Чем отличается питание сапротрофных организмов от паразитических


Все организмы на земле выполняют какие-либо функции, приносящие пользу или вред окружающей среде. Например, некоторые грибы пополняют свои запасы, уничтожая мертвые останки, а другие питаются за счет живых организмов.

Значение грибов в природе

Питательные вещества, разложенные грибами, в дальнейшем усваиваются другими растениями. Шляпочными видами питаются живые существа (животные и насекомые). Существуют и такие грибы, которые специально выращивают искусственным путем. Это шампиньоны и вешенки. Плесневелые грибы (аспергилл, пенициллы) используют для получения антибиотиков и даже твердых сыров. Спорынья (образующийся на злаковых культурах) применяется для борьбы со злокачественными опухолями.

Многие паразитические грибы причиняют вред живым организмам и растениям, вызывая заболевания. Немалый ущерб наносится древесине. Не рекомендуется использовать для деревянных построек зараженный строительный материал. Поскольку грибная культура может вызвать смертельное отравление, специалисты советуют относиться к ее сбору с большой осторожностью.

Особенности грибов паразитов (видео)

Грибы-симбионты

Симбиоз – сожительство различных организмов, при котором оба получают пользу. Грибы-симбионты участвуют в формировании двух симбиозов:

  • лишайники, образованные в результате взаимодействия с водорослями и бактериями;
  • микориза – с корневой системой растений.

Грибы, оплетая мелкие корни растительных организмов, питаются органическими веществами, входящими в их состав. Такие действия не наносят вред растениям, а способствуют впитыванию из почвы полезных веществ (азот, фосфор, микроэлементы) и воды.


Обычно шляпочные грибы относят к смешанному типу питания, которые могут получать органические вещества, как из растительных корней, так и перегноя.

  • Подосиновик. Взаимодействует с осинами, дубами, ивами и тополями. Бурая шляпка в форме полушария имеет красноватый или оранжевый оттенок. Отделить слой кожицы без мякоти невозможно. Высота серой ножки до 18 см. Плодовое тело мясистое и плотное. Молодые особи упругие, а старые становятся рыхлыми. На изломе белая мякоть с течением времени синеет, а затем чернеет. Не обладает выраженным ароматом.
  • Подберезовик. Произрастает возле березовых корней. В течение жизни шляпка гриба из сферической формы превращается в плоскую, напоминающую подушку. При повышенной влажности на ощупь становится липкой. Мякоть белого цвета плотной структуры в месте среза окисляется. У старых особей становится водянистой и рыхлой. Цилиндрическая ножка покрытая темно-серыми чешуйками.
  • Масленок и рыжик. Селятся под хвойными породами деревьев. Маслята характеризуются слизистой кожицей, как будто покрытой маслом. Шляпки с формой полушария, достигающие 16 см в диаметре, окрашены в спектр цветов от коричнево-шоколадного до желто-бурого. По мере взросления форма распрямляется, превращаясь в плоскую. Цвет ножки обычно светлее. Мякоть сочная. Для рыжика характерна круглая шляпка с концентрическими окружностями и вдавленным центром. Оранжевая мякоть при соприкосновении с воздухом окисляется, приобретая зеленоватый оттенок.

Если уничтожить дерево-хозяина, то исчезнут и грибы, произрастающие под ними.


Грибы-сапрофиты

Сапротрофные организмы (редуценты, сапрофиты) питаются органическими соединениями, полученными в результате разрушения погибших животных и растений.

К сапрофитам относятся множество крупных грибов, состоящих из большого количества легких спор, позволяющих без усилий распространяться на другие источники питания.

Данная популяция грибов предпочитает селиться на остатках растительного происхождения:

  • опавшая хвоя, листва;
  • перья и рога;
  • веточки;
  • шишки;
  • стебли однолетних трав;
  • пни.

Из мертвых источников сапрофиты вытягивают питательные элементы. В зависимости от субстрата вырастают определенные виды грибов.


