Главный санитарный врач борьба с туберкулезом

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 декабря 2007 г.
N 93
ОБ УСИЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по туберкулезу и эффективность проводимых организационных и практических мероприятий по снижению заболеваемости этой инфекцией, установил, что в работе по предупреждению возникновения и распространения заболеваний имеют место серьезные недостатки.
За последние пять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалась на высоком уровне: в 2006 году показатель в целом по стране составил 82,4 на 100 тыс. населения, в Сибирском федеральном округе - 131,6; Дальневосточном - 127,8; Калининградской, Смоленской, Волгоградской, Оренбургской, Курганской областях, Республике Калмыкия, Пермском крае - 100,3-137,5 на 100 тыс. населения.
Среди детского населения в 2006 году заболеваемость туберкулезом составила 16,1 на 100 тыс. детей. Особенно неблагополучное положение сложилось в Калининградской, Магаданской областях, республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, где заболеваемость детей в значительной мере определяет высокий уровень заболеваемости населения в целом.
Высокой остается смертность от туберкулеза. В 2006 году она составила 19,5 на 100 тыс. населения, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - 33,0-37,0. Около 80% от общего числа летальных исходов от инфекционных заболеваний приходится на долю туберкулеза.
Такое положение в значительной мере является следствием несоблюдения во многих субъектах Российской Федерации законодательства в области предупреждения распространения туберкулеза.
Отмечается низкий охват населения профилактическими осмотрами. В 2006 году было обследовано лишь 61,5% от подлежащего осмотрам взрослого населения, а в Приморском, Красноярском краях, Брянской, Калужской, Архангельской, Псковской, Тульской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Иркутской, Томской областях, республиках Карелия, Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике - от 23,4 до 49%.
Значительная часть населения в стране не обследуется в течение двух и более лет. Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по обследованию асоциальных слоев населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний ежегодно в учреждения пенитенциарной системы попадает 20-22 тысячи ранее не выявленных больных туберкулезом, которые не обращались к врачам и не состояли на диспансерном учете.
В недостаточном объеме осуществляется работа по раннему выявлению заболевания туберкулезом среди детей и подростков.
В 12 субъектах Российской Федерации в 2006 году методом туберкулинодиагностики обследовано менее 90% детского населения. У многих детей не проводится последующее дополнительное обследование фтизиатрами, что снижает эффективность туберкулинодиагностики, как метода раннего выявления туберкулеза. В Белгородской, Калужской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Иркутской, Томской, Камчатской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Приморском крае охват профилактическими осмотрами подростков не превышает 52 - 69%.
Серьезные недостатки имеют место в диагностике туберкулеза. Нередко при обращении больных в связи с заболеванием этой инфекцией им выставляют другие диагнозы, выявляются случаи пропуска врачами подозрительных на заболевание туберкулезом флюорографических снимков.
В результате неудовлетворительной работы по раннему выявлению больных, ошибок в диагностике туберкулеза, в том числе у детей и подростков, возрастает количество тяжелых и распространенных форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих.
В недостаточном объеме проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.
В 2006 году в целом по Российской Федерации госпитализировано только 82,8% больных активным туберкулезом, изолировано детей из очагов туберкулезной инфекции не более 76%.
Дополнительную жилую площадь получили лишь 7,4% больных заразными формами туберкулеза, условия проживания и состав семьи которых не позволяют организовать проживание туберкулезного больного в отдельной комнате.
Имеются недостатки в организации и проведении диспансерного наблюдения контактных в очагах туберкулезной инфекции. В 2006 году наблюдались не регулярно 17,2% контактных, 5,2% - вообще не наблюдалось.
Профилактическое лечение в очагах туберкулезной инфекции в 2006 году в среднем по стране не получали 5,5% контактных детей, 8,4% подростков, 15,1% взрослых, а в Амурской, Брянской, Калининградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Нижегородской, Пензенской областях и Республике Хакасия - 23-85% лиц, проживающих в очагах туберкулезной инфекции.
Заключительная дезинфекция проведена только в 87% очагов, с применением камерного метода - в 56%.
Особенно низкие показатели проведения заключительной дезинфекции - не более 34% - в республиках Алтай, Бурятия, Карелия, Удмуртской Республике, г. Санкт-Петербурге, Иркутской, Ленинградской, Костромской, Орловской, Омской, Томской и ряде других областей.
В результате указанных недостатков в проведении профилактических мероприятий значительная часть бытовых очагов туберкулеза остается чрезвычайно опасным источником этой инфекции для населения и, в первую очередь, для лиц, проживающих совместно с больными. Заболеваемость контактных в очагах туберкулезной инфекции в 10 раз превышает заболеваемость населения в целом и составила в 2006 году 783 на 100 тыс. контактных.
Положение усугубляется тем, что только в 9% фтизиатрических стационаров противотуберкулезная помощь осуществляется в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
В настоящее время 60% фтизиатрических учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в 21% - отсутствует подводка горячей и (или) холодной воды, 11% - не канализованы. В половине противотуберкулезных стационаров не решена проблема очистки сточных вод.
