Укажите животное эволюция которого сопровождалась дегенерацией бычий цепень

Общая дегенерация – процесс упрощения строения организмов. Однако это не означает, что вид угасает. Процесс общей дегенерации сопровождается увеличением численности организмов, расширением ареала.

Морфофизиологический регресс ведет к процветанию вида

Биологический прогресс – понятие, введенное Чарльзом Дарвином, основоположником теории эволюции. Алексей Николаевич Северцов выделил три способа осуществления биологического прогресса:

  1. Ароморфоз.
  2. Идиоадаптация.
  3. Общая дегенерация (морфофизиологический регресс).

А. Н. Северцов отнес морфофизиологический регресс к биологическому прогрессу – процветанию вида. Ученый отмечал, что вид находится на пути биологического прогресса, если наблюдается следующее:

  1. Увеличивается количество особей, растет выживаемость.
  2. Расширяется ареал обитания таксона.
  3. Наблюдается адаптивная радиация группы.

Адаптивная радиация – это процесс освоения видом новых экологических ниш. Такое развитие происходит при возникновении новых признаков: морфологических, физиологических или поведенческих.

По А.Н. Северцову, в любой группе организмов сначала происходят ароморфозы, затем идиоадаптация или общая дегенерация.

Причины морфофизиологического регресса

Исчезновение органов или их отдельных участков, систем органов – это общая дегенерация. Примеры в биологии связаны с переходом организмов к сидячему образу жизни, паразитическому существованию, обитанию в экстремальных участках биосферы. Однако все такие случаи сопровождаются образованием новых признаков, необходимых для биологического прогресса.

Организмы переходят в новые биотопы, так как не могут прогрессировать в прежних. Они избегают жесткой конкуренции. При переходе в новые условия, неподходящие другим видам подобных организмов, у них начинается адаптация. Появляются новые приспособления. Исчезают ненужные для данной среды ткани и органы. При переходе к жизни в пещерах утрачиваются органы зрения. При жизни в организме животного не обязательна пищеварительная система. Также не нужны многие органы чувств. У грибов-паразитов и бактерий утрачивается выработка токсинов. Потому что в новой среде часто не от кого защищаться, а организм хозяина необходимо сохранить живым на длительный срок.

Примеры общей дегенерации у животных

Обычно морфофизиологический регресс связывают с переходом к сидячему образу жизни или паразитированию. Однако имеется множество иных примеров.

Сидячие формы животных

Асцидия – хордовое животное. Личинка ведет подвижный образ жизни, имеет хорду, плавает в воде. Этим она похожа на эмбрионы позвоночных животных. Однако затем асцидия прикрепляется к поверхности и утрачивает признаки хорды, в то время как у других позвоночных развивается скелет позвоночного столба. Утрата видом хорды во взрослом состоянии является примером общей дегенерации. Кроме того, взрослая особь асцидии не имеет мозга, лишь нервный ганглий. У личинок имеется зачаток мозга. Утрата мозга – также пример общей дегенерации в эволюции. Взрослые асцидии ведут сидячий образ жизни. Питаются фильтрацией. То есть у них для такого типа питания развилась большая глотка, занимающая половину площади тела. Образовалась подошва, необходимая для прикрепления к субстрату.


Общая дегенерация паразитов

Ленточные черви – паразитический класс беспозвоночных животных. Они утратили целый ряд органов. У червей полностью отсутствует пищеварительная система. Питательные вещества они всасывают всей поверхностью тела. Для такого способа питания у червей развился тегумент, состоящий из нескольких слоев. Многие органы чувств неразвиты у паразитов. Нет органов обоняния, зрения. Имеются лишь хеморецепторы и осязательные клетки. У ленточных червей упростилась нервная система – это тоже пример общей дегенерации.

Однако для поддержания численности вида черви приобрели присоски и крючья. Такими органами животные удерживаются в кишечнике хозяина. Бычий цепень имеет лишь присоски. Свиной солитер - и присоски, и крючья, которые, конечно, повреждают ткани основного хозяина.

