Федеральный регистр больных туберкулезом приказ


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2017 г. № 426 “Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом”

В соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом.

2. Установить, что сведения о лицах, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лицах, больных туберкулезом, диагноз заболевания которым установлен до вступления в силу настоящего постановления, подлежат включению в региональный сегмент соответствующего федерального регистра не позднее 1 июля 2017 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 апреля 2017 г. № 426

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом (далее - федеральные регистры), включающих в себя федеральные и региональные сегменты, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в региональных сегментах федеральных регистров, в соответствующие федеральные сегменты федеральных регистров.

2. Федеральные регистры являются федеральными информационными ресурсами и ведутся в электронном виде с применением информационной системы, в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации является оператором указанной в пункте 2 настоящих Правил информационной системы и обеспечивает ее бесперебойное функционирование.

4. Ведение федеральных регистров осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации по формам, утверждаемым им.

Ведение региональных сегментов федеральных регистров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее - уполномоченные органы).

5. Регулирование отношений, связанных с ведением федеральных регистров, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Федеральные регистры содержат следующие сведения о лицах, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лицах, больных туберкулезом:

а) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);

б) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

в) дата рождения;

г) место рождения;

е) адрес места жительства и (или) места пребывания (с указанием кода по государственному адресному реестру);

ж) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов (с указанием вида документа);

з) дата включения сведений в соответствующий федеральный регистр;

и) диагноз заболевания (состояние), включая его код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (МКБ-10);

к) сведения о наличии инвалидности (в случае установления группы инвалидности или категории ребенок-инвалид);

л) результаты диспансерного наблюдения;

м) сведения об изменениях в состоянии здоровья;

н) сведения об оказанной медицинской помощи;

о) сведения о назначении и выписывании лекарственных препаратов;

п) сведения об отпуске лекарственных препаратов;

р) сведения о медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание (с указанием наименования медицинской организации, основного государственного регистрационного номера, кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций);

с) сведения о медицинской организации, направившей (актуализировавшей) сведения или сформировавшей запись об их исключении (с указанием наименования медицинской организации, основного государственного регистрационного номера, кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций);

т) уникальный номер регистровой записи.

7. Сведения, указанные в пункте 6 настоящих Правил (за исключением подпунктов "з" и "т"), представляются в электронном виде с применением информационной системы, указанной в пункте 2 настоящих Правил:

медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией, в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании, и медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь больным туберкулезом, в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании (далее - медицинские организации), - в уполномоченный орган того субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные лица проживают;

медицинскими организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, - в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

8. Представление сведений осуществляется уполномоченными работниками медицинских организаций после прохождения идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Сведения представляются в течение 3 рабочих дней со дня установления лечащим врачом медицинской организации диагноза соответствующего заболевания или со дня получения им актуализированных данных о пациенте.

9. Уполномоченное лицо уполномоченного органа или соответствующего федерального органа исполнительной власти размещает полученные сведения соответственно в региональном или федеральном сегменте федерального регистра не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их представления, после прохождения идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".

10. Сведения, размещенные в региональных сегментах федеральных регистров, автоматически в режиме реального времени включаются в соответствующие федеральные сегменты федеральных регистров.

11. Министерство здравоохранения Российской Федерации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные органы обеспечивают конфиденциальность сведений, содержащихся в федеральных регистрах, их обработку и защиту в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

12. В случаях выезда за пределы территории Российской Федерации на постоянное место жительства, смерти лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лиц, больных туберкулезом, а также в связи с прекращением диспансерного наблюдения лиц, больных туберкулезом, сведения об этих лицах переносятся в архивную часть федерального регистра в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующих данных.

13. В случае выезда лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лиц, больных туберкулезом, за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные лица проживали, в связи с изменением места жительства или на срок более 6 месяцев сведения о них подлежат исключению из регионального сегмента федерального регистра этого субъекта Российской Федерации и передаче в региональный сегмент федерального регистра субъекта Российской Федерации, на территорию которого они переехали.

Обзор документа

Утверждены Правила ведения Федеральных регистров лиц, инфицированных ВИЧ, и лиц, больных туберкулезом.

Регистры являются федеральными информресурсами и ведутся Минздравом России в электронном виде. Региональные сегменты регистров при этом ведутся органами власти регионов в сфере охраны здоровья.

В регистрах содержатся паспортные данные пациента, адрес места жительства, диагноз, сведения об инвалидности, результаты диспансерного наблюдения и сведения об оказанной медицинской помощи, информация об отпуске лекарств и др.

Организации, оказывающие медпомощь, подают эти данные в уполномоченный орган региона, на территории которого проживают пациенты (организации, находящиеся в ведении федеральных органов власти, - в соответствующий федеральный орган власти). Это делается посредством ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Сведения представляются в течение 3 рабочих дней с даты установления врачом диагноза или получения им актуализированных данных о пациенте.

Орган власти размещает полученные сведения в региональном или федеральном сегменте не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их представления.

Региональные сегменты должны быть сформированы до 01.07.2017.

Согласно утверждённым Правилам, регистры ведутся в электронном виде и включают в себя федеральные и региональные сегменты.

