Программы воз по борьбе с туберкулезом

ВВЕДЕНИЕ
Программа Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе с туберкулёзом (стратегия DOTS) успешно реализуется во всём мире с начала 90-х годов, а в России с 1995 г. Что такое DOTS?
D directly - непосредственное
O observed - наблюдаемое (контролируемое)
T treatment - лечение
S short course - краткий курс химиотерапии.
Разработана стратегия выявления и лечения больных туберкулёзом основанная на пяти основных компонентах:
- приверженность правительства в обеспечении постоянных и исчерпывающих мероприятий по контролю за туберкулёзом;
- выявление случаев путём бактериологического исследования мокроты среди пациентов с симптомами туберкулёза, самостоятельно обратившимися за медицинской помощью в медицинские учреждения;
- стандартизированная химиотерапия короткими курсами под непосредственным наблюдением;
- регулярное, бесперебойное снабжение основными противотуберкулёзными препаратами;
- унифицированная система учёта и отчётности.
Основной критерий эффективности реализации программы - прекращение бактериовыделения, определяемого методом микроскопии у впервые выявленных больных туберкулёзом не менее чем в 85% случаев.
Противотуберкулёзная служба Орловской области представлена областным противотуберкулёзным диспансером (ОПТД). В остальных 24 районах области развёрнуты противотуберкулёзные кабинеты. Облтубдиспансер включает стационар круглосуточного пребывания на 350 коек, дневной стационар при диспансерном отделении ОПТД на 80 коек и стационар на дому на 30 коек.
Реализация Программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом началась в Орловской области с октября 1999 г., но подготовка к её внедрению проводилась с 1995 года. Общепринятые организационные формы борьбы с туберкулёзом в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов оказались недостаточно эффективными. Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в области, так же и в целом в РФ, ухудшалась. Заболеваемость туберкулёзом в условиях с 1991 ода возросла более, чем на 50% и к 2000 году достигла 81 на 100 тыс. населения, показатель смертности от туберкулёза - на 17,3%. Лекарственных препаратов для лечения больных туберкулёзом было недостаточно. Неэффективное лечение привело к увеличению числа больных с хроническими формами туберкулёза.
В 1995 году внедрение программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в Ивановской области заинтересовало коллектив врачей ОПТД. Было сделано обращение к директору ЦНИИТ РАМН с просьбой обучения этой программе специалистов ОПТД. В 1996 г. на базе ЦНИИТ состоялся первый курс обучения специалистов Орловской области по программе ВОЗ "Организация борьбы с туберкулёзом на уровне района".
В 1997 году в области была принята областная целевая межведомственная программа по борьбе и профилактике туберкулёза в области на 1997-2000 г.г. Этой программой главным врачам ЛПУ области была регламентирована организация микроскопического метода выявления туберкулёза у лиц, имеющих клинические признаки туберкулёза. Был издан совместный приказ управления здравоохранения области и ТФОМС 07.04.97 г. №33/62 "О внесении дополнений в стандарты медицинской помощи". С целью обеспечения ранней диагностики бациллярных форм туберкулёза было внесено в стандарты медицинской помощи обязательное 3-х кратное исследование мокроты по Циль-Нильсену у всех лиц, предъявляющих жалобы, характерные для туберкулёза. В 1997 году Орловской областной Думой принят "Закон Орловской области о защите населения от туберкулёза".
Официальный старт программа ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в Орловской области получила после подписания главой администрации Орловской области постановления №506 от 16 ноября 1999 года. "О внедрении в Орловской области программы ВОЗ - Краткосрочная химиотерапия непосредственного наблюдения"
Директором программы ВОЗ был назначен главный врач Орловского облстубдиспансера Б. Я. Казённый. При ОПТД был создан координационный совет. В его состав вошли: Т. М. Хорошева, заместитель главного врача по лечебной работе, ответственная за организацию лечения больных туберкулёзом Е. С. Немцова, заведующая бактериологической лабораторией, ответственная за организацию лабораторной диагностики туберкулёза, Т. Д. Аптекарь ( с 2001 ода Е. В. Кирьянова), заместитель главного врача по оргметодработе, ответственный за мониторинг программы: Ф. Л. Рутгайзер (с 204 года В. В. Хорошутина), заместитель главного врача по диспансерной работе, ответственный за организацию амбулаторного этапа лечения больных туберкулёзом; Е. Н. Лаврентьева, заведующая аптекой, ответственная за организацию лекарственного обеспечения; начальник методотдела УИН Н. А. Жестовская и главный врач туберкулёзной больницы при СИЗО г. Орла В. Ф. Герасичев, ответственный за реализацию программы ВОЗ в пенецитарном секторе Орловской области.