Черви приспособились паразитировать со сменой хозяев. Их личиночные стадии имеют свои приспособления. Здесь мы видим примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации у одного вида организмов. Ароморфозом можно считать новообразования в виде крючьев и присосок у свиного цепня. Идиоадаптация происходила длительное время. Менялись покровы, совершенствовалось питание, развивалась репродуктивная система.

Половая система ленточных червей занимает большую часть их тела. В каждом из многочисленных члеников имеются свои половые органы. Такая развитая половая система стала необходима для увеличения количества образования яиц, потому что лишь малая их часть попадет в тело промежуточного хозяина. Более того, черви – гермафродиты, то есть способны размножаться при наличии лишь одной особи в теле окончательного хозяина. Такая адаптация позволила ленточным червям широко распространиться по свету.


Переход вида к обитанию в нетипичном биотопе

Африканский страус не паразитирует и не ведет сидячий образ жизни. Однако увеличение массы тела для повышения выживаемости привело к утрате способности к полету. Взамен развились мышцы ног. Сила современного страуса не только в беге, но и в ударах ногами.


Многие млекопитающие в ходе эволюции вернулись в водную среду. Это дельфины, киты, морские котики и морские львы, тюлени. Все они утратили ходильные конечности, которые преобразовались в ласты.


В лаосских пещерах обитает единственный вид паукообразных, не имеющий органов зрения, – Sinopoda scurion. В глубинах пещер нет света. Глаза паука исчезли в результате ненадобности. Естественный отбор не сохранил способность видеть.


Примеры общей дегенерации у растений

В природе часто встречаются паразиты среди продуцентов. Однако бывает, что они утрачивают даже способность к выработке органических веществ. Но и консументами не становятся. Паразитизм сильно упрощает организацию видов.

Вертляница (Monotropa) относится к высшим растениям. Она утратила пигмент хлорофилл – главный отличительный признак продуцентов. Вертляница не строит углеводы сама, берет готовые органические вещества из перегноя, из корней соседних деревьев, а также ей помогает симбиоз с грибами. Грибница поставляет ей питательные соединения. Ассимиляция углерода растению не требуется. Не приходится ему улавливать энергию солнечного света. В результате с вертляницей произошло упрощение строения. Отсутствие хлорофилла – пример общей дегенерации вертляницы. Кроме того, редуцировались листья. Теперь они имеют вид чешуек.


Повилика (Cuscuta) – еще один пример общей дегенерации. Растение утратило не только зеленый пигмент, но даже листья и корни. Это настоящее растение-паразит. Оно обвивает стеблем клевер, картофель и некоторые другие растения. Клетки кожицы стебля повилики разрастаются, внедряются в стебель растения-хозяина. Так растение-паразит втягивает в себя питательные вещества.

Образование колючек вместо листьев также считается примером общей дегенерации.

Симбиоз как причина общей дегенерации

Лишайник – яркий пример симбиоза гриба и водоросли. Считается, что некоторые виды утратили способность к оплодотворению. Также у некоторых видов лишайника, вероятно, исчезло бесполое размножение спорами. Такое размножение характеризует свободноживущие грибы.

Можно привести много примеров общей дегенерации растений и животных. Этот процесс утраты органов является тупиковой ветвью эволюции. По закону необратимости эволюции такие органы не возникнут вновь. Тем не менее этот процесс выгоден с точки зрения биологического прогресса. Многие паразиты очень плодовиты и при благоприятных условиях быстро размножаются и распространяются, вызывая эпидемии. Жизнь в экстремальных условиях также удобна по причине снижения конкуренции или отсутствия пресса хищников.

Биологический регресс — это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала обитания; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, исчезновение вида. Наука палеонтология доказала, что многие виды в прошлом полностью исчезли. Если при биологическом прогрессе некоторые виды развиваются и широко распространяются по всему земному шару, то при биологическом регрессе виды исчезают, не сумев приспособиться к условиям окружающей среды.

Причины биологического регресса: исчезновение способности организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

Биологическому регрессу подвержены:

1. Организмы, ведущие паразитический образ жизни.

