Постановление о возбуждении уголовного дела отравление

ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА
Н.Л. ПОТАПОВА
Потапова Н.Л., кафедра криминалистики N 2 СГАП.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия .
--------------------------------
Ст. 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 года N 181-Ф3.
Федеральным законом об основах охраны труда в Российской Федерации установлена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 14). Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона). В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за нарушение правил охраны труда и техники безопасности предусмотрена в двух главах: в главе 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" и в главе 24 "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". В главе "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" этот состав предусмотрен ст. 143 "Нарушение правил охраны труда". Часть 1 ст. 143 УК РФ устанавливает ответственность за "нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил". Здесь же определено наказание за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Часть 2 этой же статьи УК РФ устанавливает более строгую ответственность за то же деяние, если оно повлекло за собой смерть человека.
Как видно из текста ст. 143 УК РФ, каждая из двух ее частей предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, разграничение законодатель проводит в зависимости от характера причиненного вреда. Обе части статьи ссылаются на законодательные акты в области охраны труда, изданные на основе их правила по технике безопасности, нарушение которых и представляет собой при определенных условиях уголовно наказуемое деяние.
Среди нормативных актов и правил по охране труда имеются такие, которые, будучи направлены на дальнейшее облегчение и оздоровление условий труда и обеспечение его безопасности, не создают в случае их нарушения непосредственной угрозы для жизни или здоровья работника, а следовательно, не образуют состава преступления. На некоторых предприятиях горячие цеха литейного, кузнечного и другого профиля не обеспечиваются газированной соленой водой. Невыполнение данного требования не создает опасность для жизни рабочих, а следовательно, не образует состава преступления.
Нарушение может быть признано в одних случаях преступлением, в других - проступком, в зависимости от характера наступивших или могущих наступить последствий, которые в конечном счете определяют степень опасности нарушения и личности нарушителя. То есть если допущенное нарушение не причинило (и не могло причинить) тяжелых последствий, следовательно, это проступок. Н.Ф. Кузнецова различие между преступлением и проступком проводит по объекту посягательства, общественной опасности деяния и по характеру противоправности . Оценку нарушения правил техники безопасности дает прежде всего государственный инспектор по охране труда или специализированной инспекции (Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и др.). Если государственный инспектор расценил содеянное как административное нарушение, он налагает штраф на должностных лиц, виновных в допущенном нарушении, до 100 минимальных окладов. Признав, что виновного следует привлечь к уголовной ответственности, он направляет материалы вместе со своим заключением в прокуратуру. Однако прокурор, не согласившись с заключением, вправе отказать в возбуждении уголовного дела. Анализ практики показывает, что случаи привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 143 УК РФ чрезвычайно редки (по Саратовской области возбуждено уголовных дел в 1999 г. - 9, отказано за отсутствием события или состава преступления по 48 материалам; за пять месяцев 2000 г. возбуждено 5 уголовных дел) . Это объясняется трудностью установить, в каких случаях нарушение, не повлекшее последствий, должно быть признано общественно опасным; когда и какое нарушение могло повлечь за собой несчастный случай с людьми или иные тяжкие последствия.
--------------------------------
Курс советского уголовного права. Т. 1. 1970. С. 170 - 171.
Информационно-методическое письмо "О результатах обобщения практики прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" по Саратовской области.
"Уголовная ответственность, - пишет А. Щедрина, - наступает лишь в случаях злостного нарушения должностным лицом правил охраны труда. Для того чтобы признать злостным нарушение, необходимы: а) неоднократность предупреждения; б) нарушение тех же самых правил охраны труда; в) нахождение рабочих или служащих в опасных для жизни и здоровья условиях и после предупреждения" . Условия наступления уголовной ответственности за нарушение правил техники безопасности ограничивает и Н. Яблоков: "Обычно эта ответственность наступает за злостные нарушения правил техники безопасности (за нарушения, совершаемые неоднократно)" . Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное Правительством РФ от 11 марта 1999 г. N 279, предусматривает только те несчастные случаи, которые вызвали потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть. Следовательно, при квалификации нарушения, посредством которого явилась утрата трудоспособности, следует учитывать и этот критерий.
Постановление Правительства РФ от 11.03.1999 N 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N 5 "О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве". --------------------------------
Щедрина А. Ответственность за нарушения правил охраны труда // Советская юстиция. 1963. N 13. С. 19.
Яблоков Н. Расследование несчастных случаев, связанных с производством. М.: Профиздат, 1965. С. 84.
Как отмечалось выше, уголовная ответственность за преступные посягательства на безопасные условия труда предусмотрена также в главе 24 "Преступления против общественной безопасности". В этой главе содержатся нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ (ст. 216), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218).
Говоря о безопасных условиях труда, мы имеем в виду безопасность жизни и здоровья трудящихся в процессе трудовой деятельности. Как отмечалось выше, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. В практике нередко возникает вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение правил техники безопасности работ, когда последние проводились на основании договора подряда или на основании трудового соглашения.
При решении этого вопроса следует иметь в виду два варианта: первый - когда заказчиком и подрядчиком являются государственные, кооперативные организации, и второй - когда работа выполняется частным лицом. В тех случаях, когда заказчиком и подрядчиком являются организации и предприятия, нет никакого различия в уголовно-правовой оценке нарушений, допущенных лицами, и, следовательно, должна применяться ст. 143 УК РФ. Однако при определении степени вины необходимо брать во внимание условия выполнения договора подряда, то есть на кого (в соответствии с заключенным договором) возлагается ответственность за безопасное выполнение работ (заказчика или подрядчика).
