Как избежать отравления 2 класс презентация

Отравление. Виды. Первая помощь при отрвлении Первая помощь при отрвлении

В зависимости от того, какой токсический агент стал причиной отравления, выделяют: отравление угарным и светильным газом; пищевые отравления; отравление ядохимикатами; отравление кислотами и щелочами; отравления лекарственными препаратами и алкоголем. Основными группами веществ, вызывающих острые отравления, являются: медикаменты; алкоголь и суррогаты; прижигающие жидкости; окись углерода. грибы

При характеристике отравлений используют существующие классификации ядов по принципу их действия (раздражающие, прижигающие, гемолитические и др). В зависимости от пути поступления ядов в организм различают ингаляционные (через дыхательные пути), пероральные (через рот), перкутанные (через кожу), инъекционные (при парентеральном введении) и другие отравления. Клиническая классификация строится на оценке тяжести состояния больного (легкое, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое отравление), что с учетом условий возникновения (бытовое, производственное) и причины данного отравления (случайное, суицидальное и др.) имеет большое значение в судебно-медицинском отношении.

Классификация отравлений по характеру воздействия токсичного вещества на организм По характеру воздействия токсичного вещества на организм выделяют такие виды интоксикации: Интоксикация острая (acute intoxication) - патологическое состояние организма, являющееся результатом однократного или кратковременного воздействия; сопровождается выраженными клиническими признаками

Интоксикация подострая (subacute intoxication) - патологическое состояние организма, являющееся результатом нескольких повторных воздействий; клинические признаки менее выражены по сравнению с интоксикацией острой Интоксикация сверхострая (over-acute intoxication) - острая интоксикация, характеризующаяся поражением центральной нервной системы, признаками которого являются конвульсии, нарушение координации; летальный исход наступает в течение нескольких часов Интоксикация хроническая (chronic intoxication) - патологическое состояние организма, являющееся результатом длительного (хронического) воздействия; не всегда сопровождается выраженными клиническими признаками.

Первая помощь при отравлении Первая помощь пострадавшим от отравления должна быть оказана как можно раньше, так как при острых отравлениях возможно очень быстрое нарушение дыхания, кровообращения и сердцебиения. Своевременно оказанная первая помощь часто предотвращает возможность летального исхода.

При большинстве пищевых отравлений первая помощь должна сводиться к скорейшему удалению ядовитых веществ из желудочно-кишечного тракта (обильное промывание, прием слабительных), сопровождаемому приемом внутрь адсорбирующих веществ - энтеросорбентов, например, активированного угля, Фильтрума. При попадании ядов на кожные покровы тела нужно быстро убрать их с поверхности кожи с помощью ватного или марлевого тампона, хорошо обмыть кожу теплой мыльной водой или слабым раствором пищевой соды. При отравлении ядовитыми веществами через дыхательные пути необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух, освободить его от затрудняющей дыхание одежды. Затем надо прополоскать рот и горло слабым раствором питьевой соды. В случае необходимости нужно сделать пострадавшему искусственное дыхание, а в очень тяжелых случаях произвести закрытый массаж сердца. До приезда врача пострадавшего необходимо уложить в постель, тепло его укутать. При попадании кислот или щелочей на кожу необходимо их смывать в течение 5-10 минут струей теплой воды при попадании на кожу щелочи смыть ее уксусом . Если ядовитое вещество попало в глаза, необходимо промыть их струей воды в течение 20-30 минут. После промывания на поврежденный глаз наложить повязку и незамедлительно обратиться к врачу.

При угнетении дыхания и (или) сердечной деятельности применяют аналептики.