Большинство противотуберкулезных стационаров не имеют необходимого набора помещений и площадей, что не позволяет организовать даже изоляцию больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.
В 65% учреждений занижена площадь на 1 койку, при этом дефицит туберкулезных коек отмечается во Владимирской, Воронежской, Курской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Калининградской, Мурманской областях, республиках Коми, Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в большинстве субъектов Российской Федерации Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.
В 42% стационаров отмечается недостаток и изношенность медицинского оборудования. Пятая часть всех фтизиатрических стационаров не обеспечена достаточным количеством белья и постельных принадлежностей.
В 37% стационаров фтизиатрического профиля не выполняются требования СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", в том числе по сбору и обеззараживанию мокроты туберкулезных больных.
Отмечаются перебои в поставках и недостаток лекарственных препаратов для лечения туберкулеза.
Во многих противотуберкулезных учреждениях не решены вопросы создания надлежащих условий труда медицинского персонала, нарушаются сроки прохождения медицинских осмотров сотрудниками. По этим причинам заболеваемость туберкулезом работников фтизиатрических учреждений в среднем по стране в 4,5 раза превышает заболеваемость населения, достигая 1300-2500 на 100 тыс. данной профессиональной группы.
В субъектах Российской Федерации не решены вопросы организации лечения туберкулеза у лиц, относящихся к социально-дезадаптированным слоям населения, освободившимся из учреждений пенитенциарной системы. Ежегодно после освобождения из мест лишения свободы половина больных туберкулезом не встают на диспансерный учет. Эти лица представляют собой постоянный источник туберкулезной инфекции, нередко ее лекарственно-устойчивых форм, лишая окружающих их людей права на безопасную среду обитания.
В целях усиления мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14 ст. 1650; 2003, N 2, ст. 167; 2006, N 52, ст. 5498), Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 26, ст. 2581; 2004, N 35, ст. 3607) постановляю:
1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о состоянии заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.
1.2. Внести необходимые коррективы в территориальные программы по борьбе с туберкулезом, предусмотрев в первую очередь выделение ассигнований на закупку диагностического оборудования и средств, лекарственных препаратов для лечения больных, улучшение материальной базы фтизиатрических учреждений, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
1.3. Обеспечить в полном объеме финансирование территориальных программ по борьбе с туберкулезом и их реализацию.
1.4. Обеспечить действенную работу территориальных межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом.
1.5. Организовать совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально неблагополучных слоев населения.
1.6. Обязать руководителей учреждений всех форм собственности обеспечить 100% своевременное профилактическое обследование сотрудников учреждений на туберкулез.
1.7. Повысить ответственность руководителей муниципальных образований по организации полного охвата флюорографическим обследованием населения.
2. Федеральному агентству по промышленности рекомендовать рассмотреть вопрос о формировании НИР "Разработка лекарственных средств для терапии мультирезистентного туберкулеза".
3. Руководителям высших и средних учебных учреждений медицинского профиля, руководителям учебных учреждений постдипломного образования рекомендовать принять меры по улучшению подготовки учащихся по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.
4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. Проанализировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу и эффективность противотуберкулезных мероприятий, представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления по внесению корректив в территориальные программы по борьбе с туберкулезом.
4.2. Принять дополнительные меры по обеспечению в полном объеме обследования детей и подростков в целях раннего выявления туберкулеза.
4.3. Принять меры по улучшению противоэпидемической работы в очагах туберкулезной инфекции.
4.4. Организовать систематическое проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях повышения информированности его об опасности и последствиях заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.
5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:
5.1. Обеспечить неукоснительное выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в части проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях раннего выявления туберкулеза.
5.2. Потребовать от руководителей противотуберкулезных учреждений неукоснительного выполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарных норм и правил, противоэпидемического режима.
5.3. Осуществить мероприятия по улучшению подготовки медицинских работников общей лечебной сети по диагностике и профилактике туберкулеза.
5.4. Принять дополнительные меры по обеспечению диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий в отношении контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, а также лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.
6. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
6.1. Повысить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части предупреждения распространения туберкулеза.
6.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия и координации деятельности заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов - больных туберкулезом, проведению профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции по месту их временного проживания, а также по выявлению и лечению больных туберкулезом, освободившихся из учреждений пенитенциарной системы.
6.3. О проделанной работе доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.12.2008.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

