жердей, каждая из которых сцеплена в развилку, либо посредством сквозного отверстия в одной из них. Эти пары ставятся крестообразно, так, что прикомлевые их части на поверхности почвы фиксируют углы условного квадрата. К двум жердям прикрепляется одна горизонтальная, являющаяся таганом. Так же как и при установке несущих жердей чума, таганная жердь играет роль дополнительной сцепки. Затем по кругу устанавливается стенка в виде очень редкой решетки, образованной из коротких жердей. Их комлевые концы имеют сквозные отверстия, через которые продернут ремень. В последнюю очередь закрепляются жерди свода, которые тонким концом заводятся в замок, созданный верхними концами несущих жердей, а утолщенным концом фиксируются при помощи короткой палочки, соединяющей перекрещенные вершины жердей, образующих боковую решетку (рис. 12).

Покрышками на остов являются оленьи шкуры (в зимний период) или дымленая кожа (ровдуга). Для их создания необходимо забить 10–12 оленей. На морском побережье в качестве покрытия пользуются рыбьей кожей. Пропитанная жиром, она более светлая и не пропускает влагу.

С проникновением в Сибирь русского населения появился иной материал, который с удовольствием стали использовать вместо традиционных покрышек. Прежде всего, следует назвать брезент. Как и ровдуга он не пропускает влагу, такой же тяжелый, как и шкуры. Однако при наличии брезента отпадала необходимость (на какое-то время) забивать оленей. Вторая половина XX столетия познакомила этносы с еще одним видом материала, но не обладающим прочностью, – полиэтиленом. В тайге Восточного Саяна мы неоднократно видели остовы чумов, покрытые прозрачной пленкой. Действительно, всем хороша пленка. В таком жилище светло, тепло, сухо, но срок ее годности очень короток, не хватает даже на один месяц.

Внутреннее устройство каркасного жилища

Работая в разные сезоны года на территории Тофаларии, мне довелось убедиться на собственном опыте, что человечество придумало действительно уникальную конструкцию, хрупкую на вид, но очень удобную в действии. Она закрывает от ветра, дождя и снега. В ней можно высушить абсолютно мокрую одежду и даже пуховые спальники. Здесь вдоль наклонных стен равномерно распределяется тепло костра и уютно шуршат, потрескивая, угольки. Отсюда не хочется выходить в непогоду. А в ясную ночь между жердями дымника в чум заглядывают звезды. И если в течение долгой зимней ночи поддерживать огонь, то температура внутри жилища не будет опускаться ниже +10° С.

Традиционное жилище (и каркасное в том числе) в культуре этносов являло собой не только островок спасения, который согревал. Оно аккумулировало представления об окружающем мире и было его уменьшенной копией, другими словами – моделью.

Таким образом, по вертикали жилище отражало трехчастную Модель Мира. Располагаясь зачастую входом на юг (или восток), оно условно внутри делилось на две части – восточную и западную (северную и южную). Это значит, что при его установке задействовалась горизонтальная четырехчастная система Модели Мира, соответствующая сторонам света. Каждое из направлений семантически соответствовало определенному понятию:

– восток: утро, весна, молодость, начало;

– юг: день, лето, зрелость, тепло;

– запад: вечер, осень, старость, конец;

– север: ночь, зима, смерть, холодно.

Таким образом, становится понятным долговременность существования каркасного жилища, ибо в его основе лежит не только функциональное действие (удобство, комфортность в использовании), но и духовная сторона, связанная с определением места человека в окружающем его пространстве.

Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Л. : Наука, 1969.

Кочешков Н.В., Самар А.П., Туголоуков В.А. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки. – СПб : Наука, 1997.

Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск : Наука, 1988.

Мельникова Л.В. Тофы: историко-этнографический очерк. – Иркутск, 1994.

Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1961. – С. 131–226.

текст, фото Лариса Мельникова

журнал "проект байкал/project baikal"
№21 2009 год стр. 159-163

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.


Чум – жилище северных оленеводов

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки


Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Выбор места для зимнего стойбища производится так, тюбы поблизости имелись в наличии:

- богатые ягелем пастбища;
- сухие дрова;
- источник воды или льда;
- ровное чистое место для отдыха и ловли оленей;
- тонкий молодой лес для строительства изгороди (кораля), палаток, лабазов.

При устройстве палаток снег расчищают до земли. Готовят жерди: 2 — для основных стоек, 1 — длинную продольную, 8— 10 — для боковых удерживающих стоек, 2 — внутренние длинные (сзади и спереди) и несколько коротких, внутренних жердинок. Для тепла нижние края палаток изнутри придавливают толстыми жердями или строят сруб из 3-х венцов. Снаружи края палаток заваливают снегом. Устанавливают печку на толстых чурках или специальных подставках. Ветками деревьев устилают землю, расчищенную под палатку. Готовят дрова, приносят воду или лед.

