Как избежать отравлений классный час

Цели: познакомить учащихся в игровой форме с видами отравлений и способами их избежания; рассказать о приемах первой помощи при отравлениях.

Действующие лица: Лиса-врач, Галка, Ворон, Заяц, Медведь.

Действие 1

Ворон обрабатывает ядом зерно.

Ворон. Пусть попробуют теперь эти прожорливые черви мое зерно!

Галка. Какое аппетитное зерно, попробую-ка я его немного, надеюсь, Ворон не обидится. (Клюет зерно.)

Ворон (в зал). Ну, надо же, не гусеницы, так Галка покушается на мое зерно. Но это будет ей уроком. Не скажу, что оно протравлено.

Заяц (удивленно). Ворон, почему ты так весел?

Ворон с гордостью отвечает ему на ухо. Заяц ужасается.

Заяц. Бедная Галка! Как тебе не стыдно, Ворон!

Действие 2

Входит Лиса-врач. Ворон, увидев Лису, улетел.

Заяц. Здравствуй, Лиса! Я узнал, что Галка съела протравленное зерно, и я думаю, что она отравилась. Бежим скорее к ней! (Поспешно идут к Галке.)

Лиса. Здравствуй, Галка! Мы подозреваем, что ты могла отравиться зерном. Нет ли у тебя головокружения, потемнения в глазах, слабости?

Галка. Да, есть (хватается за голову, садится).

Заяц. Давай я отведу тебя в больницу. (Уходят.)

Лиса (в зал). Ребята, протравленное зерно ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Но если уж кто-нибудь из вас случайно попробует протравленное зерно, то, как пострадавшему, нужно срочно дать большое количество жидкости, чтобы яды вышли из организма с выделениями. И сразу после этого необходимо обратиться к врачу, добраться до больницы (по возможности).

Видели, что стало с Галкой?! Сейчас ей помогут, но ведь мог быть и летальный исход. Самое главное, ребята, что при отравлении протравленным зерном возникают внешне не выраженные нарушения в ряде систем организма. (Заболит печень, пострадавший почувствует головокружение и слабость.)

Действие 3

Медведь ходит по поляне и ищет грибы, Ворон сидит на дереве. Наконец Медведь находит два гриба: опенок и бледную поганку.

Ворон. Эти два гриба совершенно одинаковые, ешь любой. Я бы съел тот, что слева (показывает на бледную поганку).

Медведь вздыхает и ест бледную поганку, затем уходит. Ворон смеется.

Действие 4

Через некоторое время (10 часов) Медведь приходит к Лисе в больницу, хватаясь за живот.

Лиса. Что с тобой, Медведь?

Медведь. Ох, Лиса, мне так больно, не знаю, что со мной происходит, но только сейчас я чувствую ужасную боль.

Медведь. Здесь (показывает на подложечную область). Еще у меня тошнота, рвота неукротимая. Мне так плохо!

Лиса. А что ты ел?

Медведь. Да ничего особенного, грибочек один съел. Такой белый, с тонкой ножкой.

Лиса (показывает в книжке на бледную поганку). Этот?

Лиса. О, господи! Ты съел бледную поганку, Медведь! Тебя необходимо доставить в инфекционную больницу.

Действие 5

Лиса вызывает Зайца и приказывает ему доставить Медведя в больницу. Через некоторое время Лиса навещает Медведя в больнице.

Лиса. Ну, как дела?

Медведь. Ох, Лиса, сейчас лучше. Я пил очень много жидкости.

Лиса. Верно, так и надо. При отравлении бледной поганкой, да и вообще грибами, нужно пить много жидкости, чтобы удалить яд из организма, а также желательно вызвать рвоту, то есть промыть желудок.

Сейчас я подарю тебе книгу, чтобы ты впредь не собирал ядовитые грибы, такие как строчки, бледная поганка, мухомор.

Ребята, а вы знаете, какие грибы являются ядовитыми?

Строчки - грибы, растущие весной (апрель). Следует заметить, что после кипения (15 минут) и удаления отвара они становятся безвредными. В строчках есть гельвеоловая кислота, способная вызвать тяжелое отравление. Инкубационный период 8-10 часов. Основные симптомы отравления: общее плохое состояние, тошнота, рвота, боли в животе. Далее развитие желтухи.

