Приказ 109 от 21 03 2003 по туберкулезу с приложениями

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 109
"О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации"

29 октября 2009 г., 5 июня 2017 г.

Согласно письму Минюста РФ от 6 мая 2003 г. N 07/4535-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2003 г., N 6)

См. также Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденный приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 932н

Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Российской Федерации осложнилась в начале девяностых годов. Численность впервые выявленных больных туберкулезом по сравнению с 1990 г. увеличилась к 2003 г. более чем в 2 раза, в 1,5 раза возросла смертность по причине туберкулеза, выросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в пенитенциарных учреждениях.

В структуре клинических форм туберкулеза стало больше пациентов, страдающих распространенными, запущенными и осложненными формами, а также больных, выделяющих лекарственноустойчивые микобактерии туберкулеза, снизилась эффективность лечения больных туберкулезом.

Основные мероприятия по реализации стратегии противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации определены подпрограммой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 790 от 13 ноября 2001 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г., N 49, ст. 4620).

Наметившаяся в 2001 году стабилизация эпидемических показателей по туберкулезу показывает эффективность проводимых противотуберкулезных мероприятий и необходимость дальнейшего развития системы оказания противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и в целях эффективной реализации подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", а также совершенствования стратегии и тактики организации противотуберкулезных мероприятий приказываю:

1.1. Инструкцию по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом (Приложение N 1).

1.2. Инструкцию по применению клинической классификации туберкулеза (Приложение N 2).

1.3. Инструкцию по применению МКБ-10 для статистического учета туберкулеза (Приложение N 3).

1.4. Инструкцию по применению туберкулиновых проб (Приложение N 4).

1.5. Инструкцию по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ и БЦЖ-М (Приложение N 5).

1.6. Утратил силу. - Приказ Минздрава России от 5 июня 2017 г. N 297.

1.7. Инструкцию по организации диспансерного наблюдения и учету контингентов противотуберкулезных учреждений (Приложение N 7).

1.8. Положение об организации деятельности дневного стационара в противотуберкулезных учреждениях (Приложение N 8).

1.9. Инструкцию по организации деятельности бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений (Приложение N 9).

1.10. Инструкцию по унифицированным методам микроскопических исследований для выявления кислотоустойчивых микобактерий в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений (Приложение N 10).

1.11. Инструкцию по унифицированным методам микробиологических исследований при выявлении, диагностике и лечении туберкулеза (Приложение N 11).

1.12. Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза (Приложение N 12).

1.13. Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции (Приложение N 13).


Вакцинация населения – необходимая мера по борьбе с заболеванием


В данном подпункте приказа рассмотрены:

  • требования к проведению вакцинации новорождённых;
  • особенности применения вакцин БЦЖ и БЦЖ-М;
  • правила и техника проведения прививок;
  • оценка реакции организма;
  • возможные осложнения после введения вакцины БЦЖ И БЦЖ-М;
  • алгоритм обследования ребёнка после вакцинации;
  • методы лечения поствакцинальных осложнений;
  • механизм проведения вакцинации новорожденных и его особенности;
  • правила составления плана БЦЖ-прививок и контроль заего выполнением.

К данной инструкции прилагается образец документа карты пациента с осложнением после проведения иммунизации.

Основные положения приказа

Как следует из Приказа № 109, снижение заболеваемости населения может быть обеспечено следующими мерами.

  1. Сбором и анализом информации об эпидемиологическом состоянии по туберкулезу.

Для обеспечения информированности о процессах и ситуациях утверждены следующие инструкции:

  • 1.1. регламентирующая централизованный контроль диспансеризации больных туберкулезом;
  • 1.2. посвященная классификации туберкулеза по ряду признаков;
  • 1.3. определяющая порядок и содержание статистического учета эпидемиологического состояния по туберкулезу.
  1. Диспансеризацией и ранней диагностикой.

Данные меры призваны обеспечить снижение уровня распространения опасного заболевания. Они обеспечиваются следующими нормативами инструктивного характера:

  • 1.4. регламентирующие использование туберкулиновых проб;
  • 1.5. определяющие порядок и содержание вакцинаций;
  • 1.7. регламентирующие процесс диспансеризации и работу организаций, занимающихся диспансеризацией;
  • 1.12. определяющие действия в центрах эпидемий;
  • 1.13. регламентирующие работу центров, занимающихся консультацией, диагностикой и реабилитацией детей, страдающих туберкулезом в различных его проявлениях или принадлежащих к группам риска.
  1. Организацией лечения и обследования.