Совместная работа противотуберкулезных учреждений и службы эпиднадзора по борьбе с туберкулезом

под ред. д.м.н., проф. А.В. Павлунина. — Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2015.

Изложены сведения, касающиеся организационных, профилактиче­ских и противоэпидемических вопросов борьбы с туберкулезом. Освещены организация противотуберкулезной помощи в РФ, работа противотуберкулезного диспансера как организационно-методического центра по борьбе с туберкулезом, эпидемиологический анализ, организация раннего выявления заболевания в различных возрастных группах, совместная работа фтизиатра и эпидемиолога по оздоровлению очага туберкулезной инфекции и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий. Даются основы инфекционного контроля. Рассматриваются вопросы туберкулеза у сельско­хозяйственных животных. Приводится перечень медико-санитарных и зооветеринарных мероприятий, направленных на предупреждение заболевания туберкулезом людей. Подборка нормативных документов в Приложениях будет подспорьем в практике начинающего врача.

Для студентов медицинских вузов. Составлено в соответствии с требованиями учебных планов и рабочих программ ФГОС ВПО.

Модуль 2

Противотуберкулезный диспансер

В нашей стране создана мощная сеть специализированных учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь. Это противотуберкулезные диспансеры, больницы, санатории, отделения и кабинеты при центральных районных больницах, научно-исследовательские институты.

Структура противотуберкулезной службы:

I звено — врач-фтизиатр противотуберкулезного диспансера (если население в районе свыше 80 тыс. жителей) или кабинета (в районах с числом жителей менее 80 тыс.). Противотуберкулезный диспансер — самостоятельное учреждение. Противотуберкулезный кабинет создается при районных больницах (поликлиниках).

II звено — областной противотуберкулезный диспансер, осуществляющий организационно-методическую помощь по всей области.

III звено — научно-исследовательский институт пульмонологии и фтизиатрии МЗ РФ.

Противотуберкулезный диспансер занимает основное место во всей системе противотуберкулезных учреждений. Он является организационно-методическим центром борьбы с туберкулезом и совместно с другими лечебно-профилактическими учреждениями, отделами здравоохранения, общественными и профессиональными организациями, предприятиями проводит весь комплекс противотуберкулезных мероприятий в районе обслуживания.

Противотуберкулезный диспансер — специализированное лечебно-профилактическое учреждение, которое организует и оказывает противотуберкулезную помощь населению, проживающему на данной территории. Выделяют районные, межрайонные, городские, областные, краевые и республиканские противотуберкулезные диспансеры. Территория действия районных, межрайонных и городских противотуберкулезных диспансеров делится на фтизиатрические участки.

Основная цель противотуберкулезного диспансера — систематическое снижение заболеваемости, болезненности, инфицированности и смертности от туберкулеза населения, проживающего на территории обслуживаемого района.

Основные задачи противотуберкулезного диспансера:

1. Анализ эпидемиологической обстановки по туберкулезу и эффективности проведенных противотуберкулезных меро­приятий.