Правила определяют порядок ведения регистров, а также порядок передачи сведений, содержащихся в региональных сегментах, в федеральные сегменты.

Оператором регистров, ответственным за их функционирование в целом, станет Минздрав России. В тоже время ведение региональных сегментов регистров будет осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Правила содержат исчерпывающей перечень сведений, подлежащих включению в регистры (паспортные данные пациента, диагноз, сведения об оказанной медицинской помощи, сведения о назначении и отпуске лекарственных препаратов, сведения об обслуживающей медицинской организации, сведения об изменениях здоровья и т.д.).

Важным нововведением Правил является закрепление обязанности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией и туберкулезом (в которых эти лица находятся на медицинском обслуживании), предоставлять сведения, подлежащие включению в регистры, в уполномоченный орган (в сфере охраны здоровья) того субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные лица проживают.

Медицинские организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (например, ведомственные медорганизации МЧС России, МВД России и т.д.), будут предоставлять сведения не в Минздрав субъекта РФ, а непосредственно в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Обращаем внимание читателей на то, что в отличие от проекта Правил, вынесенного на общественное обсуждение, обязанность предоставления сведений, подлежащих включению в регистры, распространяется на все медицинские организации, независимо от их формы собственности .

Срок представления сведений составляет 3 рабочих дня со дня установления лечащим врачом медицинской организации диагноза соответствующего заболевания или со дня получения им актуализированных данных о пациенте.

Кроме того, исходя из текста Правил, трехдневный срок представления сведений распространяется и на передачу других обновленных сведений о больном, входящих в регистры – в частности, об установлении пациенту инвалидности, об оказанной медицинской помощи, о выписанных и отпущенных препаратах и т.д.

К сожалению, Правила не уточняют, подлежат ли включению в регистры диагнозы, входящие в такие рубрики МКБ-10, как A 16 (Туберкулез органов дыхания, не подтвержденный бактериологически или гистологически) и R 75 (Лабораторное обнаружение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), включающее неокончательный тест на ВИЧ ).

И хотя Правила не предусматривают исключений для указанных диагнозов, на наш взгляд, включение пациентов с подобными диагнозами в регистры, по крайней мере сомнительно. Объясняется это тем, что в текущей редакции Правил присутствует определенный недостаток – в Правилах не установлен механизм исключения пациента из регистра в случае ошибочной диагностики .

В случае ВИЧ-инфицирования основанием для переноса сведений в архивную часть регистра может служить только смерть или выезд за пределы территории РФ, что не дает возможности исключить из регистра сведения о лицах, у которых ВИЧ был ошибочно диагностирован.

В случае туберкулеза к основаниям для переноса сведений в архивную часть регистра добавляется прекращение диспансерного наблюдения, однако не рассмотрен вариант, когда ошибочный диагноз туберкулеза будет снят центральной врачебной контрольной комиссией или клинико-экспертной комиссией до постановки больного на диспансерный учет и начала диспансерного наблюдения (в соответствии с приказом Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 109 именно эти комиссии подтверждают/снимают диагноз туберкулеза, а также принимают решение о постановке на диспансерный учет/наблюдение).

Представление сведений в регистры будет осуществляться уполномоченными работниками медицинских организаций после прохождения идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы ЕСИА.

На сведения, включенные в регистры, распространяются требования законодательства РФ, относящиеся к обеспечению конфиденциальности сведений, защите персональных данных и врачебной тайне.

Также следует обратить внимание на то, что сведения о лицах, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лицах, больных туберкулезом, диагноз заболевания которым установлен до вступления в силу Правил, подлежат включению в региональный сегмент соответствующего федерального регистра не позднее 1 июля 2017 г.

В Правилах не прописан механизм передачи этих сведений. До появления официальных разъяснений мы предполагаем, что передача должна происходить в соответствии с общей нормой – то есть медицинскими организациями, в которой инфицированные лица находятся на медицинском обслуживании. Тем не менее остается не вполне решенным вопрос, распространяется ли норма о передаче сведений на организации, лишь установившие диагноз, но не обслуживающие инфицированных. В частности, в проекте постановления, представленном для общественного обсуждения, присутствовала норма, прямо предусматривающая передачу базу данных по инфицированным ВИЧ от Роспотребнадзора Минздраву РФ, но в принятую редакцию она не вошла.

В целом мы можем подытожить, что невзирая на неопределенность отдельных своих норм, утверждённые Правила являются правовым актом, который позволит сформировать федеральные и региональные персонифицированные базы данных о лицах, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и лицах, больных туберкулёзом, которые находятся на медицинском обслуживании в медицинских организациях, подведомственных федеральным и региональным органам власти.

Функционирование регистров может значительно улучшить организацию оказания медицинской помощи, пациентам, инфицированным ВИЧ и туберкулезом, включая их обеспечение лекарственными препаратами. Утверждение данных Правил свидетельствует о продолжении общей тенденции на модернизацию и информатизацию системы здравоохранения РФ, ее интеграцию с государственными электронными информационными системами.

Важно отметить и то, что Правила в действующей редакции не несут рисков дискриминации пациентов, инфицированных ВИЧ или туберкулезом, либо разглашении информации о них.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.