Детский сад 326 для детей с туберкулезной интоксикацией


Дата публикации: 31.03.2015 2015-03-31

Статья просмотрена: 1586 раз

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема физического и психического состояния подрастающего поколения. Увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией в нашем городе и степени тяжести различных отклонений в развитии, обусловило необходимость разработки целостной системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Нами была сформулирована цель — развитие индивидуальности, общих и специальных способностей детей с туберкулёзной интоксикацией, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение школьной готовности, формирование ценностей гигиенической и физической культуры, как средства противостояния туберкулезу.

Реализация указанной цели может быть достигнута при решении следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

- формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

- создание условий для реализации потребности детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной активности;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей с туберкулезной интоксикацией в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания нравственных качеств;

- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Наше учреждение носит статус детского сада комбинированного вида с группами оздоровительной направленности для детей с туберкулёзной интоксикацией. К нам поступают дети из разных дошкольных учреждений, и после проведенного курса лечения возвращаются в прежние образовательные учреждения. В ДОУ созданы благоприятные условия, позволяющие детям восстановить и укрепить свое здоровье, реализовать образовательные возможности, удовлетворить интересы и развить способности,

В структуре деятельности детского сада для детей с туберкулёзной интоксикацией заложены следующие направления: диагностическое, коррекционно-педагогическое, лечебно-оздоровительное.

Диагностическое направление включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение ребенка.

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы направлена на коррекцию здоровья и сопутствующих отклонений детей.

Лечебно-оздоровительная работа осуществляется через проведение химио-профилактического лечения, физкультурно-оздоровительных мероприятий, наблюдения за динамикой физического развития и оздоровления детей.

Разработанная нами система оздоровительных и коррекционных мероприятий, обеспечивает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, включает в себя:

- индивидуальный оптимальный режим;

- предметно-развивающую среду и дизайн, обеспечивающие безопасность, эмоциональное благополучие и здоровье ребенка;

- материально-техническую и оздоровительные базы;

- оснащенные физкультурные залы и бассейн.

Оздоровительная работа — это комплекс мероприятий по неспецифической профилактике (закаливание, в сочетании с гимнастикой), медикаментозные курсы и лечебные мероприятия с использованием современных оздоровительных технологий:

- точечный массаж биологически активных точек в течение дня;

- дыхательная гимнастика в утреннее время и коррекционная после сна;

- музыкотерапия на музыкальных занятиях,

- цветотерапия в групповых помещениях; на занятиях по ИЗО;

- лечебные игры в самостоятельной деятельности детей, на празднике;

- топтание в тазу с прохладной водой;

- обширное умывание лица, шеи и полоскание горла прохладной водой;

- дорожки здоровья (ребристая, солевая) и массажные коврики;

- подвижные игры, физкультминутки, паузы;

- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз;

Для профилактики плоскостопия в ДОУ имеются массажные коврики, корригирующие дорожки, массажные ванночки. Поскольку на стопах расположены рефлексогенные зоны многих внутренних органов, можно утверждать, что ходьба по ортопедическим коврикам не просто лечит плоскостопие и улучшает походку, но и оказывает оздоровительное влияние на весь организм.

Для гармоничного развития личности, формирования потребности в здоровом образе жизни с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем подвижные игры с элементами бадминтона. Упражнения с воланом и ракеткой способствуют развитию таких ценных качеств, как ловкость, выносливость, точность и координация движений, укрепляются мышцы рук, также совершенствуется функция равновесия, улучшается осанка. Для укрепления мышечной системы в физкультурные занятия, в режимные моменты с детьми старшего дошкольного возраста мы включаем элементы йоги, способствующие улучшению координации движений и подготовке организма к более сложным занятиям. Освоение упражнений происходит в форме игры с обязательным музыкальным сопровождением.

Грамотная организация праздников и их рациональное сочетание с другими методиками обеспечивают оптимальный двигательный режим в нашем детском саду.

Благодаря таким мероприятиям повышается положительный настрой на занятия физической культурой, работоспособность, воспитывается характер.

Сложившаяся система комплексного подхода к оздоровлению дошкольников высветила положительную динамику снижения заболеваемости: с 9,3 % — в 2013г. до 7,1 % — в 2014г.

Большинство детей с туберкулёзной интоксикацией обладают хорошим двигательным опытом, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к большим нагрузкам, с формированным опорно — двигательным аппаратам. Дети уверены в своих силах, у них есть желание заниматься физкультурой.