В мае 2014 года Всемирная ассамблея здравоохранения, ежегодно созываемая ВОЗ во Дворце Наций в Женеве, приняла резолюцию, в которой полностью одобрила новую Глобальную стратегию по туберкулезу с ее амбициозными целями на период после 2015 года.

Эта стратегия направлена на ликвидацию глобальной эпидемии туберкулеза, а ее целями являются снижение смертности от туберкулеза на 95% и уменьшение числа новых случаев заболевания на 90% за период с 2015 по 2035 год, а также обеспечение того, чтобы ни одна семья не несла катастрофических расходов на лечение болезни.

Цель - остановить глобальную эпидемию туберкулеза.

  • Снижение смертности от туберкулеза на 95% к 2035 году по сравнению с 2015 годом.
  • Снижение показателя заболеваемости туберкулезом на 90% к 2035 году по сравнению с 2015 годом.
  • К 2035 году ни одна из семей, где есть больные туберкулезом, не должна нести катастрофических расходов.

  1. Руководство и ответственность со стороны государства, проведение мониторинга и оценки.
  2. Тесное сотрудничество между организациями гражданского общества и местным населением.
  3. Защита и соблюдение прав человека, этических норм и принципа справедливости.
  4. Адаптация стратегии и задач на страновом уровне при глобальном сотрудничестве.

Базовые элементы и компоненты .

  1. Комплексное лечение и профилактика, ориентированные на пациента.
    • Ранняя диагностика туберкулеза, включая всеобщее тестирование на лекарственную чувствительность; и систематический скрининг лиц, находившихся в контакте, и групп повышенного риска.
    • Лечение всех лиц с туберкулезом, включая туберкулез с лекарственной устойчивостью; и поддержка пациентов.
    • Совместные меры борьбы с туберкулезом/ВИЧ и ведение сопутствующих заболеваний.
    • Профилактическое лечение лиц, подвергающихся повышенному риску, и вакцинация против туберкулеза.
  2. Сильная политика и поддерживающие системы.
    • Политическая поддержка с адекватными ресурсами для лечения и профилактики туберкулеза.
    • Участие общин, организаций гражданского общества, а также всех государственных и частных поставщиков помощи.
    • Политика всеобщего охвата услугами здравоохранения и нормативно-правовая база для уведомления о случаях заболевания, регистрации актов гражданского состояния, обеспечения качества и рационального использования лекарственных средств, а также инфекционного контроля.
    • Социальная защита, борьба с бедностью и воздействие на другие детерминанты туберкулеза.
  3. Интенсификация исследований и инновации.
    • Открытие, разработка и быстрое внедрение новых средств, практических мер и стратегий.
    • Научные исследования для оптимизации осуществления и воздействия, содействие инновациям.

Остановить эпидемию туберкулеза .

Остановить глобальную эпидемию туберкулеза можно путем резкого снижения смертности и заболеваемости, а также ликвидации экономического и социального бремени, связанного с этой болезнью. Если указанная задача не будет выполнена, это повлечет за собой серьезные индивидуальные и глобальные последствия для общественного здравоохранения.

Чтобы достичь этой цели к 2035 году, необходимо сделать следующее:

  1. Расширить масштаб и уровень охвата мерами лечения и профилактики туберкулеза, уделяя особое внимание высокоэффективным, комплексным подходам, ориентированным на пациентов.
  2. В полной мере извлекать преимущества из политики и систем в области здравоохранения и развития посредством привлечения к деятельности значительно более широкого спектра участников в правительстве, общинах и частном секторе.
  3. Стремиться к новым научным знаниям и инновациям, способным радикально изменить лечение и профилактику туберкулеза.