Поскольку все живые организмы имеют начало и конец, сапрофиты занимают немаловажную роль в круговороте веществ, уничтожая природную биомассу, состоящую из моноорганических веществ. К съедобным грибам относят:

Среди сапротрофных организмов есть и непригодные в пищу, которые представляют опасность для жизни человека.

Чем опасны грибы для человека (видео)

Грибы – паразиты

В отличие от грибов, выполняющих полезную деятельность, паразитирующие организмы не приносят пользы растению-хозяину, а разрушают его еще при жизни. Заражение дерева происходит через поврежденную кору. Споры грибов, перемещаемы с потоком воздуха, проникают через оголившиеся места и поселяются на древесине.

Во избежание заражения плодовых деревьев, необходимо своевременно предпринимать профилактические меры: полив в летние месяцы, укрытие на зиму, изоляция ранок при помощи садового вара. В случае появления паразитирующего нароста на стволе, дерево рекомендуется уничтожить, лучше сжечь.


Паразитирующие грибы бывают однолетниками и многолетниками, способными прожить до 25 лет. Различные виды особей отличаются друг от друга окрасом, формой, структурой, размером и продолжительностью жизни. По форме плодовые тела бывают полусферическими или шляпочными, а также схожими с копытом либо острием пики. Встречаются и бесформенные наросты в виде выпуклых или слоистых тел. Многолетники способны набирать до 10 кг веса и вырастать до размеров одного метра. Цветовой спектр паразитов также разнообразен. Структура тела бывает подобна древесине, либо мягкой коже.

Расселяясь на живых растениях, грибы питаются органическими веществами живых клеток хозяина. В результате дереву наносится огромный урон. Поселившись на сельскохозяйственных культурах, они приводят к образованию опасных болезней и уменьшают урожай.

Некоторые паразиты умеют хорошо приспосабливаться к хозяину, в начальной стадии стимулируя его развитие. Они питаются за счет образованных наростов, не развивая мицелии внутри дерева.


Шляпочные грибы обычно относятся к сапротрофам. Реже встречаются паразиты, например, опенок. Вступая в симбиоз с корневой системой, грибы пронизывают ее микоризами, оплетающие корневые отростки.

Наличие кольца на ножке опенка легло в название гриба. Предпочитает расти большими колониями. Его солят, жарят, маринуют. Ценится за большое содержание минеральных веществ. Всего в 100 гр продукта находится суточная потребность организма в данных элементах.

Поскольку опята вызывают гниль дерева, они являются опасными паразитами. Черные шнурки грибницы проникают сквозь кору и, выделяя токсичные вещества, поражают древесину. В результате за 1-3 года может погибнуть молодое деревце. Старый экземпляр погибает через 10 лет. После того как на дереве поселяется гриб, его рост замедляется. Защитные вещества, которые вырабатывает дерево, не могут остановить процесс, а лишь только замедлить.

Грибом-паразитом, питающиймся соком дерева, является трутовик. Существует несколько разновидностей данной популяции. Хотя ядовитых представителей очень мало, в основном их используют в кулинарии из-за твердого тела. Некоторые виды считаются деликатесами. По вкусу серно-желтый трутовик напоминает куриное мясо. В некоторых странах трутовики специально культивируют на фермах.

Принимать в пищу следует молодые экземпляры трутовиков, собранные на лиственных породах. Особи, растущие на хвойных деревьях, грозят легким отравлением. Опытные грибники рекомендуют употреблять в пищу только хорошо известные грибные популяции.


Основные различия между грибами-сапрофитами и паразитами

Неправильно считать, что любые микроорганизмы, которые питаются органической пищей, являются паразитическими. К паразитам причисляют те организмы, которые выживают за счет других. Они могут селиться как внутри какого-либо тела, так и снаружи.

