Была ли чума в сибири



– По какому сценарию развивается пандемия коронавируса? Похож ли он на другие известные эпидемии, которые переживало человечество?

– Преувеличивать, как и преуменьшать опасность коронавируса, я бы не стал. Единственный пример подобной пандемии гриппа был в конце Первой мировой войны – испанский грипп. Но это было гораздо страшнее. Сейчас это просто тяжелая форма ОРВИ. Паника связана с количеством больных, которых с каждым днем становится все больше. Не всем хватает медикаментов и аппаратов ИВЛ. У коронавируса высокая скорость распространения. Но все равно это не идет ни в какое сравнение с любой эпидемией чумы, холеры, тифа в Средневековье. Просто ценность человеческой жизни после Второй мировой войны выросла, и люди не могут позволить себе вымирать, как это было во время средневековой чумы. Принимаются совершенно правильные меры безопасности во всем мире, чтобы замедлить продвижение эпидемии. Пока же, действительно, все это напоминает испанский грипп начала прошлого века.

– Вы говорите про знаменитую "испанку", которая унесла жизни 100 миллионов человек. Это 5% от населения Земли. А как удалось победить этот грипп?

– Совершенно разные истории. Тогда вообще не было речи о создании ИВЛ. Не было элементарно даже антибиотиков, пенициллина. Сегодня медицина в разы лучше, чем тогда. У нас сейчас опыта борьбы с эпидемиями больше. Особенно после Второй мировой войны, как были изобретены многие антибиотики. Нашим врачам просто нужно учиться на ошибках коллег из Средних веков. Тогда вообще была сплошная антисанитария. К сожалению, даже сейчас многие халатно относятся к тому, что происходит. Иногда выхожу на улицу и наблюдаю, как в Барнауле люди ходят без масок. Может, это русский авось. Люди не придают значения эпидемии, а нужно меньше контактировать друг с другом.


– Когда человечество по-настоящему пережило первую большую эпидемию?

– Надо определиться с терминами эпидемия и пандемия. Эпидемия – это инфекция, распространяющаяся более локально. Она охватывает в пределах 5% населения территории. Пандемия – заболевание, которое распространяется гораздо быстрее и не на одну страну. Иногда на целые континенты. Демос – народ, а пандемия отсюда буквально – всенародное распространение. Могу сказать, что пандемий не так много было за историю человечества. Думаю, вы сами можете легко их посчитать. Это, прежде всего, чума, которая была еще в древности. Самые первые ее упоминания есть в Библии. От этой чумы тогда умерла большая часть населения планеты. В какой-то момент она просто перестала распространяться. Потому что носителей стало меньше – целые города вымирали. Побороть ее не удалось до изобретения вакцины от чумы в конце XIX века.

Среди других известных пандемий – Юстинианова чума. Болезнь взяла старт в дельте Нила. Из пораженного чумой Египта в Константинополь на кораблях с пшеницей приплыли переносчики заболевания – крысы и блохи. В Европе погибло, по разным данным, от 25 до 50 миллионов человек. Были также эпидемии холеры, малярии, черной оспы, которую удалось намного раньше побороть. Пожалуй, очень важное влияние имела эпидемия чумы, которую называют "Черная смерть". Из-за болезни вымерла половина населения Италии, жертвами заболевания стали каждые девять из десяти жителей Лондона и более миллиона – Германии. Всего Европа потеряла около трети населения. Эта эпидемия привела к колоссальным потерям, однако после ее окончания произошел коренной перелом в экономике и сознании европейцев: ускорились демократизация общественной жизни и переход к рыночным отношениям. Повторюсь, пандемий было не так много, человечество безуспешно с ними боролось вплоть до начала ХХ века и изобретения пенициллина. До этого чума просто выкашивала население страны, и не кому было просто умирать.

– Какой масштаб носили эпидемии в Средние века?

– Огромный. Современному человечеству, к счастью, такие масштабы и не снились. И дай Бог, чтобы никогда такое не повторилось. Та же "Черная смерть" в Европе, повторюсь, унесла жизни 60% населения Европы. Даже и до Руси она дошла. Вспышки чумы были постоянно.