Мы считаем, что данный опыт целесообразно использовать и в группах общеразвивающей направленности с целью организации работы по профилактике заболеваемости, сохранению и развитию здоровья детей.

Евгения Федосеева
Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

1. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции.

На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную причину. К их числу принадлежит туберкулез.

По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.

2. Дети с туберкулезной интоксикацией внешне ничем не отличаются от других детей, но все же имеют физическое и психическое отличие от своих сверстников,а именно:

нарушение равновесия нервной системы,выражающемся в изменении поведения ребенка: раздражительности, возбудимости, понижении внимания, в нарушении сна, быстрой утомляемости, плохом аппетите, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Эти проблемы, как показывает практика, влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка.

Физиологические особенности детейи специфика их заболевания: недоразвит дыхательный центр, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала.

Работа с такими детьми в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности, и проводится по основной образовательной программе. Различия наблюдаются лишь в организационном плане (особенности режима, характер профилактических процедур и т. д.).

Главным условием правильной организации работы с такими детьми является – оздоровление. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности и актуальность темы не вызывает сомнений.

3.Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?

Поэтому главная цель моей работы: сохранение и укрепление здоровья детей.

-формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;

- дать представление о ценности здоровья, формирование желания вести здоровый образ жизни;

- рационально и своевременно организовывать двигательную активность;

- способствовать созданию активной позиции родителей в вопросе оздоровления детей;

- заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

Ключевой принцип оздоровительной работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.

5. Начиная работу с детьми, я опираюсь на медицинские показатели их здоровья. 100% таких детей имеют 2 группу здоровья, до 90% 2 группу закаливания.

Эти дети чаще всего болеют простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.

6. Для решения поставленных задач я использовала самые разнообразные формы и методы работы,основываясь на нескольких основных принципах:

2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников.

3. Принцип триединого представления о здоровье (физическое, психическое, социальное).

4. Принцип непрерывности организации оздоровительной работы.

5. Принцип соответствия содержания и организации образовательной деятельности возрастным особенностям воспитанников.

6. Принцип медико-психологической компетентности воспитателя.

7. Принцип контроля за результатами.

7. Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы все условия.

Это: и наличие физкультурного зала, закрытого плавательного и открытого бассейнов, физкультурной площадки на улице.

Содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма.

Среда в группе насыщена различным оборудованием. Очень много нетрадиционного физкультурного оборудования, выполненного совместными усилиями воспитателей и родителей. Данное оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к профилактическим упражнениям. (Это и коврики для массажа, массажеры, атрибуты для подвижных игр и дыхательной гимнастики).

8. Оздоровительная работа проводилась при освоении всех образовательных областей, в свободной деятельности, в режимных моментах, что способствует разностороннему развитию детей.

Данная работа проходила при тесном взаимодействии с: медицинской сестрой, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию, музыкальным руководителем, родителями.

9. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в группах оздоровительной направленности включает в себя организацию двигательного режима ребенка, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Жизнь детей наполнена движением не только во время организованной деятельности, но и повседневно.

10. В своей работе широко использовала разнообразные формы оздоровления: как традиционные и так и нетрадиционные.

занятия по ОБЖ (Рассматривание с детьми рисунков в анатомических атласах.

закаливание с учетом индивидуальных возможностей ребенка (воздушные ванны, хождение босиком, облегченная одежда, обширное умывание, полоскание рта кипяченой водой, сон с доступом воздуха + 19°С, обливание ног, солевые дорожки).

Проведение различных праздников, дней здоровья, игр и забав.

12. Использование нетрадиционных форм оздоровления позволяет мне учесть особенности данных детей.

Для этого широко использую дыхательную гимнастику, точечный массаж, фито-ароматерапию, психогимнастику, мышечную релаксацию перед сном.

13. Хочется остановиться подробно на нетрадиционных формах,в чем заключалась суть моей работы :

Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учу дышать носом при закрытом рте, ротовому дыханию, задерживать вдох.

Организуя дыхательную гимнастику,всегда придерживаюсь правил:

- проводится в хорошо проветриваемом помещении.

- не проводится на сытый желудок, если ребёнок в плохом настроении или болен.

- при выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут, следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

- все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, можно под музыку.

- дыхательная гимнастика проводилась с детьми в игровой форме.