Как показывает практика, при заключении договоров на аренду оборудования указывается лишь, на какой срок арендуется станок, тип и модель этого станка, а также какую сумму арендатор должен выплатить. Вопросы охраны труда, как правило, не оговариваются, а именно: не указывается, кто конкретно должен осуществлять планово-предупредительный ремонт оборудования, следить за соблюдением технологического процесса, кто из сторон должен инструктировать и обучать рабочих при работе на арендуемом оборудовании, обеспечивать средствами коллективной или индивидуальной защиты и т.д. Зачастую именно из-за нерешения этих вопросов происходят несчастные случаи, а следовательно, ставится вопрос: кто виноват - арендатор или арендодатель?
На одном машиностроительном предприятии руководство сдало в аренду шлифовальный станок. Условия аренды оговаривались в договоре, согласно которому арендатор мог работать на станке с 18 час. до 22 час. ежедневно. Следует уточнить, что до 17 час. на том же станке работал рабочий предприятия арендодателя. Рабочие обеих организаций обрабатывали идентичные по своим размерам заготовки. Придя на работу в 18 час. в очередной день, рабочий арендатора включил станок. Не набрав обороты, круг разорвался и отлетевшим осколком в висок травмировал рабочего. В результате проведенного расследования было установлено, что шлифовальный круг лопнул в 16 час. в результате попытки работника предприятия заменить его. Не зная, что на данном станке будут работать, работник ушел домой, не поставив никого в известность о неисправности оборудования, решив, что на следующий день он придет на работу пораньше и заменит круг. Расследованием было также установлено, что рабочий-арендатор не был проинструктирован по технике безопасности, не проверил перед началом работы исправность инструмента и не воспользовался средствами защиты (защитным экраном зоны обработки).
В данном случае налицо нарушение требований охраны труда как со стороны арендодателя, так и со стороны арендатора. Нам представляется, что при заключении договоров (соглашений) на выполнение работ, а также аренду оборудования необходимо конкретно указывать, кто и в каком объеме несет ответственность за соблюдение требований правил техники безопасности.
Если трудящийся не состоит членом коллектива, то налицо не трудовые, а гражданские правоотношения. В число членов коллектива предприятия Н.Г. Александров считает возможным включить надомников, а также сверхштатных работников, труд которых оплачивается за счет "безлюдного" фонда, если они выполняют работу определенного рода, а не задание единолично организуемым трудом .
--------------------------------
Александров Н.Г. Советское трудовое право. М.: Юриздат, 1959. С. 21 - 22.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются безопасные условия труда, регламентированные правилами техники безопасности для данного вида работ и установленные в целях охраны в процессе этих работ жизни и здоровья рабочих.
Не всякое нарушение правил техники безопасности влечет за собой возбуждение уголовного дела. Вопрос о возбуждении уголовного дела должен решаться с учетом характера нарушений и наступивших или могущих наступить последствий. Поэтому, прежде чем возбудить уголовное дело, как правило, необходимо проверить и установить:
- имел ли место сам факт нарушения правил техники безопасности;
- каков характер этих нарушений и какие вредные последствия наступили или могли наступить в результате их совершения;
- каковы причины, которые привели к нарушению правил техники безопасности;
- кто допустил нарушение правил техники безопасности и в силу каких обстоятельств, не было ли в действиях виновного преступного умысла, каково содержание этого умысла.
Каждое из названных выше обстоятельств, в свою очередь, может быть детализировано в зависимости от особенностей каждого конкретного дела. Последовательность выяснения указанных выше обстоятельств также зависит от особенностей каждого дела.
Нередко действия и бездействие должностного лица тесно переплетаются: должностное лицо не только не принимает мер к соблюдению правил охраны труда, но и дает указание производить работу при таких условиях, при которых их производство запрещается. Поэтому необходимо установить как конкретные действия должностного лица, совершенные в нарушение правил техники безопасности, так и обстоятельства, свидетельствующие о проявлении этим лицом бездействия. В большинстве случаев нарушения правил охраны труда являются результатом бездействия должностных лиц. В юридической литературе преступное бездействие определяется как общественно опасный в данных условиях места, времени и обстановки акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и могло выполнить . По делам рассматриваемой категории бездействие выражается в невыполнении должностным лицом правил охраны труда, техники безопасности. Несчастные случаи могут иметь место и вследствие отсутствия надлежащего технического руководства, недостаточного надзора со стороны должностных лиц за производством работ. В результате отдельные рабочие применяют опасные приемы в работе. Полагаю, следует отметить, что на каждом предприятии должен быть разработан перечень опасных работ, при выполнении которых присутствие лица, ответственного за состояние техники безопасности, обязательно. Сюда можно отнести работы по строповке и перемещению негабаритного груза; сварочные работы в закрытых емкостях; работы на высоте и т.д. Считаем, что если в процессе выполнения таких работ происходит несчастный случай, а лицо, ответственное за состояние техники безопасности, отсутствовало на месте производства работ, то такая ситуация является основанием для возбуждения уголовного дела. И только в этом случае, полагаю, можно говорить об отсутствии контроля за выполнением работ со стороны инженерно-технических работников.
--------------------------------
Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступлений. М., 1960. С. 87.
К несчастным случаям приводят также нарушения производственно-технологической дисциплины. Для правильной организации работы любого предприятия нужна по возможности полная регламентация обязанностей участников трудового процесса. Выполнение работающими конкретных обязанностей в производственном процессе составляет сущность производственной дисциплины.
Кроме того, существует определенный режим производства отдельных операций, цикла работ; соблюдение технологии процесса производства составляет предмет технологической дисциплины. Анализ дел о несчастных случаях , явившихся следствием нарушений производственной и технологической дисциплины, показывает, что эти нарушения,