Юстинианова чума – самая древняя пандемия, которая происходила в VI веке. Начало кошмара пришлось как раз на время правления византийского императора Юстининана I. Первый чумной пожар бушевал на территории цивилизованного мира почти два века, с 541 по 750 год нашей эры. Тогда погибло 60 миллионов человек на Востоке и 25 миллионов в Европе. Для того времени это едва ли не половина всего населения планеты. Масштабы были невероятными по сегодняшним меркам.

– А сколько человечество боролось с холерой и чумой по времени?

– Нет смысла вообще сравнивать. Холера и чума – другого рода болезни. Сейчас мы имеем дело с ОРВИ. Коронавирус никуда не денется. Он останется с нами навсегда. В дальнейшем в результате мутации его влияние ослабнет. Многие вирусологи говорят, что большая часть планеты все равно переболеет им в легкой форме.

– А нынешние меры борьбы с коронавирусом эффективны?

– Могу сказать, что да. Во все века с чумой боролись карантином. Во время вспышки холеры, например, Александр Пушкин находился в имении Болдино. Именно там он пережидал холерный карантин. Поэтому с любым вирусом нужно бороться именно изоляцией людей.

– После каждой эпидемии континенты и страны необходимо восстанавливать. Как мир вообще приходил в себя после чумы?


– Последствия всегда были разными. Были и позитивные. Люди могли сплотиться, больше ценили человеческую жизнь. Эпидемии выкашивали не только бедное население, но и аристократов. Вирусу безразлично кого поражать. В целом в процентном соотношении низшие слои общества всегда преобладали над высшими. После эпидемии это преобладание возрастало в геометрической прогрессии. Все это приводило к демократизации. В частности, эпидемия чумы сделала более ценным труд рабочих, им стали повышать зарплату. Больше влияния появилось у третьего сословия, что привело к распространению по миру такого явления, как капитализм. В Европе пандемии также приводили к всплеску культуры. Многие философы переосмысливали жизнь. Эпоха чумы – это еще и Данте, а за ним титаны эпохи Возрождения. Некоторые философы приходят к выводу, что эпоха чумы XIV века привела к эмансипации женщин. Мужчин не хватало, и труд женщин стали ценить больше. Хотя до равенства мужчины и женщины все равно было тогда далеко. Мне кажется, что и этот коронавирус приведет к кардинальным переменам.

– К каким именно?

– Как преподаватель вуза, я вынужден проводить занятия во время пандемии в дистанционной форме. Мне кажется, что коронавирус подпишет приговор традиционной форме обучения, коммуникации. Люди будут отдавать приоритет именно интерактивным методам. Даже по своим студентам сужу. На виртуальные лекции их приходит больше, чем на обычные. Все давно шло к тому, что через интернет преподавать намного интереснее. Коронавирус только ускорит процесс медиатизации или виртуализации. Однако люди тогда будут сильнее отдаляться друг от друга. Это негативный момент.

– Пять лет назад в Африке уже была вспышка лихорадки Эбола. Тогда жители развитых стран не придавали этому значение. Сейчас же наоборот – страдают именно жители Европы и США. Скажите, не кажется ли вам, что весь мир всполошился именно после того, как вирус проник в развитые страны?


– В 2003 была вспышка атипичной пневмонии в Китае. По сути, тот же коронавирус. Был большой переполох. Но такого развития событий, как сейчас, я не припомню. Вообще многие поколения не переживали ничего подобного. Это действительно феномен, который историки и культурологи будут изучать еще много лет. Беспрецедентные события для мира. Многие уже называют это третьей мировой войной. Только с вирусом.

– Сейчас как раз лидеры развитых стран объединились. Тот же Владимир Путин обсуждает с Дональдом Трампом, как Россия и США будут совместно бороться с вирусом. А вообще подобные пандемии влияют на политическую жизнь в мире?

