Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.
Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки. ИЛИ Ответ неправильный
Каждая компания и ее владельцы стремятся вытеснить из рынка конкурентов, быть во всем лучше, быть первыми… Но сама конкуренция является только двигателем прогресса. Благодаря ей, ваша компания будет предоставлять более качественный товар, и в то же время конкурирующая фирма будет стремиться к совершенству. Это вызывает спрос на рынке, улучшает общее качество товаров и услуг, которые могут быть предложены потенциальному покупателю. Так что такое конкуренция? В чем ее недостатки и преимущества?
Понятие конкуренции и ее разновидности
Конкуренция – это соперничество между организациями на рынке. Само слово переводится с латинского языка как борьба за преимущество в какой-либо сфере взаимоотношений. Термин начал использоваться еще в древнем мире и именно тогда и появились основы экономической конкуренции.
Сегодня под конкуренцией в экономике подразумевают соперничество предприятий за возможность реализации своих товаров по более выгодным ценам, привлечение большего количества клиентов и соответственно увеличение прибыли.
Конкуренция помогает регулировать производство, рынок товаров и услуг, расширять предложение для клиентов. Из-за того, что основой рынковых отношений между предприятиями является борьба за выживание, то благодаря конкуренции в определенной сфере остаются только лидеры и профессионалы, которые готовы совершенствоваться.
В то же время, как раз из-за того, что каждая компания стремится получать большую прибыль при минимальных расходах, процветает недобросовестная конкуренция. Отношения между предприятиями регулируются законами, а их придерживание контролируются Антимонопольным комитетом.
Преимущества и недостатки конкуренции на рынке
Современная конкуренция бывает совершенная и несовершенная. Первый вариант является правильным и важным фактором для развития предприятий. Конкуренция имеет как преимущества, так и недостатки.
Плюсами конкуренции являются:
- Благодаря борьбе за покупателей рынок может предложить большее разнообразие услуг и товаров высокого качества.
- В условиях конкуренции у потребителя не будет дефицита определенного товара.
- Только в совершенной конкуренции можно увидеть свободу предпринимательства и реальное наличие выбора у покупателя.
- Отсутствует неоправданный рост цен на товары, потому что каждый потребитель будет выбирать меньшую стоимость.
- Растет эффективность самого рынка услуг и товаров.
- Развивается научно-технический прогресс, потому что каждое предприятие старается быть лидером на рынке, предложить новинку.
Но есть и существенные минусы, которые приносят убытки всем участникам рынковых взаимоотношений – рынку, предпринимателю и потребителю.
Если не контролировать совершенную конкуренцию, то со временем она превратится в несовершенную – одно предприятие может полностью подчинить себе всю сферу производства и реализации определенного вида товаров или услуг. Это закончиться тем, что организация остановит свое развитие, будет предъявлять завышенные цены и сможет полностью контролировать спрос у покупателей.
В условиях чрезмерной конкуренции в одной сфере услуг или товаров может быть слишком много компаний, поэтому появляется перепроизводство – производители выпустили на рынок слишком больше количество товара, который в несколько раз превышает спрос. Чтобы реализовать его предприятиям придется уменьшать стоимость и терпеть убытки. В результате многие фирмы не выдерживают финансовую нагрузку и станут банкротами.
Существует несколько видов конкуренции, которые можно рассматривать из разных сторон. По типам взаимодействия есть недобросовестная и совершенная конкуренция, о которой уже было сказано.
По масштабу развития и территориальному показателю различают:
- Индивидуальную – предприниматель развивается вне зависимости от успехов других компаний, он пытается стать лучше для себя и для целевой аудитории, не стремясь быть лидером в сфере.
- Местная – несколько компаний на одной небольшой территории (городе, районе, регионе) соперничают одна с одной.
- Отраслевая – соперничество за доминирование в определенной отрасли. Тут конкурентами являются похожие фирмы, которые производят один и тот же товар.
- Межотраслевая – вид борьбы, при котором фирмы соперничают в разных сферах, которые ориентированы на удовлетворения одной потребности человека. К примеру, желание получать новую информацию может удовлетворятся как с помощью Интернета, так и радио, телевидением, газетами.
- Национальная – борьба на всем рынке одной страны.