14. Точечный массаж. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, пальчиковый, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

15.Фито-ароматерапия: данные оздоровительные процедуры проводятся только с письменного согласия родителей. В тесном контакте со старшей медсестрой, готовили детям фиточаи. Так же используовали аромомедальоны с чесноком – особенно в период профилактики гриппа. С детьми ежегодно создаем в группе огород на окне. Выращиваем зелень, лук. Дети с удовольствием употребляют в пищу выращенные своим трудом витамины.

16.Психогимнастика: Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, что не маловажно для работы с ослабленными детьми. В ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

В своей работе использовала упражнения направленные на:

В сочетании с релаксацией применяю музыкотерапию. С этой целью я использовала подбор аудиозаписей с записью морского прибоя, пения птиц, журчание ручья. Имеющиеся технические средства в группе позволяют применять этот метод систематически.

17.Мышечная релаксация перед сном: проводилась с целью установки на состояние общего покоя, все слова произносятся медленно, тихим голосом, с длительными паузами, используя тихую релаксационную музыку.

Весь комплекс состоит из упражнений: на расслабление мышц рук, ног, живота и общая релаксация.

По всем комплексам гимнастик мною собраны картотеки.

18. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач можно достигнуть, если в группе создано сообщество дети-родители-педагог.

Для родителей оформлен уголок здоровья с рекомендациями, медицинскими советами по оздоровлению.

19.Систематическое использование различных форм и методов работы позволило достичь следующих результатов:

Прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей.

По итогам заседания медико-педагогической комиссии в конце каждого учебного года за три года 9 детей (20%) выведены в группы общеразвивающей направленности, что является хорошим результатом.

20.Новизна:Использование данного опыта работы возможно и с детьми не имеющих диагноза: тубинфицированный.

21. Опыт работы по оздоровлению неоднократно представляла в ДОУ на педсоветах, проводила мастер-классы по организации закаливания детей, участвовала в мастер-классе по нетрадиционному физкультурному оборудованию. Опубликовала в интернет-сообществах свои разработки, имеющийся опыт работы.

Данный опыт работы был представлен в ДОУ на педагогическом совете № 4 в мае 2016 года.

22. В перспективе планирую продолжать данную работу по оздоровлению с детьми,не имеющих диагноза: тубинфицированный.

В данный момент осваиваю ИКТ-технологии, чтобы в дальнейшем использовать их в своей работе.

23. Спасибо за внимание!

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Содержание. 1. Введение. 2. Актуальность. Цель и задачи. 3. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.


Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в современных условиях Аннотация. В настоящее время представляется актуальным изучение различных подходов к обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Развитие коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Дошкольный возраст – уникальный период.

Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией. 1. Тема моей работы «Реализация.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

санаторного типа для детей с туберкулезной интоксикацией

о санаторных группах для детей с туберкулезной интоксикацией и контактными детьми

1.2. Положение призвано регулировать деятельность групп для детей с туберкулезной интоксикацией и контактными детьми (далее – санаторные группы), созданных для проведения лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полное клиническое излечение тубинфицированных детей, предупреждение заболеваний у детей, находящихся в контакте с болеющими.

1.3. Санаторные группы организуются управлением образования администрации ЛГО на базе одного из муниципальных детских садов с учетом реальной потребности.

1.4. Санаторные группы открываются на основании приказа Управления образования по согласованию с органами здравоохранения.

1.5. Санаторные группы организуются на базе дошкольного образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, при наличии материально-технических условий и кадрового обеспечения.

1.6. Питание детей в детских садах, в т. ч. в санаторных группах для тубинфицированных детей, осуществляется в соответствии с нормами питания для детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049-13) согласно норм письмо Минздравсоцразвития РФ -3/839-09.

1.7. Плата за содержание детей в санаторных группах с родителей (законных представителей) не взимается /ФЗ-/.

1.8. Наряду с лечебно-оздоровительными мероприятиями дошкольное образовательное учреждение осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с реализуемыми федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

2. Порядок работы и структура санаторных групп

2.1. Количество санаторных групп в учреждении устанавливается по согласованию с учредителем.

2.2. Санаторные группы работают в соответствии с режимом функционирования дошкольного образовательного учреждения. По запросам населения могут открываться группы с круглосуточным пребыванием детей.

2.3. Комплектование санаторных групп проводится по разновозрастному принципу:

· При наличии в группе детей любых трех возрастов – от 8 до 10 чел.;

· При наличии в группе детей любых двух возрастов – от 10 до 20 чел.

2.4. Каждый ребенок содержится в санаторных группах до полного клинического выздоровления, но не менее шести месяцев.