2. Профилактика туберкулеза:

  • а) планирование и организация вакцинации и ревакцинации совместно с лечебно-профилактическими учреждениями и службой Роспотребнадзора;
  • б) выявление бактериовыделителей;
  • в) изоляция новорожденных от бактериовыделителей на период формирования поствакцинального иммунитета;
  • г) профилактические мероприятия в отношении контактных с бактериовыделителями;
  • д) оздоровление рабочих мест больных-бактериовыделителей;
  • е) санитарное просвещение.

3. Раннее и своевременное выявление туберкулеза:

  • а) помощь общей лечебной сети в формировании групп повышенного риска по туберкулезу;
  • б) массовые профилактические осмотры;
  • в) планирование и организация массовой туберкулинодиагностики детей и подростков совместно с лечебно-профилактическими учреждениями и службой Роспотребнадзора;
  • г) консультации фтизиатрами лиц, направленных в противотуберкулезный диспансер, и больных, находящихся на лечении в других лечебно-профилактических учреждениях.

4. Организация комплексного лечения больных туберкулезом:

  • а) проведение туберкулостатической и патогенетической терапии в амбулаторных условиях и в условиях стационара, отбор больных и проведение хирургического лечения туберкулеза;
  • б) реабилитация больных, проведение экспертизы временной нетрудоспособности и направление на БМСЭ для определения группы инвалидности.

5. Систематическое наблюдение за контингентами диспансера.

6. Организационно-методическое руководство по проведению противотуберкулезных мероприятий на данной территории.

7. Повышение квалификации медицинского персонала противотуберкулезного диспансера и других лечебно-профилактических учреждений по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

Организационная структура диспансера:

1. Поликлиническое (диспансерное) отделение:

  • а) врачебно-диагностические кабинеты для приема детей и подростков (с отдельным входом);
  • б) врачебно-диагностические кабинеты для приема взрослых пациентов;
  • в) врачебно-диагностические кабинеты ЛОР-врача, уролога, гинеколога, стоматолога, офтальмолога, терапевта, ортопеда и др.;
  • г) процедурный кабинет.

2. Стационар противотуберкулезного диспансера (имеется в структуре крупных диспансеров):

  • а) отделение для лечения больных легочным туберкулезом;
  • б) отделение для лечения больных туберкулезом внелегочной локализации;
  • в) диагностическое отделение;
  • г) хирургическое и реанимационное отделения и др.

3. Рентгенологическое отделение (кабинет).

4. Клиническая лаборатория.

5. Бактериологическая лаборатория.

6. Отделение функциональной диагностики (кабинет):

  • а) кабинеты ЭКГ, ФВД;
  • б) эндоскопический кабинет и др.

7. Организационно-методический отдел (в крупных противотуберкулезных диспансерах).

Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики.

Институт социологии и управления социальными процессами.

Дисциплина: Социально - медицинская работа.

Тема: социально – медицинская работа с больными туберкулезом.

студентка 5 к, гр. 3505, д/о

Туберкулез как длительное хронически волнообразно текущее заболевание известен человечеству с древних времен. Чаще всего им заболевают социально незащищенные лица с иммунодефицитом, находящиеся в состоянии перманентного стресса.

Это заболевание получило широкое распространение не только в городах, но и в селах и деревнях. Об этом свидетельствовали, прежде всего, материалы военно-санитарного ведомства, в которых отмечалось, что основную массу больных солдат составляли крестьяне-выходцы из различных губерний и областей России. Высокая пораженность туберкулезом сельского населения была установлена при специальных обследованиях, проведенных земскими врачами.

Хроническое инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза. В настоящее время во всем мире отмечается ухудшение эпидемиологического состояния по туберкулезу, что проявляется ростом заболеваемости и смертности от этой болезни. Различают две формы туберкулеза - первичный туберкулезный комплекс и вторичный туберкулез.

Основные факторы риска развития туберкулеза легких

  • контакт с больным открытой формой туберкулеза (больным, выделяющим возбудителя туберкулеза с мокротой, потом, слюной, калом, мочой, материнским молоком в окружающую среду) в условиях скученности (плохие жилищные условия, тюрьмы и пр.);
  • пониженная сопротивляемость организма;
  • наличие профессиональной легочной патологии (например, силикоза);
  • длительная терапия кортикостероидными гормонами;
  • алкоголизм;
  • сахарный диабет;
  • ВИЧ-инфекция;
  • недоедание, переохлаждение, стрессы (одинокие люди пожилого и старческого возраста, бомжи, переселенцы).