Бледная поганка - объединяет группу особо ядовитых грибов. Инкубационный период 10-12 часов. При отравлении грибами этой группы возникает бурное развитие желудочно-кишечных нарушений, неукротимая рвота, понос, обезвоживание организма, сильная боль в подложечной области, увеличение печени, желтуха, коматозное состояние, во время чего и наступает летальный исход.

Мухомор - гриб, содержащий мускарин, отличается яркой окраской шляпки, чем привлекает внимание детей. Отравление наступает через 1-4 часа. Симптомы: слюнотечение, рвота, понос, сужение зрачков, галлюцинации, бред и судороги. При отравлении мухомором смерть наступает редко.

Профилактика отравления грибами

1. Разъяснение населению в районах сбора грибов ядовитых свойств несъедобных грибов.

2. Сортировка грибов при засолке.

Действие 6

Лиса окрашивает стены, а форточки и двери забыла открыть.

Лиса (пошатнувшись). Ох, кружится голова, тошнит, темнеет в глазах. Что со мной, ребята? (Падает.)

Входит Медведь, подхватывает Лису и уносит ее как бы на свежий воздух, сажает на стул.

Медведь. Видите, ребята, к чему привела невнимательность. Лиса отравилась, надышавшись запахами краски. Нужно было сразу открыть окна. Желательно после окрашивания покинуть помещение. Пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух.

Действие 7

Ворон угощает Зайца салатом с истекшим сроком годности. Через некоторое время Заяц приходит к Лисе.

Заяц. Ой, Лиса, у меня сильно болит желудок, тошнит и слабость.

Заяц. Салат съел у Ворона. Правда, сам он его не ел.

Лиса. Значит, салат просрочен. Сейчас я сделаю тебе промывание.

Ребята, перед употреблением консервов посмотрите дату изготовления и срок годности. Если же таких дат нет, не употребляйте эти консервы! Если вы все же отравились, нужно сделать немедленное промывание. Можно выпить крепкий чай.

Итак, ребята, вы усвоили признаки некоторых опасных отравлений и теперь знаете, как избежать отравления. А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем.

Капитаны команд должны нарисовать левой рукой мухомор. Выигрывает тот, у кого лучше получится.

Придумайте историю о том, как вы или кто-то отравился, и расскажите, что вы предприняли в данной ситуации.

Учащимся раздаются карточки со словами, в которых допущены ошибки. Учащиеся должны обнаружить эти ошибки и исправить их. (Например: мухамор, падберезовик, апята.)


Учитель:

Отравления бывают: лекарственные, пищевые, алкогольные, наркотические, химические.

Отравиться можно по-разному. Во-первых, когда яд попадает в организм через кожу. Например, при укусе змеи или пчелы. Во-вторых, через органы дыхания. Например, находясь в помещении, обработанном средствами от тараканов, моли или комаров. В-третьих, при употреблении в пищу некачественных продуктов или ядовитых веществ.

Как можно отравиться лекарством? Если употребить большую дозу лекарства, или выпить лекарство с просроченным сроком хранения, или принять лекарство, вызывающее

«Павлодар қаласының № 41

денешынықтыру – сауықтыру бағытындағы

профильная школа № 41 города Павлодара



Составила и провела

учитель начальных классов

2016-2017 учебный год

Классный час на тему:

«Как избежать отравлений.

Отравления бывают: лекарственные, пищевые, алкогольные, наркотические, химические.

Отравиться можно по-разному. Во-первых, когда яд попадает в организм через кожу. Например, при укусе змеи или пчелы. Во-вторых, через органы дыхания. Например, находясь в помещении, обработанном средствами от тараканов, моли или комаров. В-третьих, при употреблении в пищу некачественных продуктов или ядовитых веществ.

Как можно отравиться лекарством? Если употребить большую дозу лекарства, или выпить лекарство с просроченным сроком хранения, или принять лекарство, вызывающее аллергию.

Повторение правил здорового образа жизни.

Признаки лекарственного отравления.

Сужение или расширение зрачков.

Нарушение сердечного ритма.

Помоги себе сам!

При первых признаках отравления лекарством:

промойте желудок, выпив большое количество воды комнатной температуры;

вызовите рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца;

чтобы легче дышалось, нужно лечь на живот.

Чтобы пища приносила максимальную пользу, её важно правильно хранить и готовить.