Завести уголовное дело не так-то просто. Гражданин, обращающийся с органы полиции, прокуратуры, должен знать, что такие дела не возникают на пустом месте. Обязательное условие при обращении – доказательства.

Разберемся по порядку, как проходит процедура возбуждения уголовного дела в России.

Содержание статьи:

Порядок возбуждения уголовного дела в РФ – органы и уполномоченные

Гражданин РФ вправе обратиться в полицию и попросить возбудить уголовное дело.

1. Гражданин приходит в отдел полиции города или района с письменным обращением - заявлением , в котором содержится просьба о возбуждении уголовного дела, а также указаны основания для этого действия.

К заявлению можно приложить копии документов, подтверждающих уголовное деяние.

2. Выдача свидетельства-уведомления о принятии заявления

Согласно части 4 статьи 144 УПК лицо, принявшее документ, должно выдать уведомление, где будут указаны его данные, дата и подпись.

3. После подачи заявления работник органа дознания, он же – дознаватель, должен взять у заявителя показания и расспросить все, касательно сложившейся ситуации

Кроме того, могут быть опрошены свидетели, специалист может потребовать представить документы, предметы, которые установят сведения по делу.

Все обстоятельства и характеристика преступления, которые узнает дознаватель, будут изложены на бумаге и заверены подписью работника органа дознания.

4. На следующей стадии все документы подаются следователю или прокурору

Запомните, только прокурор может завести уголовное дело.

В некоторых случаях это право дается следователю или дознавателю, но у этих должностных лиц должно быть письменное согласие со стороны прокурора.