2. Животные, ведущие неподвижный образ жизни.

3. Животные, живущие под землей или в пещерах.

1. Примеры дегенерации организмов, перешедших к паразитическому образу жизни:

а) примеры регресса у животных: у животных-паразитов (плоские черви) редуцируются органы чувств, пищеварительная система, упрощается нервная система. Взамен этого у них развиваются различные необходимые приспособления—присоски, прицепки, способствующие удержанию в кишечнике хозяина. Самка паразитических ракообразных (усоногие — саккулина) полностью утратила признаки членистоногих. Она выполняет только одну функцию — откладывание яиц. Бычий цепень, паразитирующий в кишечнике человека 18—20 лет, производит около 11 млрд. яиц. Защищенность яйца телом хозяина обеспечивает высокую плодовитость и процветание червей;

б) примеры регресса у растений. Регресс у растений тесно связан с паразитическим образом жизни. Например, заразиха — растение-паразит, существующий на корнях подсолнечника, конопли, клевера. Стебли у нее темноватой окраски, чешуевидные листья лишены хлорофилла, поэтому с помощью присосок они внедряются в тело другого растения и высасывают их питательные вещества.

Второе растение-паразит — повилика. Встречается повсюду: вдоль дорог, в огороде. Красноватые и желтые нитевидные стебли обвивают дикие и культурные растения. У повилики редуцированы корни и листья. Вместо корней появляются специфичные органы — присоски, которыми она внедряется в стебель растения и всасывает необходимые питательные вещества (сок). Растения-паразиты прочно прикрепляются к растению-хозяину и с трудом отделяются от хозяина.

2. Примеры дегенерации у организмов, ведущих неподвижный образ жизни.

У животных, ведущих неподвижный образ жизни, орган движения действует только в период личиночной стадии, хорда редуцирована. Например, единственный представитель отдельного типа брахиата — погонофора — обитает на дне моря, ведет неподвижный образ жизни. В 1949 г. ученый-зоолог А. В. Иванов впервые нашел ее в Охотском море на глубине 4 км, она попала в сети вместе с рыбами. Удлиненное червеобразное тело животного покрывает трубка цилиндрической формы. В передней части тела имеются щупальца, которые периодически выходят из трубки наружу для дыхания. Тело состоит из трех отделов, в переднем отделе имеются щупальца (у некоторых видов их до 200—250), мозг, сердце, органы выделения. Второй отдел более крупный, третий — очень длинный. Во внутренней части отделов находятся органы дыхания, во внешней части — выросты, прикрепленные к трубке (рис. 34).

Рис. 34. Погонофора: 1—шупальца; 2— голова; 3—первый отдел тела; 4—второй отдел тела; 5—третий отдел тела; 6—чувствительные волоски; 7—задняя часть тела

У погонофоры имеются мозг и сердце, но рот и желудок редуцированы, органами дыхания являются щупальца. Из-за неподвижного образа жизни они не похожи на животных. Во внутренней части щупалец имеются длинные тонкие волоски, которые снабжены кровеносными сосудами. В воде волоски выходят из трубки, и к ним прикрепляются микроорганизмы. Когда их становится много, погонофоры затягивают волоски внутрь. Под влиянием ферментов мелкие организмы перевариваются и впитываются внутренними выростами.

Зачаточный кишечник у зародыша погонофоры доказывает наличие органов пищеварения у предков. Из-за прохождения процесса пищеварения вне организма органы пищеварения погонофор редуцировались.

Строение асцидии также упрощено в процессе эволюции из-за неподвижного образа жизни. Асцидия относится к одной из ветвей типа хордовых — оболочникам, обитающим в море (рис. 35).

Рис. 35. Асцидии

Мешковидное тело асцидии покрыто оболочкой, подошвой она прикреплена ко дну моря и ведет неподвижный образ жизни. В верхней части тела имеютсю два отверстия, через первое отверстие вода проходит в желудок, a из второго — выходит наружу. Органы дыхания — жаберные щели. Размножается откладыванием яиц. Из яйца развиваются подвижные похожие на головастиков, личинки с признаками хорды. Во взрослом состоянии асцидия прикрепляется ко дну моря, тело упрощается. Считается, что асцидия — сильно деградированное хордовое животное.