Основными симптомами туберкулеза легких являются

  • лихорадка;
  • холодные ночные, иногда, обильные поты;
  • слабость, утомляемость, недомогание, ухудшение аппетита;
  • кашель - сухой или с выделением мокроты;
  • кровохарканье;
  • одышка;
  • при развитии сердечно-легочной недостаточности - отеки, цианоз.

  • повышение жизненного уровня;
  • улучшение условий труда и быта.

  • санация очагов туберкулезной инфекции;
  • санитарный и ветеринарный надзор;
  • санитарно-просветительная работа;
  • раннее выявление и адекватное лечение больных туберкулезом.

Санитарная профилактика проводится в очаге туберкулезной инфекции.

  • вакцинация и ревакцинация всего населения;
  • химиопрофилактика противотуберкулезными препаратами детей и подростков, находящихся в контакте с больным туберкулезом и излеченных от туберкулеза с целью предупреждения рецидива.

Специализированная медицинская помощь на местах оказывалась в противотуберкулезных диспансерах, тубкабинетах ЦРБ, туберкулезных больницах и санаториях. Работа по борьбе с туберкулезом проводилась комплексно: лечебно-профилактическими учреждениями общей сети, противотуберкулезной службой и санитарно-эпидемиологическими станциями.

Проведение в стране широких государственных мероприятий по борьбе с туберкулезом и повышение качества работы противотуберкулезных учреждений привело к улучшению всех основных эпидемиологических показателей ( А.Г. Хоменко, 1991). Однако, в 70-80 годы 20-го столетия как в нашей стране, так и в развитых странах, отмечено не только замедление темпов снижения заболеваемости туберкулезом и смертности от него, но и рост их (А.Г. Хоменко, 1991, годовые отчеты WHO, 1992-1995).

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения основными факторами, оказывающими отрицательное влияние на снижение распространенности туберкулеза в мире, являлись: слабая экономика и бедность в развивающихся странах, недостаточные ассигнования; появление и распространение ВИЧ-инфекции, миграция населения, снижение внимания к проблеме. В те же годы было сделано неправильное предположение, что якобы проблема туберкулеза решена (А.Г. Хоменко, 1988, А.А. Приймак, 1990). Это, в свою очередь, привело к неоправданному уменьшению расходов на борьбу с ним.

Концепция о туберкулезе, как об исчезающей болезни, оказалась ошибочной не только для России, но и для многих стран мира. Противотуберкулезная служба нуждалась в совершенствовании форм и методов ее работы, активизации взаимодействия с учреждениями общей медицинской практики по вопросам диагностики, выявления и лечения больных.

Современный период, начавшийся в конце 80-90 годов 20 столетия, по данным многочисленных литературных источников, связан с резким ухудшением эпидемиологической ситуации. Основными причинами резкого увеличения заболеваемости туберкулезом и смертности от него в России являются следующие: кризис экономики, недостаточное финансирование мероприятий борьбы с туберкулезом; снижение жизненного уровня большой группы населения, в частности, ухудшение питания со значительным уменьшением потребления белковых продуктов, а также возникновение стрессовых ситуаций в связи с неустойчивым положением в стране; локальные военные конфликты в некоторых регионах; резко увеличившаяся миграция больших групп населения, практически выпадающих из поля зрения лечебно-профилактических учреждений; ухудшение проведения всего комплекса мероприятий, направленных на профилактику и выявление туберкулеза; увеличение числа больных с тяжелыми формами заболевания, особенно вызванными лекарственно-устойчивыми микобактериями.

В субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти утверждены и реализуются региональные программы по борьбе с туберкулезом. Основные мероприятий по реализации стратегии противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации в настоящее время определены

Приняты законодательные акты, обеспечивающие политическую поддержку и одобрение программы борьбы с туберкулезом на федеральном и региональном уровнях (Федеральный Закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации о реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 25.12.2001 г. № 892.