Дело будет заведено, если:

  1. Прокурор обнаружит признаки преступления, просматривая документы.
  2. Следователь самостоятельно обнаружил уголовное деяние, разбирая другие дела. Специалист, как правило, должен с ходатайством обращаться к прокурору и просить его согласие на рассмотрение нового уголовного дела.
  3. Дознавателю необходимо провести неотложные следственные действия, обозначенные в части 1 статьи 157 УПК РФ. Обычно орган дознания так же, как и следователь, обращается с ходатайством к прокурору.
  4. В органы поступило сообщение о преступлении, совершенном публично, в отношении частного лица. Заметьте, что на месте потерпевшего должен быть человек, находящийся в зависимом состоянии, либо не воспользовавшийся своими полными правами на защиту. Как правило, органы не могут медлить и им необходимо провести расследование.

5. Затем прокурор либо возбуждает уголовное дело, направляя его в судебную инстанцию, либо пишет отказ о возбуждении

Заметьте, что ни один другой государственный служащий, кроме прокурора, не может возбудить уголовное дело.

О том, возбудили ли уголовное дело, обратившемуся гражданину обязательно сообщат. Обычно на его указанный адрес направляют письменное решение.

Он зависит от вида данного дела.

1. Дело частного обвинения, предусмотренного статьями 115, 116, 128.1 УК РФ

В этом случае заявитель должен обратиться к мировому судье. Именно он принимает заявление от потерпевшего.

Такие дела, как правило, могут прекратить, если стороны примирятся (ч.2 ст.20УПК РФ).

2. Дело частно-публичного обвинения, описанное в статьях 131,132, 137-139, 145-147, 159-159.6, 160, 165 УК РФ

При рассмотрении таких дел невозможно примирение сторон. Заявление также пишется на имя мирового судьи.

Обвиняемый по таким делам, как правило, понесет наказание (ч.3 ст.20 УПК РФ).

Запомните: если гражданин не может сам защищать свои права по причине зависимости или беспомощности, то дело создается автоматически – в общем порядке.

3. Дела публичного обвинения, указанные в статье 447 УПК РФ

Они рассматриваются так же, как и предыдущие, только с публичной оглаской, если стороны такого захотят.

Возбудить дело может представитель органа дознания, следователь, согласно статье 146 УПК РФ.

Основания для возбуждения уголовного дела по УК РФ

Завести дело нельзя просто так, для этого необходимы веские основания.

Согласно части 2 статьи 140 УПК РФ, прежде всего, прокурор смотрит на данные, которые должны указывать на всевозможные признаки совершенного деяния и подтверждать его. Такие сведения должны отражать внешнюю и внутреннюю сторону преступления, сделанного против законов РФ.

  1. Что является объектом преступления.
  2. Было ли событие общественно опасным и противоправным.
  3. Каким способом было совершено преступление.
  4. Какие средства, орудия, приспособления использовались для воздействия на потерпевшего.
  5. Где было совершено противоправное деяние, в какое время.
  6. Какова личность преступника, известны ли какие-либо факты из биографии подозреваемого. Например, был ли он судим, является ли вменяем.
  7. Каков возраст лица, совершившего преступление. В РФ уголовная ответственность наступает с 14 и 16 лет.
  8. Какова была цель, мотив и умысел преступления.

Также учитывается, имеются ли основания для отказа, перечисленные в статье 24 УПК РФ. Если они отсутствуют, то уголовное дело возбуждается.

Сроки рассмотрения заявлений о возбуждении уголовного дела

Представители органов обязаны принять и рассмотреть любое поступившее сообщение о преступлении в течение 3 дней.

Кроме того, за это время прокурор, либо лицо его заменяющее, должен вынести решение – возбудить уголовное дело и направить его на расследование, либо отказать в возбуждении дела (ч.1 ст. 144 УПК РФ).

Срок рассмотрения вашего обращения может быть продлен до 10 дней, согласно той же статье.

  1. Судебную экспертизу.
  2. Контроль и достоверность документов.
  3. Проверку предметов, орудий убийства и т.п.
  4. Обследование трупа.

Бывает такое, что прокурор увеличивает срок рассмотрения дел до 30 дней. Именно этот период требуется, чтобы провести мероприятия, направленные на розыск и проверку чего-либо или кого-либо (часть 3 ст.144 УПК РФ).