Большинство скоропортящихся продуктов хранится в холодильнике. Холод не убивает микробы, а только задерживает их размножение, поэтому продукты в холодильнике портятся медленнее, чем при комнатной температуре.

Продукты, купленные на рынке( овощи, фрукты), необходимо хорошо мыть, подвергать тепловой обработке( мясо- варить, молоко — кипятить). Это вызвано тем, что в продукты животного происхождения может попасть кишечная или туберкулёзная палочка, которые погибают при кипячении.

Грязную посуду после еды желательно сразу мыть, чтобы на неё не успели сесть мухи или другие насекомые, распространяющие микробы

Осторожно — бледная поганка.

Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всем мире сотни людей, многие из них погибают. Высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. Ничтожной дозы — 25-30 миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, - вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. Попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя.

Чтобы избежать тяжёлых отравлений бледной поганкой, нужно знать её отличительные признаки. Некоторые всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Увы, подобные взгляды — опасное заблуждение. Отравившиеся бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах этого гриба напоминает запах шампиньона.

Чем же поганка отличается от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое плёнчатым чехлом. В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски.

Признаки пищевого отравления.

Режущая, острая боль в области живота.

Аккуратность и осторожность при приёме лекарств позволяет избежать отравления. В пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты, не готовить неизвестные грибы.

Детям в доступной форме предложен важный материал о различных видах отравлений (пищевое и отравление лекарствами). Представлена презентация для более подробного знакомства с данной темой.

Скачать:

Вложение Размер
kak_izbezhat_otravleniy.zip 2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Цель: познакомить детей с различными видами отравлений; оказанием первой медицинской помощи;

использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики пищевых отравлений;

- воспитывать культуру питания, формировать навыки личной гигиены, санитарно-гигиенические правила при хранении продуктов.

-корригировать и развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении учебного материала

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

От кого зависит здоровье человека? Конечно же, от нас самих.

- Какие причины могут вызвать боли в животе? ( Чаще всего - отравление.)

Итак, тема нашего занятия – «Как избежать отравлений. Отравление лекарствами и пищевые отравления?

Отравиться можно по-разному. Во-первых, когда яд попадает в организм через кожу. Например, при укусе змеи или пчелы. Во-вторых, через органы дыхания. Например, находясь в помещении, обработанном средствами от тараканов, моли или комаров. В-третьих, при употреблении в пищу некачественных продуктов или ядовитых веществ.

- Что такое пищевое отравление?

Пищевое отравление - острое расстройство пищеварения, вызванное употреблением некачественных или токсичных (содержащих ядовитые вещества) продуктов и напитков.

- Чтобы пища приносила максимальную пользу, её важно правильно хранить и готовить. Как у вас в семье хранится молоко, мясо, рыба, сыр?

Слайд 6 Видеофильм

-Посмотрите и ответьте, какие продукты могут вызвать пищевое отравление?

Слайд 7 Продукты, при употреблении которых чаще всего возникают отравления

Мясо, рыба, колбасные изделия, грибы, консервные изделия

Слайд 9 Причинами, вызывающими пищевое отравление могут быть:

Употребление в пищу недоброкачественных или испорченных продуктов; ядовитых грибов и ягод

Нарушение правил заготовки продуктов

- Как вы думаете, какие признаки отравления будет испытывать человек?

Слайд 11 Признаки пищевого отравления:

Режущая, острая боль в области живота

Первые симптомы пищевого отравления появляются уже через 30-40 минут после употребления зараженных продуктов питания. В течение 2-3 следующих дней они нарастают. В этот период больному должна быть оказана срочная помощь при пищевом отравлении. В противном случае, возникает вполне реальный риск летального исхода или развития тяжелых осложнений, которые могут привести к инвалидности и потере работоспособности.

Слайд 13 Оказание первой помощи при пищевом отравлении:

- Промой желудок, выпив большое количество воды комнатной температуры;

- Вызови рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца;

- Чтобы легче дышалось, ляг на живот.

Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила ☹

( работа с доской)

Не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;

Не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек

Не употребляйте продукты если от них идет неприятный запах

Не пользуйтесь грязной посудой;

Никогда не употребляйте в пищу молочные продукты или готовое мясо, если они более двух часов находились вне холодильника.

Мойте руки перед едой всегда.

Не употребляйте немытыми овощи и фрукты.