3. Примеры дегенерации животных, живущих под землей или в пещерах.

В пещерах бывшей Югославии и Южной Австрии обитает протей из класса
земноводных, похожий на тритона (рис. 36).

Рис. 36. Протей

Кроме легких по обе стороны головы у него имеются внешние жабры. В воде протеи дышат жабрами, на суше — легкими. Обитатели вод и глубоких пещер, они имеют змеевидную форму, прозрачны, бесцветны, без пигментов. У взрослых особей глаза прикрывает кожа, а у личинок имеются зачаточные глаза. Таким образом, у предков асцидии были глаза, и они вели наземный образ жизни. У пещерных организмов исчезли органы зрения, пигменты, снизилась активность.

У цветковых растений, перешедших в водную среду, листовые пластинки стали узкими, нитевидными, проводящие ткани перестали развиваться. Исчезли устьица, не изменились только цветы (лютик водяной, ряска, роголистник).

Генетической основой эволюционных изменений, ведущих к упрощению уровня организации, является мутация. Например, если сохранившиеся недоразвитые органы — рудименты, альбинизм (отсутствие пигментов) и другие мутации — не исчезают в процессе эволюции, то встречаются они у всех членов данной популяции.

Таким образом, выделяют три направления в эволюции органического мира. Ароморфоз — повышение уровня организации живых организмов; идиоадаптация — приспособление живых организмов к условиям окружающей среды без принципиальной перестройки их биологической организации; дегенерация — упрощение уровня организации живых организмов, ведущее к биологическому регрессу.

Взаимосвязь между направлениями биологической эволюции. Связь между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией в эволюции органического мира неодинакова. Ароморфоз по сравнению с идиоадаптацией происходит реже, но именно он знаменует новый этап в развитии органического мира. Ароморфоз приводит к возникновению новых высокоорганизованных систематических групп, которые занимают другую среду обитания и приспосабливаются к условиям существования. Даже эволюция идет по пути идиоадаптации, иногда и дегенерации, которые обеспечивают организмам обживание новой для них среды обитания.

Биологический регресс

Биологический регресс — уменьшение численности вида, сужение ареала, снижение уровня приспособленности к условиям среды.

1.Чем отличается биологический регресс от биологического прогресса?

2. Сколько путей имеет дегенерация?

3. Приведите примеры дегенерации у животных.

4. Каковы примеры дегенерации у растений?

Как можно объяснить причины откладывания миллиардов яиц паразитическими червями (бычий цепень)?

Какое значение для паразитического червя имеет возникновение новых органов вместо редуцированных?

Как вы объясните причины исчезновения корня и листьев у повилики?

Чем и как питается повилика? Образует ли она органическое вещество?

1. Объясните причины превращения листьев заразихи в чешую.

2. Разберите примеры дегенерации погонофор, ведущих неподвижной образ жизни.

3. Как переваривается пища у погонофор, если у них нет органа пищеварения?

4. Какие вы знаете организмы, ведущие неподвижный образ жизни? Опишите их.

Где обитает протей? Объясните на примерах дегенерации. Приведите примеры дегенерации у растений, живущих в водной среде. Напишите краткий реферат об ароморфозе, идиоадаптации, дегенерации.

Предметная область: биология ,11 класс химико-биологический профиль.

Автор-составитель Бекетова Нурзия Фаляхетдиновна . Учитель биологии МБОУ Ясногорская СОШ, Забайкальского края.

Урок в 11 классе, профильный уровень.

УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы.

ЕГЭ. Биология. Практикум ФИПИ: подготовка к выполнению части 2 (В). Воронина Г.А., Калинова Г.С. (2012, 144с.)

Биология. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2013. Лернер Г.И., Саленко В.Б. (2012, 72с.)

ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания. Воронина Г.А., Калинова Г.С. (2013, 128с.)