Конечно же, каждое решение будет обоснованным. Если срок рассмотрения вашего обращения увеличат, то об этом вы точно узнаете. Согласно ст.145 УПК РФ в милиции должны сообщать заявителю о решении. Кроме того, вам должны рассказать о праве обжалования вынесенного решения.

Но бывает и так, что обратившийся не уведомлен, хоть и по бумагам в органах написано другое. Прозвоните по телефону, придите лично и попробуйте узнать, на каком этапе застряло ваше дело. Если в ответ вы услышите уклончивые фразы, то стоит написать заявление с жалобой прокурору.

Результаты рассмотрения сообщения о преступлении – когда может быть отказ в возбуждении уголовного дела?

Определяя решение о создании дела по порядку уголовного кодекса, представитель прокуратуры, следственного комитета обязательно руководствуется важным документом – статьей 24 УПК РФ.

Соответственно ей, существуют некоторые условия для отказа.

В течение суток решение об отказе должно поступить на руки заявителю.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Глава 30. Расследование умышленного причинения вреда здоровью
допрос по состоянию здоровья потерпевшего невозможен, но потерпевший способен дать хотя бы краткие объяснения, следует попытаться побеседовать с ним, лучше в присутствии врача. При этом главное выяснить: знает ли пострадавший человека, причинившего ему повреждения, если да, то кто он, если не знает, каковы приметы его внешности, включая одежду, сопутствующие предметы. Объяснения надо по возможности записать с помощью магнитофона или, в крайнем случае, зафиксировать в блокноте.
На допросе достаточно оправившегося потерпевшего выясняются с максимальной подробностью все детали произошедшего, в частности, где и когда, кем, в связи с чем, при каких обстоятельствах, с помощью какого орудия (оружия), в чьем присутствии причинены повреждения. Желательно установить также, откуда, каким способом и с какой целью прибыл на место происшествия потерпевший и человек, причинивший ему повреждения; в каком направлении и каким способом последний удалился с места происшествия; кто оказал потерпевшему первую помощь.
При знакомстве потерпевшего с причинителш вреда выясняется, как давно они знакомы, как часто они общались и на какой почве, что явилось мотивом причинения повреждений. Очень важно на допросе попытаться выяснить, не было ли спровоцировано случившееся самим потерпевшим, находились ли потерпевший и причинитель вреда в трезвом состоянии. В последнем случае следует узнать, выпивали ли они совместно (где, за какое время до случившегося) или по отдельности. Нелишне специально выяснить, кто может подтвердить показания потерпевшего.

По окончании допроса потерпевшего оперативным работникам дается задание разыскать и задержать причинителя вреда по установочным данным, сообщенным потерпевшим о знакомом субъекте, либо по описанным им признакам внешности неизвестного.
Освидетельствование потерпевшего
К освидетельствованию потерпевшего целесообразно привлечь судебно-медицинского врача или врача иной специальности. В процессе этого следственного действия необходимо прежде всего установить наличие и характер всех телесных повреждений — ран (например, огнест1эельных,71gt;еза: "Н61Х или колотых, колото-резаных, рубленых либо причиненных тупым предметом); ссадин, царапин, кровоподтеков, следов действия ядовитого вещества, определить их размеры, локализацию на теле.
Также устанавливаются и описываются в следственном протоколе следы крови, с указанием их вида по механизму образования (потеки, помарки, капли, брызги), размеров и локализации.
Осмотр одежды потерпевшего
При осмотре одежды (головного убора, обуви) внимание сосредоточивается прежде всего на повреждениях. Отмечаются их относительное расположение, размеры, характер краев (ровные, резаные или неровные, характерные для разрыва ткани), фиксируются все приставшие к одежде (либо головному убору, обуви) следы-наслоения (крови, пота, слюны, носовой слизи), а также текстильные волокна, волосы (возможно, перешедшие от причинителя вреда).
Осмотр места происшествия
Если позволяет состояние здоровья потерпевшего, осмотр целесообразно произвести с его участием. Его пояснения относительно механизма происшествия, непосредственного места причинения повреждений, путей прихода и ухода причинителя вреда способны облегчить поиск следов и других вещественных доказательств.
При наличии нескольких потерпевших целесообразно последовательно произвести несколько осмотров, с каждым из потерпевших в отдельности. Это позволяет путем сопоставления их объяснений получить более полное и точное представление о картине случившегося.
Если состояние здоровья потерпевшего не позволяет ему принять участие в осмотре, на его допросе следует уделить особое внимание локализации места происшествия, характерным его особенностям, имеющим значение для осмотра.
В ходе осмотра необходимо определить и зафиксировать в следственном протоколе прежде всего локализацию, характер места происшествия (помещение предприятия общественного питания, клуба, частный дом, квартира и прочее, открытое место: в черте населенного пункта, например, пустырь, двор, улица или поле, луг, лес).
Важнейшими объектами поиска и анализа при осмотре является, возможно, брошенное или утерянное преступником средство, орудие преступления, которым мог быть, например, нож, топор, кастет, кистень, наладонник.
В случае причинения вреда здоровью путем отравления внимание должна привлечь посуда с остатками предполагаемого яда или предположительно отравленных пищи, напитка, рвотные массы.
493