Грязную посуду после еды желательно сразу мыть.

Лекарственные отравления Слайд 15

- Назови известные тебе лекарства.

- При каких заболеваниях ты их принимал? В каком количестве?

- Вспомни вкус известных тебе лекарств.

- Подумай и скажи, можно ли выздороветь без лекарств.

- Когда можно отравиться лекарством?

(Если употребить большую дозу лекарства, или выпить лекарства с просроченным сроком хранения, или принять лекарства, вызывающие аллергию).

Дома у каждого из нас есть маленькая аптечка, в которой хранятся необходимые для оказания первой помощи лекарства.

- Какие лекарства есть в вашей домашней аптечке?

- Как они хранятся?

- Как часто обновляются?

- Кто следит за состоянием аптечки?

Специалисты считают, что лучше всего для хранения лекарств, подходит отдельный специальный ящик с дверцей. Лекарства в аптечке следует периодически заменять, т.к. они имеют срок годности, указанный на упаковке по истечении которого лекарство употреблять нельзя.

Практическая работа. (определение срока годности лекарств)

- А почему нельзя употреблять просроченные лекарства? (Можно отравиться.)

- В каком количестве нужно принимать лекарства? Можно ли самим, без взрослых брать лекарства?

Вывод: Безвредных лекарств не бывает. Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых.

Но бывают случаи передозировки лекарств и тогда появляются признаки отравления.

Признаки лекарственного отравления. Слайд 15

- Сужение или расширение зрачков;

- Нарушение сердечного ритма

- Кто знает, какие меры нужно применять при отравлениях лекарствами?

Как оказать себе первую помощь при первых признаках отравления лекарством ?

- Промой желудок, выпив большое количество воды комнатной температуры;

- Вызови рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца;

- Чтобы легче дышалось, ляг на живот.

- Итак, ребята, мы сегодня с вами чем вели разговор?

- Как определить срок годности консервов?

- Как правильно мыть овощи и фрукты? ( В водопроводной проточной или кипяченой воде.)

- Можно ли употреблять в пищу слегка подгнившее яблоко, апельсин или другие фрукты?

- Можно ли пить витамины без ограничения?

- Лекарства следует принимать только по рекомендации взрослых.

- Я сегодня узнал…

И в конце занятия, к какому выводу мы пришли?

- Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

К концу занятия учащиеся пришли к выводу:

1) аккуратность и осторожность при приёме лекарств позволяет избежать отравления;

2) Однако существуют простые рекомендации, соблюдая которые можно максимально обезопасит себя от болезней, связанных с продуктами питания.

а) Аккуратность и осторожность при приёме лекарств позволяет избежать отравлений.

б) В пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты.

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

- Аккуратность и осторожность при приеме лекарств поможет избежать отравлений.

В пищу можно употреблять только свежие неиспорченные продукты.

Учить детей, быть здоровыми, стремиться творить своё здоровье.

Формировать у детей мотивационную сферу безопасной жизни.

- А сегодня мы поговорим о лекарствах и как правильно нужно с ними обращаться.

IV. Беседа по теме.

Первоначально лекарства получали из природных веществ. Это были отвары, или настои из растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые действующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекарства. Ещё позднее учёные изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными. Оказывая положительное воздействие на больной орган человека, лекарство может в очень маленькой степени, но всё же влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приёму надо относиться очень осторожно. Даже витамины, по вкусу похожие на конфеты, можно есть только в присутствии взрослых и в том количестве, которое рекомендовано врачом. Если сразу съесть много таблеток или витаминов, можно заболеть, а другие лекарства при этом не помогут, т.к. будут вызывать аллергию. Это очень неприятная болезнь, при которой появляется t°, кашель и насморк, чешется кожа. Аллергию трудно лечить. Часто аллергию вызывают сильнодействующие вещества, которые называются антибиотики.

V. Физкультурная минутка.

1. Стихотворение (читает ученик).

Магазин специальный есть,

В нём торгует фармацевт.

И товар особый в нём:

Капли, мази, валидол.

Банки, колбочки, весы –

Всё сияет белизной.

Словно снег в лесу зимой.

Порошки, таблетки, капли

В исключительном порядке

Все на полках сложены.

Грязными руками трогать не положено.

- О каком медицинском учреждении написано в стихотворении?