2.5. Состав группы может быть постоянным в течение года, а также прием в неё может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест.

3. Порядок направления и приема детей в санаторные группы

3.1. Отбор детей в санаторные группы проводит противотуберкулезный диспансер. Прием ребенка в санаторную группу детского сада осуществляется только при наличии санаторной карты.

3.2. Списки направляемых в санаторную группу детей, ранее не посещавших детский сад, передаются в управление образования для оформления путевки.

3.3. В санаторные группы принимаются дети со следующими диагнозами:

· Первичный комплекс и бронхоаденит в фазе уплотнения;

· Остаточные явления после перенесенного экссудативного плеврита, перитонита;

· Затихающие формы костного туберкулеза при отсутствии необходимости в ортопедических мероприятиях;

· Вираж туберкулиновой пробы с явлением ранней интоксикации;

· Хроническая туберкулиновая интоксикация 2-й степени, хроническая туберкулиновая интоксикация 1-й степени у детей, находящихся в контакте с больными заразной формой туберкулеза.

3.4. Кроме того, в санаторные группы принимаются дети, перенесшие туберкулезный менингит (после окончания больничного и санаторного лечения в течение не менее двух лет), при отсутствии нарушений со стороны психики и интеллекта.

3.5. При прочих равных условиях в первую очередь в санаторные группы принимаются дети, имеющие контакт с больными заразными формами туберкулеза или неблагоприятные бытовые условия.

Зачисление детей в санаторные группы производится при наличии следующих документов:

· путевки выданной управлением образования;

3.6. При выбытии ребенка из санаторных групп данные о результатах его пребывания сообщаются в противотуберкулезный диспансер. Ребенок с согласия родителей направляется в дошкольное образовательное учреждение, из которого он ранее был переведен.

3.7. Отношения между детским садом и родителями (законными представителями) регулируются договором.

4. Создание условий для проведения лечебно-оздоровительной работы

4.1. В состав лечебно-оздоровительной базы детского сада должны включаться: медицинский кабинет, изолятор, массажный кабинет, физиокабинет, спортивный зал.

5. Руководство и штаты санаторных групп

5.1. Штаты сотрудников в санаторных группах устанавливаются в соответствии с Единым квалификационным справочником, Приказ

5.2. Работа с детьми в санаторных группах такого профиля организуется под контролем врача-фтизиатра на основании договора.

5.3. Во главе дошкольного образовательного учреждения с санаторными группами стоит заведующий, имеющий высшее образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.

5.4. Воспитателями санаторных групп могут быть лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

5.5. Детская поликлиника оказывает помощь в проведении лабораторных исследований, консультаций врачей специалистов, отношения между детским садом и медицинским учреждением могут строиться на договорной основе.

5.6. Заведующий дошкольным образовательным учреждением, медицинские и педагогические работники осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за организацию и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

6. Заключительные положения

В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на деятельность санаторных групп распространяется Устав ДОУ, зарегистрированный в установленном законом порядке.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности – образовательным программам дошкольного образования, утвержден

Приказом Минобрнауки России от 01.01.2001г. № 000 п. п. 3,6,1215,17;

- Письмо Минздравсоцразвития РФ от 01.01.2001г. № 15-3/839-09.


Психолого-педагогические средства работы с туб.инфицированными детьми.

Скачать:

Вложение Размер
statya_sergeevoy_o.m.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические средства создания безопасного образовательного пространства для детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ

Сергеева Ольга Михайловна,

педагог МБДОУ детский сад присмотра и ухода №43,

В настоящее время ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из которых каждый тридцатый живёт в России [М.И. Перельман, 2001; В.А. Аксёнова 2002; Л.С. Унтанова с соавт., 2004]. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) заболевание туберкулёзом объявлено глобальной проблемой.

Начиная с 1990 года, показатель заболеваемости вырос более чем в два раза и продолжает расти. Причинами этого в нашей стране являются: ухудшение условий жизни большой части населения, усиление миграционных процессов, нарушение экологического равновесия, уменьшение объёма и снижение качества профилактики и раннего выявления туберкулёза, некачественного лечения заболевания в условиях учреждений пенитенциарной системы. Тревожной тенденцией стал неуклонный рост заболеваемости туберкулёзом в детской среде.