– Мне кажется, что на какое-то время произойдет понимание неизбежного объединения государств против эпидемии. Страны помогают друг другу. США и Россия помогают другим странам. Гуманитарное сотрудничество расширяется. Люди пережили в XXI веке уже много трагедий, поэтому они стали гуманней друг к другу. Сейчас существует другая угроза: вирус стал распространяться в Африке. А это страшное дело. Там мало возможности по сравнению с Европой и даже с Россией бороться с его последствиями. Уверен, что ВОЗ будет оказывать помощь африканцам. Сейчас в нашей стране эпидемия не достигла своего пика.

– А в Алтайском крае были масштабные эпидемии?

– На Алтае сезонно бывают эпидемии гриппа. В больницах вводят карантины. Чего только мы не переживали. Но коронавирус – именно глобальное явление. До Алтайского края он в своем масштабе еще не дошел.


– А как эпидемия чумы влияла на искусство?

– Прямым образом. Я уже упоминал, что эпоха Возрождения родилась сразу после эпидемии чумы. Самое интересное, что эти эпидемии были отражены во многих произведениях искусства: "Декамерон" Боккачо, "Пир во время чумы" Александра Пушкина, "Дневник чумного города" Дефо, "Чума" Камю. После этого произведения стали использовать довольно широко. Их характеризует теперь не только болезнь. Например, чумой ХХ века называли фашизм. С изображением чумы было написано много картин, включая Брейгеля. После кризиса всегда наступает рассвет. Это обычная история человечества.

– Недавно пересматривал замечательный фильм Пола Верховена "Плоть и кровь". Там есть несколько моментов, когда люди целовались, ели среди трупов людей, умерших от чумы. Смерть действительно была обыденной в Средневековье?

– Человек ко всему привыкает. Адаптируется к обстоятельствам. Так было в годы Великой Отечественной войны, когда утром шли в окопы, а ночью спали, развлекались. К сожалению, в Средние века человеческая жизнь не имела такого значения, как сейчас. Люди относились к смерти спокойно. Действительно, могли спокойно разговаривать посреди трупов. Все это было, хотя сейчас современному человеку это трудно представить. Человечество за последние 70 лет после войны избаловалось, привыкло к стабильности. Хотя, конечно, это не во всех странах. Большинство людей в Европе и Америке привыкли к хорошей жизни. Отсюда и такая паника из-за коронавируса.


Вымирание города Зашиверска связывают с проклятием, которое наслал на горожан убитый горем шаман после смерти единственной дочери. Он на веки вечные проклял и город, и людей, которые в нём жили.

Но если внезапную смерть жителей историки объясняют моровым поветрием — эпидемией, вдруг захлестнувшей сибирский городок, то смерть советских учёных, которые работали на месте заброшенного поселения в 1969 году, до сих пор объяснить никто не может.

Жил-был, а потом исчез

Найти в долине реки Индигирки "останки" Зашиверска могут только местные — тундра поглотила почти все деревянные постройки, оставив лишь основание старой церкви. С неё-то и началась эта трагическая история.

Городок был основан 11 октября 1639 года, когда казаки атамана Посника Иванова поставили на берегу реки Индигирки сторожевой острог и начали промышлять в округе соболей, ловить рыбу да выменивать у юкагиров серебро.

Со временем острог разросся и превратился в город — в нём по дороге из Якутии на Колыму останавливались казаки и охотники, первопроходцы и купцы. Пополняли запасы, покупали порох, отдыхали с трудной дороги. Бывали в Зашиверске ("шивера" — порог, "за шиверами" — за порогами) первооткрыватели Михаил Стадухин и Семён Дежнёв.

В 1676 году городок обнесли высокой крепостной стеной для защиты от лихих тундровых людей. Внутри располагались дома, склады, магазины, военный гарнизон и приказные избы сборщиков ясака.

Отношения с местным населением у казаков были непростыми. В 1679 году притеснения местных юкагиров боярским сыном Андреем Булыгиным привели к осаде города воинственными юкагирскими племенами. Дошло до того, что горожане написали коллективную челобитную царю с жалобой на бесчинства приказчика.