Это становится особенно важным в свете того, что Россия отнесена экспертами Всемирной Организации Здравоохранения к 22-м странам с высоким бременем туберкулеза. Статистические данные показывают, что за последние 14 лет наименьший показатель заболеваемости населения туберкулезом в Российской Федерации был зарегистрирован в 1991 году, когда он был равен 34,0 на 100 тыс. населения. С 1992 года начался рост всех показателей, характеризующих эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу. C 2002 года тенденция течения эпидемического процесса туберкулеза в стране изменилась, появились первые признаки стабилизации, к которым относятся: стабилизация уровня показателя заболеваемости и смертности населения от туберкулеза, стабилизация показателя заболеваемости туберкулезом детей, снижение показателя заболеваемости у мужчин во всех возрастных группах.

Между тем отмечается тенденция роста заболеваемости и смертности женщин молодых возрастных групп, что свидетельствует о сохраняющейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации в стране. Все это происходит на фоне недостаточной работы общей лечебной сети по выявлению больных туберкулезом и довольно низкой эффективности лечения, что отмечается как российскими, так и зарубежными специалистами (М.И. Перельман, М.В. Шилова, Я. Якубовяк, Р. Залескис, 2006).

Необходимо отметить, что с конца 90-х годов XX века Россия значительно усилила проведение противотуберкулезных мероприятий при поддержке и участии международных партнеров. Министерство Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации считает борьбу с туберкулезом одним из самых главных элементов национальной безопасности и устойчивого развития.

3. Задачи медицинских и социальных работников учреждений первичной медико-санитарной помощи:

1. Ежегодный 100% охват профилактическими осмотрами на туберкулез лиц, состоящих на диспансерном учете и относящихся к группам повышенного риска заболевания туберкулезом.

2. Проведение профилактических флюорографических осмотров всех лиц, подлежащих обязательному обследованию на туберкулез в связи с профессией по месту постоянной регистрации или работы.

3. Проведение профилактических флюорографических осмотров населения, не входящего в перечень лиц, подлежащих обязательному обследованию на туберкулез в связи с профессией, и групп повышенного риска заболевания туберкулезом, не менее 50% от общей численности.

4. Внесение в медицинскую документацию (для лиц, подлежащих обязательному обследованию на туберкулез в связи с профессией, в медицинские книжки) записи с заключением о результатах флюорографического осмотра, а не о факте его прохождения.

5. Выполнение бактериоскопического исследования мазка мокроты всем лицам, выделяющим мокроту, обратившимся в поликлинику, нетранспортабельным больным, выделяющим мокроту, больным с ХНБОД, а также исследование мочи на МБТ у лиц с хроническими неспецифическими заболеваниями мочеполовой системы.

6. Участие в контролируемом лечении больных туберкулезом, проживающих на территории, обслуживаемой учреждением ПМСП.

Медсестра по работе с учреждениями общей лечебной сети (включая МСЧ и здравпункты). Оказывает организационно-методическую помощь по профилактике и своевременному выявлению больных туберкулезом, координирует работу по специфической профилактике и санитарно-просветительной деятельности: сверка списков больных туберкулезом; регистрация пациентов из очагов туберкулезной инфекции; создание групп риска по заболеванию туберкулезом и работа с этими группами; организация выполнения минимума клинического обследования на туберкулез; своевременное обучение вакцинации БЦЖ и туберкулинодиагностике; обучение правильному сбору материала для исследований на МБТ; планирование с созданием плана-графика и организация своевременного выявления больных туберкулезом путем применения микробиологических методов исследования, туберкулинодиагностики, флюорографии и пр.

В сложившихся условиях развития эпидемии туберкулеза роль среднего медицинского работника, как на поликлиническом участке, так и в стационаре при проведении противотуберкулезных мероприятий существенно возросла.

Профилактические плановые медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза. У детей и подростков регулярно один раз в год должна проводиться туберкулинодиагностика, а у подростков и взрослых не реже одного раза в два года флюорография органов грудной клетки. Группы риска по туберкулезу осматриваются чаще – ежегодно или два раза в год.