- Чем аптека отличается от магазина?

- Что можно купить в аптеке без рекомендации врача?

VIII. Отравление лекарствами.

- Когда можно отравиться лекарством? (Если употреблять большую дозу лекарства, или выпить лекарство с просроченным сроком хранения, или принять лекарство, вызывающее аллергию.)

2. Признаки лекарственного отравления (запись на доске):

сужение или расширение зрачков;

нарушение сердечного ритма.

3. Помоги себе сам.

- Кто знает, какие меры нужно применять при отравлениях? (Ответы детей.)

Промойте желудок, выпив большое количество воды комнатной t°.

Вызовите рвоту, глубоко заведя в глотку два пальца.

Чтобы легче дышалось, нужно лечь на живот.

4. Практическая работа.

а) Нарушение сердечного ритма определяется по частоте пульса. Пульс хорошо прослушивается на запястье, пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями.

б) Нащупайте его двумя пальцами и слегка надавите.

в) Посчитайте свой пульс в течение одной минуты. Должен быть 60-70 ударов.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Технологическая карта внеклассного воспитательного мероприятия

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Кузнецовой Дарьи Александровны

2017-2018 уч. год

внеурочного воспитательного мероприятия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: развивать знания о гигиене пищеварительной системы на основе знакомство с основными пищевыми отравлениями и мерами по их предупреждению; продолжить формировать умения работы в группе, обобщать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

самостоятельно определять и высказывать самые простые

развитие творческих способностей и логического мышления.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного при помощи учителя;

добывать новые знания;

перерабатывать полученную информацию;

готовность получать новую информацию, отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию;

определять и формулировать цель занятия с помощью учителя;

учиться высказывать свое предположение (мнение) на основе работы с иллюстрациями.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: классный час

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: соревнование

предусматривающий предварительную работу и подготовку учащихся.

- методы формирования и сознания личности: метод убеждения, метод положительного примера.

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод упражнения.

- методы стимулирования поведения и деятельности: метод одобрения, метод положительного примера, метод осуждения.

1.Аудиальные:(музыка, стихи, видео, пословицы. )

2.Визуальные: изображение предмета (иллюстрации, раздаточный материал )

3.Кинестетические: ритмические движения.

самоанализ деятельности и её результатов

-Добрый день. Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня наш классный час мы начнем немного необычно. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

-Сейчас мы с вами поделимся на две группы по 5-6 человек с помощью красных и жёлтых смайликов.

-Ещё у нас есть жюри, которое будет оценивать ваши ответы.

Отравления бывают: лекарственные, пищевые, алкогольные, наркотические, химические.

-Отравиться можно по-разному. Во-первых, когда яд попадает в организм через кожу. Например, при укусе змеи или пчелы. Во-вторых, через органы дыхания. Например, находясь в помещении, обработанном средствами от тараканов, моли или комаров. В-третьих, при употреблении в пищу некачественных продуктов или ядовитых веществ.

Как можно отравиться лекарством? Если употребить большую дозу лекарства, или выпить лекарство с просроченным сроком хранения, или принять лекарство, вызывающее аллергию.

Каждая команда должна отметить цифрами последовательность оказания первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.

А. Через 2-3 часа провести повторное промывание.

Б. Промыть желудок, дать выпить 3-4 стакана слабого раствора марганцовки.

В. Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, изъять его.

Г. Дать выпить кипячёной воды с активированным углём.

Д. Надавливая на корень языка, вызвать рвоту.

Командам предлагается список с названиями различных продуктов питания. В течение одной минуты необходимо угадать как можно больше названий.

Палтус – правильный ответ: рыба

Правила по предупреждению пищевых отравлений

Команды выступает по очереди. Побеждает та, которая назовёт больше правил.

Срок годности продуктов

Каждой команде выдаётся три упаковки от различных продуктов. Например, упаковка от молока, макаронных изделий, печенья. Необходимо определить дату изготовления и до какой даты продукт годен к употреблению.

Сейчас один человек из каждой команды выйдет и защитит его. А члены жюри оценят ответы.

-А сейчас члены жюри подсчитают баллы, которые каждая команда набрала в течении конкурса и объявит победителей.

Но перед этим я хочу узнать у вас, что же нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? Будете ли вы соблюдать все правила?

-Все молодцы, спасибо!

Приветствие практиканта, настраиваются на работу.