1. При­чи­ной об­ра­зо­ва­ния новых видов, по Дар­ви­ну, яв­ля­ет­ся

1) по­сте­пен­ное рас­хож­де­ние в при­зна­ках у осо­бей од­но­го вида
2) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние
3) не­огра­ни­чен­ное раз­мно­же­ние
4) не­по­сред­ствен­ное вли­я­ние усло­вий среды

2. Со­стя­за­ние сам­цов в пе­ри­од раз­мно­же­ния сви­де­тель­ству­ет о про­яв­ле­нии формы от­бо­ра

1) ста­би­ли­зи­ру­ю­ще­го
2) дви­жу­ще­го
3) по­ло­во­го
4) ме­то­ди­че­ско­го

3. При­ме­ром мас­ки­ров­ки может(-гут) слу­жить

4. . Ука­жи­те жи­вот­ное, эво­лю­ция ко­то­ро­го со­про­вож­да­лась де­ге­не­ра­ци­ей.

1) май­ский жук 2) бычий це­пень 3) белая пла­на­рия 4) дож­де­вой червь

5. Фак­тор эво­лю­ции, ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ет воз­ник­но­ве­ние пре­град к сво­бод­но­му скре­щи­ва­нию осо­бей, на­зы­ва­ют

1) мо­ди­фи­ка­ци­ей 2) есте­ствен­ным от­бо­ром

3) изо­ля­ци­ей 4) по­пу­ля­ци­он­ны­ми вол­на­ми

6. В двух не со­об­ща­ю­щих­ся между собой лесах Под­мос­ко­вья живут ка­ба­ны, лоси, обык­но­вен­ные ли­си­цы, зайцы-ру­са­ки и волки. Сколь­ко по­пу­ля­ций на­зван­ных жи­вот­ных живёт в двух лесах?

1) 4 2) 5 3) 8 4) 10

7. Пря­мо­хож­де­ние у пред­ков че­ло­ве­ка спо­соб­ство­ва­ло

1) осво­бож­де­нию руки

2) по­яв­ле­нию речи

3) раз­ви­тию мно­го­ка­мер­но­го серд­ца

4) уси­ле­нию об­ме­на ве­ществ

8. Чис­лен­ность вол­ков может быть огра­ни­чи­ва­ю­щим фак­то­ром для

1) зай­цев-ру­са­ков 2) со­бо­лей 3) мед­ве­дей 4) лисиц

9. Есте­ствен­ный отбор как дви­жу­щая сила эво­лю­ции спо­соб­ству­ет

1) при­спо­соб­лен­но­сти видов 2) про­яв­ле­нию му­та­ций

3) дрей­фу генов 4) фе­но­ти­пи­че­ской од­но­род­но­сти по­пу­ля­ций

10. . По мор­фо­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию птицы от­ли­ча­ют­ся от дру­гих хор­до­вых

1) хро­мо­сом­ным на­бо­ром 2) пе­рье­вым по­кро­вом

3) спо­соб­но­стью к по­ле­ту 4) ин­тен­сив­ным об­ме­ном ве­ществ

11. . На­ли­чие хво­ста у за­ро­ды­ша че­ло­ве­ка на ран­ней ста­дии раз­ви­тия сви­де­тель­ству­ет о

1) воз­ник­ших му­та­ци­ях 2) про­яв­ле­нии ата­виз­ма

3) на­ру­ше­нии раз­ви­тия плода в ор­га­низ­ме

4) про­ис­хож­де­нии че­ло­ве­ка от жи­вот­ных

В1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­прав­ле­ни­ях эво­лю­ции?

А. Упро­ще­ние в стро­е­нии жи­вот­ных, свя­зан­ные с па­ра­зи­ти­че­ским об­ра­зом жизни, от­но­сят к био­ло­ги­че­ско­му ре­грес­су.