Чтобы обеспечить полноту воздействия, эти мероприятия должны опираться на принципы руководства со стороны государства, участия гражданского общества, прав человека и обеспечения справедливости, а также адаптации к уникальным условиям, связанным с различными эпидемиологическими ситуациями и особенностями окружения.

Во-вторых, следует сократить долю людей с туберкулезом, умирающих от этой болезни (коэффициент летальности), с 15%, прогнозировавшихся в 2015 году, до 6,5% к 2025 году. Такое снижение смертности и заболеваемости к 2025 году может быть достигнуто, несмотря на амбициозность поставленной цели, если имеющиеся средства будут дополнены всеобщим охватом населения медико-санитарной помощью и мерами социальной защиты.

В частности, чтобы сократить число новых случаев заболевания туберкулезом, возникающих среди приблизительно двух миллиардов человек по всему миру, зараженных палочкой Коха, необходимы новая вакцина, обеспечивающая эффективную доконтактную и постконтактную профилактику, более безопасные и более эффективные схемы лечения латентной туберкулезной инфекции, а также более качественная диагностика и более безопасные и простые схемы лечения, включая укороченные схемы медикаментозного лечения туберкулеза.

Для того чтобы к 2025 году новые средства были в наличии, потребуются значительно более масштабные и незамедлительные инвестиции в научные исследования и разработки.

На иллюстрации внизу показаны прогнозируемое ускорение темпов снижения заболеваемости туберкулезом в мире при оптимизации существующих средств в сочетании с прогрессом в обеспечении всеобщего охвата населения медико-санитарной помощью и мерами социальной защиты, начиная с 2015 года и дополнительный эффект от введения в действие новых средств к 2025 году.


Здоровый образ жизни для Вас – это, прежде всего, …

Уменьшение социального и экономического бремени туберкулеза возможно при условии принятия единой национальной программы, направленной на совершенствование системы профилактики и медицинской помощи, разработку эффективных, научно обоснованных технологий борьбы с туберкулезом и адекватных современных мер по медико-социальной реабилитации после лечения.

В Российской Федерации международная стратегия стартовала в 1994 г. в Томской области. В 2003 году, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, работали 26 территорий России, охватывающих 25% всего населения страны. Внедрение основных принципов стратегии в субъектах Российской Федерации сопровождалось рядом организационно-методических мероприятий, обеспечением лечеб­ных учреждений лабораторным оборудованием, противотуберкулезными препаратами.

Более выраженные изменения произошли в территориях с длительными сроками применения ре­комендаций ВОЗ. Тем не менее эффективность лечения больных туберкулезом оставалась субоптимальной и выяв­ление туберкулеза легких с бактериовыделением в территориях, работающих в соответствии с реко­мендациями ВОЗ, составила 33% в 2003 г. и 33,6% в 2007 г. В шести территориях (Владимирской, Томской, Орловской, Ивановской областях, Республиках Ингушетия и Чувашия) доля выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением превышает 50%.

Территории, работающие в соответствии с реко­мендациями ВОЗ в течение 10 лет и более, пока­зывают высокие показатели выявления больных с бактериовыделением, определяемым методом мик­роскопии, в том числе в учреждениях общей лечебной сети. Низкая эффективность метода прямой бактериоскопии была обусловлена несоблюдением методики ее проведения. Благодаря комплексу ме­роприятий (обучение персонала и больных методи­ке забора мокроты, обучение лаборантов проведению исследования мокроты, оснащение лабораторий современным оборудованием) эффективность выявления бактериовыделителей в общей лечебной сети значительно повысилась и составила по ито­гам 2007 г. от 55 до 60%.
Среди больных, зарегистрированных в 2002 г. в пилотных территориях, по показателю прекращения бактериовыделения методом микроскопии из­лечения удалось достичь лишь в 66,7% случаев, умерли 9,2%, прервали лечение 7,2% больных. Разброс показателей превышал 48%. К концу 2007 года эффективность лечения не превышала 58,3% среди лиц, взятых на лечение в предыдущем году.