Внял ли царь-батюшка гласу народа, неизвестно. Зато известно, что городок процветал ещё сто лет, а потом в одночасье вымер.

Ромео и Джульетта местного разлива


В 1700 году в Зашиверске появилась настоящая деревянная церковь. Строили её местные плотники без единого гвоздя из лиственницы. Деньги на строительство выделил обыватель Михаил Хабаров. По легенде в постройке храма во имя Спаса Нерукотворного участие принимали даже якуты. Один из них, Берт-Чёрёгёр, привёз с далёкой горы Чубукулах огромное дерево для креста на шатровом куполе. Якут срубил дерево, сел на него верхом и сказал: "Если бог русских есть на самом деле, то я не умру". После чего спустился на нём с горы через чащу и остался живым и невредимым, а потом принял крещение в этой же самой церкви.

В ней же крестились и другие местные. В конце XVIII века в приходе храма насчитывалось до 2,5 тыс. новокрещёных якутов. Усиление влияния городского священника и привело к противостоянию между ним и местным шаманом.

Имена действующих лиц история не сохранила. Известно, что у священника был сын, а у шамана подрастала единственная дочь-красавица. И пока родители выясняли, у кого из них больше верующих, произошло то, что должно было случиться — сын священника и дочь шамана полюбили друг друга.

От такого поворота событий шаман разозлился ещё больше — он понял, что вскоре дочь уйдёт к русскому парню. Священник был настроен более лояльно — браки с крещёными местными женщинами у русских были в порядке вещей. Дело шло к свадьбе, но тут случилось нечто, что совершенно перевернуло, а затем и оборвало историю Зашиверска.


Раз в год в декабре в Зашиверск на большую ярмарку приезжали купцы из Якутии. Они меняли железную посуду, ткани, табак и сахар на пушнину, бивни мамонта и моржовую кость у промышленников с Чукотки и юкагиров.

Ярмарка 1773 года была прервана странным событием — средь бела дня к городским воротам заиндевевшая от мороза лошадь привезла повозку, в которой сидел насмерть замёрзший купец. Казаки взяли лошадь под уздцы и ввели в город — на ярмарку, где в это время находился приказчик. Надо было решить, что делать с телом покойного и с его имуществом.

Во время осмотра повозки под меховым пологом нашли огромный сундук, покрытый тончайшей резьбой невиданной работы. Но стоило казакам вытащить его из повозки, как рядом словно из ниоткуда объявился старый шаман.

Хоть и не было на нём шаманского наряда и личины, но вид его был страшен. Он ударил в снег посохом так, что казаки отшатнулись, и заявил, что видел, как у дороги на ветвях деревьев уже семь дней сидят "две сестры" — предвестницы смерти и с жалостью глядят на жителей Зашиверска.

— Сундук надо выбросить в прорубь на реке, и тогда духи пожалеют горожан! — заявил шаман.

Такого запугивания жителей Зашиверска ни приказчик, ни священник допустить не могли и отказались выполнить требование шамана. Сундук был вскрыт в приказной избе, и многие из городских чиновников изрядно поживились за счёт богатого мертвеца. Сыну священника досталось настоящее сокровище — соболиная шуба, которую он сразу же подарил своей возлюбленной. Девушка тут же укуталась в тёплый соболиный мех и побежала к подругам похвастаться обновкой. А через десять дней в городе началась эпидемия. Люди покрывались язвами и умирали, испытывая сильнейшие страдания. Среди заболевших оказалась и дочь самого шамана.


Ни камлание, ни приношение в жертву лучших оленей не помогли шаману спасти дочь — девушка скончалась в мучениях. От горя шаман постарел ещё больше, а когда узнал, что бог русских сохранил жизнь не только священнику, но и его сыну, то потерял самообладание и проклял не только их, но и весь город. Вскоре большинство жителей города покоились на кладбище. А сын священника (не в силах перенести смерть любимой девушки и бедствия, обрушившиеся на город) покончил жизнь самоубийством. Быть может, его мучило чувство вины, а может быть, его подтолкнули к этому злые духи. Так шаман отомстил православному священнику, загубив душу его сына.