Б. Воз­ник­но­ве­ние клас­са На­се­ко­мые, со­про­вож­дав­ше­е­ся по­вы­ше­ни­ем об­ще­го уров­ня их ор­га­ни­за­ции, — при­мер аро­мор­фо­за.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны

В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми ре­зуль­та­тов есте­ствен­но­го от­бо­ра и фор­ма­ми от­бо­ра, к ко­то­рым эти при­ме­ры от­но­сят­ся.

А) по­яв­ля­ют­ся бак­те­рии, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам

Б) со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с очень ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми семян

В) на фоне за­копчённых де­ре­вьев, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных ба­бо­чек

Г) с по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрст­ным по­кро­вом

Д) стро­е­ние глаза при­ма­тов не из­ме­ня­ет­ся ты­ся­чи лет

1) дви­жу­щий отбор

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор

С1. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3. Бла­го­да­ря эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

Вопрос 1.
Биологический прогресс — это процветание той или иной систематической группы, отражающее высокий уровень приспособляемости организмов к среде обитания. Он характеризуется:
— увеличением численности особей;
— расширением ареала обитания;
— повышением числа систематических групп более низкого ранга (внутри данной систематической группы).
Таким образом, биологический прогресс является результатом успеха в борьбе за существование.
Биологический регресс — угнетенное состояние той или иной систематической группы, которое отражает недостаточный уровень приспособляемости организмов к условиям существования. Он характеризуется:
— уменьшением числа особей;
— сокращением ареала обитания;
— снижением числа систематических групп более низкого ранга.
На путь биологического регресса систематическую группу могут приводить различные факторы. Среди них: глобальные геологические и климатические изменения, значимые экологические преобразования, а в последние 30—40 тыс. лет — антропогенные воздействия (истребление человеком, хозяйственная деятельность людей).

Вопрос 2.
Ароморфозом (морфофизиологическим прогрессом) называется эволюционное преобразование строения и функций организма, повышающее общий уровень его организации, но не имеющее приспособительного значения к условиям окружающей среды. Изменения в строении организмов в результате ароморфоза не являются приспособлением к каким-либо специальным условиям среды, они носят общий характер и дают возможность расширить использование условий внешней среды (новые источники пищи, новые места обитания).
Наиболее крупными ароморфозами были возникновение фотосинтеза, появление многоклеточных организмов и полового размножения. В числе крупных ароморфозов можно назвать также развитие гомойотермии (поддержания постоянной температуры тела) у птиц и млекопитающих, возникновение живорождения и выкармливания детенышей молоком у млекопитающих, переход к размножению семенами у семенных растений и т.п. Ароморфозы предоставляют широкие возможности для освоения новой среды обитания. Так, появление у пресмыкающихся яйца в яйцевых оболочках позволило им обитать далеко от воды и освоить даже засушливые места, тогда как их предки, земноводные, должны были по крайней мере на период размножения уходить в воду.
Ароморфозы обеспечивают переход от пассивного питания к активному (появление челюстей у позвоночных), повышают подвижность животных (появление скелета как места прикрепления мышц и замена пластов гладкой мускулатуры у червей на пучки поперечно-полосатой у членистоногих), дыхательную функцию (возникновение жабр и легких), снабжение тканей кислородом (появление сердца у рыб и разделение артериального и венозного кровотока у птиц и млекопитающих). Все эти изменения, не будучи частными приспособлениями к конкретным условиям среды, увеличивают интенсивность жизнедеятельности животных, уменьшая их зависимость от условий существования. Общая черта ароморфозов заключается в том, что они сохраняются при дальнейшей эволюции и приводят к возникновению новых крупных систематических групп — классов, типов, некоторых отрядов (у млекопитающих).
Идиоадаптацией называется частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды. В отличие от ароморфоза идиоадаптация существенно не сказывается на общем уровне организации данной биологической группы. Благодаря формированию различных идиоадаптации животные близких видов могут жить в самых различных географических зонах. Например, представителей семейства волчьих (Canidae) можно встретить на всей территории от Арктики до тропиков, что значительно снижает конкуренцию между видами. Идиоадаптация обеспечивает этому семейству значительное расширение ареала и увеличение числа видов, что является критерием биологического прогресса. Но при этом ни про один вид, входящий в состав этого семейства, нельзя сказать, что он находится на более высоком уровне эволюции, чем другие. Примерами идиоадаптаций могут служить различные типы клювов у птиц или различные приспособления к опылению и распространению семян у растений. В результате идиоадаптаций возникают мелкие систематические группы.
Общая дегенерация сопровождается снижением уровня организации, в результате утраты отдельных органов или систем органов. Общая дегенерация как путь достижения биологического процветания характерен для групп организмов, переходящих от активного перемещения в среде к прикрепленному образу жизни или от свободного обитания к паразитизму. Например, ленточные черви полностью утратили пищеварительную систему, у некоторых паразитических ракообразных произошла редукция всех систем органов, кроме половой системы.