Рассказать обучающимся от чего зависит здоровье человека.

ТЕМА 1. ПОЧЕМУ МЫ БОЛЕЕМ

I. Вступительное слово учителя

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого, было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя сыновья часто и подолгу болели.

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

От чего же зависит здоровье человека?

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте!

Бежит маленький ручей

Средь цветов и средь камней.

И людей, и зверей

Поит он водой своей.

Часто жалуются люди

На болезни и недуги.

У зверей сложна судьба,

В то же время-жизнь длинна,

И дубы растут лет сто,

Коль не срубит их никто.

Вот прозрачный ручеек-

Задает себе вопрос:

«Почему болеют люди?

И решил вопрос он этот

Всем задать, кого ни встретит:

Розе, пальме, кабану,

Тигру, дикому коту.

-Что же ответили муравью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость - это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это, тоже вредит их здоровью.

IV.Оздоровительная минутка (см. приложение 2)

V. Продолжение беседы

Какие же причины болезней у людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан)? Назовите их.

Что еще в поведении и привычках людей может стать причиной болезни?

От кого зависит здоровье человека?

VI Повторение мудрых слов

Запись в тетрадь:

Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам.

- Какие причины болезней у людей вы знаете?

По каким признакам можно понять, что человек заболел?

(Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)

Катя сегодня из школы пришла,

Кашляет, чихает, слезы вытирает.

У нее несчастный вид- очень голова болит,

Нос припух, температура —видно, ей нужна микстура.

И глотать ей тоже больно - очень Катя недовольна.

Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,

Надо маме помогать, а она не может встать,

Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.

В общем, встали все дела — так хвороба подвела.

Невзирая на протест, ей поставили компресс,

Хоть не хочется лечиться-с процедурами Катя мирится,

Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:'

В школу бегать, песни петь -надо многое успеть.

— Чем отличается заболевший человек от здорового?

— Как вы думаете, приятно человеку болеть?

П. Оздоровительная минутка

Какие болезни вы знаете? Назовите признаки болезней.

Как помочь больному?

Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам?

(Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)

—дать теплое питье (чай с малиной, вишней);

При высокой температуре

-чаще проветривать комнату;

— давать часто питье;

— положить на голову холодный компресс;

— сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса).

—Почему человек болеет?

—Каковы признаки болезней человека?

— Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите, друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

1. У меня Часто болит голова.

2. У меня часто бывает насморк.

3. У меня больные зубы.

4. Иногда у меня болит ухо.

5. У меня нередко болит горло.

6. Каждый год я болею гриппом.

7. Иногда меня тошнит.

8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

Помоги себе сам

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

- Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

-Есть полезную пишу.

-Выполнять физические упражнения и т.д.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день

- Как надо заботиться о своем здоровье?

КТО И КАК ПРЕДОХРАНЯЕТ НАС ОТ БОЛЕЗНЕЙ

Как организм помогает себе сам

I.Повторение причин болезней

- Как часто вы болеете?

-Всегда ли заболеваете во время эпидемий гриппа?

-Болеете ли вы, если сильно замерзли или промочили ноги?

-Как вы думаете, почему?

В словаре иностранных слов записано: адаптация — приспособление организма к условиям существования. и изменению окружающих условий (запись в тетрадь). Приспосабливаясь к изменению внешних условий, организм мобилизует свои внутренние резервы и защищает себя от внешней инфекции, переохлаждения или перегрева. У одних людей организм сильный и хорошо себя защищает, организм других людей требует помощи. Первым заслоном на пути инфекции служит кожа и выделяемые ею вещества. Антимикробным действием обладает слизистая оболочка рта некоторые вещества желудка и кишечника. Но есть и другие защиты от болезней.

—Кто из вас в одно и то же время ложится спать и встает утром, обедает, делает уроки?

—Как вы считаете, это очень важно для вашего здоровья?

Соблюдение режима дня — это тоже защита от болезней

. Режим дня это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха.

Если человек ест, спит, работает и отдыхает в одно и то же время, его организм привыкает к такому распорядку, работает в полную силу, меньше устает, реже болеет. Человек успевает сделать больше дел.