Таким образом, несмотря на в целом успешное применение рекомендаций ВОЗ, в Российской Федерации сохраняются как трудности выявления туберкулеза, особенно в общей лечебной сети, так и низкая эффективность лечения этого заболевания при высокой смертности больных. Необходим но­вый подход к организации медицинской помощи больным туберкулезом на основе принципа ком­плексной оценки ситуации.
Требуется принятие кардинальных организационных мер для снижения заболеваемости, инва­лидности и смертности от туберкулеза, включая улучшение качества его диагностики, лечения и профилактики.

Следует подчеркнуть, что еще в 2003 г. М. Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, отмечал, что выявление новых случаев туберкулеза с применением DOTS в Европейском регио­не составляет лишь 10,1%, а не 70%, предусматриваемых Глобальным планом ВОЗ по борьбе с туберкулезом. Среди 22 стран с высокой заболеваемостью туберкулезом лишь в 6 отмечен прогресс внедрения DOTS, а в 9 этот метод не используется. По мнению ведущих специалистов ВОЗ, програм­ма DOTS гибко учитывает особенности каждой страны и подходит для стран с ограниченными ресурсами. Специалисты ВОЗ считают, что DOTS способствует быстрому снижению распространения туберкулеза и снижению развития туберкулеза с лекарственной устойчивостью.

Однако многочисленные факторы свидетельствуют о противоположном. Растет распространение полирезистентных форм туберкулеза. В странах СНГ отмечается угрожающий рост заболеваемости туберкулезом с множественной вторичной и первичной лекарственной устойчивостью.
Необходимо учитывать и тот факт, что расширение стратегии ВОЗ произошло на фоне измене­ний в законодательной и нормативной базе, касающейся противотуберкулезной службы.

Действующая Федеральная целевая программа (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.06 №1706-р) предусматривает необходимость комплексного решения проблемы туберкулеза, которая обусловлена такими причинами, как сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реа­билитации при туберкулезе, что предполагает раз­работку и осуществление комплекса мероприятий, многоуровневую координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

  • строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению;
  • разработка и совершенствование высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза;
  • разработка комплексных программ по повы­шению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения;
  • разработка программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза;
  • разработка комплексных программ медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом;
  • разработка санитарных нормативов и мер ин­фекционного контроля за распространением туберкулеза;
  • предоставление профильными научно-исследовательскими институтами систематической организационно-методической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации;
  • создание действенной системы государствен­ного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных;
  • обеспечение снабжения лечебно-профилакти­ческих учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами;
  • совершенствование лабораторной диагности­ки туберкулеза;
  • внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе ис­полнения наказаний.