Сапрофиты питаются только останками растений либо животных. К ним относятся почвенные и плесневые грибы, а также плесневые бактерии. Таким образом, основные отличия между сапрофитами и паразитами заключается в нескольких особенностях:

  1. Метод существования и характер питания организмов: паразитические особи питаются за счет органических структур живого хозяина; сапрофиты живут на мертвых растительных телах.
  2. В отличие от паразитов, сапрофиты обычно не причиняют вред человеческому организму.
  3. Средой обитания для сапрофитов могут быть как живые, так и неживые структуры. Паразиты живут только в живом организме.

В некоторых случаях грибы из паразитов превращаются в сапрофитов, которые первоначально селятся на живых растениях, а после их гибели продолжают жить, питаясь мертвой древесиной. Такие грибы называются симбионтами.

Интересные факты о грибах (видео)

Грибы не обходят ни одно растительное сообщество, принимая участие в их жизни. Они тесно с ними сотрудничают, обеспечивая минерализацию органических элементов, а также активно участвуют в круговороте веществ в природе.

Разделы: Биология

Двадцатипятилетний опыт работы учителем биологии привел меня к следующим выводам, которыми я руководствуюсь в своей повседневной работе.

  1. Только тщательно продуманный и спланированный урок, начиная с приветствия учителя и заканчивая тем, какое домашнее задание будет задано учащимся, позволит учителю достигнуть поставленных целей.
  2. Не давать ученикам все в готовом виде: прослушай, прочитай, запомни и отвечай. При таком учении мышление не развивается.
  3. Мало дать хорошую информацию, надо научить детей пользоваться полученными знаниями.
  4. Сколько времени учитель тратит на объяснение нового материала, столько же времени он должен потратить на освоение, закрепление и контроль знаний.
  5. Процесс накопления и закрепления знаний должен быть непрерывным. Закрепление нового материала должно проходить интенсивно, в сжатые сроки.
  6. Только творчество учителя порождает творчество учеников.
  7. Создавать на уроке положительную эмоциональную атмосферу. В такой атмосфере дети меньше устают.

Хочу поделиться опытом изучения темы “ Прокариоты. Бактерии.” в 10-м профильном классе.

Мои учащиеся обучаются в сельской школе, многие будут сдавать ЕГЭ по биологии. Поэтому свою работу я планирую с учетом этих особенностей.

Изучение темы “Прокариоты. Бактерии.” (да и других тем), я выстраиваю следующим образом:

– это урок – практикум. Работа с КИМ по теме “ Прокариоты. Бактерии.” из методических пособий по подготовке к ЕГЭ издательств “Интеллект-Центр”, “Просвещение”, “Экзамен” за 2201-2008г.

Второй урок начинается с проверки знаний в игровой форме.

  1. Игра называется “Гонка за лидером”. Вызываются 2 ученика. Учитель зачитывает подготовленные им короткие фразы, определения. Учащиеся должны их закончить сразу через 2 секунды, не тратя время на раздумья.
  • Самые древнейшие на земле организмы являются___________(доядерными).
  • Доядерные организмы объединяются в царство____(Дробянки).
  • Прокариоты не имеют оформленного____(ядра).
  • Вместо ядра у прокариот в центре располагается___(кольцевая хромосома).
  • Клеточная мембрана бактерий образует впячивания внутри клетки_____(мезосомы).
  • Поверх плазматической мембраны у бактерий располагается оболочка из углевода____(муреина).
  • В клетках прокариот встречаются следующие органоиды_____(только рибосомы).
  • Бактерии, не использующие в энергетическом кислород называются____(анаэробы).
  • При неблагоприятных условиях бактерии образуют____(споры).
  • Как переводится словосочетание “патогенные бактерии”_____(болезнетворные).
  1. Учащиеся всегда с удовольствием играют в эту игру. И хотя в ней участвуют только 2 уч-ся, остальные на местах проговаривают про себя ответы.