При отравлении угарным газом (окисью углерода), необходимо пострадавшего немедленно вывести на чистый воздух, на голову и грудь наложить холодный компресс, дать выпить крепкий чай или кофе. При ослабленном дыхании произвести искусственное дыхание. При отравлении алкоголем пострадавшему дают вдыхать нашатырный спирт, проводят промывание желудка теплой водой или слабым раствором питьевой соды, в тяжелых случаях проводят искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. При отравлении ядовитыми грибами проводят неоднократные промывания желудка, дают энтеросорбенты на основе активированного угля или лигнина (Фильтрум), слабительное, согревают пострадавшего грелками. Необходима срочная госпитализация пострадавшего. При отравлении кислотами пострадавшему дают выпить молока, сырых яиц или растительного масла. Питьевую соду применять не следует. При затруднении дыхания проводят искусственное дыхание. При отравлении едкими щелочами, производят промывание желудка, слабительные средства противопоказаны.

При всех случаях отравлений необходимо как можно скорее обратиться к врачу.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Цель: Расширить знания учащихся об ядовитых грибах, о возможности отравления ими. Сформировать представление о необходимости тщательного отношения к своему здоровью.

Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту.

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения ).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам “Здравствуйте”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете реализоваться в современном мире. Поэтому девизом сегодняшнего мероприятия мы взяли народную поговорку “Береги здоровье смолоду”.

2.Мотивация учебной деятельности.

– Почему именно сегодня я заговорила о здоровье? Чему учимся на занятиях?

-Вы любите гулять в хорошую погоду на улице?

-Какую пользу приносит прогулка на улице для здоровья?

Предлагаю отправиться в заочное путешествие по лесу.

Проведем психологический настрой. (Звучит музыка Чайковского “Вальс цветов”)

Учитель. Разогрели ладошки, закрыли ими глаза, представили что-то приятное.

Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев, в голосах птиц, в крике животных. Природа вызывает восторг в моей душе, она вливает в меня силы. Я обретаю успокоение. Радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко с любовью смотреть и на себя. Я – частица природы, следовательно, я тоже по- своему прекрасен. Куда бы я не посмотрел, везде вижу красоту. Сегодня красота жизни находит отклик в моей душе. Глазки открыли. Мы с вами представили природу леса, но не увидели некоторых его жителей, которых много и все они очень разные.

О тгадайте загадку:

Кто стоит на крепкой ножке,
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

-Ребята, как вы думаете, как же грибы связаны со здоровьем человека?

3.Постановка темы занятия.

Расширить знания об ядовитых грибах, о возможности отравления ими.

Научиться различать ядовитые грибы от съедобных;

4. Изучение нового материала.

А) Беседа с классом.

Основные признаки отравления грибами : головная боль, тошнота, приступы рвоты, схваткообразные боли в животе, обильный жидкий стул. Более тяжелые отравления грибами проявляются в симптомах: нарушение нормального зрения, обезвоживание, сильная жажда, потеря голоса, cудороги, обильное потоотделение, слабый пульс. Позже холодеют конечности, кожа приобретает синюшный цвет, температура тела падает до 36-35°

Важно, чтобы первая помощь при отравлении грибами была оказана без промедления, особенно если пострадавший находится в доме один и вынужден позаботиться о себе сам.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ГРИБАМИ

Итак, что делать при отравлении грибами? Во-первых, даже частные признаки отравления грибами требуют немедленного медицинского вмешательства. Необходимо срочно вызвать врача и/или доставить пострадавшего в больницу. До прибытия медиков особое значение имеет первая помощь при отравлении грибами , которая позволит существенно снизить последствия или даже спасти жизнь человека:

Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды, или бледно-розового раствора марганцовки, или одну столовую ложку поваренной соли размешать в стакане воды. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.

Желательно принять активированный уголь, или белую глину, или аптечные взвеси.

Необходимо положить грелки или любое тепло к ногами и на живот больного.

Обеспечить полный покой на время лечения.

Остатки грибов уничтожать не стоит. Всегда хорошая идея – сохранить их для анализов. Ведь адекватное лечение отравления грибами становится возможным только при понимании того, какими именно грибами отравился пострадавший.

Важно помнить, что серьезное отравление грибами требует лечение в условиях стационара. Попытки справиться с проблемой самостоятельно, в домашних условиях, - ненужный риск, который грозит фатальными последствиями. Особое внимание стоит обратить на детей и пожилых людей. Именно они обычно переносят отравление грибами особенно тяжело.