Данная группа мер направлена на полное излечение, снижение остроты патологического процесса и минимизации летальных исходов. Данный блок мер обеспечивается следующими инструкциями и положениями:

  • 1.6. посвященными проблеме применения химиотерапии в противотуберкулезных мероприятиях;
  • 1.8. определяющими характер работы дневного стационара в специализированных организациях;
  • 1.9. регламентирующими работу лабораторий, занимающихся бактериологическими исследованиями в области туберкулеза;
  • 1.10. унифицирующими методы диагностики кислотоустойчивых микобактерий в условиях специализированных лечебных и профилактических организаций;
  • 1.11. как и предыдущий документ, данная инструкция посвящена унификации методов лабораторной диагностики, но уже в области определения туберкулеза и способов его лечения.

В 2009 году Минздравсоцразвития России издал приказ № 855, согласно которому в приказ № 109 были внесены изменения. Поправки касались приложения № 4, которое содержит инструкцию, регламентирующую применение туберкулиновых проб. Эта инструкция была дополнена подробными рекомендациями по использованию специального туберкулезного аллергена для диагностики туберкулеза с помощью внутрикожного введения стандартного раствора. Данные рекомендации содержат описание препарата, характер его применения и порядок действий при положительной или отрицательной реакции на введение этого препарата.











Таким образом, приказ № 109 от 2003 года, поздние его дополнения и вся нормативная база РФ определяют комплекс мер по снижению степени опасности туберкулеза для граждан страны и призваны сохранить их жизнь и здоровье.

Приказ 109 — туберкулез и новый приказ 218 об иммунопрофилактике

Статистические данные показали, что 1,7 миллиардов человек инфицированы, каждый год из них умирает около 4 миллиона и тенденция постоянно растет. Способствует такому развитию положения неблагоприятные экономические факторы:

  1. низкий уровень медицины в слабо развитых странах;
  2. неудовлетворительный уровень жизни и бедность;
  3. активная миграция и т.д.

Медики установили, что именно туберкулез представляет самую большую опасность для новорожденного после выезда из роддома.

Время проведения этой процедуры указывает Минздрав России. Приказ

Похожие:

Приказ минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 “О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ”

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2003 г.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ МЕРОПРИЯТИЙВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Российской Федерации осложнилась в начале девяностых годов. Численность впервые выявленных больных туберкулезом по сравнению с 1990 г. увеличилась к 2003 г. более чем в 2 раза, в 1,5 раза возросла смертность по причине туберкулеза, выросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в пенитенциарных учреждениях.

В структуре клинических форм туберкулеза стало больше пациентов, страдающих распространенными, запущенными и осложненными формами, а также больных, выделяющих лекарственно-устойчивые микобактерии туберкулеза, снизилась эффективность лечения больных туберкулезом.
Основные мероприятия по реализации стратегии противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации определены подпрограммой “Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России” федеральной целевой программы “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 790 от 13 ноября 2001 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г., N 49, ст. 4620).
Наметившаяся в 2001 году стабилизация эпидемических показателей по туберкулезу показывает эффективность проводимых противотуберкулезных мероприятий и необходимость дальнейшего развития системы оказания противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 “О реализации Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” и в целях эффективной реализации подпрограммы “Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России” федеральной целевой программы “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)”, а также совершенствования стратегии и тактики организации противотуберкулезных мероприятий

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом (Приложение N 1).
1.2. Инструкцию по применению клинической классификации туберкулеза (Приложение N 2).
1.3. Инструкцию по применению МКБ-10 для статистического учета туберкулеза (Приложение N 3).
1.4. Инструкцию по применению туберкулиновых проб (Приложение N 4).
1.5. Инструкцию по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ и БЦЖ-М (Приложение N 5).
1.6. Инструкцию по химиотерапии больных туберкулезом (Приложение N 6).
1.7. Инструкцию по организации диспансерного наблюдения и учету контингентов противотуберкулезных учреждений (Приложение N 7).
1.8. Положение об организации деятельности дневного стационара в противотуберкулезных учреждениях (Приложение N 8).
1.9. Инструкцию по организации деятельности бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений (Приложение N 9).
1.10. Инструкцию по унифицированным методам микроскопических исследований для выявления кислотоустойчивых микобактерий в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений (Приложение N 10).
1.11. Инструкцию по унифицированным методам микробиологических исследований при выявлении, диагностике и лечении туберкулеза (Приложение N 11).
1.12. Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза (Приложение N 12).
1.13. Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции (Приложение N 13).