Наибольшее количество тубинфицированных и заболевших туберкулезом детей выявляется из социально незащищенных слоев и семей мигрантов, групп риска, инфицированных впервые, что характерно для современной эпидемиологической ситуации. Установлено, что повышение заболеваемости происходит на фоне высокого уровня инфицированности, выявляемой уже в младшем дошкольном и школьном возрасте [И.А. Сиренко, Н.М. Подопригора, 2001; С.А. Шматько с соавт., 2004; А.Ф. Стукалов, С.А. Немцева, 2007]. До 95 % тубинфицированных выявляется в семьях, где распространены курение, алкоголизм, наркомания и существуют многочисленные психологические проблемы при отсутствии мотивированного настроя на длительную превентивную химиопрофилактику.

Наличие риска к тубинфицированию детей приводит к напряжению всех функциональных структур организма и требует дополнительных ресурсов, обеспечивающих повышение уровня безопасности ребенка. В то же время п отребность в безопасности одна из ведущих потребностей человека, которая определяет полноценное функционирование и развитие личности на всех этапах развития. В своей структуре потребность безопасности обеспечивается на нескольких уровнях – физическом, психологическом, социальном. Современный уровень развития цивилизации часто приводит к фрустрации безопасного состояния индивидуумов. Угрозу для полноценного развития личности представляют различные механизмы природного и социального характера, в том числе наличие болезни или риска ее развития.

В научной литературе представлены работы, посвященные изучению отдельных особенностей детей с туберкулезной интоксикацией. В исследованиях показана большая подверженность инфекционным заболеваниям, в том числе туберкулёзом, детей с низким уровнем физического развития [А.Г. Щедрина, 1989; 2001, А.А. Ефимова с соавт., 1994]. У детей с туберкулезной интоксикацией в отличие от средне нормативных показателей отмечается снижение основных антропометрических данных (длины и массы тела, окружности грудной клетки), задержка физического развития, функционального созревания, снижение гипоксической устойчивости и толерантности к гиперкапнии, состояние системы кислородообеспечения организма, функциональной активности сердечно-сосудистой системы, смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии.

Психологические исследования раскрывают негативное влияние болезни на психоэмоциональное состояние тубинфицированных детей и взрослых. Показано, что среди этой группы детей увеличена встречаемость негативных психоэмоциональных состояний, резко повышен уровень личностной и ситуативной тревожности, отмечается высокая подверженность действию стрессовых факторов, что создает условия для срыва адаптационных механизмов [Н.Ю. Исаева с соавт., 1998; Е.Н. Лукашова, 2004; С.Н. Глазунова, 2006]. Таким образом, процессы физиологической, психологической и социальной адаптации детей с тубинфицированной интоксикацией оказываются затруднены в образовательном учреждении.

В доступной научной и научно-методической литературе, предназначенной для педагогов, работающих с детьми с тубинтоксикацией, в основном раскрываются вопросы соблюдения санитарно–гигиенического и противоэпидемиологического режима, качества питания, регулирования физической нагрузки. В тоже время практически отсутствуют работы, раскрывающие специфику психолого-педагогической помощи детям с тубинтоксикацией.

В связи с этим актуальной проблемой дошкольного учреждения, работающего с тубинфицированными детьми, является поиск и совершенствование психолого-педагогических средств, обеспечивающих безопасность образовательного пространства.

В условиях нашего дошкольного образовательного учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией организована работа разновозрастной группы. В связи со спецификой работы этих групп 2-3 раза в год происходит обновление контингента детей, таким образом ежегодно учреждение обеспечивает медико-психолого-педагогическим сопровождением более 50 детей с тубинтоксикацией.

По результатам мониторинга психофизического развития, эти дети характеризуются отставанием по показателям физического развития (антропометрические показатели, уровень физического развития и подготовленности). В силу их соматической ослабленности у них наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которой отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение их чаще пониженное, они очень чувствительны к сенсорному воздействию (яркому свету, шуму). Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (в силу недостаточного снабжения головного мозга кислородом), повышение потливости, колебания артериального давления. Отмечаются трудности к адаптации как следствие нарушения функций приспособления. Часто отмечаются признаки нарушения эмоциональных состояний и поведения (агрессивность, невротические страхи, личностная и ситуативная тревожность), что в свою очередь негативно отражается на сфере общения ребенка.

В связи с специфическими особенностями физического, психосоматического развития, дети с туберкулезной интоксикацией нуждаются с специальном медико-психолого-педагогическом сопровождении. На основе анализа мониторинга психофизического развития нами были определены основные направления комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения их развития в условиях ДОУ:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.