Учитель предлагает ученикам перейти к листам самоконтроля. Листы самоконтроля они получили от учителя на первом уроке после ознакомления с теоретическим материалом по прокариотам. Это было домашним заданием подготовиться отвечать по листам самоконтроля. Одно из главных требований к листам самоконтроля: ответы должны быть четкими, продуманными, аргументированными.

Назначаются два “консультанта” (из наиболее сильных учащихся, они помогут учителю “оценить” ответы одноклассников.

  • Какие организмы называют автотрофными, гетеротрофными, симбиотическими?
  • В чем различие фототрофных и хемотрофных организмов по способу питания?
  • Чем отличается питание сапротрофных организмов от паразитических?
  • Какие организмы не имеют сформированного ядра в клетке?
  • Как и насколько интенсивно размножаются бактерии?
  • В чем заключается пастеризация и стерилизация как меря борьбы с бактериями? Что такое антибиотики?
  • Чем отличается процесс аэробного дыхания от анаэробного?
  • Какова роль гнилостных бактерий в природе и хозяйстве человека?
  • При каких условиях бактерии гниения не наносят вреда?
  • Для чего квасят и маринуют фрукты, овощи, готовят силос?
  • Что такое симбиоз?
  • Каким образом клубеньковые бактерии переводят азот воздуха в доступные для растений соединения?
  1. Учитель предлагает учащимся перейти к работе с обучающей картой. Учащиеся работают самостоятельно.
  1. Каково строение тела бактерии?
    а) Многоклеточное; б) одноклеточное; в) колониальное.
  2. Какую форму клетки имеет холерный вибрион?
    а) шаровидную, б) палочковидную, в) извитую
  3. Какие органеллы содержатся в клетках бактерий?
    а) рибосомы; б) митохондрии; в) пластиды.
  4. Какими по способу питания являются гнилостные бактерии?
    а) автотрофными; б) симбиотическими; в) гетеротрофными.
  5. Какие бактерии являются автотрофными?
    а) паразитические; б) серобактерии; в) клубеньковые.
  6. К какому типу размножения относится конъюгация у бактерий?
    а) половое; б) бесполое; в) вегетативное.
  7. Что образуют бактерии для перенесения неблагоприятных условий среды?
    а) цисты; б) споры; в) клубеньки.
  8. Чем по типу организации является бактериальная клетка?
    а) прокариотической; б) зукариотической.
  9. Что проводится для уничтожения патогенных бактерий?
    а) консервирование; б) охлаждение; в) дезинфекция.
  10. Какие бактерии используют кислород для дыхания?
    а) анаэробные; б) аэробные.

Ответы к обучающей карте: 1- б, в; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – б.

“Консультанты” озвучивают правильные ответы к обучающей карте, ученики красными маркерами отмечают количество правильных ответов в своей обучающей карте.

  1. Последнее испытание для учащихся. Учитель предлагает им поработать с контрольными картами (тестовые задания более сложные).
  1. Какое дыхание характерно для бактерий брожения?
    а) кислородное; б) бескислородное.
  2. Какие бактерии выполняют роль санитаров?
    а) железобактерии; б) бактерии гниения; в) уксуснокислого брожения; г) серобактерии.
  3. Какие бактерии являются гетеротрофными?
    а) нитрифицирующие; б) серобактерии; в) бактерии брожения; г) железобактерии.
  4. Какие бактерии используются для жизнедеятельности энергию химических связей неорганических веществ?
    а) клубеньковые бактерии; б) паразитические; в) сапротрофные; г) хемотрофные; д) фототрофные.
  5. Какие бактерии вызывают заболевания?
    а) паразитические; б) бактерии гниения; в) бактерии молочнокислого брожения; г) патогенные.
  6. Какие бактерии имеют шаровидную форму?
    а) бациллы; б) кокки; в) вибрионы; г) спирохеты.
  7. Какие органеллы присутствуют в клетках бактерии?
    а) митохондрии; б) центросомы; в) рибосомы; г) пластиды.
  8. Отсутствие чего характерно для прокариотической клетки?
    а) клеточной мембраны; б) обособленного ядра; в) комплекса Гольджи; г) клеточной стенки.
  9. Что используют почвенные бактерии для передвижения?
    а) реснички; б) жгутики; в) выделение слизи; г) газовые вакуоли.
  10. На каком пути эволюционного развития находятся бактерии в настоящее время?
    а) биологического прогресса; б) биологического регресса; в) дегенерации.