1) — в комнате может быть душно;

— комната должна быть проветрена;

2) — в комнате должно быть тихо — это помогает сосредоточиться;

— включенный телевизор или радио помогут сосредоточиться;

3) — сначала надо выполнять трудные задания;

— сначала лучше сделать легкие задания;

4) — не надо тратить время на черновик, лучше писать сразу в чистовик;

-следует выполнять уроки на черновике, потом переписать в чистовик;

5) - после выполнения трудных заданий необходимо отдохнуть 10— 15 минут (подмести пол, вытереть пыль и т.д.)

— после выполнения трудных заданий хорошо полежать 10—IS ми

Составим памятку вместе:

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за десять минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Сотри со стола пыль. Приготовь чистые листы для черновика.

5. Проверь, на своем ли месте настольная лампа (дальний левый угол).

6. Уточни расписание уроков на завтра, Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

7. Приготовь письменные принадлежности для занятий, тетради, учебники, дневник.

8. Убери со стола все лишнее.

9. Пришло время начать работу. Сядь поудобнее, открой учебник

— Что такое адаптация?

— Что означает выполнять режим дня?

— Составьте для себя режим дня, если у вас его нет

Здоровый образ жизни

Задумывались вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите, много ли двигаетесь? Все это составляющие здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входят:

— отказ от вредных привычек (курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах и т.д.);

— двигательный режим (подвижные игры на воздухе, во время пере мен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки на уроках и

— выполнение правил личной гигиены;

Это те доктора, о которых мы говорили в первом классе: доктор Здоровая Пища, доктор Вода и Мыло, доктор Свежий воздух, доктор Красивая осанка, доктор Упражнение, доктор Отдых, доктор Любовь.

П. Анализ ситуации

В школе медвежьей тревогу забили,

В тайне от всех медвежата курили.

Сразу к урокам пропал интерес,

Слушают плохо—скорее бы в лес.

Память ослабла- не помнят, о чем

В школе сегодня вели разговор:

Да табак плохой им друг—кашель слышится вокруг,

Он мешает им читать и науки изучать.

Папиросы и табак для младых медведей враг!

Для людей и для зверей - нет коварней и вредней.

— Каковы последствия курения?

III. Вставьте пропущенное слово

Запись на доске:

Курение — это . привычка. (Вредная.)

V. Продолжение беседы

Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь радом?

(Вдыхаем часть дыма.)

Что можно сделать в таком случае?

(Отойти в другое место.)

Вспомним мудрые слова, которые учили в первом классе:

Дым вокруг от сигарет

Мне в том доме места нет.

Какие еще вредные привычки вы знаете?

- Как вы понимаете выражение - здоровый образ жизни?

Какие врачи нас лечат

I.Повторение составляющих здорового образа жизни

Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.

— Кто лечит вас когда вы болеете?

-Как называется врач, который лечит на дому взрослых?

Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.

— Какие лечебные учреждения вы знаете?

— Чем они отличаются и что у них общего?

Две мартышки громко пели и мороженое ели.

Утром горло заболело, засипело, захрипело.

Мартышкины родители в поликлинику и больницу звонят,

Вызвать на дом врача хотят.

—Приезжайте, приходите, двум мартышкам помогите

Очень трудно им глотать, больно пишу принимать,

Одолела их ангина, надо срочно выручать.

Врач берет свой инструмент, сел в машину и в момент

Оказался передними, пред мартышками больными.

Смотрит ухо горло* нос -задает он им вопрос:

—Где вы были, что вы пили, может ноги промочили?

Все, что нужно, он узнал и решительно сказал: -

Горло надо полоскать, пить лекарство и лежать.

— Чем заболели две мартышки?

— Какой врач лечит ангину?

— Какие лечебные учреждения упоминаются в стихотворении?

— Из какого лечебного учреждения надо было вызвать врача?

Ответьте на вопросы письменно;

— Когда ты болел в последний раз? Чем?

— Какой врач тебя лечил?

— Выполнял ли ты все ^рекомендации врача?

— В чем причина твоей болезни?

Прочитай свои ответь! и подумай: хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?

— Какие врачи помогают нам сохранить здоровье?

ПРИВИВКИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ

Вступительное слово учителя

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, ко мары, москиты, слепни, клещи и др.

Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного итого же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.

II.Пиши и говори правильно (запись в тетради)

Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими.

(Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)

— Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?

V. Анализ ситуации

Заболел один мальчишка, а затем другой за ним,

В нашем классе почему-то объявили карантин.