Организация лечения и профилактики

В целях оказания своевременной и неотложной медицинской помощи больным, повышения качества проводимых терапевтических мероприятий, Приложение №8 приказа №109 содержит информацию о принципах организации и регулировании деятельности отделений дневных стационаров.

Данный документ освещает следующие вопросы:

  1. Порядок направления больных в отделение дневного стационара, их госпитализации и выписки.
  2. Определяет функции, выполняемые такими отделениями.
  3. Оговаривает показания и противопоказания к пребыванию больных в дневном стационаре.

В связи с высокой заболеваемостью в неблагополучных по туберкулёзу регионах, нарастанием агрессивных свойств возбудителя патологии и его усиливающейся устойчивостью к антибактериальным препаратам, в рамках программы по борьбе с опасной инфекцией разработан комплекс противоэпидемических мероприятий. Приложение №12 содержит рекомендации, касающиеся данных мер.

Этот пункт нормативного документа определяет:

  • характеристики очагов эпидемии и делит их на группы в зависимости от опасности заражения;
  • принципы регистрации и учёта неблагополучных регионов;
  • выявление мест вспышки заражения, их обследование и наблюдение за ними по месту жительства либо работы больного, в детских коллективах и учреждениях;
  • особенности разработки противоэпидемических мероприятий в конкретной местности;
  • порядок снятия с учёта мест вспышки эпидемии.

Профилактика распространения заболевания также включает мероприятия по проведению всех видов дезинфекции, что очень важно в предупреждении новых вспышек заболевания. Документ содержит ряд методических указаний по проведению процедур по обеззараживанию, а также выполнению функций наблюдения за результатами деятельности

Организация и контроль работы консультативно-диагностических, а также центров по реабилитации для детей, значительно расширяет возможности программы по борьбе с туберкулёзной инфекцией. Вопросы создания таких центров освещены в Приложении №13.











Данный пункт приказа рассматривает:

  • цели и задачи создания таких центров;
  • основы формирования материальной и технической базы КДЦ;
  • организацию углублённых диагностических мероприятий;
  • систему наблюдения и контроля за пациентами, проходящими терапию в амбулаторныхусловиях;
  • возможности и особенности организации дневных стационарных отделений для детского контингента;

Научные исследования и разработки проводятся на базе данных реабилитационных центов. Результаты, полученные в ходе наблюдений, используются как материалы для методических пособий и практического применения.

Медработники находятся в особой группе риска по туберкулёзу, так как постоянно контактируют с пациентами, потенциально способными являться носителями инфекции. С целью недопущения распространения заболевания и профилактики его возникновения, приказом №1010 от 19.12.2016 г. на администрации медучреждений возложены обязательства по организации проведения обязательных профилактических осмотров на туберкулёз для всех работников данных организаций.


  • Приказ № 109: констатации и основания
  • Основные положения приказа

Приказом 109 туберкулез признан как заболевание, имеющее тенденцию к широкому распространению и усилению устойчивости к лекарственным препаратам и потому представляющее повышенную социальную опасность. Это диктует необходимость принятия экстренных адекватных мер.


Приказ № 109: констатации и основания


В преамбуле приказа констатируется неблагополучная ситуация по туберкулезу, которая выражается в увеличении в разы численности больных и умерших от него. Особо тревожная ситуация сложилась в местах лишения свободы, которые стали рассадниками этого заболевания. Вызывает беспокойство и рост числа больных среди детей. По этой причине необходимы действия по локализации очагов заболеваний, увеличения эффективности лечения пациентов и профилактике распространения этого заболевания.

Туберкулез — болезнь социального неблагополучия. Этот тезис подтверждается многими годами мониторинга и борьбы с распространением этого заболевания. Следовательно, борьба с туберкулезом должна быть направлена на устранение условий для его возникновения и распространения. Принятые в этих направлениях меры дают быстрый результат. Законом констатируется улучшение эпидемических показателей, проявившихся к 2001 году. Это вселяет надежду и позволяет совершенствовать противотуберкулезную работу с населением.

Основные положения приказа

Как следует из Приказа № 109, снижение заболеваемости населения может быть обеспечено следующими мерами.