Два раза в год в течение первых трех лет необходимо обследовать лиц, снятых с диспансерного противотуберкулезного учета в связи с выздоровлением. Они должны наблюдаться у участкового терапевта, а медицинская сестра терапевтического участка обязана следить за своевременностью прохождения флюорографии органов грудной клетки выздоровевшими от туберкулеза. То же относится и к тем, кто никогда клинически не болел туберкулезом, но имеет остаточные посттуберкулезные изменения в легочной ткани. Также два раза в год надо обследовать на туберкулез лиц, освобожденных из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых двух лет после освобождения.

Ежегодно два раза в год подлежат обследованиям ВИЧ-инфицированные и лица, состоящие на диспансерном учете в наркологических и психиатрических учреждениях, а также лица, находящиеся в тесном контакте с источниками туберкулезной инфекции.

Медицинская сестра должна также следить за ежегодными обследованиями на туберкулез больных сахарным диабетом, хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы, получающих кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию, а также лиц, принадлежащих к социальным группам высокого риска заболевания туберкулезом (без определенного места жительства, мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы).

В индивидуальном (внеочередном) порядке профилактическим осмотрам на туберкулез подлежат лица, проживающие совместно с беременными женщинами и новорожденными, а также лица, у которых впервые установлен диагноз – ВИЧ-инфекция.

Важно объяснять пациентам (это задача и медицинских сестер), что не стоит бояться флюорографических обследований, что сейчас применяется цифровая рентгенодиагностическая техника с лучевой нагрузкой в 30-50 раз меньшей по сравнению с пленочными флюорографами.

Лица с выявленной патологией или при подозрении на нее после флюорографии подлежат контрольному дообследованию, и здесь без помощи участковой медицинской сестры не обойтись.

Один раз в год обследуются:

1. Работники предприятий, организаций и профессий, относящихся к декретированным контингентам в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Свердловской области.

2. Больные хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы; сахарным диабетом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, с оперированным желудком, психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, пылевыми заболеваниями легких, лица, имеющие гиперергическую реакцию на пробу Манту с 2ТЕ; лица, получающие кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию.

3. Лица, принадлежащие к социальным группам высокого риска заболевания туберкулезом (лица без определенного места жительства, мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы).

4. Лица, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и учреждениях санитарной помощи (защиты), в том числе - для лиц без определенного места жительства и занятий.

5. Лица, имеющие остаточные изменения в легких и плевре нетуберкулезной этиологии.

6. Лица, проживающие в общежитиях.

7. Учащиеся средних и высших учебных заведений.

Два раза в год обследуются:

1. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

2. Работники родильных домов (отделений).

3. Лица, имеющие семейный или производственный контакт с больными активным туберкулезом (I и II группы диспансерного учета противотуберкулезных учреждений).

4. Лица, перенесшие туберкулез и имеющие остаточные изменения в легких в течение первых 3-х лет с момента выявления заболевания.

5. Лица, снятые с диспансерного учета в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях в связи с выздоровлением - в течение первых 3-х лет после снятия с учета.

6. Лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений- в течение 2-х лет после освобождения .

7. Подследственные, содержащиеся в следственных изоляторах, и осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях.

9. Пациенты, состоящие на диспансерном учете в наркологических и психиатрических учреждениях.

Последствием экономического кризиса в России является увеличение заболеваемости туберкулезом, которая за последние 7 лет возросла в 2,2 раза. Экономический ущерб обществу от заболевания туберкулезом составляет 12 млрд руб. в год. В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности ле
чения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности. Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.
Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания — медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.
К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.
Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.
Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.

1.Бондарев И. М. Методология химиотерапии туберкулеза // Материалы юбилейной научной сессии института (1918—
1968). - Москва, декабрь, 1968. - М., 1968. - С. 57-59.

2.Гавриленко В. С., Побережных Л. И. Причины неэффектив­ного лечения больных туберкулезом органов дыхания //

3. Каневская С. С. Значение туберкулезных санаториев в борьбе с туберкулезом на современном этапе // Сборник
научных трудов Московского научно-исследовательского института туберкулеза Министерства здравоохранения
РСФСР "Организация борьбы с туберкулезом". — М., 1984. - С. 89-93.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.