Устройство летнего пастбища. Вблизи летнего стойбища должны находиться:

  • Хорошие пастбища с богатым набором кормовых растений.
  • Дрова и источник воды.
  • Ровное сухое, чистое место для отдыха оленей и устройства дымокуров, где имеется тень от крон деревьев.
  • Тонкий молодой лес для строительства изгороди (кораля), дымокуров, лабазов.

Также, как и зимой, выбирают место для установки палатки, готовят в таком же количестве жерди, землю в палатке устилают ветками. При установке печки в палатке, под ней обязательно убирают дерн до глины или устилают поверхность камнями или песком. Все жерди, предназначенные для устройства палаток, изгородей, дымокуров, лабазов, связывают с 4-х сторон, при этом удаляются часть коры жердей и все сучья.

Дымокуры, предназначенные для защиты оленей от нападения гнуса и овода, устраивают по краям места отдыха животных. Их количество зависит от размера стада и колеблется от 3 до 6. Каждый дымокур огораживают жердями. Жерди втыкают в землю вокруг костра, верхние части жердей связывают наверху вместе крученым тальником или проволокой. Топливом для дымокуров служат сухие и сырые лиственницы, валежники, коряги, Сверху костра для медленного горения и густого дыма, отгоняющего гнусов, накладывают пластами болотные мхи.

Лабазы, предназначенные для хранения продуктов, вещей, снаряжения, бывают временные и постоянные. Для устройства временного лабаза выбирают 3—4 рядом стоящих дерева. На высоте 3-4 метров их срубают таким образом, чтобы на них положить две поперечные перекладины, на которые плотно друг к другу стелят жерди. Укладывают на них продукты, вещи, предназначенные для временного хранения.Постоянный лабаз строится также на деревянных ошкуренных столбах высотой до 5 метров, с жердевым полом. Из жердей связывается двухскатный каркас, который покрывается корой из лиственниц. Обычно такой лабаз строится в начале лета, когда можно легко отделить кору лиственниц. Кору лиственниц плотно прикладывают к каркасу, а сверху придавливают другими жердями, прицепляя их к каркасу, веревками или крученым тальником. Плотно пригнанные куски коры не пропускают дождь, снег и внутри лабаза всегда сухо, прохладно. Вход внутрь лабаза обычно делают через жердевой пол, куда приставляют лестницу, которую потом обычно убирают..


Желательно столбы обить листовым железом или жестью с целью защиты от медведей, росомах, мышей-Кочевые поселения в летнее и зимнее время имеют свои особенности. Урикит

летнее стойбище эвенков, располагалось на большой ровной шющади в сухом бору около ручьи или речки. Вокруг стойбища ставили чумы с дымокуром салтин. Дымокур делали из трех жердей, соединяли их. Внутри разводили костери покрывали мхом. В жаркие дни олени собирались на стойбище около дымокура. Для оленей сооружали специальные навесы кал-тсшни из лиственницы. Размер навеса зависел от количества оленей. Зимнее снаряжение при перекочевке на летнее стойбище оставляли лабазе на зиминике.

Жилище эвенков дю имело вид конуса. Центральной опорой чума являются три-четыре больших крепких шеста, которые связаны на концах верхней части так, что могут прочие сшить на земле и образуют треножник (онган, туру). Наверху имеется открытое дымовое отверстие сона. Внутри чума устанавливаются жерди посередине и на задней части против входа, к которым привязывали поперечную жердь для сушки одежды.

Другими жердями ееран обкладывали треножник-остов. Их количество может достигать до двадцати и более. Величина чума зависит от количества членов семьи. Вход в чум находится как правило на южной стороне. Летом чум покрывали вываренной берестой тиски-тыски. Для изготовления покрытия летом снимали берестяную кору. Сворачивали в рулоны и кипятили в воде. Затем полоски бересты сшивали между собой. На остов чума тиски накладывали друг на друга в виде спирали. Для прочности полоски привязывали к жердям ровдужными ремнями. Зимой дю покрывали ровдугой, сделанной Из лосиных шкур. Выделанные шкуры сшивали между собой. Летний чум был прохладнее палатки, а зимний — теплее.

Внутренняя планировка чума оставалась неизменной. Почетное место против входа за костром называется молу, где располагались гости. Члены семьи находились справа и слева от костра бе, посередине — место для огня того, место для хозяйственных вещей находилось около входа чонал, дверное отверстие называется уркэ. Землю в чуме летом покрывали ветками лиственницы. Корьевой чум утэн представлял собой усеченный конус. Сооружали его из плах, проконопаченных мхом. Конический чум в таежных местах соответствовал высоким конусам темных елей и черным зубцам горных хребтов. При перекочевке остов оставляли, покрытие умещалось на двух грузовых нартах. Бересту для чума и утвари снимали большими полосами ранней весной. Очищали снаружи. Оставив только бархатистую желтоватую поверхность, затем парили в котлах, сушили. Получался легкий, мягкий, прочный и водонепронецаемый материал. Тиски делали из нескольких полос, обшитых по краям берестяным кантом. При перекочевке их скручивали в рулоны и перевозили, привязав поверх вьюков.