  1. Сбором и анализом информации об эпидемиологическом состоянии по туберкулезу.


Для обеспечения информированности о процессах и ситуациях утверждены следующие инструкции:

  • 1.1. регламентирующая централизованный контроль диспансеризации больных туберкулезом;
  • 1.2. посвященная классификации туберкулеза по ряду признаков;
  • 1.3. определяющая порядок и содержание статистического учета эпидемиологического состояния по туберкулезу.
  1. Диспансеризацией и ранней диагностикой.

Данные меры призваны обеспечить снижение уровня распространения опасного заболевания. Они обеспечиваются следующими нормативами инструктивного характера:

  • 1.4. регламентирующие использование туберкулиновых проб;
  • 1.5. определяющие порядок и содержание вакцинаций;
  • 1.7. регламентирующие процесс диспансеризации и работу организаций, занимающихся диспансеризацией;
  • 1.12. определяющие действия в центрах эпидемий;
  • 1.13. регламентирующие работу центров, занимающихся консультацией, диагностикой и реабилитацией детей, страдающих туберкулезом в различных его проявлениях или принадлежащих к группам риска.
  1. Организацией лечения и обследования.


Данная группа мер направлена на полное излечение, снижение остроты патологического процесса и минимизации летальных исходов. Данный блок мер обеспечивается следующими инструкциями и положениями:

  • 1.6. посвященными проблеме применения химиотерапии в противотуберкулезных мероприятиях;
  • 1.8. определяющими характер работы дневного стационара в специализированных организациях;
  • 1.9. регламентирующими работу лабораторий, занимающихся бактериологическими исследованиями в области туберкулеза;
  • 1.10. унифицирующими методы диагностики кислотоустойчивых микобактерий в условиях специализированных лечебных и профилактических организаций;
  • 1.11. как и предыдущий документ, данная инструкция посвящена унификации методов лабораторной диагностики, но уже в области определения туберкулеза и способов его лечения.

В 2009 году Минздравсоцразвития России издал приказ № 855, согласно которому в приказ № 109 были внесены изменения. Поправки касались приложения № 4, которое содержит инструкцию, регламентирующую применение туберкулиновых проб. Эта инструкция была дополнена подробными рекомендациями по использованию специального туберкулезного аллергена для диагностики туберкулеза с помощью внутрикожного введения стандартного раствора. Данные рекомендации содержат описание препарата, характер его применения и порядок действий при положительной или отрицательной реакции на введение этого препарата.

Таким образом, приказ № 109 от 2003 года, поздние его дополнения и вся нормативная база РФ определяют комплекс мер по снижению степени опасности туберкулеза для граждан страны и призваны сохранить их жизнь и здоровье.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 марта 2003 г. N 109
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.10.2009 N 855)
Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Российской Федерации осложнилась в начале

девяностых годов. Численность впервые выявленных больных туберкулезом по сравнению с 1990 г.

увеличилась к 2003 г. более чем в 2 раза, в 1,5 раза возросла смертность по причине туберкулеза,

выросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения. Особенно тяжелая ситуация

сложилась в пенитенциарных учреждениях.
В структуре клинических форм туберкулеза стало больше пациентов, страдающих

распространенными, запущенными и осложненными формами, а также больных, выделяющих

лекарственноустойчивые микобактерии туберкулеза, снизилась эффективность лечения больных

туберкулезом.
Основные мероприятия по реализации стратегии противотуберкулезной помощи населению

Российской Федерации определены подпрограммой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в

России" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального

характера (2002 - 2006 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации

N 790 от 13 ноября 2001 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4620).
Наметившаяся в 2001 году стабилизация эпидемических показателей по туберкулезу показывает

эффективность проводимых противотуберкулезных мероприятий и необходимость дальнейшего

развития системы оказания противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении

распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской

Федерации, 2001, N 26, ст. 2581), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября

2001 г. N 790 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза

в Российской Федерации" и в целях эффективной реализации подпрограммы "Неотложные меры

борьбы с туберкулезом в России" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с

заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", а также совершенствования стратегии и

тактики организации противотуберкулезных мероприятий приказываю:
1. Утвердить:
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
1.1. Инструкцию по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных

туберкулезом (Приложение N 1).
1.2. Инструкцию по применению клинической классификации туберкулеза (Приложение N 2).
1.3. Инструкцию по применению МКБ-10 для статистического учета туберкулеза (Приложение