Глава 30. Расследование умышленного причинения вреда здоровью
Выявляются и фиксируются следы, характерные для насилия, борьбы между преступником и потерпевшим (разбитые посуда, оконные стекла, опрокинутая мебель, следы на предметах обстановки или стенах помещения от пуль, дроби, картечи, признаки надруба и пр.).
Необходимо произвести поиски следов-отображений: рук, ног, зубов преступника (на недоеденной пище, например сыре, яблоке).
Поискать надо и, возможно, оставленные преступником следы выделений, в частности крови, слюны (например, на окурках папирос). Объектами поиска должны быть вещи преступника и потерпевшего, оброненные или брошенные им. Это могут быть: предметы одежды, головной убор. пряжка от ремня, оторванная пуговица, обрывок газеты с записью номера дома, квартиры получателя, записная книжка, письмо, записка, фотоснимок, проездной билет, квитанция, например на почтовое отправление, расческа, авторучка, ключ, носовой платок и др.
Рекомендуется изъять специфические для места происшествия вещества, которые могли пристать к телу, одежде, обуви как преступника, так и потерпевшего (производственная, например шамотная, цементная, угольная пыль, красители, семена и пыльца растений).


Постановление о возбуждении уголовного дела является отправной точкой всего дела. Именно от скорости стартовой процессуальной процедуры уголовного производства может напрямую зависеть скорость дальнейшего продвижения расследования, а значит, и вероятность его раскрытия.

Суть этого этапа уголовного делопроизводства состоит в определении фактов, которых будет довольно для установления наличия состава правонарушения, определения его подследственности и в издании постановления о возбуждении и о принятии уголовного дела к производству.

Возбуждение уголовного дела как начальная стадия преследования

Организация проведения процессуальных процедур являются комплексным вопросом, регулируются несколькими блоками правовых норм. Основные вопросы порядка возбуждения дела урегулированы главой 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ и разделён на порядок публичного обвинения (статья 146), частного, частно-публичного обвинения (статья 147).

Публичное обвинение инициируется постановлением уполномоченного должностного лица, подтверждённого позицией прокурора, изданного при наличии достаточного повода и основания. Дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются на основании личного заявления потерпевшего либо его законного представителя.

Основной целью этапа является проведение мероприятий, которые помогут оценке поступившей информации на предмет наличия признаков действий, нарушающих закон. Проведённая оценка и проверка информации даёт основу для решения о возбуждении или отказе в возбуждении дела. Для постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству необходимы повод и основание.

Закон устанавливает закрытый перечень из трёх общих источников информации:

  • явка с повинной — добровольное сообщение лица о совершённом им преступлении в письменной или устной форме;
  • сообщение о совершённом или готовящемся преступлении (личное, в форме заявления, или полученное из иных источников);
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

При этом информация, полученная от анонимного источника, пример, когда постановление о возбуждении дела не подлежит изданию, поскольку это не повод. Но, данная информация нуждается в рассмотрении и оценке.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В законодательстве отсутствует закреплённый перечень данных, наличие которых станет исчерпывающим для возбуждения дела. Для каждого дела объем информации определяется индивидуально.