Ответы к контрольной карте: 1) б; 2) б; 3) в; 4) г; 5) а, г; 6) б; 7) в; 8) б, в; 9) г; 10) а.

Учащиеся сами подсчитывают количество правильных ответов, выясняют не совсем понятные для них вопросы.

Цель, поставленная учителем достигнута, весь класс активно работает, закрепляет полученные знания, умело использует их работе с тестами.

На следующем уроке учитель предложит познакомиться с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по изученной теме. Хорошее теоретическое усвоение темы позволит им успешно выполнить тестовые задания из методических пособий по ЕГЭ.

Учащиеся получают домашнее задание: выполнить тесты с выбором нескольких правильных ответов.

  1. Генетический аппарат бактерий представлен:
    а) белковыми молекулами;
    б) кольцевой молекулой ДНК;
    в) РНК;
    г) липидными молекулами;
    д) полисахаридами.
  2. Нуклеоид – это:
    а) мономер нуклеиновой кислоты;
    б) генетический аппарат бактерий;
    в) кольцевая молекула ДНК;
    г) ДНК, связанная с белками-гистонами;
    д) ДНК, не связанная с белками-гистонами.
  3. Клетка бактерий имеет органоиды:
    а) митохондрии;
    б) комплекс Гольджи;
    в) эндоплазматическая сеть;
    г) рибосомы;
    д) центросому.
  4. Мезосомы бактерий выполняют функции:
    а) органоидов движения;
    б) митохондрий;
    в) эндоплазматическая сеть;
    г) комплекса Гольджи;
    д) размножения.
  5. Коньюгация бактерий – это:
    а) половое размножение;
    б) половой процесс;
    в) обмен участками ДНК;
    г) бесполое размножение;
    д) множественное деление.
  6. Болезнетворными являются бактерии:
    а) холерные;
    б) молочнокислые;
    в) дифтерийные;
    г) туберкулезные;
    д) клубеньковые.
  7. Способы борьбы с болезнетворными бактериями:
    а) стерилизация хирургических инструментов;
    б) дезинфекция помещений и одежды больных;
    в) соблюдение гигиенических правил;
    г) чистота продуктов питания;
    д) контроль за качеством питьевой воды.

Правильные ответы: 1 – б; 2 – б, в, д; 3 – г; 4 – б, в, г; 5 – б, в; 6 – а, в, г; 7 – а, б, в, г, д.

  1. Биология. Учебное пособие для учащихся средних школ, поступающие в высшие учебные заведения. 1995 г. Ижевск.
  2. Биология для абитуриентов. Р.Г. Заяц. И.В. Рачковская. Минск 2002 г.
  3. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Москва. 1991 г.
  4. Общая биология. Готовимся к ЕГЭ. Дрофа. 2004 г.


Ответ

ПАРАЗ˜ИТЫ (от греч. parasitos — нахлебник, тунеядец) , организмы, питающиеся за счет других организмов (называемых хозяевами) и большей частью наносящие им вред. Паразитов разделяют на облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных) , временных (паразиты нападают на хозяев только для питания) и стационарных (связаны с хозяевами большую часть жизни) ; эктопаразиты живут на теле хозяина, эндопаразиты — в теле хозяина. Часто жизненный цикл паразитов чрезвычайно сложен и связан не с одним, а с несколькими хозяевами, иногда далекими друг от друга в систематическом отношении.