Вопрос 3.
Ароморфозные изменения могут заклюВЯ и в приобретении новых органов и систем.
Для примера рассмотрим основные ароморфозы, сопровождавшие возникновем млекопитающих:
1) высокое развитие нервной системы, особенности коры больших полушарий, обеспечившее приспособление к условиям существования путем изменения поведения;
2) дифференцировка позвоночного столба на четко выраженные отделы и перемещение конечностей с боков под тело;
8) возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, вЫкармливание детенышей молоком;
4) появление шерстного покрова, позволяющего сохранить тепло;
б) полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности;
б) возникновение альвеолярных легких, повысивших интенсивность газообмена и, как следствие, общий уровень обменных процессов.

Вопрос 4.
Идиоадаптацией называется частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды. В отличие от ароморфоза идиоадаптация существенно не сказывается на общем уровне организации данной биологической группы. Идиоадаптации возникают в результате видоизменения существующих структур. Например, все модификации конечностей у птиц (перепонки между пальцами у водоплавающих, сильные когтистые лапы хищных птиц, мускулистые длинные конечности бегающих птиц — страусов и др.). К идиоадаптациям относятся покровительственная окраска животных, колючки растений, плоская форма тела скатов и камбалы. Многочисленные преобразования пятипалой конечности млекопитающих, дающие возможность выполнять плавательную, лазающую, роющую, хватательную и летательную функции, также представляют собой идиоадаптации. Примерами идиоадаптаций могут служить различные типы клювов у птиц или различные приспособления к опылению и распространению семян у растений.

Вопрос 5.
При переходе к паразитизму большинство организмов, как правило, идет по пути общей дегенерации. Это эволюционное направление, сопровождающееся понижением уровня организации — морфофизиологическим регрессом в результате утраты отдельных органов или систем органов. Общая дегенерация как путь биологического прогресса наблюдается у многих форм организмов. На путь общей дегенерации встают группы живых организмов, переходящие от свободного к прикрепленному или паразитическому образу жизни. У ленточных червей (свиной, бычий цепень) редуцируются органы чувств, пищеварительная система. Взамен у них развиваются различные присоски, прицепки и особенно половая система. у некоторых паразитических ракообразных произошла редукция всех систем органов, кроме половой системы.
У растений-паразитов атрофируются корни, листья. Так у европейской повилики, паразитирующей на крапиве, формируются мелкие семена, из которых развивается крохотный нитевидный проросток без выраженной морфологической дифференцировки. Проросток при наличии растения-хозяина внедряется в его ткани своими присосками, которые скоро достигают проводящей ткани. Проводящие ткани проростка повилики соединяются с проводящей системой хозяина и обеспечивают питание. В силу этого редуцированные и чешуевидные листья повилики лишены хлорофилла и способности к фотосинтезу. У паразитического растения омелы тело находится внутри ветвей или ствола дерева-хозяина (нижняя часть ствола и корни), снаружи видны лишь цветки и плоды.

Разделы: Биология

Класс: 11

Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
  • определять гомологичные и аналогичные органы;
  • продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.

Воспитательные:

  • формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Тип урока: обобщающий.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассуждение, беседа);
  • практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
  • репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
  • частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная беседа;
  • наглядные;
  • работа в группах;
  • практические;
  • словесные.