Субъекты

Уголовно-процессуальный кодекс РФ статьями 146, 147 определяет сотрудников государственных органов, уполномоченных возбуждать дела:

  1. В отношении деяний небольшой, средней тяжести: органы дознания или дознаватели (представлены уполномоченными лицами Военной полиции Вооружённых Сил РФ, Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (при нанесении вреда посредством пожаров), Министерства внутренних дел РФ, Пограничной службы ФСБ России, Следственного комитета РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы России).
  2. В отношении противоправных деяний публичного, частно-публичного и частного преследования (в том числе убийств, грабежей, разбоя, краж), распределённых статьёй 151 УПК РФ по подследственности: руководители следственного органа и следователи (представлены должностными лицами Министерства внутренних дел РФ, Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности).

Помимо этого, функции возбуждения дела в соответствии со статьёй 146 УПК могут передаваться:

  • капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  • руководителям геологоразведочных партий и зимовок, начальникам российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • главам дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, если преступление совершено в пределах территории такого представительства или учреждения.

В ситуации, когда подозреваемыми (обвиняемыми) по делу предположительно являются представители правоохранительной системы или обладатели особых правовых статусов, право инициации уголовной процедуры в соответствии со статьёй 448 УПК передаётся специальным субъектам, и может сопровождаться дополнительными процедурами:

Должностное лицо, возбуждающее уголовное дело Специальный субъект Орган, проводящий согласительную процедуру — основание (при наличии)
Председатель Следственного комитета РФ Судья Конституционного Суда РФ Согласие Конституционного Суда РФ
Судья Верховного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, федерального арбитражного суда, военного суда Высшая квалификационная коллегия судей РФ
Иные судьи Соответствующая квалификационная коллегия судей
Представитель Федерального Собрания Генеральный прокурор РФ направляет представление соответственно в Совет Федерации или Государственную Думу
Генеральный прокурор РФ Президент РФ направляет представление коллегии, состоящей из трёх судей Верховного Суда РФ
Исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета РФ Председатель Следственного комитета РФ
Председатель Следственного комитета РФ Председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счётной палаты РФ Не требуется
Уполномоченный по правам человека в РФ Не требуется
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ Не требуется
Член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ Не требуется
Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Не требуется
Прокурор района, города, приравненных к ним прокуроров, руководитель и следователь следственного органа по району, городу, а также адвокат Не требуется
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления Не требуется
Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса Не требуется

Организационные вопросы и право на обжалование процессуальных действий и решений

Сведения о совершённом или готовящемся правонарушении, поступившие в уполномоченный орган или должностному лицу, подлежат принятию, а также проведению проверочных и оценочных мероприятий.

В рамках этих действий ответственный сотрудник вправе запрашивать объяснения, образцы для сравнительного исследования, изымать в установленном порядке документы и предметы, назначать судебную экспертизу, производить осмотр или освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований, привлекать специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По общему правилу в ходе проверки сообщения о преступлении не допускается производство процессуальных (следственных) действий, за исключением указанных в части 1 статьи 144 УПК РФ (осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие порядки рассмотрения сообщений о преступлении:

  1. Общий порядок – не более 3 суток. Продление не более 10 суток по ходатайству следователя или дознавателя. При необходимости проведения проверочных, оценочных, розыскных либо экспертных мероприятий с привлечением сторонних специалистов — продление не более 30 суток руководителем следственного органа по ходатайству следователя, либо прокурором по ходатайству дознавателя.
  2. Составы, предусмотренные ст. 198 — 1 УК РФ рассматриваются следующим образом. Не позднее 3 суток с момента поступления сообщения о предполагаемом преступлении, в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, к которому отнесён налогоплательщик, направляется копия сообщения о преступлении и предварительный расчёт предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Данный налоговый орган рассматривает документы и направляет следователю не позднее 15 суток со дня их получения заключение о нарушении законодательства и правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки; или об отсутствии сведений о нарушении законодательства; или о проведении в отношении субъекта налоговой проверки, по результатам которой решение ещё не принято или не вступило в законную силу. Следователь, получив заключение, не позднее 30 суток принимает решение о возбуждении дела или отказе в возбуждении. При наличии повода и достаточных данных уголовное дело может быть возбуждено до получения из налогового органа заключения.
  3. Проверку сообщения о преступлении, полученного из СМИ, проводит дознаватель только по поручению прокурора и следователь по поручению руководителя следственного органа. Представители средства массовой информации, распространившего информацию, обязаны предоставить всю имеющуюся у них информацию о преступлении, и данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении втайне источника информации.