N 3).
1.4. Инструкцию по применению туберкулиновых проб (Приложение N 4).
1.5. Инструкцию по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М

(Приложение N 5).
1.6. Инструкцию по химиотерапии больных туберкулезом (Приложение N 6).
1.7. Инструкцию по организации диспансерного наблюдения и учета контингентов

противотуберкулезных учреждений (Приложение N 7).
1.8. Положение об организации деятельности дневного стационара в противотуберкулезных

учреждениях (Приложение N 8).
1.9. Инструкцию по организации деятельности бактериологических лабораторий

противотуберкулезных учреждений (Приложение N 9).
1.10. Инструкцию по унифицированным методам микроскопических исследований для

выявления кислотоустойчивых микобактерий в клинико-диагностических лабораториях лечебно-

профилактических учреждений (Приложение N 10).
1.11. Инструкцию по унифицированным методам микробиологических исследований при

выявлении, диагностике и лечении туберкулеза (Приложение N 11).
1.12. Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза

(Приложение N 12).
1.13. Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и

реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции

(Приложение N 13).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
к Приказу Минздрава России
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
от 21 марта 2003 г. N 109
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ДИСПАНСЕРНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ
БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В основу системы централизованного контроля (СЦК) положено два принципа:
1) унификация мероприятий по выявлению, диагностике, лечению туберкулеза в соответствии с

Инструкцией по организации диспансерного наблюдения и учету контингентов

противотуберкулезных учреждений;
2) дифференциация указанных мероприятий, позволяющая выработать индивидуальную схему

наблюдения каждого больного в городской и сельской местности в зависимости от географических и

экономических особенностей, состояния коммуникаций, особенностей быта и других социальных

условий, характера туберкулезного процесса у пациента и т.д.
Централизованный контроль за противотуберкулезными мероприятиями обеспечивает высокое

качество работы даже при разном уровне подготовки медицинского персонала и неполном

укомплектовании штатов медицинских работников. Система централизованного контроля

способствует постоянному повышению квалификации врачей, так как все случаи расхождения в

диагнозе и тактике диспансерного наблюдения больного рассматривают коллегиально.

Систематический контакт районного фтизиатра со специалистами головного противотуберкулезного

диспансера представляет собой процесс взаимного обучения врачей и повышает ответственность

фтизиатра.
Централизованный контроль за диспансерным наблюдением больных туберкулезом

обеспечивает областной (окружной, краевой, республиканский, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга)

противотуберкулезный диспансер (далее - областной, окружной, краевой, республиканский ПТД).

Аналогичные формы работы, но в меньшем объеме, осуществляют городские, межрайонные

диспансеры, а также районные диспансеры в своей зоне обслуживания.
ПТД обеспечивает контроль следующих мероприятий:
- микробиологическая диагностика туберкулеза;
- выявление, диагностика, лечение впервые выявленных больных туберкулезом и больных с

рецидивами заболевания;
- диспансерное наблюдение за контингентами больных туберкулезом;
- оформление свидетельств о смерти от туберкулеза.
II. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫМИ
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
БОЛЬНЫМИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ И БОЛЬНЫМИ С РЕЦИДИВАМИ ТУБЕРКУЛЕЗА
СЦК за наблюдением впервые выявленных больных и больных с рецидивами туберкулеза

обеспечивает связь областного, окружного, краевого, республиканского ПТД с районными и

городскими ПТД, туберкулезными кабинетами и отделениями, фельдшерско-акушерскими пунктами,

со стационарами, санаториями, поликлиниками и другими лечебно-профилактическими

учреждениями, в которых осуществляют выявление, наблюдение и лечение впервые выявленных

больных туберкулезом и больных с рецидивами туберкулеза.
Мероприятия по обслуживанию впервые выявленных больных туберкулезом и больных с

рецидивами туберкулеза состоят из контроля за выявлением, диагностикой, госпитализацией,

систематическим обследованием больных, лечением на всех этапах, эффективностью лечения,

изменением диагноза в процессе наблюдения.
2.1. Централизованный контроль за диагностикой впервые
выявленных больных туберкулезом
Централизованный контроль (ЦК) за выявлением и диагностикой больных туберкулезом

осуществляет областной (окружной, краевой, республиканский) ПТД. Аналогичные формы работы,

но в меньшем объеме, применяют крупные межрайонные диспансеры, а также районные диспансеры