С той поры Зашиверск стал чахнуть. Некий путешественник Виноградов, посетивший его через несколько лет, писал, что в городке остались лишь "храм да три юрты, священник с причетником, писарь с пером и станционный смотритель без лошадей".

История с советской экспедицией


О заброшенном Зашиверске советские учёные вспомнили в 1960-х годах в связи с уникальной шатровой церковью, которая к тому времени одна осталась стоять как памятник жителям города.

В 1969 году основатель Института истории, филологии и философии СО АН СССР археолог Алексей Окладников организовал и возглавил научную экспедицию в Якутию. Помимо архитекторов, обследовавших зашиверский храм (позже звонница была вывезена в музей Новосибирска), на месте города работали и археологи. Они нашли и осмотрели могилы горожан. Вскрыта была и могила шаманской дочки.

Вскоре по Якутии прошёл слух, что вскрывший захоронение девушки профессор из Москвы Иван Маковецкий и кинооператор Олег Максимов из Новосибирска, снимавший этот момент, заболели и умерли. Так проклятие старого шамана настигло советских учёных. Правда это или нет, к сожалению, а может быть, и к счастью, мы никогда не узнаем.

Скептики, впрочем, не особо в это верили и указывали, что Маковецкий был на самом деле не археологом, а архитектором, а значит, вскрывать захоронение девушки не мог. К тому же он был немолод и умер в возрасте 60 лет.

А оператор Максимов, скорее всего, был к тому времени болен раком и скончался в 1971 году. После фильма о Зашиверске он снял ещё две ленты о Тунгусском метеорите и фильм о Монголии.

Однако рациональное зерно в легенде о шамане всё же есть: разве не мог неизвестный купец умереть в дороге от оспы и нечаянно завезти её в Зашиверск, передав горожанам болезнь с личными вещами? Тогда откуда же шаман узнал о надвигающейся беде? Может быть, он действительно видел сидящих на ветвях "сестёр-бабушек" (так шаманы звали в Якутии духов оспы) или просто сложил дважды два и обо всём догадался?

Внезапную кончину жителей Зашиверска учёные связывают с эпидемией чёрной оспы, которая вплоть до начала XX века бушевала на просторах Сибири, выкашивая и стойбища, и города.

Второе название чумы в русском языке — мор, то есть сама смерть. Что заслуженно: две чумные пандемии — Юстинианова чума 540–550 годов и Черная смерть 1346–1348 годов — уполовинили тогдашнее население Европы. Третья пандемия, бушевавшая в основном в Азии, унесла жизни более 20 миллионов человек.

Зародилась чума где-то в монгольских степях в результате мутации псевдотуберкулезной палочки. Переносчиками выступали грызуны и живущие на них блохи. Миграции грызунов и армии степных завоевателей разносили болезнь по миру, и сегодня на планете практически нет регионов, никогда не знавших чумы.

В современном мире чума никуда не исчезла. Последние случаи заболевания в России зафиксированы в 2016 году на Алтае. Регулярно происходят вспышки болезни на Мадагаскаре. Хранилища чумной палочки — природные очаги инфекции с живущими там грызунами и блохами, общая площадь которых только в России 253 тысячи квадратных километров.

К счастью, сегодня чума лечится антибиотиками, а эффективные карантинные меры позволяют вовремя локализовать очаги инфекции. Тем не менее от чумы до сих умирают, последние два летальных случая зафиксированы в 2019 году в Монголии.


Холера считается гостьей из глубокого Средневековья. Но парадокс в том, что как раз средневековая Европа холеры не знала. Болезнь, зародившаяся среди мутных потоков Ганга, свирепствовала в Индии, и хотя и была известна еще Гиппократу, в другие регионы почти не проникала.