Оборудование:

  • карточки с заданиями
  • проектор
  • презентация

Структура урока

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.

С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)

Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)

Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:

Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?

1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.

(Биологический прогресс)

Дайте характеристику биологическому прогрессу?

  • высокая численность
  • широкий ареал
  • большое количество подчиненных групп

Вывод: биологический прогресс - это результат успеха в борьбе за существование.

2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах

(Биологический регресс)

Дайте характеристику биологического регресса?

  • уменьшение численности.
  • сокращение ареала.
  • снижение числа систематических групп более низкого ранга.

Вывод: биологический регресс - отсутствие необходимого уровня приспособленности.

3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)

4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами

4.


5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Проверка выполнения заданий

Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.

А. редукция органов зрения у крота

Б. наличие присосок у сосальщика

В. возникновение теплокровности

Г. возникновение четырехкамерного сердца

Д. утрата пищеварительной системы цепнем

Е. уплощенное тело камбалы

2.Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

Примеры

Пути эволюции

1) ячеистые легкие у рептилий

2) голый хвост у бобра

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих

5) отсутствие кровеносной системы у цепней

6) отсутствие потовых желез у собак


1. Укажите признаки общей дегенерации у животных
1) общий подъем организации
2) снижение интенсивности жизнедеятельности
3) понижение уровня организации
4) исчезновение органов пищеварения при паразитизме
5) приспособления частного характера
6) упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

2. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости

3. К ароморфозам относят:
1) образование клубней у картофеля
2) появление семян у голосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у дельфина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление цветка у покрытосеменных
6) образование прицепок у плода череды

1. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.
1) фотосинтез
2) образование семян
3) появление вегетативных органов
4) возникновение цветка и плода
5) возникновение многоклеточности

2. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.
1) образование диффузной нервной системы
2) развитие коры мозга
3) возникновение переднего мозга
4) стволовая нервная система
5) узловая нервная система

3. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
1) Специализация тканей и органов
2) Появление многоклеточности
3) Внутриутробное развитие зародыша
4) Двусторонняя симметрия тела
5) Внутреннее оплодотворение
6) Теплокровность

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6)Продолжительность жизни на взрослой стадии развития у насекомых колеблется от нескольких часов до нескольких десятков лет.

3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы

(1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н.Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки

Пояснение

3. Биологический прогресс достигается: ароморфозом, идиоадаптацией, общей дегенерацией.
5. Идиоадаптация - это частные приспособления к условиям среды.
6. Редукция конечностей у гадюки - это идиоадаптация.

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Пояснение

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.

2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.

5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

3. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.


Пояснение

1) Идиоадаптация - одно из главных направлений эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

2) Возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

3) Пример идиоадаптации:

  • это формирование разнообразной формы тела у рыб;
  • приспособление цветка к опылению пчелами, или ветром;
  • появление ластообразной конечности у китов.

Мы повторили пути биологического прогресса, каковы же причины биологического регресса? (Абиотические факторы, деятельность человека)

Вывод: Биологический прогресс и пути его достижения способствуют процветанию вида, биологический регресс приводит к сокращению биологического разнообразия и нарушению равновесия в природе.

  1. Из чего складывается весь процесс эволюции?
  2. Что является главной движущей силой эволюционного процесса?
  3. Можно ли запрограммировать естественный отбор?
  4. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс?

Вывод: эволюция незапрограммированный процесс, она достигается процессами микроэволюции и макроэволюции, в основе которых действуют одни и те же механизмы: изменчивость борьба за существование, естественный отбор и главный результат этих процессов увеличение живых организмов и их усложнение.

Кураторы команд сдают листы самоконтроля учителю, на основании которых выставляются оценки за урок.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (помещают туда разноцветные стикеры)

  • На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

6. Домашнее задание

  1. Повторить все понятия данной темы, подготовиться к контрольной работе.
  2. Творческое задание. Найти в дополнительной литературе примеры животных территории Советского района находящихся в состоянии биологического регресса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Инфекционные заболевания

1. Признак животного