Б) Как же избежать отравления грибами и не нанести вред своему здоровью.

В)Чтение рассказа В.П.Катаева Грибы

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны.

Через час возвращаются.

Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю! Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят

В) Работа в группах.

Группы учащихся получают карточки с заданиями: Как отличить ложные грибы – двойники от съедобных грибов?

Г) презентация своих проектов.

Лес. На переднем плане елка и куст. Под елкой пять мухоморов. Под кустом три белых гриба.
1-й мухомор: Какие мы красивые! Ни один гриб в лесу не может с нами сравниться по красоте.
2-й мухомор: Да, ни у одного из них нет таких ярких, красных шапочек.
3-й мухомор: Трудно пройти мимо и не заметить нас.

4-й мухомор: Я боюсь, что придут в лес люди, увидят и сорвут нас. Мы не можем не понравиться.
5-й мухомор: Посмотрите, какие безобразные грибы под соседним кустом.
3-й мухомор: Какие у них некрасивые, темные шапочки!
2-й мухомор: А какие уродливые, толстые ноги!
5-й мухомор: Да, на них неприятно смотреть!
Выходит девочка с корзиночкой, за ней бабушка. Девочка (замечает мухоморы)
Бабушка: смотри, какие красивые грибы!
Бабушка: Не дотрагивайся до них, внученька. Это ядовитые грибы. Если их съест человек, он отравится, И для животных они вредны и даже для насекомых. Потому их и называют мухоморами. Не трогай их! Не пачкай руки.
Девочка: А я это и не знала. Ну, пойдем дальше. (Подходит к кусту, под которым растут белые грибы.) Бабушка, смотри, еще грибы! Темные! Они, наверно, тоже ядовитые!
Бабушка: Нет, внученька. Это самые хорошие грибы. Их называют боровиками или белыми грибами.
Девочка: Их можно трогать руками?
Бабушка: Можно! Сорви их и положи в корзиночку.
Девочка: Ну, грибы-боровики, полезайте в мою корзиночку. (Срывает грибы и кладет в корзину.)
Бабушка: Пожарим грибы, хороший завтрак у нас будет.
Девочка: (подходит к мухоморам). А вы хоть и красивые, да никому не нужны. (Уходит)

Вывод: Нужно быть всегда внимательным к своему здоровью. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие прошло не даром, и вы многое запомнили для себя. Ведь “Береги здоровье смолоду”! Так будьте здоровы.

С помощью цветных карандашей раскрасьте грибы по образцу. Если ваш гриб ядовитый то разместите его под ёлку, а если он съедобный то разместите его возле куста.

Урок 7
Опасные вещества и продукты питания








Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

Все они снабжены инструкциями с описанием порядка и способов применения, а также мер безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять.


Рассмотрим некоторые опасные ситуации, причина которых — отравление.


Бытовой газ. Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления, и при его утечке может произойти взрыв.

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить его утечку. От взрыва газа в жилых домах могут быть разрушены жилые помещения, иногда целые подъезды многоэтажных домов, люди получают тяжёлые травмы, а некоторые погибают.




Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа( надо выполнять следующие правила:

■ не открывать газовые краны максимально;
■ не оставлять включённую плиту без присмотра (слабый огонь может задуть сквозняк, закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли, залить огонь, в результате этого из открытого крана в квартиру будет поступать газ).


Лекарства и медицинские приборы

Лекарства обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка. Очень вредно принимать лекарства в больших дозах, чем прописано врачом, ведь тогда полезная микстура может превратиться в сильный яд.

Причиной отравления может стать и обычный медицинский термометр: он содержит ядовитое вещество — ртуть. Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы, обнаружить и уничтожить её могут лишь специалисты санитарно-эпидемиологической службы или гражданской обороны.

Иногда при загрязнении помещений ртутью приходится выселять людей, а здания уничтожать.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого, а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть, а тем более играть с шариками ртути.


Случайно разбив термометр или другое устройство, содержащее ртуть, надо сразу сообщить об этом взрослым.