Однако деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной стратегии борьбы с туберкулезом. Нередко проводимые в субъектах Российской Федерации мероприятия противоречат приоритетам государственной политики в данной сфере, дублируют друг друга, вызывают отрицательное к ним и их результатам отношение специалистов. Поэтому становится необходимой единая стратегия противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации. Генеральной целью стратегии остается ограничение распространения туберкулеза на территории Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ
Программа Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе с туберкулёзом (стратегия DOTS) успешно реализуется во всём мире с начала 90-х годов, а в России с 1995 г. Что такое DOTS?
D directly - непосредственное
O observed - наблюдаемое (контролируемое)
T treatment - лечение
S short course - краткий курс химиотерапии.
Разработана стратегия выявления и лечения больных туберкулёзом основанная на пяти основных компонентах:
- приверженность правительства в обеспечении постоянных и исчерпывающих мероприятий по контролю за туберкулёзом;
- выявление случаев путём бактериологического исследования мокроты среди пациентов с симптомами туберкулёза, самостоятельно обратившимися за медицинской помощью в медицинские учреждения;
- стандартизированная химиотерапия короткими курсами под непосредственным наблюдением;
- регулярное, бесперебойное снабжение основными противотуберкулёзными препаратами;
- унифицированная система учёта и отчётности.
Основной критерий эффективности реализации программы - прекращение бактериовыделения, определяемого методом микроскопии у впервые выявленных больных туберкулёзом не менее чем в 85% случаев.
Противотуберкулёзная служба Орловской области представлена областным противотуберкулёзным диспансером (ОПТД). В остальных 24 районах области развёрнуты противотуберкулёзные кабинеты. Облтубдиспансер включает стационар круглосуточного пребывания на 350 коек, дневной стационар при диспансерном отделении ОПТД на 80 коек и стационар на дому на 30 коек.
Реализация Программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом началась в Орловской области с октября 1999 г., но подготовка к её внедрению проводилась с 1995 года. Общепринятые организационные формы борьбы с туберкулёзом в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов оказались недостаточно эффективными. Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в области, так же и в целом в РФ, ухудшалась. Заболеваемость туберкулёзом в условиях с 1991 ода возросла более, чем на 50% и к 2000 году достигла 81 на 100 тыс. населения, показатель смертности от туберкулёза - на 17,3%. Лекарственных препаратов для лечения больных туберкулёзом было недостаточно. Неэффективное лечение привело к увеличению числа больных с хроническими формами туберкулёза.
В 1995 году внедрение программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в Ивановской области заинтересовало коллектив врачей ОПТД. Было сделано обращение к директору ЦНИИТ РАМН с просьбой обучения этой программе специалистов ОПТД. В 1996 г. на базе ЦНИИТ состоялся первый курс обучения специалистов Орловской области по программе ВОЗ "Организация борьбы с туберкулёзом на уровне района".
В 1997 году в области была принята областная целевая межведомственная программа по борьбе и профилактике туберкулёза в области на 1997-2000 г.г. Этой программой главным врачам ЛПУ области была регламентирована организация микроскопического метода выявления туберкулёза у лиц, имеющих клинические признаки туберкулёза. Был издан совместный приказ управления здравоохранения области и ТФОМС 07.04.97 г. №33/62 "О внесении дополнений в стандарты медицинской помощи". С целью обеспечения ранней диагностики бациллярных форм туберкулёза было внесено в стандарты медицинской помощи обязательное 3-х кратное исследование мокроты по Циль-Нильсену у всех лиц, предъявляющих жалобы, характерные для туберкулёза. В 1997 году Орловской областной Думой принят "Закон Орловской области о защите населения от туберкулёза".
Официальный старт программа ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в Орловской области получила после подписания главой администрации Орловской области постановления №506 от 16 ноября 1999 года. "О внедрении в Орловской области программы ВОЗ - Краткосрочная химиотерапия непосредственного наблюдения"
Директором программы ВОЗ был назначен главный врач Орловского облстубдиспансера Б. Я. Казённый. При ОПТД был создан координационный совет. В его состав вошли: Т. М. Хорошева, заместитель главного врача по лечебной работе, ответственная за организацию лечения больных туберкулёзом Е. С. Немцова, заведующая бактериологической лабораторией, ответственная за организацию лабораторной диагностики туберкулёза, Т. Д. Аптекарь ( с 2001 ода Е. В. Кирьянова), заместитель главного врача по оргметодработе, ответственный за мониторинг программы: Ф. Л. Рутгайзер (с 204 года В. В. Хорошутина), заместитель главного врача по диспансерной работе, ответственный за организацию амбулаторного этапа лечения больных туберкулёзом; Е. Н. Лаврентьева, заведующая аптекой, ответственная за организацию лекарственного обеспечения; начальник методотдела УИН Н. А. Жестовская и главный врач туберкулёзной больницы при СИЗО г. Орла В. Ф. Герасичев, ответственный за реализацию программы ВОЗ в пенецитарном секторе Орловской области.