Стадия возбуждения уголовного дела завершается одним из следующих решений:

  • постановление о возбуждении уголовного дела и принятии дела к производству;
  • вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) — в суд.

Постановление о возбуждении уголовного дела пример документа срочного реагирования: копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела одним из специальных уполномоченных лиц, обладающих этим правом ввиду удалённости, прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании, при этом копия постановления о возбуждении уголовного дела передаётся незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Постановление об отказе в возбуждении дела вправе выносить дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа.

В постановлении об отказе в возбуждении дела должна содержаться информация о вынесшем решение органе и о конкретном должностным лице, дате издания документа, исчерпывающее пояснение принятого решения. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Основания отказа в возбуждении дела делятся на реабилитирующие, то есть предполагающие возможность последующего восстановления прав и свобод лица, которое незаконно или необоснованно было подвергнутого уголовному преследованию и возмещение причинённого ему вреда (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; наличие обстоятельств, исключающих преступность общественно опасного деяния) и нереабилитирующие (истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого; отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3 — 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Право на обжалование действий соответствующих уполномоченных должностных лиц закреплено статьёй 123 УПК РФ, а процедура рассмотрения жалобы закреплена статьёй 124 того же кодекса.

Основу позиции протестующей стороны составляет заявление об ознакомлении с материалами дела, заполнить которое допустимо в свободной форме, но с соблюдением обязательных реквизитов:

  • адресат – полное или официальное сокращённое наименование органа, осуществляющего расследование.
  • адресант – фамилия, имя, отчество, адрес почтовый и электронной почты, телефон лица, составившего заявление.
  • текст заявления должен содержать полную и исчерпывающую информацию о процессуальном статусе заявителя и реквизитах документа-основания для возбуждения дела, причине и нормативных правовых основания обращения.
  • просьбу о применении в целях ознакомления с материалами технических средств, снятии копий.

Все официальные документы обязательно должны иметь дату написания и заверяющую личную подпись заявителя.

После официального ознакомления с материалами дела становится возможным их обжалование. Жалоба также состоит из ряда обязательных для указания реквизитов, среди которых адресат и адресант, дата написания и подпись лица. Помимо этого, в жалобе кратко излагается суть дела и подробно – обстоятельства, подлежащие обжалованию со ссылками на положения законодательства, нарушаемые обжалуемыми обстоятельствами дела. Образец бланка можно скачать здесь.

Так как обжалование представляет собой так называемый административный (внесудебный) порядок урегулирования спора, то при выборе адресата направления жалобы следует соблюдать принципы субординации и подведомственности: должностное лицо, действия которого обжалуются в обращении, должно быть подведомственно получателю жалобы. В противном случае, вместо ответа по существу в отведённый законом срок от 3 до 10 календарных дней, будет получена информация о перенаправлении вопроса по компетенции, либо о неотнесённости предмета жалобы к компетенции должностного лица — адресата.

Государственный орган, получивший подобную жалобу, выдаёт заявителю талон-уведомление о принятии документа к рассмотрению, с обязательным заполнением данных о времени и дате регистрации обращения.

Помимо этого, обжалования досудебных действий в уголовном производстве имеет интересную особенность для субъектов-иностранных граждан. В случае их незнания государственного языка. Согласно статье 18 УПК правило государственного языка распространяется только на судебное производство, в то время, как все процессуальные действия, совершаемые до направления материалов в суд, могут осуществляться без обязательного перевода подозреваемому (обвиняемому) лицу.

Несмотря на урегулированность процессуальных вопросов поведения и действий сторон-участниц первой стадии уголовного расследования, практическое их применение всегда вызывает вопросы. Поэтому практику применения соответствующих разделов уголовного и уголовно-процессуального кодексов можно отследить по самым громким и резонансным делам последних лет: обвинённого в пропаганде терроризма блогера Виктора Корба; деле о мошенничестве чиновников Роскомнадзора Вадима Ампелонского, Бориса Едидина и Александра Весельчакова; деле о мошенничестве (отмывании денежных средств) Александра Винника: деле блогера Руслана Соколовского, признанного виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств; дело бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева о получении взятки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.