Бытовая и прочая химия

Самое главное условие в обращении с различными химическими веществами — не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых. Лучше, если они будут храниться в закрытых шкафчиках. Часто в хозяйственных целях приходится переливать краски и растворители, ацетон или керосин в первые попавшиеся флаконы или бутылки, на которых нет предупредительных надписей, а бывает даже, что на них написаны названия пищевых продуктов.


Представьте, что произойдёт, если у человека появится желание попробовать содержимое такого флакона.


Правила обращения со средствами бытовой химии:

■ нельзя пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;
■ нельзя пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;
■ нельзя пользоваться спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом;
■ хранить химически опасные вещества надо в закрывающихся шкафчиках;
■ если краску или лак перелили в другую бутылку, надо сделать на ней предупредительную надпись.

Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и др.) должны храниться в недоступном для детей месте.


Продукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Отравиться также можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют варёные колбасы, сардельки, сосиски и другие варёные колбасные изделия, если они хранились не в холоде. В тёплое время года случаев отравления бывает особенно много. Заражение продуктов может быть также связано с неправильными условиями хранения или отсутствием необходимой кулинарной обработки.




При первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщить родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


ЗАДАЧА 8. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.
2. Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.
3. Открыть окна и двери.
4. Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.
5. Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.
6. Включить свет, чтобы было виднее.


ЗАДАЧА 9. Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.
2. Плотно закрыть дверь в кухню.
3. Выключить телевизор.
4. Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.
5. Открыть окно.
6. Обратиться к соседям и попросить о помощи.
7. Сообщить родителям о случившемся.


ЗАДАЧА 10. Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.
2. Не предпринимать никаких действий.
3. Дать высохнуть луже уксуса.
4. Смочить полотенце раствором соды и дышать через него.
5. Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно в ёмкость.
6. Открыть окно и проветрить помещение.


ЗАДАЧА 11. Вы, находясь дома, случайно разбили ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Поиграть шариками ртути.
2. Постараться собрать их веником.
3. Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.
4. Ничего не говорить родителям, чтобы не ругали.
5. Сообщить родителям о случившемся.
6. Поместить собранную ртуть в банку с водой.


Человечеству издавна знакомы различные заболевания, унесшие жизни множества людей. Вина за это приписывалась колдунам и ведьмам, которых инквизиция карала, сжигая на костре. Немало несчастных пострадало от этого варварства. Но никто не подозревал, что истинными виновниками болезней являются микробы, вирусы, бациллы. Но именно благодаря существованию этих микроорганизмов происходит круговорот веществ в природе. Деятельность их широко используется в кулинарии. Они повышают качество выпечки, ускоряют процесс брожения в виноделии, влияют на производство кисломолочных продуктов, используются при перегонке спирта, при получении дрожжей, в медицине при изготовлении лекарств.


В организме человека токсины вызывают воспалительный процесс слизистой оболочке желудка, тонкой и толстой кишки.

Признаки пищевого отравления?

повышается температура тела,

тахикардия (учащенное сердцебиение),

понижается артериальное давление,

может возникнуть обморочное состояние,

иногда отмечаются судороги мышц.


Первая помощь при пищевом отравлении


Как происходит пищевое отравление?

Болезнетворные микробы попадают в организм

  • при нарушении санитарно-гигиенических правил приготовления пищи,
  • при употреблении в пищу немытых или старых продуктов
  • или когда человек берет пищу немытыми руками.

В организме человека токсины вызывают воспалительный процесс слизистой оболочке желудка, тонкой и толстой кишки.

Признаки пищевого отравления?

  • боль в животе,
  • тошнота,
  • рвота,
  • понос,
  • повышается температура тела,
  • появляются озноб,
  • тахикардия (учащенное сердцебиение),
  • понижается артериальное давление,
  • может возникнуть обморочное состояние,
  • иногда отмечаются судороги мышц.


Что может передаться с пищей в организм?

  • дизентерия,
  • сальмонеллез,
  • брюшной тиф,
  • стрептококковые и стафилококковые пищевые инфекции.

Что поражают бактерии, попавшие в организм?