Возможно, именно холод заставил возбудителя холеры мутировать, обрести стойкость к морозам и начать распространяться по планете. Начиная с 1817-го по миру прокатило семь холерных пандемий, каждая из которых унесла миллионы жизней. Распространялась холера через воду, в которую попадали фекалии зараженных.

С санитарией в мире стало лучше — тем не менее, по мнению многих ученых, мы сейчас живем во время седьмой холерной пандемии. Ежегодно о вспышках заболевания сообщают более 50 стран мира. В России холерный вибрион в последний раз обнаруживался в 1970 году под Новосибирском. По оценке ВОЗ, в год от холеры умирает от 21 до 143 тысяч человек. Хотя сегодня, благодаря антибиотикам и терапии, летальность заболевания существенно снизилась.


Самым заразным заболеванием на свете считается корь, ей заболевают 98% встретившихся с носителем вируса. Но куда более опасная натуральная, или черная оспа, лишь чуть менее вирулентна. Ей заражаются 85% людей, оказавшихся на пути вируса.

Зародилась оспа на Ближнем Востоке, мутировав из вируса, поражавшего верблюдов, — но первая эпидемия пришлась на Китай и Японию. В 737 году от оспы вымерла треть населения Страны восходящего солнца.

В Европе она появляется в средине первого тысячелетия, а начиная с XV века эпидемии практически не прекращаются. В конце XVIII века появляется вакцина, и в течение последующих 200 лет с помощью поголовных прививок болезнь удалось полностью уничтожить. Последняя вспышка была зарегистрирована в 1977 году в Сомали.

В СССР последняя вспышка оспы случилась в 1959 году, когда художник, лауреат Сталинской премии Алексей Кокорекин привез из Индии сувениры и одарил ими жену и любовницу. После этого Кокорекин заболел. Врачи, забывшие уже об оспе лечили его от гриппа. Истинную причину выявили только в морге. После этого началась грандиозная операция по перехвату всех, с кем Кокорекин имел контакт. Изолированы оказались 9 342 человека. У 19 из них была выявлена оспа. Через месяц вспышку ликвидировали.


Если от вшей люди кое-как избавились, то грязная вода, увы, остается насущной проблемой для миллионов жителей Азии и Африки. Благодаря этому брюшной тиф, распространяющийся через попавшие в водоем фекалии, остается серьезной проблемой.

По данным ВОЗ, в год брюшным тифом заболевает до 20 миллионов человек. До 161 тысячи умирает.


Эпидемия, бунт и власть в императорской Москве 250 лет назад

Чума: путь в Москву

Считается, что в Москву эту заразу (строго говоря, чума — не вирусная, а бактериальная инфекция) занесли с театра русско-турецкой войны, из Молдавии и Валахии. В августе 1770 года зараза достигла Киева, затем Брянска.

Увертюра в военном госпитале. Без паники!


Карантин: монастыри и генералы

Рядом с Большим Каменным мостом располагалась крупнейшая московская мануфактура того времени — Большой суконный двор. С 1 января по 9 марта 1771 года на фабрике умерли 130 человек. Фабричная администрация то ли не поняла поначалу, от чего, то ли слишком хорошо поняла: объяви, что на Суконном чума, и о сбыте продукции придется забыть .

В момент врачебной проверки в марте на Суконном дворе обнаружилось 16 больных с сыпью и чумными бубонами, а сколько разбрелось по городу, уже никто не узнал.

Фабрику закрыли, здоровых рабочих перевели на другие предприятия, а больных увезли в подмосковный Николо-Угрешский монастырь, ставший первым чумным госпиталем. При этом Суконный двор так и не был окружен караулами, и многие рабочие сбежали после оглашения диагноза.

Генерал-поручику Еропкину придется вскоре воевать в Кремле и на Красной площади, и отнюдь не с чумой.

От весны до осени: Москва зачумленная


Императрица одной из первых поняла и другую вещь: настала пора заботиться о том, чтобы зараза не дошла до Петербурга. Интересны детали.

Велено было также не пропускать проезжающих из Москвы не только к Санкт-Петербургу, но и в местности между столицами. Карантины были устроены в Твери, Вышнем Волочке, Бронницах.