САПРОФ˜ИТЫ (от греч. sapros — гнилой и phyton — растение) — растения, грибы и бактерии, питающиеся органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых. По типу питания являются гетеротрофами. Разлагают трупы и выделения животных, растительные остатки до воды, двуокиси углерода, аммиака и других неорганических соединений; по этой причине вместе с автотрофными организмами играют важную роль в круговороте веществ в природе. Встречаются главным образом среди бактерий, актиномицетов и грибов. Среди водорослей типичные сапрофиты — политома (семейство хламидомонадовых) , прототека (семейство протококковых) и др. Некоторые могут паразитировать на живых организмах, а ряд фотосинтезирующих организмов (например, из зеленых водорослей) может питаться и сапрофитно. Сюда нередко относят цветковые растения из семейства грушанковых, орхидных, бурманниевых и др. , которые правильнее считать микотрофными паразитическими растениями (они получают питательные вещества из почвы при посредстве микоризного гриба) ; вместе с тем они осуществляют и фотосинтез.


Отличие сапротрофов от паразитов

В чем различие между сапрофитами и паразитами?

Отличие сапрофитных организмов от паразитических заключается в том, что сапрофиты питаются мертвой органикой, а паразиты используют для питания ткани и соки живых организмов.

Представители царства грибов занимают особое место сред всех живых организмов. Они сочетают в себе свойства растений и животных и могут существовать самостоятельно или питаться за счет других существ. Чтобы разобраться, в чем различие между грибами сапрофитами и паразитами, необходимо рассмотреть особенности жизнедеятельности этих организмов подробнее.


Типы питания живых организмов

По способу добычи биологических соединений выделяют 2 типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы – это существа, которые сами способны производить органические соединения из минеральных. Другое называние этой группы – продуценты.

Различают 2 вида автотрофов:

  • фототрофы, строящие свои клетки с помощью энергии солнечного света;
  • хемотрофы, использующие химические соединения (сера, железо, сероводород, метан).

В первую группу попадают растения, во вторую – сообщества прокариот. Некоторых бактерий относят к категории миксотрофов, так как они используют энергию света, а в темноте питаются готовыми органическими соединениями.

Гетеротрофы – это существа, которые не могут самостоятельно производить необходимые соединения из минеральных и нуждаются в поступлении пищи извне. К этой группе относят:

Гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов. Сапротрофы получают питание при разрушении экскрементов, падали, останков растений. Другое название этой категории существ – сапрофиты.

Биотрофы получают необходимые соединения за счет живых существ, уничтожая их сразу или длительно паразитируя. К этой группе относятся:

  • зоофаги – питаются животными;
  • фитофаги – используют в качестве пищи растений;
  • бактерии.

Автотрофы и гетеротрофы

Формы взаимодействия живых существ

Чтобы разобраться, кто же такие сапрофиты и паразиты, следует напомнить, что любое взаимоотношение между организмами может быть описано термином симбиоз. Выделяют несколько форм такого взаимодействия:

Будьте осторожны

По статистике более 1 миллиарда человек заражено паразитами. Вы даже можете не подозревать, что стали жертвой паразитов.

Определить наличие паразитов в организме легко по одному симптому — неприятному запаху изо рта. Спросите близких, пахнет ли у вас изо рта утром (до того, как почистите зубы). Если да, то с вероятностью 99% вы заражены паразитами.

Заражение паразитами приводит к неврозам, быстрой утомляемости, резкими перепадами настроениями, в дальнейшим начинаются и более серьезные заболевания.

У мужчин паразиты вызывают: простатит, импотенцию, аденому, цистит, песок, камни в почках и мочевом пузыре.

У женщин: боли и воспаление яичников. Развиваются фиброма, миома, фиброзно-кистозная мастопатия, воспаление надпочечников, мочевого пузыря и почек. А так же сердечные и раковые заболевания.

Сразу хотим предупредить, что не нужно бежать в аптеку и скупать дорогущие лекарства, которые, по словам фармацевтов, вытравят всех паразитов. Большинство лекарств крайне неэффективны, кроме того они наносят огромный вред организму.