Программа Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе с туберкулёзом (стратегия DOTS) успешно реализуется во всём мире с начала 90-х годов, а в России с 1995 г.
Что такое DOTS?
D directly - непосредственное
O observed - наблюдаемое (контролируемое)
T treatment - лечение
S short course - краткий курс химиотерапии.
Разработана стратегия выявления и лечения больных туберкулёзом основанная на пяти основных компонентах:
- приверженность правительства в обеспечении постоянных и исчерпывающих мероприятий по контролю за туберкулёзом;
- выявление случаев путём бактериологического исследования мокроты среди пациентов с симптомами туберкулёза, самостоятельно обратившимися за медицинской помощью в медицинские учреждения;
- стандартизированная химиотерапия короткими курсами под непосредственным наблюдением;
- регулярное, бесперебойное снабжение основными противотуберкулёзными препаратами;
- унифицированная система учёта и отчётности.
Основной критерий эффективности реализации программы - прекращение бактериовыделения, определяемого методом микроскопии у впервые выявленных больных туберкулёзом не менее чем в 85% случаев.
Противотуберкулёзная служба Орловской области представлена областным противотуберкулёзным диспансером (ОПТД).
Реализация Программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом началась в Орловской области с октября 1999 г., но подготовка к её внедрению проводилась с 1995 года. Общепринятые организационные формы борьбы с туберкулёзом в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов оказались недостаточно эффективными. Эпидемиологическая ситуация по туберкулёзу в области, так же и в целом в РФ, ухудшалась. Заболеваемость туберкулёзом в условиях с 1991 ода возросла более, чем на 50% и к 2000 году достигла 81 на 100 тыс. населения, показатель смертности от туберкулёза - на 17,3%. Лекарственных препаратов для лечения больных туберкулёзом было недостаточно. Неэффективное лечение привело к увеличению числа больных с хроническими формами туберкулёза.
В 1995 году внедрение программы ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в Ивановской области заинтересовало коллектив врачей ОПТД. Было сделано обращение к директору ЦНИИТ РАМН с просьбой обучения этой программе специалистов ОПТД. В 1996 г. на базе ЦНИИТ состоялся первый курс обучения специалистов Орловской области по программе ВОЗ "Организация борьбы с туберкулёзом на уровне района".
В 1997 году в области была принята областная целевая межведомственная программа по борьбе и профилактике туберкулёза в области на 1997-2000 г.г. Этой программой главным врачам ЛПУ области была регламентирована организация микроскопического метода выявления туберкулёза у лиц, имеющих клинические признаки туберкулёза.
Был издан совместный приказ управления здравоохранения области и ТФОМС 07.04.97 г. №33/62 "О внесении дополнений в стандарты медицинской помощи".
С целью обеспечения ранней диагностики бациллярных форм туберкулёза было внесено в стандарты медицинской помощи обязательное 3-х кратное исследование мокроты по Циль-Нильсену у всех лиц, предъявляющих жалобы, характерные для туберкулёза. В 1997 году Орловской областной Думой принят "Закон Орловской области о защите населения от туберкулёза".
Официальный старт программа ВОЗ по борьбе с туберкулёзом в Орловской области получила после подписания главой администрации Орловской области постановления №506 от 16 ноября 1999 года. "О внедрении в Орловской области программы ВОЗ - Краткосрочная химиотерапия непосредственного наблюдения"
Директором программы ВОЗ был назначен главный врач Орловского облстубдиспансера Б. Я. Казённый.