Зимние стойбища состояли из одного-двух чумов, а весной собиралось до десяти хозяйств, в праздники еще больше. Чумы располагались по кругу, в середине которого раскладывали дымокур для оленей. Чум состоял из трех соединенных и связанных сверху жердей, на которые опирались жерди в количестве 21-35 штук. Конический остов покрывали нюком- полотнищами из ровдуги или из вываренной бересты (тикса). Нюксверху придавливали жердями. При кочевке нюк складывали и возили на вьюке, атик-сы сворачивали в трубки-рулоны и подсовывали под подпругу над вьюком. В середине чума находился очаг. На горизонтальных жердях подвешивали чайники и котлы, на других сушили обувь и одежду. Слева от входа располагалось место хозяйки (чонга), дальше - места для членов семьи (бе), против входа за очагом - место для гостей-мужчин (малу). Безоленные эвенки, или имеющие только двух-трех оленей, строили жилье голомо-утэн из плах конической формы, крытое корой лиственницы. Для тепла жилище обкладывали дерном или землей, зимой еще и снегом.

Обработкой бересты для покрытия чума занимались женщины. Из бересты с трех берез получалось одно большое полотнище тикса, а всего такихтиксей было от 4 до 7 штук. Для покрытия одного чума требовалась береста примерно с двадцати берез. Заготавливали бересту весной, тщательно выбирая дерево без сучков и затесов. Очищали бересту от мягкого слоя коры и мха ножом с внутренней и наружной стороны, затем смачивали ее водой и еще раз повторяли обработку ножом. Очищенную и туго свернутую в рулоны бересту ставили вертикально в большой медный котел, до половины заполненный водой. Котел подвешивали над костром на крюке, а рулон и верхнее его отверстие обкладывали мхом, чтобы замедлить выпаривание воды. Через 5-7 часов рулон вынимали из котла, раскатывали на доске и разминали руками. Затем бересту

вновь сворачивали в рулон и помещали в котел другим концом. Через некоторое время операцию повторяли, только бересту раскатывали на доске другой стороной. Варили бересту долго, иногда до трех дней, пока береста не станет мягкой и эластичной. Вываренную бересту еще раз разминали и чистили ножом, затем сворачивали в рулон и помещали под пресс - тяжелую доску с камнями. После этого отмеряли необходимую длину и выравнивали ножом края. Влажные полосы складывали продольными рядами и сшивали сухожильными нитками, прокалывая отверстия шилом. Для прочности покрышки простегивали, а вдоль краев прошивали узкие берестяные полоски.


ЭВЕНКИЙСКИЕ СЛОВА, ОТРАЖАЮЩИЕ НАЗВАНИЯ ЖИЛИЩА. ПОСТРОЕК

  • Инэн — место для длительного стояния
  • Дюкча - чум, каркас чума
  • Самнихан — место отдыха оленей
  • Чирва - главные две стойки для палаток
  • Сие — длинная продольная жердь
  • Серан- - жердь
  • Тэлбэ — наружные и внутренние боковые жерди
  • Голобко - жердь для придавливания
  • Малу - задняя часть палатки, чума
  • Чонал — передний угол палатки, чума, где хранится различная утварь
  • Уркэ - дверь
  • Дэлкэн — временный открытый лабаз
  • Колбо - закрытый лабаз
  • Гулик — лабаз для сбора костей
  • Огу - костер
  • Самнин - дымокур
  • Санян - дым
  • Мо - дерево
  • Такан — поваленное дерево
  • Нэлгэ - коряга.


Урикитту эннэкэл тэпкэрэ, дуннэ олоденон, тэлк этэшш кэтэе бултарэ.

Прикочевав на старое стойбище — не кричи, дух земли испугается.

Напугаешь духов этой земли — тебе на охоте не будет удачи.

Утэлэпты авдулди нэкумилди, голомомилди эннэкэл лотара, тар амакави удяван сокорденос — нэлэмо.

Старые вещи и строения: чумы, голомо, лабазы, шаманские идолы - это следы твоих предков.

Если будешь их ломать и сжигать, то следы предков потеряешь - грех.

Во время кочевки сделай маленький лабаз и сложи туда кости зверя, чтобы не отвернулся от охотника и дал убить себя.

Не проходи вдоль малу (священное место в чуме).

Если пройдешь, заболеет дух - хозяин лома.

Не плюй в огонь. Если плюнешь — будет рана или заболит язык.

Дым стелется по земле — будет плохая погода.

Ветер южный гонит облака - к дождевой погоде.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.