в своей зоне обслуживания.
С целью повышения качества выявления и диагностики при ПТД приказом главного врача

создается центральная врачебная контрольная комиссия (ЦВКК). При небольшом количестве

больных, находящихся под наблюдением учреждения, функции ЦВКК может выполнять и

существующая клинико-экспертная комиссия (КЭК). Комиссия состоит из наиболее

квалифицированных специалистов: фтизиатра (в том числе обслуживающего детское население),

рентгенолога, хирурга, врача-методиста. Для замены временно отсутствующих постоянных членов

предусматривают дублирующий состав комиссии. Комиссия заседает, в зависимости от объема

работы, 1 - 3 раза в неделю в строго фиксированные дни, решения ее записывают в специально

оформленный журнал. При регистрации в журнале каждому впервые выявленному больному и

больному с рецидивом туберкулеза присваивают индивидуальный номер (регистрационный номер),

который сохраняется за ним в течение всего периода диспансерного наблюдения. Регистрационный

номер сообщают в учреждение (отделение, кабинет), направившее форму N 089 Т/У-2003. Комиссия

осуществляет консультацию (очную или заочную) всех впервые выявленных больных туберкулезом и

больных с рецидивами туберкулеза в субъекте Российской Федерации.
Заседания ЦВКК могут проводиться как на базе областного (окружного, краевого,

республиканского, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) диспансера, так и в форме выездных заседаний,

а также с использованием телекоммуникационных технологий. С учетом территориальных

особенностей могут быть созданы несколько комиссий по кустовому принципу. В этом случае ЦВКК

областного (окружного, краевого, республиканского, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) диспансера

контролирует работу кустовых ЦВКК и берет на себя рассмотрение наиболее сложных случаев.
Противотуберкулезные диспансеры (отделения, кабинеты) направляют на рассмотрение ЦВКК
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
следующую документацию: форму N 089 Т/У-2003, выписку из истории болезни (амбулаторной

карты) и рентгенограммы. В сложных диагностических случаях проводится очная консультация

больного. При необходимости комиссия рекомендует провести дополнительное обследование

больного или направить его в областной (окружной, краевой, республиканский)

противотуберкулезный диспансер для углубленного обследования. Результаты динамического

наблюдения должны быть представлены на комиссию повторно в указанные сроки.
После установления диагноза активного туберкулеза заполняют извещение (форма N 089 Т/У-

2003) и в трехдневный срок направляют в областной (окружной, краевой, республиканский) ПТД и

центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Решение о постановке на

диспансерный учет и снятии с него вручается (направляется) больному в письменной форме

районным/участковым фтизиатром после подтверждения диагноза ЦВКК.
ЦВКК подтверждает либо снимает диагноз активного туберкулеза. В случае снятия диагноза

туберкулеза форма N 089 Т/У-2003 отзывается из центра госсанэпиднадзора районным/участковым

фтизиатром. Формы N 089 Т/У-2003 на лиц, у которых снят диагноз туберкулеза, хранят в областном

(окружном, краевом, республиканском) диспансере и используют для анализа диагностических

ошибок.
Контроль за диагностикой и своевременным выполнением рекомендаций ЦВКК осуществляют

с помощью картотеки, составленной по форме N 089 Т/У-2003. Карты в картотеке распределяют по

сигнальной системе (по месяцам) в зависимости от намеченных сроков повторного представления

материалов на консультацию.
Для предотвращения повторного взятия на учет в качестве впервые выявленных больных лиц,

прибывших из других административных территорий, запрос о больном направляется в

противотуберкулезное учреждение по месту его последнего проживания.
Для предотвращения повторного взятия на учет больных с рецидивами как впервые

выявленных в областном (окружном, краевом, республиканском) ПТД ведут учет лиц, снятых с

наблюдения. Для этих целей используют архивные данные (формы N 089 Т/У-2003 (ранее - форма N

281/У), систематизированные по алфавиту независимо от места жительства больного). Перед

постановкой больного на диспансерный учет все заполненные формы N 089 Т/У-2003 сопоставляют

с этой картотекой. Оптимальным является использование для этих целей персонифицированной

компьютерной базы данных.
Для исключения гипердиагностики рецидивов туберкулеза необходимо сохранять последние

рентгено- и томограммы всех лиц, снятых с диспансерного наблюдения.
С целью уточнения диагноза туберкулеза и исключения гипердиагностики рецидивов ЦВКК в