- Глобальная – это высшая степень лидерства над всем мировым рынком определенных товаров или услуг. Если компания уже вышла на международный рынок, то это означает, что она может предложить гораздо больше услуг высокого качества по доступной цене, чем внутренние фирмы.
От того, насколько правильно вы определите своих конкурентов и разработаете стратегию борьбы, зависит востребованность вашей фирмы потребителями. Нужно понимать, что не все фирмы, которые предоставляют подобные услуги или продают такой же товар, является вашими конкурентами.
Стратегия борьбы должна быть ориентирована именно на прямых, а не косвенных конкурентов. Определить их можно по таким показателям:
- Другая фирма лидирует и опережает вас по количеству продаж и клиентов. Проще всего это определить, если у вас есть интернет-магазин, тогда с помощью специальных программ можно сравнить два сайта и увидеть, у кого конверсия лучше.
- Прямые конкуренты – это та компания, которая предлагает аналогичные услуги или товары на вашем географическом участке. Если вы продаете кондиционеры в городе Винница, то конкурентами будут лидирующие фирмы с такими же товарами в том же городе.
- Определить конкурентов можно также на тематических семинарах, конференциях, форумах. Лидеры на рынке обычно берут участие в подобных мероприятиях, потому что это помогает установить связи.
- Специальные онлайн-программы могут анализировать позиции сайта в Google и Яндекс. Естественно, что те ресурсы, которые находятся на первой странице поисковой системы пользуются большим спросом среди клиентов.
- Сайты с отзывами и тематические онлайн-форумы также отражают мнения клиентов, советы по выбору лучшей компании.
Прямые конкуренты – это те компании, которые “забирают” у вас клиентов, но вместе с этим, их существование имеет свои преимущества. Благодаря тому, что на рынке есть фирма-лидер, вы стремитесь развиваться и совершенствоваться.
Как определить конкурента?
Существует несколько видов конкуренции в экономике. Каждый из них представлен на современном рынке и имеет как свои недостатки, так и преимущества. В основном, различают совершенную конкуренцию и недобросовестную. В первом случае, имеется в виду такая система взаимодействия двух компаний, которая предполагает правильные способы борьбы, развития, а продавцы не могут влиять на стоимость товаров, вместо этого просто улучшают предложение для клиентов. Чистая или здоровая конкуренция – это идеализированное состояние рынка.
Второй же случай, к сожалению, встречается намного чаще. Недобросовестная конкуренция – это такой способ рынковых отношений, при которых одна или несколько компаний нарушают общие нормы поведения, принятые законы страны, нормы морали и справедливости. В результате этого процесса на рынке незаслуженно лидирует компания, которая не может предложить покупателю лучшие услуги, а их конкуренты имеют убытки.
Эти отношения регулируются законами “О защите от недобросовестной конкуренции”. Там описаны основные факторы этого процесса, а также наказания – штрафы разного размера.
Как бороться с конкурентами в торговле?
Этот вопрос ставят перед собой практически все владельцы компаний, которые стремятся развиваться. Но как бы не было сложно лидировать в одной области, ответ на этот вопрос довольно простой. Нужно постоянно развиваться, следить за тенденциями техники и технологий производства, новинками рекламы, особенностями рынка сбыта, изучать психологию потребителей, ориентироваться на целевую аудиторию, предлагать лучшую цену… Чтобы эффективно соперничать с конкурентами нужно просто быть лучше них.
Конкуренция
К негативным биотическим факторам относят: конкуренцию, хищничество и паразитизм.
Конкуренция – это борьба особей за необходимые им ресурсы.
Различают: внутривидовую и межвидовую конкуренцию.
Потребности особей оного вида сходны (почти одинаковые), поэтому внутривидовая конкуренция протекает жестче. Животные чаще всего конкурируют друг с другом за пищевые ресурсы, а растения за свет и воду.
Чем более успешен один из конкурентов, тем меньше необходимого ресурса (пищи, воды или света) достается другому. Типичные пищевые конкуренты – это гепарды и львы, ослы и лошади, песцы и совы (рис. 1). Также, с позиций экологии, человек конкурирует за урожай с вредителями.
Рис. 1. Пары пищевых конкурентов. Слева направо: гепард-лев, осел-лошадь, полярная сова-песец
Помимо пищи, объектом конкуренции служат укрытия и убежища (норы, пещеры, дупла).