Что же делать? Для начала советуем почитать статью с главного института паразитологии Российской Федерации. В данной статье раскрывается метод, с помощью которого можно почистить свой организм от паразитов без вреда для организма. Читать статью >>>

  1. Облигатный симбиоз – в естественных условиях обитания виды не могут существовать отдельно. Пример: симбиотические отношения водоросли, дрожжевого гриба и хламидомонады.
  2. Факультативный симбиоз. Явление описывает взаимовыгодное сосуществование, однако каждый из видов может жить в одиночку (краб и актиния). Известно два примера такого симбиотического сотрудничества. Это лишайник, образованный союзом гриба и водоросли, и микориза – взаимодействие корневой системы лиственного дерева и мицелия.
  3. Комменсализм – это также одна из форм взаимодействия, при которой один из симбионтов имеет определенную выгоду, а другой не получает видимой пользы от взаимодействия.
  4. Паразитизм как явление – это тоже один из вариантов симбиотических отношений, в которых одно их существ использует другое для получения пищи, среды обитания. Другой же участник отношений никаких преимуществ от взаимодействия не получает.

Выделяют категорию облигатных паразитов, обмен веществ которых тесно связан с хозяином. Синтезировать самостоятельно продукты они не могут. Факультативные виды используют хозяина лишь на определенных стадиях жизненного цикла.

Грибы сапротрофы и паразиты

Рассматривая представителей этого царства, человек, далекий от естественных наук, не всегда сможет сказать, в чем именно заключается разница между различными видами.


Грибы сапротрофы и паразиты

Основное различие между грибами сапротрофами и паразитами заключается в том, какой субстрат они используют в качестве источника питания. Этот признак определяет размеры их тела, среду обитания, количество и способ распространения спор.



Эти существа получают энергию из мертвой органической продукции. Сапрофиты освобождают окружающую среду от останков растений, животных, разлагая их с образованием простых неорганических соединений. Они возвращают в почву минеральные соли, которые впоследствии пригодятся растениям.

Такой способ питание привел к тому, что сапрофиты отличаются от паразитов образованием значительного количества спор и более легким их распространением. Они селятся на опавших листьях, ветках, пнях, перьях птиц.

К группе высших сапрофитов относят таких известных представителей царства, как:

  • подберезовики;
  • шампиньоны;
  • сморчки и строчки;
  • мухоморы;
  • навозники.

Среди известных низших родов можно назвать дрожжи, пеницилл. Они нашли свое применение в медицине, пищевой промышленности.

Сапрофиты могут причинять вред. Так грибы рода Мукор, которые образуются на несвежем хлебе, опасны для человека, животных. При попадании в организм они вызывают мукоромикоз.

В отличие от грибов сапрофитов паразиты и забирают у хозяина питательные вещества, и могут привести к его гибели. Они поселяются:

  • на растениях;
  • на животных;
  • на человеке;
  • на других грибах.

Грибы-паразиты

По степени развития, размерам их делят на 2 категории:

  • Микропаразитов. Низшие грибы, размножающиеся непосредственно в теле, клетках хозяина. К ним относятся: слизневик, кандида.
  • Макропаразитов. Они распространяются спорами с одного хозяина на другого. Среди типичных представителей – враги сельскохозяйственных растений: парша, фитофтора, ольпидий капустный, спорынья, головня.

Среди макропаразитов животных и растений известны грибы родов Трихофитон, Эпидермофитон, Микроспория. Они вызывают заразные заболевания.

Также среди грибов встречаются такие виды, которые проявляют себя в качестве сапрофитов и паразитов. Они используют нетипичный для себя субстрат при изменении условий обитания.

Сапрофиты могут питаться за счет хозяина. Так осенние или зимние опята поселяются на мертвых древесных остатках (пнях). Но при распространении грибницы они растут на поврежденных елях, березах осинах. В таком случае грибы начинают паразитировать и ухудшать состояние живого хозяина.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.