У друзей температура, пьют лекарства разные,

И меня к ним не пускают—говорят заразные.

Только я не опасаюсь, потому что закаляюсь:

Ноги мою холодной водой, пью витамины, хожу босиком.

Если ж говорить серьезно, заразиться все же можно.

— Как вы думаете, у мальчиков инфекционная болезнь или нет?

По чему вы так считаете?

— Какие болезни называются инфекционными?

Прививки от болезней

Вы уже знаете, что вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни. Болезни бывают инфекционные и неинфекционные.

Назовите инфекционные болезни, которые вы знаете.

Как же защитить себя от этих болезней?

(Закаляться, вести здоровый образ жизни.)

Бывает, что этого недостаточно. И ученые-медики придумали еще одну защиту от таких болезней.

Послушайте и скажите, почему испугались девочки.

Две сестренки Катя с Варей

Докторов почти не знали:

Не лечились, не болели,

Пригласили на прививку,

Пошли весело, с улыбкой.

В поликлинику вошли,,

К кабинету подошли,

Посмотрели друг на друга,

Задрожали от испуга.

Врач сестренок приглашает:

- Заходите, кто желает.

- Ты иди, а я потом,

-Молвит Катя шепотком.

- Ты же старше, ты иди,

И пример мне покажи.

Так стоят .в глазах тревога,

А войти никто не может.

И чего боятся детки,

Ведь не ставят здесь отметки?

-Делали ли вам прививки?

- От каких болезней?

- Как вы думаете, зачем делают прививки?

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.

Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно-

У.Итог урока – Для чего делают прививки ?

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛЕКАРСТВАХ

Какие лекарства мы выбираем

1) Назови известные тебе лекарства.

2) При каких заболеваниях ты их принимал? В каком количестве?

3) Вспомни вкус известных тебе лекарств.

4) Как быстроты почувствовал, что лекарство помогло? Подумай и скажи, можно ли выздороветь без лекарств.

Первоначально лекарства получали из природных веществ. Это были отвары или настой растений или их частей. Они хорошо усваивались организмом человека. Позднее химики научились выделять чистые быстро действующие вещества из растений. Из них стали приготавливать лекар ства. Еще позднее ученые изобрели искусственные сильнодействующие заменители природных лекарств, которые также помогают лечить больного, но для организма человека они не были безвредными. Оказывая положительное воздействие на больной орган человека, лекарство может в очень маленькой степени, но все же влиять (не всегда хорошо) на состояние других органов. Поэтому к приему лекарств надо относиться очень осторожно. Даже витамины, по вкусу похожие на конфеты, можно есть только в присутствии взрослых и в том количестве, которое рекомендовано врачом. Если сразу съесть много таблеток или витаминов, можно заболеть, а другие лекарства при этом не помогут, так как будут вызывать аллергию. Это очень неприятная болезнь, при которой появляется темпера тура, кашель и насморк, чешется кожа. Аллергию трудно лечить. Часто аллергию вызывают сильнодействующие вещества, которые называются антибиотики.

Запись на доске и в тетради:

Безвредных лекарств не бывает.

Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых.

Вот заходит тигр в аптеку

— Мне продайте сигарету.

Их в продаже не бывает.

Есть таблетки, витамины

И лекарства от ангины.

Что в рецепте врач назначит,

Или для здоровья много значит,

Or болезней помогает,

Мы зверятам предлагаем.

У Кота слезился глаз,

Капли он купил у нас.

Пес 'поранил лапу,

Мазь купил и вату.

Болит голова у осла,

Таблетки ослиха ему принесла.

Приобрел минеральную воду козел-

К Завтраку ставит ее он на стол.

Подвернула ногу лама,

Бинт взяла и за мотала.

Есть у нас паста для чистки зубов,

Шампунь для укрепления волос.

Ты просишь сегодня у нас папирос,

А завтра нужны будут капельки в нос,

Таблетки от кашля и от ангины,

Лучше вместо сигарет купи витамины.

— Что хотел купить в аптеке тигр?

— Почему сигареты не продают в аптеке?

— Какие лекарства приобретали в аптеке звери?

— Спрашивал ли у них Медведь рецепт врача?

— Что можно купить в аптеке без рекомендации врача?

— Для чего нужны лекарства?

(Лекарства помогают организму справиться с болезнью.)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.