  • центральную нервную систему, поэтому, кроме боли в животе и расстройства кишечника, у больного ухудшается зрения, затрудняется глотание.

Первая помощь при пищевом отравлении

Первая задача при отравлении - вывести как можно больше токсинов и бактерий из организма.

1). Следует хорошо напоить человека теплой водой. Обильное питье растянет стенки желудка и спровоцирует рвоту. Если этого не происходит - вызовите рвоту надавливанием на корень языка и живот. После рвоты - опять напоите больного и повторите процедуру.


2). Затем сделайте клизму - это поможет очистить кишечник.

При таком очищении организм теряет много жидкости, поэтому после очищения необходимо часто давать больному пить - но небольшими дозами (несколько глотков). Большая доза опять вызовет рвоту. Оптимально в качестве питья использовать раствор для пероральной регидратации, который должен быть в аптечке . Если его нет, используйте минеральную воду без газа, несладкий чай, разбавленный сок, компот.


3). Дайте больному активированный уголь (1 таблетка на 10 кг веса). Благодаря своей пористой структуре, активированный уголь отлично впитывает токсины.

4). Не давайте больному есть.


5). При повышении температуры выше 38 градусов - используйте жаропонижающие средства.

Вызов скорой помощи обязателен: - при потере сознания - при ухудшении зрения и глотания - при высокой температуре, которая не сбивается - при симптомах отравления сразу у нескольких членов семьи - при отравлении ребенка - при отравлении грибами

Цели: познакомить учащихся в игровой форме с видами отравлений и способами их избежания; рассказать о приемах первой помощи при отравлениях.

Действующие лица: Лиса-врач, Галка, Ворон, Заяц, Медведь.

Действие 1

Ворон обрабатывает ядом зерно.

Ворон. Пусть попробуют теперь эти прожорливые черви мое зерно!

Галка. Какое аппетитное зерно, попробую-ка я его немного, надеюсь, Ворон не обидится. (Клюет зерно.)

Ворон (в зал). Ну, надо же, не гусеницы, так Галка покушается на мое зерно. Но это будет ей уроком. Не скажу, что оно протравлено.

Заяц (удивленно). Ворон, почему ты так весел?

Ворон с гордостью отвечает ему на ухо. Заяц ужасается.

Заяц. Бедная Галка! Как тебе не стыдно, Ворон!

Действие 2

Входит Лиса-врач. Ворон, увидев Лису, улетел.

Заяц. Здравствуй, Лиса! Я узнал, что Галка съела протравленное зерно, и я думаю, что она отравилась. Бежим скорее к ней! (Поспешно идут к Галке.)

Лиса. Здравствуй, Галка! Мы подозреваем, что ты могла отравиться зерном. Нет ли у тебя головокружения, потемнения в глазах, слабости?

Галка. Да, есть (хватается за голову, садится).

Заяц. Давай я отведу тебя в больницу. (Уходят.)

Лиса (в зал). Ребята, протравленное зерно ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Но если уж кто-нибудь из вас случайно попробует протравленное зерно, то, как пострадавшему, нужно срочно дать большое количество жидкости, чтобы яды вышли из организма с выделениями. И сразу после этого необходимо обратиться к врачу, добраться до больницы (по возможности).

Видели, что стало с Галкой?! Сейчас ей помогут, но ведь мог быть и летальный исход. Самое главное, ребята, что при отравлении протравленным зерном возникают внешне не выраженные нарушения в ряде систем организма. (Заболит печень, пострадавший почувствует головокружение и слабость.)

Действие 3

Медведь ходит по поляне и ищет грибы, Ворон сидит на дереве. Наконец Медведь находит два гриба: опенок и бледную поганку.

Ворон. Эти два гриба совершенно одинаковые, ешь любой. Я бы съел тот, что слева (показывает на бледную поганку).

Медведь вздыхает и ест бледную поганку, затем уходит. Ворон смеется.

Действие 4

Через некоторое время (10 часов) Медведь приходит к Лисе в больницу, хватаясь за живот.

Лиса. Что с тобой, Медведь?

Медведь. Ох, Лиса, мне так больно, не знаю, что со мной происходит, но только сейчас я чувствую ужасную боль.