Особи одного вида, кроме этого, конкурируют за брачных партнеров.
Растения конкурируют друг с другом за освещенность, влагу и питательные вещества в почве (см. видео).
В борьбе за свет растения становятся выше и крупнее, в борьбе за влагу и питательные вещества растения физически вытесняют конкурентов с берегов водоемов и плодородных почв или при помощи развитой корневой системы, наперегонки поглощают грунтовые воды и растворенные в них питательные вещества. Растения, которые не смогли получить доступ к необходимым ресурсам (пробиться к свету, воде и питательным веществам), погибают (см. видео).
Существую и менее очевидные формы конкуренции у растений, например борьба за опыление. Стремясь привлечь как можно больше разных опылителей и обеспечить точность переноса пыльцы, растения соревнуются в яркости и заметности цветков, привлекательности запахов.
Конкуренция существует и в микромире: бактерии и грибы борются за питательные субстраты и удобные местообитания. Оружием в этой войне являются химические вещества – антибиотики. Некоторые антибиотики активно используются человеком (Источник).
Хищничество
Хищничество – это негативный биотический фактор, в результате которого одни особи – жертвы – поедаются другими особями – хищниками. В результате успешной охоты жертвы погибают. При увеличении количества хищников, как правило, численность жертв уменьшается. К хищникам относят консументов всех порядков, начиная со второго, то есть всех, кроме травоядных животных (см. видео).
Паразитизм
Паразитизм – это длительное сожительство организмов двух разных видов, при котором один из них живет за счет другого, принося ему вред.
Как правило, организм-паразит многократно меньше организма-хозяина и живет внутри или на поверхности его тела. При этом хозяин остается живым (рис. 2).
Рис. 2. Примеры паразитизма: чумная палочка (слева) и трихинеллы (справа) в организме хозяев
Паразиты наносят хозяевам вред разной степени тяжести. Некоторые простейшие микроорганизмы и черви могут жить, практически не вредя своему хозяину (и даже защищая его от других паразитов). В тоже время ряд болезнетворных бактерий, например чумная палочка или черви трихинеллы, достаточно быстро убивают хозяина.
В процессе эволюции обычно происходит взаимная адаптация паразита и хозяина друг к другу. Чем меньше вреда приносит паразит, тем дольше развивались эти отношения, и наоборот, появление нового паразита чаще всего приводит к гибели хозяина, что, в свою очередь. губит самого паразита, для которого организм хозяина – окружающая среда. В связи с эти можно вспомнить эпидемию чумы, бушевавшую в Европе.
Иногда смерть хозяина – необходимое условие для размножения и дальнейшего распространения паразита, но обычно это касается новых или промежуточных хозяев (вспомним тему Ленточные черви 7 класса Источник).
Обычно при увеличении численности организмов-хозяев резко увеличивается численность паразитов. Напротив, численность организмов-хозяев снижается при увеличении численности паразитов. Таким образом, паразиты регулируют численность популяции хозяев и снижают их давление на окружающую среду.
Аменсализм
Еще одним негативным фактором является аменсализм – это направленное создание неблагоприятных условий для видов конкурентов, хищников и паразитов. Наиболее распространен аменсализм среди растений и микроорганизмов. Такие особи выделяют в среду ядовитые вещества – антибиотики, угнетающие деятельность других видов (Источник). При этом антибиотик безвреден для производящего его организма, но опасен для его конкурентов.
Таким образом, вы познакомились с факторами, связанными с негативным воздействием живых организмов друг на друга.
Список литературы
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник)
- Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник)
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник)
- В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник)
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Чем биотические факторы отличаются от абиотических факторов? Приведите примеры биотических и абиотических факторов.
- Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции вам известны? Приведите примеры.
- Каково значение межвидовой конкуренции в формировании сообществ живых организмов?
- Каковы последствия внутривидовой конкуренции?
- Что общего у хищничества и паразитизма? Чем они отличаются?
- Что такое аменсализм? Приведите примеры.
- Почему виды со сходным образом жизни могут жить в пределах одного ареала?
- Какие паразиты человека вам известны? Какова роль паразитов в природе?
- Как человек может практически использовать знания о негативном влиянии одних организмов на другие?
- Обсудите с друзьями и родными, как могла происходить эволюция разных типов негативного взаимодействия живых организмов.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Читайте также:
Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.