- 24 марта Всемирный день борьбы с туберкулёзом – ежегодное событие, целью которого является информирование населения и продвижение международного сотрудничества в деле ликвидации данного заболевания. Этот день проходит под девизом - “Наше поколение должно остановить туберкулёз”.
В Индии, где туберкулез остается одной из самых распространенных угроз здоровью, данный день был отмечается проведением ряда мероприятий в различных регионах страны. Ибо туберкулезом ежегодно заболевает 2 миллиона индийцев, а число больных по стране составляет пятую часть от общего количества случаев туберкулёза во всем мире.
В связи с этим многие активисты здравоохранения, врачи и прочие заинтересованные стороны воспользовались данным событием чтобы привлечь всеобщее внимание к различным проблемам, препятствующим устранению всеобщей угрозы туберкулёза в стране, а также объединиться для совместной разработки улучшенных методов борьбы и профилактики заболевания.
Кроме того, в Индии чаще, чем в других странах обнаруживаются случаи туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью.
Кристина Мехта, одна из авторов Global Voices, написала статью о спорах по поводу того, следует ли считать новый штамм туберкулеза, обнаруженный в Мумбаи, “тотально лекарственно-устойчивым” или “чрезвычайно лекарственно-устойчивым”.
В своей статье Кристина заключила: …люди, пишущие под хештэгом #tuberculosis, и интернет-сообщество по борьбе с туберкулезом уверены, что эта болезнь должна оставаться в числе главных приоритетов для правительств-доноров и международных организаций-доноров, таких как ООН и Глобальный Фонд.
Повышение осведомленности населения является здесь крайне важным, и не секрет, что в Индии по этому поводу есть над чем поработать:
Из-за недостаточной осведомленности люди не только не замечают ранних симптомов заболевания, но и сталкиваются с проблемами с семьей и окружающим их сообществом на поздних стадиях болезни – туберкулёз рассматривается как нечто постыдное, особенно среди низких социальных слоев населения Индии.
Женщинам приходится труднее всего: по сообщениям СМИ [видео], ежегодно более ста тысяч женщин изгоняются из своих домов на улицу только потому, что они больны туберкулёзом.
Однако намечаются положительные сдвиги: недавно в Индии стартовала масштабная общественная кампания по борьбе с туберкулёзом. Главным действующим лицом кампании является персонаж Булгам Бай (у которого уже есть своя страница в Фейсбуке).
Блогер BhavnoorSB пишет о данной кампании в своем блоге Between the Lines [Между строк]: Благотворительная организация BBC World Service Trust запустила анти-туберкулезную кампани при поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Международного союза по борьбе с туберкулёзом и заболеваниями лёгких (IUATLD) и организации Population Services International.
Кампания нацелена на улучшение диагностики туберкулёза, что подразумевает осуществление детального анализа мокроты у людей, страдающих от кашля дольше двух недель, в ближайших центрах микроскопии.
Ознакомительный видео-материал кампании был выложен на YouTube со следующим комментарием:
Мир встречает нового супергероя из Индии. Он не мускулист и не носит накидки. Но в его распоряжении находятся новейшие технологии для обнаружения кашля.
Когда кто-нибудь в любой точке мира кашляет, он появляется откуда ни возьмись и спрашивает, не продолжается ли это уже больше двух недель
. Его зовут Булгам Бай (что в переводе с хинди означает “Мистер Мокрота”).
Он бросил свои силы на борьбу с туберкулёзом, инфекционным заболеванием, уносящим жизни миллионов людей по всему миру. Булгам Бай – главный герой антитуберкулёзной кампании, организованной BBC Media Action. Посмотрите, на что он способен…

Каришма Саран, программный ассистент компании Global Health Strategies, прокомментировала стратегию Индии в отношении проблемы туберкулёза следующим образом: Обновленная национальная программа по борьбе с туберкулёзом (RNTCP), существующая в рамках министерства здравоохранения, – это основной орган, занимающийся координацией вопросов профилактики, контроля и лечения туберкулёза в Индии. RNTCP успешно выполняли стратегию лечения под непосредственным наблюдением (ДОТС), рекомендуемую Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на основании проведенных в Индии исследований. В результате этого за последние четыре года уровень обнаружения заболевания достиг 70%, что соответствует мировому уровню, а 85% зараженных пациентов удается успешно излечить. Однако, несмотря на эти успехи, уровень распространения туберкулёза в Индии остается крайне высоким.
Поэтому для эффективного контроля над заболеванием необходимо обеспечить всеобщий доступ к качественным методам диагностики и лечения.
Основными проблемами, препятствующими осуществлению контроля над туберкулёзом в стране, являются:
Недостаточное количество муниципальных услуг по обнаружению и лечению туберкулёза с множественной и чрезвычайной лекарственной устойчивостью; Низкое качество частных услуг лабораторной диагностики туберкулёза; Недостаток информации о случаях туберкулёза, выявленных в частных клиниках; Возможность купить лекарства от туберкулёза без рецепта врача и, как следствие, неправильное и безответственное их употребление.
В настоящее время в Индии активно принимаются меры по повышению осведомленности населения и смягчению угрозы туберкулёза. Правительство активно налаживает сотрудничество с фармацевтами [анг], чтобы остановить некорректное использование лекарств от туберкулёза, а общественные организации тем временем прилагают все усилия к просветительской работе с населением, и особенно с младшим поколением. В рамках данной инициативы проводится масса мероприятий и программ в школах.
Школьники на мероприятии по случаю Всемирного дня борьбы с туберкулёзом в Диампуре. Надпись на плакате: "Туберкулез на 100% излечим"
В Нью-Дели также был организован танцевальный флешмоб среди детей по случаю Всемирного дня борьбы с туберкулёзом:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.