Медведь. Здесь (показывает на подложечную область). Еще у меня тошнота, рвота неукротимая. Мне так плохо!

Лиса. А что ты ел?

Медведь. Да ничего особенного, грибочек один съел. Такой белый, с тонкой ножкой.

Лиса (показывает в книжке на бледную поганку). Этот?

Лиса. О, господи! Ты съел бледную поганку, Медведь! Тебя необходимо доставить в инфекционную больницу.

Действие 5

Лиса вызывает Зайца и приказывает ему доставить Медведя в больницу. Через некоторое время Лиса навещает Медведя в больнице.

Лиса. Ну, как дела?

Медведь. Ох, Лиса, сейчас лучше. Я пил очень много жидкости.

Лиса. Верно, так и надо. При отравлении бледной поганкой, да и вообще грибами, нужно пить много жидкости, чтобы удалить яд из организма, а также желательно вызвать рвоту, то есть промыть желудок.

Сейчас я подарю тебе книгу, чтобы ты впредь не собирал ядовитые грибы, такие как строчки, бледная поганка, мухомор.

Ребята, а вы знаете, какие грибы являются ядовитыми?

Строчки - грибы, растущие весной (апрель). Следует заметить, что после кипения (15 минут) и удаления отвара они становятся безвредными. В строчках есть гельвеоловая кислота, способная вызвать тяжелое отравление. Инкубационный период 8-10 часов. Основные симптомы отравления: общее плохое состояние, тошнота, рвота, боли в животе. Далее развитие желтухи.

Бледная поганка - объединяет группу особо ядовитых грибов. Инкубационный период 10-12 часов. При отравлении грибами этой группы возникает бурное развитие желудочно-кишечных нарушений, неукротимая рвота, понос, обезвоживание организма, сильная боль в подложечной области, увеличение печени, желтуха, коматозное состояние, во время чего и наступает летальный исход.

Мухомор - гриб, содержащий мускарин, отличается яркой окраской шляпки, чем привлекает внимание детей. Отравление наступает через 1-4 часа. Симптомы: слюнотечение, рвота, понос, сужение зрачков, галлюцинации, бред и судороги. При отравлении мухомором смерть наступает редко.

Профилактика отравления грибами

1. Разъяснение населению в районах сбора грибов ядовитых свойств несъедобных грибов.

2. Сортировка грибов при засолке.

Действие 6

Лиса окрашивает стены, а форточки и двери забыла открыть.

Лиса (пошатнувшись). Ох, кружится голова, тошнит, темнеет в глазах. Что со мной, ребята? (Падает.)

Входит Медведь, подхватывает Лису и уносит ее как бы на свежий воздух, сажает на стул.

Медведь. Видите, ребята, к чему привела невнимательность. Лиса отравилась, надышавшись запахами краски. Нужно было сразу открыть окна. Желательно после окрашивания покинуть помещение. Пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух.

Действие 7

Ворон угощает Зайца салатом с истекшим сроком годности. Через некоторое время Заяц приходит к Лисе.

Заяц. Ой, Лиса, у меня сильно болит желудок, тошнит и слабость.

Заяц. Салат съел у Ворона. Правда, сам он его не ел.

Лиса. Значит, салат просрочен. Сейчас я сделаю тебе промывание.

Ребята, перед употреблением консервов посмотрите дату изготовления и срок годности. Если же таких дат нет, не употребляйте эти консервы! Если вы все же отравились, нужно сделать немедленное промывание. Можно выпить крепкий чай.

Итак, ребята, вы усвоили признаки некоторых опасных отравлений и теперь знаете, как избежать отравления. А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем.

Капитаны команд должны нарисовать левой рукой мухомор. Выигрывает тот, у кого лучше получится.

Придумайте историю о том, как вы или кто-то отравился, и расскажите, что вы предприняли в данной ситуации.

Учащимся раздаются карточки со словами, в которых допущены ошибки. Учащиеся должны обнаружить эти ошибки и исправить их. (Например: мухамор, падберезовик, апята.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.