Все эти меры помогли предотвратить превращение московского бедствия в общероссийское. Есть данные, что чума попала из Москвы в Воронежскую, Архангельскую, Казанскую и Тульскую губернии, но общенациональной пандемии не случилось.

Однако стоило в июле установиться теплой погоде, иллюзии рухнули. Смертность стала превышать 100 человек за сутки, вымирали целые улицы в Преображенской, Семеновской и Покровской слободах.

На улицах круглосуточно горели костры из навоза или можжевельника.

Бывало, что трупы выбрасывали на улицу или тайно зарывали в огородах, садах и подвалах, несмотря на указ императрицы с угрозой вечной каторги за сокрытие информации о заболевших и умерших.


Фото: Hulton Archive / Getty Images

В обреченном городе не осталось власти, полиции и войска — и немедленно начались бесчинства и грабежи.


Фото: WestArchive / Vostock Photo

Рассказ мгновенно распространился по Москве, и толпы горожан устремились к Варварским воротам в надежде вымолить прощение у Богородицы. Священники, оставив храмы, служили молебны прямо на площади. Люди по очереди лазали к иконе, стоявшей над проемом ворот, по лестнице, просили исцеления, ставили свечи, целовали образ, оставляли пожертвования в специальном сундуке.

Московский митрополит Амвросий, понимая опасность скопления народа в разгар эпидемии, решил его прекратить: икону убрать в храм Кира и Иоанна на Солянке, а сундук с деньгами передать в Воспитательный дом.

Бой в Кремле и на Красной площади

Расправившись с митрополитом, мятежники двинулись на Остоженку, в дом генерал-поручика Еропкина, сохранившийся доныне. Еропкин оказался не робкого десятка; он продемонстрировал, что если в борьбе с чумой к сентябрю 1771 года власти особых успехов не добились, то с бунтовщиками справляться они умеют.


В ноябре, когда чума уже утихала, в Москве состоялась экзекуция: четыре человека, в том числе убийцы митрополита Амвросия, были повешены, 72 человека были биты кнутом, 89 человек высекли плетьми и отправили на казенные работы.

Граф Орлов. Последнее средство

Восстанавливать порядок в Москву Екатерина отправила графа Григория Орлова, который приехал в первопрестольную 26 сентября. Вслед за Орловым шли четыре полка лейб-гвардии.

Орлов снискал славу избавителя Москвы от мора. Принципиально новых санитарных мер, кроме укрепления застав и карантинов, он не ввел. Но пришла на помощь природа: начались ранние холода, и эпидемия стала понемногу сходить на нет.

Впрочем, стоит отдать графу Орлову должное: он начал с верного шага, не свойственного отечественным администраторам,— прибыв в Москву, сразу собрал консилиум специалистов и следовал его указаниям. Орлов велел заново разбить Москву на 27 санитарных участков, открыть дополнительные больницы и карантины. Орлов лично обходил все больницы, следил за лечением и питанием пациентов.

Более того. Понимая, что нищета и болезнь тесно связаны, Орлов организовал общественные работы по укреплению Камер-Коллежского вала вокруг Москвы: мужчинам платили по 15, а женщинам по 10 копеек в день. Боролся Орлов и с бродягами, разносившими заразу: их отправляли в Николо-Угрешский монастырь.


Фото: Alamy / Vostock Photo

По официальной статистике, с апреля по декабрь 1771 года в Москве умерли от чумы 56 672 человека. Но это не все — первые три месяца 1772 года чума в Москве, над которой в Петербурге уже отпраздновали победу, продолжалась, правда ежемесячное количество умерших снизилось до 30 человек. Об окончательном прекращении эпидемии было объявлено только в ноябре 1772 года.

А в одном из писем за границу сама Екатерина сообщала: чума в Москве похитила более 100 тысяч жизней. Это можно, пожалуй, рассматривать как невольное признание в том, что противостоять нежданной напасти по большому счету не смогли ни власти, ни общество.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.