конце календарного года пересматривает документацию и вносит соответствующие коррективы в

формы N 089 Т/У-2003 и N 30-4/у на всех впервые выявленных больных туберкулезом и больных с

его рецидивом.
Деятельность ЦВКК тесно связана с курацией, которая осуществляется областным (окружным,

краевым, республиканским) ПТД. Во время визитов в районы кураторы контролируют работу по

выявлению и диагностике туберкулеза, своевременность представления информации о выявленных

больных туберкулезом и выполнение решений ЦВКК.
2.2. Централизованный контроль за лечением впервые
выявленных больных туберкулезом
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Организация централизованного контроля (ЦК) за лечением впервые выявленных больных

туберкулезом является одним из наиболее важных разделов. Задачи ЦВКК (КЭК) по ЦК за лечением

следующие:
- определение схемы и организационной формы лечения больного, профиля стационара;
- своевременное внесение корректив в схему лечения и в диагноз в процессе лечения,

подтверждение обоснованности предлагаемой лечащим врачом тактики ведения больного;
- контроль соответствия режима химиотерапии, назначенного лечащим врачом, режиму,

утвержденному данным Приказом;
- слежение за сроками от момента выявления больного туберкулезом до начала его лечения,

сокращение перерывов при смене одного этапа лечения другим;
- контроль своевременности и качества обследования больных туберкулезом в процессе

лечения.
ЦК за лечением впервые выявленных больных туберкулезом осуществляют специалисты

областного (окружного, краевого, республиканского) ПТД. В зависимости от местных особенностей и

возможностей эту работу проводят врачи ЦВКК (КЭК) или методического кабинета, врачи

амбулаторного приема областного (окружного, краевого, республиканского) ПТД, кураторы районов

или специально выделенные врачи.
Контроль за лечением впервые выявленных больных туберкулезом на всех этапах обеспечивают

с помощью картотеки или регистра. Оптимальным является использование для этих целей

компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением.
Районные и городские ПТД обязаны ежеквартально представлять в областной (окружной,

краевой, республиканский) ПТД сведения о ходе лечения больных на протяжении всего курса

лечения по формам, утвержденным Минздравом России.
В стационарах обеспечивается отбор больных для хирургического лечения. С этой целью ведут

журнал консультаций хирурга (очных или заочных).
После окончания лечения врач стационара обязан в трехдневный срок направить в

методический кабинет областного (окружного, краевого, республиканского) ПТД и участковому

(районному) фтизиатру сигнальную карту и выписку с уточненным диагнозом и рекомендациями по

дальнейшему лечению. Получив сигнальную карту, участковый (районный) фтизиатр сообщает в

областной (окружной, краевой, республиканский) ПТД о продолжении лечения. Если эти сведения в

течение двух недель не поступают в методический кабинет областного (окружного, краевого,

республиканского) ПТД, то сигнальную карту повторно направляют участковому (районному)

фтизиатру. Такая же система "обратной связи" должна существовать между районным фтизиатром и

фельдшером фельдшерско-акушерского пункта.
Контроль за лечением больных туберкулезом осуществляется на всех этапах лечения:

стационарном, санаторном и амбулаторном.
Интенсивную фазу лечения преимущественно проводят в условиях стационара. Для

обеспечения непрерывного лечения рекомендуется до плановой выписки больного из стационара

разработать план амбулаторного контролируемого лечения, включив его в выписной эпикриз.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Амбулаторное лечение может быть организовано:
- в центральной районной больнице (кабинет участкового фтизиатра) - для больных,

проживающих в районном центре;
- на фельдшерско-акушерском пункте, в сельских участковых больницах, амбулаториях, с учетом

удобства транспортного сообщения;
- в отдельных случаях (по решению ЦВКК или КЭК) - на дому у больного.
Лечение проводят как в ежедневной, так и в интермитирующей форме. К работе по проведению

контролируемой химиотерапии могут привлекаться работники обществ Красного Креста, другие

гуманитарные организации.
При невозможности продолжить лечение больных в амбулаторных условиях целесообразно

продолжить лечение больного в стационаре (в том числе дневном), санатории.
Если в районе нет возможности провести качественное своевременное обследование с

применением микробиологических и лучевых методов, больных направляют в областной (окружной,

краевой, республиканский) ПТД.
Систематический контроль за ходом лечения и обследования дает возможность получить

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.